Основные «голосовые» стереотипы

Антон Калабин

УПРАВЛЕНИЕ ГОЛОСОМ

Предисловие

Есть много профессий, в которых хорошее владение голосом является одним из важных условий успеха. Я говорю не только о певцах, артистах разговорного жанра и разных прочих шоуменах, но и о людях других профессий, чей успех также связан с умением хорошо владеть голосом, — политиках (хотя многие из них не понимают важности этого аспекта), бизнесменах, педагогах, тренерах и представителях других «социальных» профессий (врачах, например).

Вам наверняка встречались в жизни люди, которые настолько не владеют своим голосом или голос которых настолько неприятен или неубедителен, что, даже если они говорят весьма разумные вещи, соглашаться с ними совсем не хочется. И, наоборот, за человеком, который говорит уверенным голосом, с богатой интонационной и тембровой окраской, хочется идти и в огонь и в воду не раздумывая.

Я — руководитель крупной торговой компании. Не секрет, что для руководителя голос — не только одно из свойств личности, но и рабочий инструмент. Мне часто приходится разрешать проблемные ситуации с клиентами и партнерами, а также конфликты между сотрудниками компании, отстаивать свою точку зрения, сталкиваться с другими сложными проблемами. И я убедился на собственном опыте, что хорошо «поставленный» голос может существенно облегчить решение большинства такого рода проблем. После прохождения курса обучения по методике Багрунова, а это было уже больше двух лет назад, я ни разу не повысил голоса на подчиненных. Мне это просто не потребовалось.

Я могу сказать со всей ответственностью, что эта методика сильно повлияла на мою жизнь. Мне стало гораздо легче общаться как с друзьями, так и с сотрудниками. Мне стало гораздо легче договариваться с людьми, нужный уровень доверительных отношений стал достигаться гораздо легче и быстрее.

Основное достоинство этой системы не в ее теории (хотя она поистине революционна), а в методике упражнений. Владимиру Павловичу удалось создать эту методику после двадцатилетних экспериментов и многих лет преподавания, и я считаю, что это — один из самых высокоэффективных инструментов для научения владению своим голосом из всех, которые я встречал за свою жизнь (а их поиском я занимаюсь целенаправленно). Каждая минута (да-да!) занятий по этой методике будет изменять вас и ваш голос. И вам будет очень обидно, что вы не узнали об этой технологии раньше и многие годы были в общении гораздо менее эффективны, чем могли бы. Если вы будете заниматься самостоятельно, эффект будет хотя и менее скорым, но он непременно будет. С каждым днем, с каждым выполненным упражнением вы будете замечать существенные изменения в своем голосе. Причем изменения почувствуете не только вы, но и люди, которые будут с вами общаться. К несомненным плюсам методики следует отнести и то, что в отличие, например, от приобретенных знаний по иностранному языку приобретенные навыки не утратятся со временем, после того как вы прекратите занятия. Это возможно потому, что данная методика основана не на «постановке голоса», а на возвращении тех голосовых возможностей, которые нам дала природа при рождении.

Я благодарю Владимира Павловича Багрунова за великодушно предоставленное право использовать при подготовке этой книги к публикации фрагменты его книги «Азбука владения голосом».

Надеюсь, что те маленькие секреты и хитрости, которые мне и моим ученикам удалось добавить к технологии Владимира Павловича, позволят вам тренироваться еще более эффективно.

Антон Калабин

Введение

Работе над своим голосом придавали большое значение великий Пифагор и отец средневековой медицины Парацельс. Многие эзотерические и восточные учения приписывают нашему голосу чудодейственную силу. Предлагаемая методика, основанная на раскрытии тайны феномена Шаляпина, может стать способом, с помощью которого вы обретете эту силу. В поразительной эффективности этой методики (при простоте и очевидности заложенных в нее базовых принципов) убедились уже тысячи людей.

Из теоретической части самоучителя вы узнаете, что при рождении все мы владеем идеальным голосом, и поймете, почему мы теряем это свойство с возрастом. Вы также откроете для себя три секрета настройки голоса и выясните, почему голос иногда теряется и с помощью каких методов восстанавливается.

