Актер откроет духовный театр
Когда я пытаюсь представить каким может быть и будет театр в будущем (я говорю в данный момент не в мистическом или религиозном смысле он представляется мне чисто духовным делом, в котором душа человека будет снова познана художниками. Мы, художники и артисты, напишем психологию человека. Дух будет конкретно изучен. Это не будет душа в общем, а это будет конкретный инструмент, которым мы должны будем руководить также легко как любым другим. Актер должен знать, что это, как это взять и использовать. Это случиться с душой, и она снова станет благородной, когда узнаем как руководить ей, и поймем как конкретно и объективно это может быть для нас. Она может быть намного выразительней для нашего брата. Я верю в духовный театр, в смысл конкретного вклада души человека, но вклад должен быть сделан художниками и артистами, но не учеными.
Интересно узнать, что над тем, о чем мы говорим здесь. Некоторые ученые начали работать. Уже во многих странах эта новая наука растет. Даже в области математики, которая кажется абсолютно жесткой, есть новое гибкое, с помощью которого исследуется и управляется культура, а другое становится настоящим искусством. Недавно я был на одной ферме недалеко от Филадельфии, основанной на этом новом подходе. Здесь очи энергично взялись за решение этих проблем- они пытаются научно приложить все силы, имеющиеся вокруг земли, разное влияние растений, и они высаживают их семена в землю в определенное время. Некоторые растения- враги не могут быть высажены вместе. Например, если есть два врага, не имеющих ничего общего между собой, они там посадят дружественное растение, которое вырастет намного лучше. Разница так велика, что видна даже на глаз. Земля становится намного богаче, намного сильней. Если у них нет конфликтов между врагами, то земля истощается.
В каждой отрасли науки есть этот новый подход, где многое принято во внимание, что с точки зрения современной науки- нонсенс. Я уверен, что для многих актеров в мире то, о чем мы говорим здесь в группе, точно также нонсенс. Если у них есть текст и костюмы, что же им ещё нужно? Я знал одного знаменитого французского актера, которого несколько раз посещал в его гримерной, когда он играл разные роли. Каждый раз я поражался тому, что он не делал ничего с гримом, кроме двух пятен, одно здесь, другое там. Поэтому для него все это было бы явной чепухой.
Какую бы область ни возьми, каждая исходит от нас самих, и тогда будете на правильном пути.
Искусство создания характеров
Сегодня я хочу затронуть вопрос создания характеров и исследовать его более тщательно. Прежде всего, разрешите сказать, мне кажется, что все роли особенные . однако современные актеры во всех странах всегда стараются играть как можно
больше. Как в повседневной жизни, убивая всякую возможность создания характера в роли и приспосабливая роль под себя. Очень часто мы видим актеров, играющих самих себя во всех ролях, даже не пытаясь найти чем одна роль отличается от другой, что является совершенно противоположным подходом. Современные актеры, вообще говоря, стараются уничтожить создание характера и сделать его таким, что роль становиться точно такой, какие они есть. Это лишает нас возможности развиваться и показать себя самим себе и друг другу, наши «как».
Поэтому, это большая ошибка с современном театре- исключить искусство создания характеров. Характеры могут быть очень возвышенными, очень тонкими или очень ясными, но это только вопрос чувства меры. Но как достичь этого? Во-первых, давайте снова посмотрим на неверный путь.' Если мы принимаем искусство создания характеров или стараемся согласиться с ним, то можем, прежде всего, довериться своему физическому телу, как оно есть, и постараться изменить его, сообразуясь с этими идеями, которые получили из роли. Во-вторых, мы можем полагаться на костюм и грим. Или, если персонаж- полный человек, положиться на подкладки, а если он -бродяга, то полагаться на рваную одежду и т.д. Все извне. Конечно, я преувеличиваю, но только для того, чтобы сделать ясным главное.
Центр
К счастью, есть другой путь, намного лучший и более относящийся к актерской природе, более удовлетворяющий нашему инстинкту создавать нечто из этого, а потом видеть как тело, как вторичное может подчинить себя этому первостепенному духовному созданному воображением искусству создания характеров. Мы говорили о воображаемом центре в груди, от которого, если действительно познали на опыте, привыкли к мысли, что у нас есть движимый центр, от которого все зависит. Мы рассматриваем нормального человека(без характеристики), имеющего центр в груди, и все сосредоточено там.
Прогуляемся вокруг этого центра в груди. Это сила, влекущая нас вперед. Только потому, что мы нуждаемся в ней, привлекает к себе наше небольшое внимание, но постепенно она все более подталкивает нас к пониманию, что мы крепки, здоровы и хорошо сложены- еще без всякой характеристики в "смысле театра. Давайте сядем, уделяя небольшое внимание этому центру, и увидите, как он поддерживает и помогает нам.
