Фгбоу во «чеченский государственный
ФГБОУ ВО «ЧЕЧЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ БИОЛОГО-ХИМИЧЕСКИЙ
Кафедра физиологии и анатомии человека и животных
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему:
Адаптация дыхательной системы студентов к учебе в ВУЗе
Выполнил студент
3-го курса, очного обучения
Ахьядов Шаъман Идрисович
Научный руководитель
Анзоров Ваха Асхадович,
д.б.н., профессор
Грозный-2017
ОГЛАВЛЕНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3
ГЛАВА I. Литературный обзор………………………………………5
1.1.1. Адаптация студентов к условиям обучения в вузе….…..... 8
1.1.2. Факторы адаптации…………………………………………12
1.2 Изменения в функциональных системах организма....……...14
1.2.1. Изменения в составе крови…………………………………14
1.2.2. Изменения в центральной нервной системе…………...…..15
1.2.3 Изменения в сердечнососудистой системе…………………17
1.2. Изменения в показателях системы дыхания в процессе приспособления к учебе в вузе………………………………………….…………19
1.3 Изменения в показателях системы дыхания в процессе приспособления к учебе в вузе……….……………….……………………….19
Заключение……………………………………………………………..22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………….23
Введение
Под адаптацией подразумевается приспособление организма к природным, производственным и социальным условиям.
Особое место среди многочисленных проблем высших учебных заведений сегодня занимает проблема приспособления, обусловленная сложностью обучения на первых курсах. Студент, оказавшийся в новых условиях не только должен установить связь с этими условиями, но и обязан выполнить требования новой для него вузовской системы. При приспособлении студента к учебе в вузе происходит повышение его активности и формирование новых личностных качеств.
Внедрение в высших учебных заведениях интенсивных методов обучения в соответствии нуждами научно-технического прогресса способствует к значительному возрастанию учебной нагрузки, последствиями которого становятся существенное снижение работоспособности и состояния здоровья студентов с первых курсов обучения.
Сложность учебы в высшем учебном заведении по сравнению со школой состоит в том, общая продолжительность рабочего времени дома и вузе доходит до 9-11 часов в день, а в периоды сессий возрастает до 12 - 15 часов
В последние годы программы обучения в высших учебных заведениях похожи на сосуд, в который все время и все больше вливают. Однако сосуд имеет определенную вместимость, которую не учитывают.
Для успешной учебы в высшем учебном заведении студент не только должен обладать социальной зрелостью и высокой профессиональной пригодности, но и крепким здоровьем.
Чем крепче здоровье студента, тем успешнее обучение.
Процесс обучения в вузе по результатам многочисленных исследований приводит к ухудшению состояния здоровья студентов, при этом происходит нарушение функций дыхательной, сердечнососудистой, пищеварительной, нервно-мышечной и других систем организма, особенно они выражены в период сессии. Поэтому в настоящее время необходимо провести оценку состояния здоровья студента и его приспособления, при этом необходимо учитывать не только количественных, но и качественных показателей.
Поэтому исследование процесса адаптации студента к учебному процессу в вузе является весьма актуальным.
Одна из важнейших систем в организме человека – дыхательная. Основное назначение дыхательной системы – обеспечение дыхания, т.е. перенос кислорода и питательных веществ по всему организму.
Функциональное состояние дыхательной системы является индикатором состояния всего организма.
Глава I
Литературный обзор
Термин «адаптация» происходит от позднелатинского adaptatio - прилаживание, приспособление. Он был впервые введен Г. Аубертом в 1865 году и употреблялся в медицинской и психологической литературе, где означал изменение чувствительности анализаторов под влиянием приспособления органов чувств к действующим раздражителям.
В дальнейшем употребление этого термина встречается в более широком смысле как всякое приспособление живого организма к условиям существования.
В настоящее время у феномена адаптация много определений.
Под адаптацией подразумевается приспособление, которое нужно для хорошего существования в новых условиях, а также, принятие личностью особенностей окружающих условий в которых находится.