Практическая часть содержит упражнения, овладение которыми позволит вам не иметь никаких проблем с голосом даже при самых больших нагрузках на него. Методика общедоступна — ею смогли овладеть несколько сотен человек, среди которых школьники, студенты, преподаватели, логопеды, политики и представители самых разнообразных профессий, — а времени на освоение этой методики требуется не очень много: от двух дней до месяца. Опыт показывает, что при применении методики улучшаются все параметры голоса и речи (тембр, громкость, диапазон, интонационная пластичность), улучшаются способности к саморегуляции, нормализуется сон, замечен также высокий антидепрессивный эффект, открываются новые способности (хореографические, декламационные, певческие); резко улучшаются коммуникативные способности. Улучшается слух в целом, а также речевой, музыкальный и интонационный слух; появляется стремление к саморазвитию. Причем эти положительные результаты начинают появляться уже после двухдневного 14-часового курса, и это не просто слова: эти результаты, появившиеся на наших тренингах, зафиксированы в многочисленных аудиозаписях.

Как работать с самоучителем

Самоучитель состоит из нескольких частей, и я рекомендую для начала прочитать краткую теоретическую часть, которая позволит вам понять методические основы технологии освобождения голоса, ознакомиться с теоретическими предпосылками и практическими доказательствами ее базовых положений. Я предоставляю вам возможность самим сделать выводы о разумности приводимых в их защиту доводов и занять собственную позицию в заочном споре классической методики по работе с голосом, разработанной Гарсиа-младшим, и ее полной противоположностью, методикой Владимира Павловича Багрунова. Если вы решите заниматься по нашей методике, то я могу предложить вам несколько вариантов занятий.

Самый эффективный вариант — сочетание самостоятельных занятий с участием в тренингах. В таком случае оптимальна следующая последовательность действий: сначала нужно пройти двухдневный тренинг, включающий в себя доречевую и речевую ступени, затем провести самостоятельные занятия по самоучителю в течение 2–4 месяцев по 15 минут в день (а лучше, но не обязательно, было бы заниматься дважды в день по 15 минут). Этого времени достаточно для качественной самостоятельной проработки всех упражнений доречевой и речевой ступеней. Однако в процессе самостоятельной работы могут накопиться некоторые «огрехи», которые не всегда можно у себя качественно детектировать. Поэтому желательна некоторая «подстройка» и получение обратной связи от специалиста. Это можно сделать на повторном занятии. Именно в таком режиме — два тренинга с интервалом в четыре месяца — осваивал методику и я.

Петр Сидоров, торговый представитель крупного западного бренда, Казань:

«Я занимался в режиме, рекомендованном Антоном как наиболее эффективный: два двухдневных тренинга с интервалом в несколько месяцев. Так получилось, что интервал у меня был достаточно большим — пять месяцев. Методика просто супер! Мой голос стал намного спокойней, убедительней, бархатистей. Мне стало гораздо проще заговаривать с незнакомыми людьми, теперь они после моих слов улыбаются мне в ответ и смотрят на меня с интересом. Думаю, что во многом благодаря этой революционной методике я вот уже несколько месяцев вхожу в тройку лучших торговых представителей по своему региону. Есть и другие изменения: я полюбил караоке. Теперь я могу петь караоке в любой компании. И всегда после этого мне приходится рассказывать, где это я так научился петь. Что я с удовольствием и делаю. Большое спасибо за суперметодику и за эффективные занятия. Серьезно подумываю о том, чтобы аттестоваться на инструктора…»

Другой вариант — заниматься с инструктором индивидуально. Хотя я заметил, что максимальных успехов моим ученикам удается добиваться именно в составе групп (оптимальное количество участников 6—12 человек). Это достигается за счет «запуска» явлений группового резонанса и других синергетических эффектов.

К сожалению, не все имеют возможность пройти обучение в предложенных мною формах — индивидуально или на тренинге, — но овладеть этой методикой будет полезно многим, и, собственно, для них-то и написана эта книга, которая поможет им заниматься по замечательной методике В. П. Багрунова абсолютно самостоятельно. По крайней мере, до тех пор, пока нам не удастся подготовить достаточное количество профессиональных преподавателей этой методики в каждом городе.

В случае, если вы решите самостоятельно освоить методику, я рекомендую сначала полностью прочитать самоучитель, а потом сымитировать для себя мини-тренинг, выполнив по разу (желательно подряд и за один раз) все упражнения из самоучителя. Вопросы, которые в процессе этой работы у вас возникнут, вы можете отправить мне на e-mail: [email protected], и я обязательно отвечу вам в течение нескольких дней.