Мы должны рассмотреть одну важную вещь: Идея центра- воображаемое, но также и конкретное. Иметь этот импульс из центра- это художественно-смысловое воображение. Встаньте, будучи побужденным этим центром. Теперь подвигайте руками с импульсом, исходящим из центра. Также как импульс появляется из центра, чтобы опустить руки, так и все исходит из центра. Когда мы идем, то ноги получают импульс из этого центра наиболее простым путем, без всяких особых усилий. Если мы идем этим путем, то получаем чувство, что наши ноги длиннее, чем мы знали до того. Центр дает впечатление того, что наши ноги длиннее, потому что они связаны с воображаемым центром в груди. Прежде я имел ввиду, что в наших телах есть много стопоров. Например, наши пальцы могут быть переплетены, что не будут участвовать в наших действиях. Все эти замки могут быть открыты пониманием воображаемого центра, если оно развито до такой степени, что все тело становится свободным. Этот импульс из груди отомкнет все это и тела станут выразительными, но если нет источника, из которого могут исходить потоки, то наши плохие привычки в конце концов станут такими сильными, что нам ничего не останется делать, кроме того, чтобы держать руки в карманах.
Теперь постарайтесь понять, что присутствие воображаемого центра в груди- на самом деле чистая психология, потому что обладание таким центром заставляет чувствовать самого себя по-другому. Это не то, что является частью актерской психологии. Каждая частица нашего тела, нашего голоса реагирует на эти предложения самим неуловимым путем. Когда мы смотрим на себя в зеркало, мы становимся другими людьми. Мы хотим видеть себя такими, какими думаем могли бы быть, но с зеркалом невозможно избежать явного эгоизма. С центром совершенно иначе- мы узнаем, что есть такая вещь, как психологический факт этого воображаемого центра. Скажите «Привет». Это уже создание характера, но мы пошли к нему не с внешней, материалистической, непоколебимой стороны, а с чисто актерской, где мы- хозяева- со стороны нашего мира воображения, творческих способностей, но не из тела. Теперь переместите центр в правое плечо и прислушайтесь к тому, что он скажет вам- никто не знает, как ваша природа откликнется на это предложение, но ваш талант отреагирует немедленно.
Последуйте за любыми предложениями. Исходящими оттуда- как только вы переместите центр, то обнаружите, что в вас, как актере, появилось естественное сильное желание приспособить как-то свое физическое тело к этому воображаемому центру. Сейчас постарайтесь поместить ваш центр в лоб. Центр может иметь разные качества: холодный, горячий, искрящийся и т.д. постарайтесь сделать центр во лбу узким и холодным, последуйте за предложениями, исходящими из него. Теперь разместите центр на пол- метра над головой. Потом переместите центр в колени и потанцуйте снова.
Актер абсолютно свободен в попытках поиска центра. Где центр Дездемоны, например? Это решать актеру. Как сделать это? Только таким путем: мы должны представить персонаж, который собираемся играть, в разных ситуациях по пьесе и посмотреть как он действует. Мы должны, прежде всего посмотреть на персонаж в своем воображении и увидеть, как он действует и что он испытывает.
В своем воображении мы каким-то образом художественно ясновидящие, потому что мы можем видеть чувства персонажа, которого собираемся играть, когда представляем его себе. Мы можем увидеть короля Клавдия, когда он молился, мы видим его борющимся с этими зловещими силами. Мы сможем вообразить его фигуру, его мольбу, только если мы ясновидящие, провидцы в своем воображении и увидеть, что он чувствует. Когда мы беремся за роль Дездемоны, например, и просматриваем ее действия и жизнь в мире воображения, мы видим вся ее внутреннюю жизнь, и если поставим вопрос в отношении того, где находится центр- в обычной или определенной сцене, то появится указание и узнаем, гденаходится ее центр. Если увидеть и услышать Яго, будучи ясновидцем в своем воображении, то увидите, где центр. Потому что, если вы сразу же не найдете центр, то можете потерять много времени, стараясь осознать соединить в своем теле все сложные и иногда абсолютно неисчислимые богатства характера. Отелло, например, самый сложный персонаж, если его действительно вообразить. Нужно усвоить так много. Что можно растеряться. Способ преодолеть это -вначале найти центр, а все остальное быстро последует после этого. Без этого мы растеряемся.