По мнению исследователей, особенности адаптации человека заключаются в его сознательном воздействии на окружающую среду. Состояние здоровья живой системы по утверждению исследователей зависит от способности, приспособится к окружающим условиям.
Таким образом, под адаптацией подразумевается приспособление организма к природным, производственным и социальным условиям. Врожденная и приобретенная деятельность организма направленная на привыкание с происходящими в клетках, органах, системах и в организме процессами является адаптацией. Постоянство внутренней среды организма сохраняет адаптация. Способность сохранить связь между системами организма, органами, тканями и системой их управления М.К. Агаджанян считает здоровьем или адаптацией организма. От выбранного центральными механизмами на основе существующего опыта пути решения, считает М.А. Гилинский, зависит уровень адаптации индивида к меняющимся условиям среды так же, как и от систем поддерживающих гомеостаз. Своими работами об адаптационно-трофической функции симпатической нервной системы А.
Орбели внес существенный вклад в раскрытие приспособления и в установление путей сохраняющих организм и постоянство гомеостаза. Орбели А. установил, что симпатическая ветка вегетативной нервной системы, является важнейшей в приспособлении органов, систем организма и центральной нервной системы к существующим условиям в соответствии с потребностями организма. Изучением особенностей адаптации в биологии и физиологии занимались П.К. Анохин, И.П. Павлов, Г. Селье, И.М. Сеченов и другие.
Человек способен сознательной своей деятельностью создавать себе необходимые для существования условия, в отличие от животного мира, у которого приспособление происходит за счет несознательных, рефлекторных воздействий на функционирование органов организма. Уровень приспособления организма является определяющим успех условием в жизнедеятельности человека в новых условиях.
Приспособление организма к новым условиям существования зависит от степени их отличия от старых условий (Паршина Т.О., 2008).
Факторы окружающей среды всегда воздействуют на человека. Этих факторов делят на природные и социальные.
Природные факторы. Состоят из факторовживой и неживой природы. Природные факторы делятся на биотические и абиотические. Атмосферное давление, световое излучение, магнитные поля, температура окружающей среды, факторы погоды являются абиотическими. Человек приспособился к климатическим, географическим факторам, а также с биоритмам. Биотические факторы состоят из всего животного и растительного мира.
Социальные факторы.На человека воздействует огромное многообразие социальных факторов. Из воздействий человека особого внимания в настоящее время заслуживает загрязнение воды, воздуха и почвы. Такие факторы, как виды трудовой деятельности, условия жизни в городе и в селе относятся к социальным факторам. Особенности технического прогресса состоят в том, что происходит изменение соотношений умственного и физического труда, соответственно меняются, характеризующие их факторы.
Физиологическая адаптация
Адаптация является фундаментальной характеристикой живой материи. Из-за того, что приспособление имеет широкое распространение среди всех форм жизни, его часто используют вместо понятия жизнь.
У понятия адаптация есть множество определений, из-за того, приспособление является направлением изучения ученых разных направлений исследований. Поэтому адаптация имеет различные классификации в зависимости от приведенных в основу критериев. Разные исследователи приводят следующие формы приспособлений биологическая, физиологическая, биохимическая, психологическая и социальная.
Наибольший интерес у нас вызывает физиологическое приспособление. Под физиологической адаптацией понимается надежная и длительная активность тканей, органов, физиологических систем и механизмов их регулирования, которые создают возможность жизнедеятельности организма человека и животных в новых условиях существования, в том числе и воспроизведение потомства. В понятие физиологическая адаптация входит видовая, наследственно закрепленная и популяционная адаптация. Изучение механизмов приспособления свидетельствует о том, что без принятия во внимание психологических и биохимических факторов не представляется возможным судить об адаптации.
Приспособление восполняет не хватающее в поведении в новых условиях. Условия для эффективной жизнедеятельности организма человека в новых условиях обеспечивает адаптация. Имеющие у человека способности для сохранения функционирования организма на необходимом уровне и уровень приспособления организма к новым условиям является основным в адаптации.
Крайние значения приспособленности человека – это эмоциональное состояние. Показателями приспособленности человека являются положительные эмоции, которые проявляются у человека в общениях с людьми, в бытовой сфере, хорошее самочувствие, душевный комфорт.