Затем стоит перейти к тщательной последовательной проработке каждого упражнения. Причем к каждому последующему упражнению надо переходить, только полностью освоив предыдущее. Критерии качества у каждого упражнения свои и указаны непосредственно сразу за описанием самого упражнения.

Заниматься лучше всего 1–2 раза в день по 15 минут. Конечно, можно заниматься и чаще, и дольше, однако, например, мой опыт показывает, что предлагаемый режим дает максимальное значение соотношения «качество затраченное время». Когда у меня был период интенсивного освоения методики, я работал именно по этой схеме, что было мне вдвойне удобно, так как я совмещал приятное с полезным: у меня есть собака, красавица породы мастино-неаполитано по имени Криста, и так как голосовые упражнения не требуют слишком громкого произнесении и особого антуража, то мне было очень удобно выполнять их два раза в день, во время прогулки с Кристой. Забегая чуть вперед, скажу, что Криста была первой, на ком я в полной мере почувствовал эффект от применения методики (она стала гораздо лучше чувствовать мои эмоции, а слушаться стала вообще беспрекословно).

Не секрет, что главная проблема самостоятельных занятий состоит в том, что очень тяжело заставить себя заниматься регулярно. Поэтому отмечу: не беда, если вы пропустили несколько дней занятий. Все ваши уже наработанные навыки останутся с вами. Дело в том, что, практикуя эту методику, мы не обучаемся какому-то новому навыку, а возвращаем себе утраченное, тот способ произносить звуки, которым каждый из нас наделен от природы и который мы просто чуть-чуть подзабыли за время взросления. Однако замечу все же, что очень большие перерывы в занятиях делать все равно нежелательно.

Кстати, стоит только начать серьезно тренироваться по методике освобождения голоса, как прекращать занятия уже и не захочется. Буквально через несколько недель занятий ваш собственный голос начнет доставлять вам удовольствие. И вы будете выполнять упражнения уже не столько для того, чтобы чего-то от себя добиться, сколько для того, чтобы насладиться звучанием и вибрацией своего собственного голоса.

Ирина Горбунова, PR-менеджер компании «Камео»:

«Хочу сказать, что я занималась так же, как и Антон, гуляя с собакой. И, хотя я тренировалась только раз в день, вечером, уже на второй неделе эффект от занятий стал заметен. Если раньше мне удавалось достичь каких-то эффектов в общении с людьми спонтанно, я не понимала, почему тот или иной разговор приводил к таким результатам, то теперь я стала лучше сама слышать себя, то, как я говорю, и это, как мне кажется, отразилось на звучании моего голоса. Это как в пении — любители просто воспроизводят похожие на нужные звуки, а профессионалы работают над каждой нотой. Я стала, если так можно сказать, профессиональным собеседником, оратором, если это слово не воспринимать очень серьезно. И эта ответственная работа принесла свои плоды. При этом работа над своим голосом не напрягала меня, а доставляла мне удовольствие. Мои телефонные собеседники стали мне говорить комплименты, оценивая тембр моего голоса, богатство интонирования, и я думаю, что это закономерный результат моей работы над расширением возможностей моего голоса…»

Часть I. Общие принципы методики освобождения голоса по В. П. Багрунову?

На свете нет зрелища прекраснее, чем прекрасное лицо, и нет музыки слаще, чем звук любимого голоса.

Жан де Лабрюйер

Эталоном мощности звучания и красоты голоса всегда являлся голос певца. Поэтому все, что связано с развитием голоса, рассматривается обычно на примерах выдающихся певцов, хотя механизмы управления голосом одинаковы у всех людей. Известно, что удобнее всего понять законы любого явления, в том числе и управления голосом, на некой идеальной модели. Самым выдающимся и до сих пор непревзойденным является голос великого русского певца Федора Ивановича Шаляпина (1873–1938) (подробнее с его биографией можно ознакомиться в Приложении 1 самоучителя). Не все знают, что великий певец был самоучкой. Это-то и привлекло Владимира Павловича Багрунова к изучению его феномена. В конце концов ему удалось раскрыть тайну феномена Шаляпина и на основе объяснения природы этого феномена создать простую методику развития голоса, овладение которой не требует никаких предварительных знаний и навыков.

