Запирающие мышцы -подвешиватели таза.
Доктор Дольто уже говорил об этой роли.
Когда разглядываешь таз в анфас, кажется, что бедренные головки имеют особенность, которая идёт в разрез с действием сил тяжести (рис. 137).
Гравитационные нагрузки имеют нисходящую направленность. Таз, опираясь на бедренные головки, должен был бы усиливать давления на верхнюю поверхность головки.
В этих условиях со временем головка должна потерять свою специфику, стать плоской, и развиваться физиологически в сторону артроза (рис. 138).
За счёт чего бедренной головке удаётся сохранить свою сферическую форму?
Необходимы два условия:
1. бедро болжно сохранять большую амплитуду подвижности, чтобы форма подтверждалась своей функцией.
2. бедро должно принимать гравитационные силы так, чтобы они распределялись равномерным образом на всей суставной поверхности головки бедра (рис. 139).
Т. к. сила гравитации направлена вниз, нам необходима система подвешивания, которая абсорбирует нисходящие силы и распределяет их на весь сустав.
Может быть, обтураторы выполняют эту роль?
Изучение обтураторов показывает их многочисленные анатомические особенности.
Они имеют плотное влагалище с наличием большого количества соединительной ткани в центральной части тела мышцы.
Они прикрепляются к запирающему отверстию и к запирающей мембране.
Может быть, их следует считать продолжением друг друга?
В этом случае они образуют кольцо с каждой стороны таза.
Эти кольца направлены кнаружи и вверх и заканчиваются на ключе свода, образованного шейкой и бедренным диафизом (рис. 140).
Когда рассматривают эти мышцы как непрерывное единство, они напоминают 2 мышечных кольца, напичканых соединительной тканью. Два каучуковых кольца, как некоторые подвески, например, у колчски (рис. 141).
Через соединительную ткань обтураторы реагируют на постоянные статические силы. Своими мышечными волокнами они сообщают этой системе адаптационные качества.
Для бедра необходима роль активной подвески (рис. 142 а -в). это подвешивание таза не должно сопровождаться скачком, подвеска квалифицировалась бы как жёсткая. Её можно сравнить с активноё подвеской автомобиля Формула 1, где скачок контролируется, чтобы не потерять связь с дорогой. Мадам Кале-Жермен (Calais-Germain) предлагает эти схемы в книге: "Анатомия для движения" (рис. 143).
Бедренная кость не может иметь вертикального диафиза (рис. 144). Если убрать угол наклона , образованный шейкой, устраняется эффективность системы подвешивания. В этой гипотезе вертикально отражается на головку бедра. Логичной будет эволюция сферической головки в плоскую поверхность. Бедро не должно быть местом встречи нисходящих и восходящих сил.
В профиль (рис. 145). Имеется несовпадение (разрыв) между гравитационными силами и восходящими от земли. Тазо-крестцово-подвздошная часть играет роль коленчатого вала (коловорота) для абсорбции этих сил (рис. 146). Крестцово-подвздошный сустав имеет амортизационное движение в форме открытых щипцов, контролируемых крестцово-подвздошными связками, пирамидальной, седалищно-копчиковой и большой ягодичной мышцами (см. том 3).
В анфас есть также разрыв между нисходящими и восходящими силами (рис. 147). Тазо-крестцово-подвздошная часть и два, над- и подлежащий, сустава сталкиваются с этими силами (рис. 148). Бедро не может быть местом встречи сил. Напротив, оно должно быть зоной уравновешивания натяжений.
Таким образом, стало понятно, почему артроз бедра может быть:
- полярным нижним в случае гипертонуса обтураторов (рис. 149),
- полярным верхним в случае гипертонуса пояснично-подвздошной мышцы,
- протрузивным, когда сокращены обе группы мышц,
- экспульсивным из-за гипотонуса пояснично-подвздошной мышцы. в последнем случае пояснично-подвздошное терминальное сухожилие большн не оказывает достаточного ретропульсивного (не толкает кзади) действия на головку бедра.
Мне встречался такой тип поражения бедра:
1. как следствие гематомы в теле поясничной мышцы,
2. как следствие бурсита того же сухожилия,
3. как следствие поражения вертлюжного выбухания.
Эти три фактора приводят к ингибиции ретропульсии пояснично-подвздошной мышцы бедра. Если такая мышечная ситуация не прекращается, головка занимает переднее положение в наружной ротации, имеются большие трудности при сгибании бедра.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Обтураторы оказываются чрезвычайно важными мышцами для статики и подвижности бедра. Они необходимы для хорошей физиологии пояснично-подвздошной мышцы и таза.
БЕДРЕННЫЙ КВАДРАТ (рис. 122).
Начало мышцы.
Начинается вертикальным прикреплением на наружной поверхности седалища.
Путь.
Кнаружи, к большому вертелу.
Конец.
На задней поверхности большого вертела.
Иннервация.
От ветвей крестцового сплетения S1-S2-S3.
Физиология.
Мышца дана как наружный ротатор, аддуктор, разгибатель.
На самом деле, интереснее изучать её эксцентрическое, а не концентрическое действие.
Как любая моно-артикулярная мышца, это активная связка бедра.
В движениях крайней абдукции она сможет реагировать своими сокращениями так, чтобы включить свою проприоцептивность.
Можно также заметить, что при флексии бедра, она корректирует внутреннюю ротацию пояснично-подвздошной мышцы, пока пояснично-подвздошное сухожилие складывается (делает флексию) на головке бедра.
Далее во флексии поясничная мышца становится наружным ротатором, что дополняется действием бедренного квадрата. Наружная ротация бедра необходима, чтобы флексия могла дойти до допустимого бедром предела.
В разгибании бедра бедренный квадрат гармонизирует в глубокой плоскости действие большой ягодичной мышцы.
ПИРАМИДАЛЬНАЯ МЫШЦА. (рис. 128).
Начало мышцы.
На передней поверхности крестца между 1-ым и 4-ым крестцовыми отверстиями и на большой крестцово-седалищной связке.
Путь.
Направляется кнаружи и вперёд.
Конец.
На верхней поверхности большого вертела.
Иннервация.
От ветвей крестцового сплетения S1-S2-S3.
Физиология.
На уровне ближнего прикрепления:
Эта мышца ставит крестец в вертикальное положение (рис. 150).
Играет прежде всего роль активной связки для крестцово-подвздошного сустава.
На самом деле, когда крестец в вертикальном положении, нисходящие силы, произведённые весом тела, идут на поверхность крестца и пытаются горизонтализовать его.
И наоборот, опора о землю создаёт восходящую силу, которая идёт на уровень тазо-бедренного сустава (рис. 145). Т. к. крестцово-подвздошный сустав находится позади тазо-бедренного, подвздошная кость идёт назад (рис. 151).
Под действием этих двух влияний (восходящего и нисходящего) наблюдается разведение: нижней точки крестца, которая идёт назад, и седалищной бугристости, которая идёт вперёд. Открытие седалищно-крестцового угла увеличивает роль больших и малых крестцово-седалищных связок.
Эти связки будет абсорбировать нисходящие и восходящие силы, чтобы защитить физиологию крестцово-подвздошного сустава, который ведёт себя как открывающиеся щипцы для сахара.
На самом деле связки не имеют никакой собственной сократимости. Это пирамидальная мышца, прикрепляясь к большой крестцово-седалищной связке, защитит их от любого избытка натяжения, сблизив нижнюю крестцовую часть и седалищный бугор. Седалищно-копчиковая мышца поможет в этом движении.