Дефицит информации является фактором подавляющим приспособление к экстремальным и сложным условиям. Недостаток информации – эта основная причина дезадаптации и стрессового состояния.
Хорошее здоровье, воля человека и опыт по преодолению трудностей повышают уровень приспособления.
Приспособление способствует нахождению согласия между личностью и средой, при этом человек не только адаптируется и достигает надежности, но и становится способной раскрыть свой потенциал и преобразовать природу. Адаптация направлена на достижение физического и психического здоровья личности, на его всестороннее развитие, на способность быстро реагировать на изменения среды и воздействовать на нее.
1.1.1. Адаптация студентов к условиям обучения в вузе
Во всех сферах деятельности современного общества происходят глубокие духовные, политические и социально-экономические преобразования, развитие рынка труда, которые выдвигают необходимость ускорения в развитии системы высшего образования основанного на сострадании и внедрении новых технологий. Прежде всего, деятельность высшего профессионального образования должна быть направлена на обеспечение специалистами общества соответствующими происходящим изменениям.
Реформирование образовательной системы высшей школы и перевод от традиционной организации учебного процесса к инновационным технологиям существенным образом повышают требования к состоянию здоровья студентов. Учеба в высшем образовательном учреждении является сложным и длительным процессом, предъявляющим к здоровью, подвижности психики и к состоянию физиологических систем обучающихся повышенные требования.
В настоящее время в сложной системе социальных ценностей все большее место занимает здоровье человека. Приспособление к учебе в вузе по результатам исследований по изучению состояния физиологических систем студентов утверждают об ухудшении их состояния в последние годы (Безруких М.М., 1981; . Беренштейн Г.Ф., Нурбаева М.Н., 1988; Парин В.В., Баевский Р.М., 1966).
Изменение условий существования усложняет адаптацию, и развитие значительной части молодежи. У большинства молодежи даже при поступлении в вузы выявляется низкий уровень здоровья. До 60-70% подростков, поступивших в высшие учебные заведения, не соответствуют требованиям Государственного стандарта по физическому развитию.
У каждого студентов вуза будущим является трудовая деятельность по избранной специальности. С устаревшими способностями, ленью и усталостью каждому начинающему студенту приходится приобретать опыт и мастерство в борьбе с большим объемом информации.
Сегодня обучение в вузе студента сопровождается максимальной физической и умственной нагрузкой, что связано с внедрением новых интенсивных технологий и воздействием большого потока информации.
Начало обучения в высшем учебном заведении, не смотря на ее напряженность, является самым ответственным для всестороннего становления будущего специалиста. Из-за чего профессорско-преподавательским составом уделяется высокое внимание безболезненному приспособлению начинающего студента к учебному процессу.
Факторами, предъявляющими к студентам повышенные требования и с, которыми не всегда удается справиться студентам, являются высокий уровень учебной нагрузки, огромный объем и сложность учебного материала. Все это приводит к ослаблению здоровья студентов. Различные злоупотребления и отсутствие полноценного и рационального питания приводят студентов к различным заболеваниям пищеварительного тракта. К нарушениям сосудистых реакций приводят стрессы, связанные с общением между собой, экзаменами и дефицитом сна. Студенты, как по возрасту, специфическим условиям труда, быта и отдыха так и по отношению к группе повышенного риска составляют особую группу населения, вследствие высокого и длительного психоэмоционального напряжения (Березин Ф.Б., 1980; Агаджанян H.A., 1989; Агаджанян H.A., Катков Ю.А., 1990; Агаджанян H.A., Ермакова Н.В., 1997; Фоменко Л.А., 2002; Батоцыренова Т.Е., 2007).
Учеба в вузе студентов считается умственным трудом. Особенности этого труда заключаются в увеличении объема знаний и в развитии интеллекта. Приспособление к учебе у студентов происходит с высоким напряжением систем организма. Под воздействием учебной нагрузки у студентов происходят приспособительные изменения функциональных и регуляторных систем, в том числе центральной нервной, сердечной и дыхательной (Абишева З.С., Рослякова Е.М., Хасенова Х.Х., 2011; Горькавая А.Ю., 2009).