История Багрунова

История поиска «собственного голоса» Владимиром Павловичем Багруновым весьма поучительна сама по себе. Во время учебы в аспирантуре на факультете психологии Санкт-Петербургского университета Владимир Павлович пел в хоре у знаменитого хормейстера Григория Моисеевича Сандлера. Через год пения в хоре ему захотелось осуществить потаенную мечту — стать выдающимся певцом. Он нашел педагога, занимался у него 7 лет, взяв в общей сложности 515 платных уроков. Итогом этих занятий стала полная потеря голоса.

Владимир Павлович сконцентрировался на карьере психолога. Однако через 12 лет судьба Багрунова сделала резкий поворот, и он вновь занялся пением. Вот как он описывает этот период своей жизни: «Три события резко повлияли на всю мою дальнейшую судьбу. Первое произошло 17 ноября 1993 года. В этот день по одному из коммерческих дел я ожидал клиента в вестибюле станции метро «Пионерская».

Неожиданно мой взгляд падает на афишу, где крупными буквами написано, что 5 и 7 декабря 1993 года в Большом зале филармонии хор Санкт-Петербургского университета под руководством Григория Сандлера совместно с симфоническим оркестром филармонии исполняет Кармина Бурана К. Орфа. Дирижер В. Вербицкий. Почему-то мне ужасно захотелось спеть это произведение, и в ближайший репетиционный день, во вторник, я предстал пред очи Григория Моисеевича Сандлера. Я сообщил, что пел в хоре в 1970/71 учебном году, и высказал свое желание еще раз спеть полюбившееся мне произведение, которое они будут исполнять через две недели. Мужских голосов в хоре всегда не хватало, и через несколько секунд я находился в поредевшем за эти годы списке теноров. Оба концерта прошли с огромным успехом. Вскоре выяснилось, что хор в апреле должен ехать в Париж, побывать в котором было моей сокровенной мечтой.

Естественно, я остался в хоре и с колоссальной скоростью стал разучивать репертуар.

Второе событие произошло 30 декабря 1993 года перед самым окончанием репетиции. Неожиданно Григорий Моисеевич обращается ко мне: «Володя! Ты наша надежда!» К сожалению, это были практически последние слова, которые Г. М. сказал мне — через день, в ночь на новый год, великий хормейстер заснул вечным сном… Но эти слова также стали важным для меня событием, показавшим, что я стою на правильном пути.

Третье событие, уже непосредственно побудившее меня к штурму проблемы голоса, произошло в конце марта, за несколько дней до отъезда хора во Францию. На моих глазах директор студенческого клуба Олег Иванович Виноградов порвал мою анкету для поездки (личная месть. — А. К.). Волна сложных эмоций захлестнула меня. Когда он рвал анкету и я не верил своим глазам, во мне что-то перевернулось. На этой волне я окончательно убедился в порочности традиционных методов обучения пению, с новыми силами взялся за решение проблемы природы голоса, и господь внял всем предыдущим моим поискам и лишениям. Я предпринял очередной теоретический штурм проблемы голоса, и вскоре он увенчался успехом. В одной из диссертаций я наткнулся на малоизвестный факт, буквально потрясший и озаривший меня. В считаные мгновения мне стала ясной порочность методов работы с голосом, которые я прочувствовал на собственной шкуре за эти 23 года. Этот отказ в поездке оказался для меня поистине бесценным».

Тот самый малоизвестный факт, о котором пишет Владимир Павлович, он нашел в научной диссертации, где приводилась ссылка на эксперименты Грузинова. Эта информация оказалась тем катализатором, который позволил Багрунову буквально за какой-то месяц привести все свои наработки в стройную систему и подкрепить ее теоретически.

Главный вывод, который делает любой человек, знакомящийся с методикой В. П. Багрунова, состоит в том, что каждый из нас от природы обладает феноменальным голосом. Его не нужно «ставить», так как он порождается мембранами, находящимися в бронхиальной системе. Поэтому оказывается ненужной и бессмысленной многолетняя работа по «постановке вокального голоса» и многочисленные традиционные упражнения. Оказывается, кардинальные успехи своего голоса можно услышать всего через несколько часов занятий, ведь тому, кто занимается по этой методике, не нужно учиться чему-то новому. Достаточно просто «вспомнить» ту модель звукообразования, которой он был наделен с рождения, с помощью которой он мог докричаться до родителей почти с любого расстояния и передать им свое настроение и свои желания одной голь ко интонацией голоса.

