Главный певческий секрет Шаляпина
Как вы сможете в дальнейшем убедиться, методика певческой ступени такая же, а то и еще проще, чем методика речевой. И секрет тут один — нужно соединить речь с пением, «говорить, как петь, а петь, как говорить».
Если вы уже освоили речевую ступень освобождения голоса, то вам остался только один шаг для освоения пения, только один шаг к тому, чтобы запеть так, как не удается петь многим из тех, кто долгие годы тренирует свой «вокальный голос» по системе классического бельканто.
Для того чтобы этот шаг совершить, вам нужно последовательно, следуя принципу «от простого к сложному», проработать по определенному алгоритму «песенный материал». Этапы этой работы выглядят следующим образом:
1. Импровизация (произвольное пропевание) на основе простого текстового материала, например, на детских сказках (Багрунов очень рекомендует сказки Корнея Чуковского) или на благозвучных стихах (несомненный лидер — незабвенный Александр Сергеевич).
2. Пение песен Окуджавы и других бардов (эти песни отличает вокальная простота, отсутствие сложных музыкальных фраз и высоких нот).
3. Пение популярных песен (я очень рекомендую ранние песни Пугачевой, и еще я, например, очень люблю использовать для занятий песни, которые исполнял Михаил Боярский, хотя по сложности многие из них стоит отнести ко второму этапу).
4. Пение русских народных песен. На этом этапе можно подключить уже и проработку некоторых шаляпинских песен, например, ту же «Дубинушку» (именно ее я обычно демонстрирую тем, кто упорно утверждает, что невозможно петь громко и красиво без опоры на «воздушный столб»).
5. Пение романсов.
6. Пение арий из опер.
К каждому следующему этапу стоит переходить только тогда, когда вы в совершенстве, на 3–5 произведениях, освоите предыдущий. Если же вы сразу попробуете петь романсы, то ничего, кроме разочарования и комплекса неполноценности, не получите. А ведь всего через полгода-год занятий (в зависимости от их интенсивности) вы сможете петь романсы так, что вам позавидуют многие современные исполнители.
Алгоритм, по которому нужно прорабатывать каждое музыкальное произведение, также несложен.
Сначала необходимо хорошенько проработать текст произведения так, как мы это делали на уроках работы с текстами (уроки 8—11-й), добиваясь как можно более высокого уровня декламации. И только после этого переходить к собственно певческой работе.
1. Для начала необходимо как можно лучше ознакомиться с мелодией произведения (этот этап пропускается при работе с немузыкальными произведениями, стихами и сказками). Лучше всего для этого найти так называемую «минусовку» (только музыка, без слов, если у кого-то возникнут проблемы с их приобретением, пишите мне на e-mail: [email protected], что-нибудь придумаем) и несколько раз просто их прослушать, полностью расслабившись и не пытаясь ничего достигнуть или добиться.
2. На втором этапе наша задача состоит в том, чтобы начать подпевать мелодии (хотя, если работа исполнителя вам нравится, то вы вполне можете работать и под саму песню). Однако подпеваем мы не голосом, а примарным тоном. То есть фактически мычим в такт музыке. Выполните это упражнение несколько раз в трех базовых положениях рта.
3. Теперь, в полной аналогии с «текстовой» работой, мы поем «А-ХА»-модификацию. Полный алгоритм включает в себя пропевание этой модификации во всех трех базовых положениях рта.
4. Полноценное пение.
Дополнительные рекомендации
На третьем этапе — «пение популярных песен» — Владимир Павлович особенно рекомендует «Плот» Юрия Лозы. По его мнению, это просто гениальная песня. Багрунов в нее влюбился в начале 90-х годов, когда занимался психологической подготовкой с гроссмейстером Валерием Саловым. Тому песня также «легла на душу», и он хорошо напевал ее мотив.
Когда вы перейдете к «полноценному пению», я очень рекомендую вам как можно больше поиграть с различными интонациями и образами. Любую песню можно спеть и как лирическую, и как марш, и как романс, и как плясовую. Помимо хороших эмоций это позволит вам гораздо лучше прочувствовать музыкальное произведение, избавиться от ненужных музыкальных стереотипов и найти, в конце концов, именно свое, уникальное исполнение. Очень эффективно также поработать в жанре пародиста. Подумайте и попробуйте изобразить (не только мимикой, но и голосом!), как эту песню спели бы Высоцкий, Пугачева, Кобзон или какой-нибудь другой певец с оригинальной манерой исполнения. Вы увидите, как легко это сделать, пользуясь правильной моделью звукоизвлечения. А практический эффект от этих экзерсисов будет таким же, как от игры с интонациями (пропеть одну и ту же песню сначала с трагическими, а потом с бравурными интонациями).