Социологи, психологи, физиологи, гигиенисты и врачи уделяют огромное внимание приспособлению студентов к учебе, которая стала одной из актуальных проблем современности.
Изучением приспособления студента к учебе в высшем учебном заведении занимались и занимаются не только отечественные (Б.Г. Ананьев, В.Г. Лисовский, В.А. Сластенин и другие), но и зарубежные (Дж. Брунер, Р. Мэй и другие) ученые.
Приспособление к новым специфичным для вуза условиям у студентов происходит высоким напряжением систем организма. Умственные и психоэмоциональные нагрузки, не соблюдение режима труда, отдыха и питания способствуют к срыву адаптации и возникновению различных заболеваний.
Переломным моментом в жизни подростка является поступление в вуз. С преступлением к учебному процессу в высшем учебном заведении организм студента функционально перестраивается. Смена привычных условий семьи и школы на студенческий образ существования нужно считать, как воздействие новых условий. Студенту при этом приходится адаптироваться с не известными формами и методами обучения.
Дополнительной нагрузкой для некоторых студентов становится необходимость приспосабливаться к новым климатическим условиям.
При воздействии на студента новых климатических фактором уровень его адаптации зависит от психологического состояния, физиологических и биохимических особенностей его организма. Сложность учебы в высшем учебном заведении по сравнению со школой состоит в том, общая продолжительность рабочего времени дома и вузе доходит до 9-11 часов в день, а в периоды сессий возрастает до 12 - 15 часов (Агаджанян, Н А. [и др.], 1986). Учеба в вузе от студента требует высокого эмоционального напряжения существенно выше, чем у своих сверстников других социальных групп (Шангин, А.Б., Шостак В.И., 1992).
Приспособление студентов к учебе на каждом курсе имеет свои особенности в связи с тем, что они находятся в стадии формирования.
Основным фактором, определяющим состояние здоровья студента, является приспособительный резерв в системе организм окружающая среда. Процесс приспособления, от которого зависит улучшение здоровья, имеет фазовый характер. По данным исследователей период острой адаптации проходит на 1-2 курсах обучения. Факторами, определяющими его продолжительность, являются индивидуальные особенности студента, его умственные способности, психическое состояние, материальная обеспеченность и, здоровье. Максимальный уровень заболеваемости наблюдается на втором курсе (Г.Г. Иванов, В.Н. Воронцов, 1996). Наличие новой мотивации связанной с необходимостью усвоения большого объема материала по специальным дисциплинам отличается третий курс. По данным Г.Г. Иванова и В.Н.Воронцова (1996) процесс приспособления завершается к концу третьего курса обучения.
Из-за особенностей учебного процесса в высших учебных заведениях и выбора методов исправления состояния организма возникает необходимость приспособления, которая имеет связь со здоровьем и предупреждением заболеваний.
По мнению А.М. Вейна (1991) установить нарушения адаптации и наметить исправляющие мероприятия позволит определение физиологических последствий учебы в вузе и определение студентов с тяжелым приспособлением.
В настоящее время у 30% студентов первого курса выявлены различные отклонения в состоянии здоровья. Установлено увеличение количества студентов с нарушениями сердечнососудистой системы и желудочно-кишечного тракта. У студентов выявлено наличие нескольких нарушений одновременно (Умрюхин, Е.А., 1996).
Все еще мало изученными остаются факторы приспособления в процессе обучения в вузе.
Факторы адаптации
Объем информации. Большое количество, изучаемых предметов и рост их научной ценности увеличивает объем необходимой для усвоения студенту информации, что приводит к перегрузке. Этот фактор считается одним из основных в адаптации.
При норме в наших вузах 36 ч в неделю, реальная академическая нагрузка студента доходит до 40–42 ч. И эта нагрузка распределяется неравномерно. Наблюдениями установлено, что продолжительность рабочего дня студентов первых и вторых курсов равна 10 ч, на сон приходится не более 7 ч, а самостоятельная работа занимает 3-4 ч в сутки. Трудовая деятельность, выражающая цену физиологической стоимости нагрузки при психической работе, характеризуется напряженностью труда. Рост напряженности организма студентов является результатом увеличения нагрузки на регуляторные звенья функциональных систем.