Чтобы добиться этого эффекта, вам, так же, как когда-то и мне, необходимо сначала понять (мы же все очень взрослые, умные, но недоверчивые, поэтому мы сначала должны понять, как эта штука работает) основные теоретические понижения системы, а уж потом переходить к практическим действиям.

Еще одно бесспорное достоинство системы в том, что весь нужный для овладения методикой объем теоретических знаний можно «сжать» всего до четырех базовых «утверждений» или «секретов».

Глава 1. БРОНХИАЛЬНАЯ СИСТЕМА ЧЕЛОВЕКА — ИСТОЧНИК ГОЛОСА

Природа весьма проста; что этому противоречит, должно быть отвергнуто.

М. В. Ломоносов

Открытие Грузинова

Ответ на этот вопрос нашел в 1812 году практически никому сейчас не известный ученый Илья Грузинов.

Описание опытов, которые он проводил на Бородинском поле по окончании битвы, может кому-то показаться слишком шокирующим, однако я привожу его, так как подозреваю, что у вас могут остаться сомнения в том, что вовсе не связки играют основную роль в звукообразовании.

Не вдаваясь в физиологические подробности, можно сказать, что суть опытов Грузинова состояла в том, чтобы определить, способно ли человеческое тело производить звуки при физическом отсутствии голосовых (правильное медицинское название — гортанных) связок. Понятно, что Бородинское поле после битвы могло предоставить богатейший, если можно так выразиться, экспериментальный материал для исследований такого рода, ведь после прекращения сражения там осталось огромное количество трупов, в том числе и «безголовых», то есть не имеющих не только голосовых связок, но и вообще головы. Эксперименты Грузинова наглядно показали, что при надавливании на грудь такого «образца», он издает чистый низкий звук с богатой тембровой окраской, очень похожий на человеческий стон.

Рис. 1. Бронхиальная система человека

На этом открытии основан главный «теоретический» секрет методики освобождения голоса — источником звука является наша бронхиальная система. Трахея — это низы, главные бронхи — звуки средней тональности, а мелкие бронхи — высокие звуки.

Умение настроить и распорядиться «органной» системой, наш — главный секрет всех самых выдающихся певцов. Среди них наши Шаляпин и Собинов, итальянцы Гарсиа-старший, его дочери Мария Малибран и Полина Виардо, Маттиа Наттистини, Бениамино Джильи, Марио Ланца, Има Сумак, которой у же за 90, а она все еще поет, и как поет! Возможно, и другие, но менее известные певцы владели или владеют этим секретом. Этот триединый голос, которым обладали вышеназванные певцы и о котором мы в дальнейшем более подробно поговорим, есть не что иное, как духовой оркестр, а точнее, своеобразный орган с трубками разного диаметра и длины.

Итак, первый вывод: Голос рождается не в «свистульке» голосовых связок, а в «органе» бронхиальной системы.

А теперь пришла пора раскрыть и три «практических секрета» освобождения голоса: анатомический, физиологический и психологический.

Глава 2. АНАТОМИЧЕСКИЙ СЕКРЕТ НАСТРОЙКИ ГОЛОСА: «ЧИСТИМ» ТРУБУ

Мы так устроены, что не любим разглашать свои секреты. Шаляпин, когда его просили рассказать, как это у него все так получается, говорил, что «это очень просто, надо делать, как я», — и начинал петь (к слову сказать, данный чудо-рецепт я слышал и от многих современных певцов, чьи голоса мне нравятся). Незадолго до революции 1917 года Федор Иванович собирался в Крыму, в Гурзуфе, на месте нынешнего Артека, создать храм искусств и обучать там пению по своей методике. Организовать свою школу и раскрыть свои методические принципы он собирался и за границей, но из этого тоже ничего не получилось. Шаляпин знал три тайны настройки голоса, но одну из них он сделал сверхсекретом (физиологическая составляющая), о другой знали очень немногие (анатомическая составляющая) и рассказывал он только об одном секрете — психической составляющей.

Составная труба

Пора открыть секрет: зная о том, где именно рождается звук, мы можем перейти к рассмотрению анатомического секрета освобождения голоса.

Из груди до гортани звук идет помимо нашей воли, однако на последнем отрезке своего пути он встречает препятствие в виде гортани. Как правило, все полагают: раз источник звука — голосовые связки (будем придерживаться традиционного и понятного термина, хотя научное их название — гортанные), а они расположены в гортани, значит, для управления звуком надо учиться управлять гортанью.