Стресс. Необходимость преодоления трудностей и достижение поставленной цели способствует к воздействию на студента эмоциональных факторов. Стресогенным фактором для студента является период сессии, который проходит с дефицитом времени. Факторами, определяющими уровень напряженности студента в период экзаменационной сессии, являются индивидуальные особенности и подготовленность.
Двигательная активность. Снижение двигательной активности, приводящая к уменьшению мышечной нагрузки также является одним из важных факторов приспособления. При этом значительно снижаются затраты энергии на выполнение мышечных действий. Характеризуется этот фактор адаптации длительностью фиксированной позы и однообразием выполняемых движений. Гиподинамия является фактором риска для гипертонической болезни и других патологий.
Информационный невроз. Внедрение интенсивных методов в процесс обучения студентов приводит к усложнению обучения, следствием чего является информационный взрыв. Поэтому в учебные программы высших учебных заведений включают больше нового материала, а возможности организма ограничены, и студент не успевает. Порой эти перегрузки приводят к стрессам, нервным перегрузкам и истощению.
Программы вузов можно сравнить с сосудом, в который без учета объема все время вливают. Из-за чего вопрос о перегрузке остается нерешенным.
У студентов длительно, находящихся под воздействием перегрузок возникает информационный невроз, вызванный переработкой большого объема информации. Предлагаемый студентам объем информации не могут переработать некоторые участки нервной системы.
В процессе приспособления студентов к этим перегрузкам, задействованы центральная и периферическая нервная системы.
Изменения в составе крови
У студентов является механизмом приспособления к тяжелому умственному труду.
Происходит усиление выработки катехоламинов в надпочечниках и тканях, повышается скорость их обмена, возрастает уровень адреналина, норадреналина и кортикостероидов в крови, которые воздействуют на обмен энергии, минеральных веществ и повышающих возбудимость нейронов. О влиянии умственного труда на показатели кровообращения известно с давних пор. Этот вид деятельности усиливает кровоток в мозге, сокращает периферические сосуды конечностей и расширяет сосуды внутренних органов.
Анфиногеновой О.И. (2011) было выявлено, что в период адаптации у студентов-первокурсников наблюдается снижение показателей эритроцитов и гемоглобина. У студентов первого курса преобладают сегментоядерные нейтрофилы и моноциты, что свидетельствует о снижении функциональных возможностей адаптации. В отличие от студентов-первокурсников, не занимающихся спортом, начальный период адаптации у студентов-спортсменов первого курса характеризуется высокими показателями тонуса сосудистого русла и заканчивается раньше. Высокая мышечная активность приводит к снижению уровня стрессогенного воздействия на организм.
Заключение
Проблема адаптации студенчества к учебной деятельности в вузе является одной из существенных социально-педагогических проблем, играющей очень важную роль в развитии и становлении личности студента. Поступление в вуз является переломным моментом в жизни абитуриента. Студент оказывается в новых для себя условиях особенностью, которых, является повышенная учебная нагрузка, высокое эмоциональное напряжение, особенно в период сессии и низкая двигательная активность.
Результаты исследований, проведенных в последние годы по изучению влияния учебной деятельности, свидетельствуют об ухудшении состоянии организма студентов в процессе обучения в вузе.
Из-за чего частью системы учебно-воспитательной работы должна стать охрана здоровья студентов. Учеба в вузе студента требует от него сосредоточенности психологических и физиологических резервов организма, быстрого изменения напряженности приспособительных процессов. В связи с чем своевременная информация о функциональном состоянии организма студентов, имеет важное значение, как для улучшения управлением учебным процессом, так и для профилактики дезадаптации.
Таким образом, показатели дыхательной системы показывают, что в процессе адаптации к учебному процессу ЖЕЛ, РОВд незначительно увеличиваются, РОВыд грубо достоверно возрастает, а дыхательные объемы повержены колебаниям в обе стороны.
Список литературы
1. Анфиногенова, О.И. Особенности адаптации студентов-первокурсников к условиям обучения в университете / О.И. Анфиногенова // Альманах «Новые исследования». – 2011. - №1(26). – С. 55-59.
2. Абишева З.С. Сравнительный анализ адаптивных возможностей студентов различных вузов в процессе учебы / З.С. Абишева, Е.М. Рослякова, Х.Х. Хасенова // Европейская наука 21 века; материалы XII Международной научно-практической конференции. – Варшава, 2011. – С. 22-24.
3. Артеменко А.А. Концепция оптимизации функционального состояния и повышения адаптационных возможностей человека: дис…: док. биол. наук / А.А. Артеменко; Черепов. гос. ун-т. – Череповец, 2015. – 368 с.
4. Агаджанян Н А. Физиология человека / Н.А. Агаджанян, А.И. Елфимова, З.Б. Минина. – М.: ЮТА, 1986. – 486 с.
5. Агаджанян H.A. Экология человека и проблемы здоровья / H.A. Агаджанян // Вестник АМН СССР. – 1989. – №3. – С. 68-72.
6. Агаджанян H.A. Резервы нашего организма / H.A. Агаджанян, А.Ю. Катков. – М.: Знание, 1990. – 239 с.
7. Агаджанян H.A. Экологический портрет человека на Севере / H.A. Агаджанян, Н.В. Ермакова. – М.: Круг, 1997. – 207 с.
8. Антропова М. В. Физиология развития ребенка / под ред. М. М. Безруких, Д. А. Фарбер. – М., 2000. – С. 259-273.
9. Батоцыренова Т.Е. Эколого-физиологические и этнические особенности адаптационных реакций организма студентов из различных природно-климатических регионов: автореф. дис. доктора биол. наук / Т.Е. Батоцыренова. – М., 2007. – 34 с.
10. Безруких М.М. Регуляция хронотропной функции сердца у школьников 1-4 классов в процессе учебных занятий / М.М. Безруких // Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков. – М., 1981. – С.58-62.
11. Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф. Б. Березин. – Л.: Наука, 1980. – С. 269-270.
12. Беренштейн Г.Ф. Состояние системы кровообращения учащихся старших классов общеобразовательной школы в процессе учебной деятельности / Г.Ф. Беренштейн, М.Н. Нурбаева // Гигиена и санитария. – 1988. – №9. – С. 80-81.
13. Гумарова Л.Ж. Хроноструктура суточной динамики ЧСС студентов при экзаменационном стрессе в разные сезоны года / Л.Ж. Гумарова // Consilium, 2010. – №5. – P. 62-65.
14. Гуревич К.М. Психологическая диагностика / К.М. Гуревич // Учебное пособие. – М.: Мир, 1997. – 452 с.
15. Геворкян [и др.] // Гигиена и санитария. – 2008. – № 3. – С. 56-59.
16. Захарина Е.А. Анализ физического здоровья студентов классического приватного университета / Е.А. Захарина // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. – 2009. – № 7. – С. 61-64.
17. Иванов Г.Г. Традиционные и нетрадиционные методы оздоровления детей / Г.Г. Иванов, В.Н. Воронцов. – Ижевск, 1996. – 677 с.
18. Паршина Т.О. Структурная модель социально-психологической адаптации человека / Т.О. Паршина // Социологические исследования. – 2008. – № 8. – 101 с.
19. Парин В.В. Введение в медицинскую кибернетику / В.В. Парин, Р.М. Баевский. – М.: Медицина, 1966. – 342 с.
20. Проскурякова Л.А., Е.Н. Лобыкина // Здоровье населения и среда обитания. – 2012. – № 11. – С. 14-16.
21. Рослякова Е.М. Адаптивные возможности центральной гемодинамики у студентов КазНМУ / Е.М. Рослякова, З.С. Абишева, Х.Х. Хасенова // Актуальные проблемы физиологии, биофизики и медицины: материалы Международной научно-практической конференции. – Алматы, 2013. – С. 15-17.