Некоторые драматические артисты и певцы к извлечению звука из глубины организма, т. е. из бронхов, пришли эмпирически — гортань (горло) они сделали только проводником звука. Вот этому-то и надо научиться в первую очередь: отключать горло от голоса, сделать горло только проводником. Иначе говоря, из трахеи и гортани мы должны образовать составную трубу, своего рода раструб, нижняя часть которого — источник звука, а верхняя, наподобие воронки — его проводник. Те, кто наблюдал поющего Шаляпина, отмечали, что не могли «отделаться от представления об этом огромном поющем раструбе». Чтобы этот «раструб» заработал, необходимо опустить вниз кадык и корень языка и увеличить пространство, соединяющее гортань и трахею. Самый близкий аналог — блок-флейта. Музыкант соединяет два или более блоков, и инструмент звучит как одно целое. Это же должны делать и мы.

Пищевод и трахея

Все мы прекрасно знаем, что в нашем горле находятся рядом две большие трубки — пищевод и трахея. Функция первой — служить проводником пищи и жидкости, функция второй — дыхание и голос. И если попадание воздуха в пищевод абсолютно безвредно для организма (кроме некоторого дискомфорта), то попадание жидкости или кусочков пищи в «дыхательное горло» может иметь весьма серьезные последствия. Кусочки пищи (или другие твердые предметы) способны перекрыть доступ воздуха к легким и стать причиной удушья, а попадание жидкости практически моментально вызывает необратимые изменения в легочной ткани. Все профессиональные ныряльщики знают, что последствия попадания воды в легкие (когда человек делает полноценную попытку вдохнуть под водой) намного серьезнее, чем простое «воды нахлебался» (нечаянное попадание небольшого количества воды в желудок).

Рис. 2. Трахея и пищевод

Запирающий механизм

Физиологической системой, которая позволяет одновременно использовать рот и гортань и препятствует попаданию твердых частиц и жидкости в «дыхательное горло», является кадык и связанная с ним система мышц.

Посмотрим, каким образом кадык выполняет свою функцию.

Рис 3. Три положения кадыка

Левый рисунок

Такой, в идеале, должна выглядеть гортань в тот момент, когда работает трахея, когда мы дышим или разговариваем. В этом положении кадык полностью сдвинут вниз и вовне (если горло расположено вертикально, то кадык ходит по «диагональной» траектории) и ни воздух, ни звук не встречают препятствий.

Правый рисунок

Ни правом рисунке очень схематически изображено положение кадыка в тот момент, когда в горло поступает что-то, предназначенное для пищевода. В этом случае трахея, в целях безопасности легочной ткани, должна быть полностью перекрыта. Функция, которая очень хорошо, как видно на рисунке, исполняется кадыком. Именно такое положение принимает кадык в момент сглатывания.

Правильное положение кадыка

Как легко может заметить наблюдательный читатель, дышим мы постоянно, а едим иногда. Поэтому логично было бы предположить, что положение кадыка, изображенное ни правом рисунке, и является стандартным, постоянным его положением. И он будет абсолютно прав — у новорожденных и маленьких детей (лет примерно до трех) дело обстоит именно так.

К сожалению, в более позднем возрасте начинают работать механизмы, которые вызывают прогрессирующий со временем «горловой зажим». Как показывает мой опыт, один из главных факторов, его вызывающих, — постоянные приказы говорить тише (даваемые обычно в резкой форме), что вызывает у малышей и психологический (боязнь общения), и физиологический («горловой») зажим. Однако нам, по большому счету, неважно, каким образом возникает зажим, который заставляет наш кадык постоянно находиться в некоем среднем положении (см. средний рисунок). Важно то, что это мешает звуку проходить по горлу без искажений.

И важно то, что есть несколько очень простых упражнений которые помогают этот зажим снять быстро и независимо от тех причин, которые его вызвали. Тому, как научиться это делать, посвящен первый урок.

«Примерные» голоса

На тренингах меня часто спрашивают, существуют ли в наше время известные политики, драматические артисты или певцы, у которых гортань и трахея имеют хорошее соединение? Ответ: да, существуют, но таких — единицы. Из известных политиков можно назвать генерала Александра Лебедя, у которого голос шел, как из трубы. Здесь имело место 100-процентное соединение. Однако мало кто знает, что это соединение — результат хирургической операции на гортани произведенной в детстве, после того как, проявив мальчишескую отвагу, будущий генерал пострадал от взрыва, и его сшивали, как выразилась его мать, «по частям».