22. Судаков К.В. Адаптивный результат в функциональных системах организма / К.В. Судаков // Успехи современной биологии. – 2009. – Т. 129, № 1. – С. 3-9.
23. Умрюхин Е.А. Энергообмен и вегетативные функции у студентов при учебной и экзаменационной нагрузках / Е.А. Умрюхин, Е.В. Быкова, Н.В. Климина // Физиология человека. – 1996. – Т.22, N 2. – С. 108-111.
24. Фоменко Л. А. Оценка психосоматического здоровья студентов на основе математико-статистического моделирования по данным мониторинга: дисс. канд. психол. наук / Л. А. Фоменко. – СПб, 2002. – 195 с.
25. Хрипкова А. Г., Антропова М. В., Фарбер Д. А. Возрастная физиология и школьная гигиена / А. Г. Хрипкова, М. В. Антропова, Д. А. Фарбер. – М.: Просвещение, 1990. – 319 с.
26. Шангин А.Б. Особенности сопряжения дыхания и кровообращения у лиц молодого возраста при психоэмоциональном напряжении, вызванном экзаменационной ситуацией / А.Б. Шангин, В.И. Шостак // Физиология человека. – Т.18. №1. – 1992. – С. 117-122.
ФГБОУ ВО «ЧЕЧЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ БИОЛОГО-ХИМИЧЕСКИЙ
Кафедра физиологии и анатомии человека и животных
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему:
Адаптация дыхательной системы студентов к учебе в ВУЗе
Выполнил студент
3-го курса, очного обучения
Ахьядов Шаъман Идрисович
Научный руководитель
Анзоров Ваха Асхадович,
д.б.н., профессор
Грозный-2017
ОГЛАВЛЕНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3
ГЛАВА I. Литературный обзор………………………………………5
1.1.1. Адаптация студентов к условиям обучения в вузе….…..... 8
1.1.2. Факторы адаптации…………………………………………12
1.2 Изменения в функциональных системах организма....……...14
1.2.1. Изменения в составе крови…………………………………14
1.2.2. Изменения в центральной нервной системе…………...…..15
1.2.3 Изменения в сердечнососудистой системе…………………17
1.2. Изменения в показателях системы дыхания в процессе приспособления к учебе в вузе………………………………………….…………19
1.3 Изменения в показателях системы дыхания в процессе приспособления к учебе в вузе……….……………….……………………….19
Заключение……………………………………………………………..22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………….23
Введение
Под адаптацией подразумевается приспособление организма к природным, производственным и социальным условиям.
Особое место среди многочисленных проблем высших учебных заведений сегодня занимает проблема приспособления, обусловленная сложностью обучения на первых курсах. Студент, оказавшийся в новых условиях не только должен установить связь с этими условиями, но и обязан выполнить требования новой для него вузовской системы. При приспособлении студента к учебе в вузе происходит повышение его активности и формирование новых личностных качеств.
Внедрение в высших учебных заведениях интенсивных методов обучения в соответствии нуждами научно-технического прогресса способствует к значительному возрастанию учебной нагрузки, последствиями которого становятся существенное снижение работоспособности и состояния здоровья студентов с первых курсов обучения.
Сложность учебы в высшем учебном заведении по сравнению со школой состоит в том, общая продолжительность рабочего времени дома и вузе доходит до 9-11 часов в день, а в периоды сессий возрастает до 12 - 15 часов
В последние годы программы обучения в высших учебных заведениях похожи на сосуд, в который все время и все больше вливают. Однако сосуд имеет определенную вместимость, которую не учитывают.
Для успешной учебы в высшем учебном заведении студент не только должен обладать социальной зрелостью и высокой профессиональной пригодности, но и крепким здоровьем.
Чем крепче здоровье студента, тем успешнее обучение.
Процесс обучения в вузе по результатам многочисленных исследований приводит к ухудшению состояния здоровья студентов, при этом происходит нарушение функций дыхательной, сердечнососудистой, пищеварительной, нервно-мышечной и других систем организма, особенно они выражены в период сессии. Поэтому в настоящее время необходимо провести оценку состояния здоровья студента и его приспособления, при этом необходимо учитывать не только количественных, но и качественных показателей.
Поэтому исследование процесса адаптации студента к учебному процессу в вузе является весьма актуальным.
Одна из важнейших систем в организме человека – дыхательная. Основное назначение дыхательной системы – обеспечение дыхания, т.е. перенос кислорода и питательных веществ по всему организму.
Функциональное состояние дыхательной системы является индикатором состояния всего организма.
Глава I
Литературный обзор
Термин «адаптация» происходит от позднелатинского adaptatio - прилаживание, приспособление. Он был впервые введен Г. Аубертом в 1865 году и употреблялся в медицинской и психологической литературе, где означал изменение чувствительности анализаторов под влиянием приспособления органов чувств к действующим раздражителям.
В дальнейшем употребление этого термина встречается в более широком смысле как всякое приспособление живого организма к условиям существования.
В настоящее время у феномена адаптация много определений.
Под адаптацией подразумевается приспособление, которое нужно для хорошего существования в новых условиях, а также, принятие личностью особенностей окружающих условий в которых находится.
По мнению исследователей, особенности адаптации человека заключаются в его сознательном воздействии на окружающую среду. Состояние здоровья живой системы по утверждению исследователей зависит от способности, приспособится к окружающим условиям.
Таким образом, под адаптацией подразумевается приспособление организма к природным, производственным и социальным условиям. Врожденная и приобретенная деятельность организма направленная на привыкание с происходящими в клетках, органах, системах и в организме процессами является адаптацией. Постоянство внутренней среды организма сохраняет адаптация. Способность сохранить связь между системами организма, органами, тканями и системой их управления М.К. Агаджанян считает здоровьем или адаптацией организма. От выбранного центральными механизмами на основе существующего опыта пути решения, считает М.А. Гилинский, зависит уровень адаптации индивида к меняющимся условиям среды так же, как и от систем поддерживающих гомеостаз. Своими работами об адаптационно-трофической функции симпатической нервной системы А.
Орбели внес существенный вклад в раскрытие приспособления и в установление путей сохраняющих организм и постоянство гомеостаза. Орбели А. установил, что симпатическая ветка вегетативной нервной системы, является важнейшей в приспособлении органов, систем организма и центральной нервной системы к существующим условиям в соответствии с потребностями организма. Изучением особенностей адаптации в биологии и физиологии занимались П.К. Анохин, И.П. Павлов, Г. Селье, И.М. Сеченов и другие.
Человек способен сознательной своей деятельностью создавать себе необходимые для существования условия, в отличие от животного мира, у которого приспособление происходит за счет несознательных, рефлекторных воздействий на функционирование органов организма. Уровень приспособления организма является определяющим успех условием в жизнедеятельности человека в новых условиях.
Приспособление организма к новым условиям существования зависит от степени их отличия от старых условий (Паршина Т.О., 2008).
Факторы окружающей среды всегда воздействуют на человека. Этих факторов делят на природные и социальные.
Природные факторы. Состоят из факторовживой и неживой природы. Природные факторы делятся на биотические и абиотические. Атмосферное давление, световое излучение, магнитные поля, температура окружающей среды, факторы погоды являются абиотическими. Человек приспособился к климатическим, географическим факторам, а также с биоритмам. Биотические факторы состоят из всего животного и растительного мира.
Социальные факторы.На человека воздействует огромное многообразие социальных факторов. Из воздействий человека особого внимания в настоящее время заслуживает загрязнение воды, воздуха и почвы. Такие факторы, как виды трудовой деятельности, условия жизни в городе и в селе относятся к социальным факторам. Особенности технического прогресса состоят в том, что происходит изменение соотношений умственного и физического труда, соответственно меняются, характеризующие их факторы.
Физиологическая адаптация
Адаптация является фундаментальной характеристикой живой материи. Из-за того, что приспособление имеет широкое распространение среди всех форм жизни, его часто используют вместо понятия жизнь.
У понятия адаптация есть множество определений, из-за того, приспособление является направлением изучения ученых разных направлений исследований. Поэтому адаптация имеет различные классификации в зависимости от приведенных в основу критериев. Разные исследо