Вспомните, для сравнения, как в старом советском мультфильме про Чиполлино принц Лимон специально был озвучен тонким пронзительным голосом. С помощью этого «изобразительного средства» передается тот факт, что реальной власти этот персонаж не заслуживает, что он абсолютно нехаризматичен и просто смешон в своих попытках командовать подданными. Поэтому причина революции, случившейся в Сказочной стране Овощей и Фруктов, становится вполне понятной. Согласитесь, что те же самые «народные возмущения», обладай принц Лимон голосом Александра Лебедя, были бы далеко не так закономерны.

Прекрасное соединение чувствуется в голосе у известных в прошлом дикторов радио и телевидения — Балашова, Кириллова и, разумеется, Левитана. Последний, к слову, был очень маленького роста и тщедушного телосложения. Это я к тому, что объем легких у него был не очень большой.

Из артистов театра, кино и тружеников эстрады надо отметить Николая Анненкова, дожившего до 100-летнего юбилея, Юрия Яковлева, Николая Переверзева, Владимира Яхонтова, Евгения Евстигнеева, Иннокентия Смоктуновского, Армена Джигарханяна, Михаила Краско, Николая Караченцова, Владимира Высоцкого, Аллу Пугачеву и других.

Из мастеров оперного пения, также обладавших прекрасным соединением гортани и трахеи, нельзя не отметить, помимо уже упомянутого Шаляпина, баритонов Маттиа Баттистини, Гитта Руффо, Камилло Эверарди, Иоакима Тартакова, теноров Леонида Собинова, Анжело Мазини, Бениамино Джильи, Марио Ланца и Осипа Рогачевского.

Особняком в списке замечательных голосов стоит перуанская певица Има Сумак. Она такая же самоучка, как и Шаляпин (кстати, и голоса обоих звучат в похожей манере звукоизвлечения). Сразу после рождения мать перед ее колыбелью поставила клетку с канарейкой. В дальнейшем девочка подражала пению птиц в лесу. Других учителей пения у Имы Сумак не было. В результате она стала обладательницей феноменального голоса диапазоном в четыре с половиной октавы.

Описанный выше анатомический секрет известен очень малому кругу специалистов и, на мой взгляд, является одним из главных «профессиональных секретов» людей с хорошо поставленным голосом. Так же, как при закрытой крышке рояля невозможно на нем играть, нельзя говорить и о каких-либо дальнейших достижениях в настройке голоса, если нет необходимого соединения между гортанью и трахеей — иначе говоря, если не освобождено пространство между корнем языка и стенкой гортани.

Вывод второй: Необходимо «освободить» гортань.

Три заядлых курильщика, перебивая друг друга, клянут пагубную привычку.

— И потом табак деформирует голос!

— Да-да, особенно меняет его тон!

— Совершенно верно! Вы бы послушали мою жену, когда я роняю пепел на ковер.

Глава 3. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ СЕКРЕТ НАСТРОЙКИ ГОЛОСА («МАЛОЕ» ДЫХАНИЕ)

Для начала — немного истории. И история эта тесно связана с именем Гарсиа-младшего.

Вот как ее рассказывает Владимир Павлович Багрунов: «Кто такой Гарсиа-младший? Вокалисты всего мира с трепетом произносят это священное для них имя. Еще бы! Это создатель певческой теории, которая овладела всем миром, это младший представитель великой певческой династии Гарсиа. Его отец и две родные сестры Мария Малибран и Полина Виардо были в середине XIX века виртуозами оперного пения, блиставшими на самых прославленных сценах всего мира. Он, наконец, академик! Поэтому разве можно усомниться в его истинах, считающихся уже более сотни лет прописными и хрестоматийными?! Что же это за истины? В 1856 году в Лондоне вышла прекрасно изданная книга Гарсиа-младшего «Полная школа пения». В этой книге для овладения голосом автор требует опустить диафрагму и увеличивать емкость легких сначала вниз, затем в сторону и принять столько воздуха, сколько позволяют вместить легкие. Дальнейшее переиздание «Полной школы пения» тиражировало по всему миру этот глубокий, диафрагмальный тип дыхания. Мало кто знает, что это было второе издание книги. Первое же издание, вышедшее в 1847 году в Париже, осталось малоизвестным, так как имело, во-первых, очень скромный тираж и, во-вторых, плохое полиграфическое исполнение (трудночитаемый текст). В Российской национальной библиотеке находится по одному экземпляру обоих изданий, и вы можете сами сравнить их. По содержанию они на 99,9 % совпадают, и поэтому только редкие специалисты знают, что несколько строчек, отличающих оба издания, позволяют говорить о диаметрально противоположном подходе к главной проблеме пения и развития голоса в целом».

В первом издании книги Гарсиа говорит о малом дыхании: диафрагма должна быть неподвижной. Этот грудной тип дыхания являлся главным секретом староитальянской школы пения, которую обозначили как «бельканто»: «Il grand segreto per cantare consiste nel cantare con poco fiato» («Великой тайной пения является пение на малом дыхании»).

В XVI веке, во времена расцвета бельканто, этим секретом владели все выдающиеся певцы. Выдающийся певец и композитор Каччини говорил о необходимости такого певческого дыхания, которое не переполняет легких и при котором живот не должен расширяться.

К сожалению, именно второе, «диафрагменное», издание и стало переиздаваться и тиражировать глубокое дыхание. Подтверждением того, что автор так называемой миоэластической (мышечно-механической) теории фонации сам пользовался другой системой, является его необычайное долгожительство по сравнению с последователями его теории: М. Гарсиа-сын прожил 103 года. Обратные примеры многочисленны и впечатляющи: до пятидесяти лет не дожили такие выдающиеся певцы, как Карузо (46), Таманьо (40), Де Муро (42) и многие другие менее известные почитатели диафрагменного дыхания в пении. В то же время ученики Гарсиа хоть и не прожили столько лет, как их учитель, но и жаловаться в этом отношении им не приходилось (Эверарди, Сальватор и Матильда Маркези, Шток Заузен, Женни Менд, Ниссен-Саломан, наш Додонов — учитель Собинова и др.).

Ученики Гарсиа-сына не оставили письменных свидетельств о том, как их учили. В России, как известно, наибольшей славой и известностью пользовался педагог Эверарди, который однажды, обращаясь к Шаляпину, сказал ему: «Ти — моя внучка!». При этом он имел в виду, что единственный педагог Шаляпина — Усатов — был учеником Эверарди. Ни Эверарди, ни Усатов, ни Шаляпин нигде ни словом не обмолвились о главном секрете бельканто.

Таким образом, с «легкой руки» Гарсиа-сына со второй половины XIX века певцы отказались от грудного типа (малого) дыхания, и тем самым певческому искусству был нанесен ущерб, размеры которого невозможно оценить. Несомненно мы имеем дело с грандиозным «недоразумением», погубившим и продолжающим губить голоса и здоровье огромного числа людей по всему миру.

С тех пор теория Гарсиа-младшего стала классической, и фактам, противоречащим ей, почему-то не придавалось и не придается должного значения. Они как бы выпадают из научного анализа. «Устойчивость» этой теории, на мой взгляд, зависит от двух причин.

К первой причине необходимо отнести непомерную роль авторитета певческой династии и школы Гарсиа, и, в первую очередь, Гарсиа-младшего — академика, автора миоэластической теории фонации.

Ко второй причине, обусловившей выбор ложного направления в вокальной педагогике, я отношу господствующий и до наших дней механистический стиль мышления в физиологической науке, и в науке о голосе в частности. Ложные представления о природе голоса ведут к тому, что ученику «методом тыка» подбираются сначала одни упражнения, затем другие, и так до бесконечности, после чего ученика объявляют неспособным, профнепригодным, и дело иногда заканчивается трагически, чаще всего для ученика, а иногда и для профессоров пения. Умалчивая конкретные имена участников подобного происшествия, приведу одну историю, которую рассказал мне Владимир Павлович: «Приехавший в один из наших столичных городов молодой человек, с прекрасно поставленным от природы голосом, через полгода незаметно для себя потерял его в одном уважаемом учебном заведении. Когда он вернулся на родину, его друзья записали его голос на магнитофон и дали сравнить его с записью, сделанной до «обучения». Возмущение молодого человека было таково, что он тут же отправился в аэропорт и вскоре был в во

Наши рекомендации