Воображаемое тело
В то время, когда мы ищем при помощи воображения, где находится центр, одновременно с развитием своего воображения роли или персонажа, мы также можем или вообразить или придумать также свободно как центр, все другие части тела персонажа. Но для этого должны прикоснуться к своему физическому телу, которое так негибко и полно привычек, что это делает нас однообразными на сцене- вначале
вообразите невидимое тело персонажа. Скажем, например, что нашли центр для персонажа в диафрагме. Теперь также нелегко можем представить, что руки длиннее чем они есть на самом деле, может быть, на 15 см длиннее. Если мы не насилуем свои физические руки, которые производят только нездоровое и ограниченное впечатление, но даем своему воображению жить с такими руками, то увидим, как руки изменяться сами по себе, но не потому, что заставляем их быть длиннее, а они производят впечатление, что они длиннее. Если мы попытаемся вытянуть их, то это только произведет впечатление, что актер мучает себя, но если мы положимся на воображаемую картину этих рук, они дадут впечатление, что они более длинные. Для контраста вообразите, что ваше воображаемое тело на 15 см короче, чем на самом деле. Если представить это, то увидите, что вы так далеки от собственной психологии и что вы уже погрузились в другое воображаемое существо и у вас будет другая психология, и вы будете говорить и двигаться по-другому. Весь ваш темперамент измениться. Теперь , в добавление к этому, поднимите правое плечо выше левого. Сперва представьте это, затем дайте своему физическому телу приспособить себя, так сказать, к воображаемому. Актер должен быть достаточно смелым, чтобы распрощаться со своим собственным жестким негибким телом и последовать за предложениями воображаемого тела. Он должен расширить свою суть и сделать ее гибкой. То, что актер должен искать другое, гибкое, духовное, но конкретное- значит ответить нашему материалистическому времени. Сейчас давайте изменим воображаемое тело. Центр находиться не в груди, воображаемое тело на четверть метра выше, а центр- в шее. Подвигайтесь и увидите, как физическое тело хочет постепенно слиться с воображаемым. Осознайте также то, что эта другая психология появляется из воображения. В добавление к, этому, вообразите тело стройным и небольшим, а руки длиннее, как у высокой воображаемой фигуры. Не обращайте никакого внимания на свое физическое тело- оно само приспособиться к воображению и станет более аккуратным. Наслаждайтесь воображаемым телом, и все придет само по себе. Теперь представьте, что пальцы длинные и тонкие.
Если вы хотите использовать это, то значит, что во время подготовки роли, я должен напомнить вам, что воображение, в обычных условиях, роли должно бы быть необходимым и одновременно вашими усилиями найти место для центра персонажа. Руки, ноги, спина и все о персонаже нужно хорошо представлять себе. Затем постараться произнести слова из пьесы или импровизировать их совершенно свободно. Но есть одно, от чего нужно сдерживаться- не пытайтесь слишком рано заставить свое физическое тело имитировать воображаемое. Дайте сначала ему почувствовать недостаток выразительности- имейте терпение. Когда воображаемое тело живет в вас достаточно сильно, то физическое тело будет более легко подчиняться и будет повторять, так сказать воображаемое тело. Если заставите свое физическое тело слишком рано, то все может разбиться на части, потому что вы можете тут полагаться только на свое физическое тело или повторить свои старые штампы. После определенных опытов с воображаемым телом и центром вы увидите, что почти сразу же ваше физическое тело станет похожим на воображаемое.
Тело актера и артистическая душа актера
Мы должны создавать воображаемое тело в своей фантазии. Сегодня на сцене обычно физическое тело- враг актера. С точки зрения театра будущего, как я представляю, все станет намного одухотворенней, в смысле конкретного духовного начала. Если наше физическое тело остается неразвитым, оно станет более врагом нежели другом. Мы должны прилагать усилия для отделения своего физического тела с
его способностями и неспособностями со своей художественной артистической душой, такой богатой у каждого из нас, полной желания создавать то или иное.
Если мы сможем разделить свою душу и тело в данную минуту в своих мыслях, то увидим, какие это разные миры.
В настоящее время наша творческая душа- абсолютно раб нашего тела, и мы не можем осуществить то, что хотим сделать. Если мы способны объединить, подготовить и сыграть одну маленькую толику своей художественной артистической мечты, то чувствуем себя победителями. Но почему бы не быть победителем на все сто процентов? Это возможно, если, во-первых, мы преодолеем материалистический взгляд на театр, который сидит во всем нашем существе, а , во- вторых, поработаем над своими телами. Даже если мы на сцене годы, физическое тело противостоит нашему творческому духу точно также как у студента или неопытного актера.
Не надо стесняться делать эти упражнения, потому что это сделает намного больше для нашей культуры в будущем, чем повторять ошибки и оставаться со своими жесткими одеревенелыми физическими телами, потому что мы стыдимся быть студентами. У нас будет такое прекрасное будущее в театре, если группы подобные этой, будут достаточно смелы прийти и послушать кого-либо, у которого есть сказать что-то новое. Это уже великий шаг к этой культуре.
Наши тела должны рассматриваться как враги- они должны развиваться не только нашим воображением, но для развития тела как такового должны делаться чисто физические упражнения. И тогда наше тела может из врага превратиться в друга. Когда это случиться, это будет для нас великим открытием, потому что мы увидим, что многие прекрасные творческие идеи, замыслы, импульсы, желания и образы забыты из-за голоса нашего жесткого негибкого тела- от юности до настоящего времени, всегда подсознательно подталкивающего нас не пытаться.
Это неуловимое предложение, которое мы слышим от своего тела должно поправляться развитием тела, тогда наше воображение станет свободным, а мы увидим их в своем воображении и сумеем объединить то, чего мы сейчас даже не можем вообразить, потому что мы всегда находимся под давлением неуловимого подсказчика -нашего физического тела.
Сейчас мы пойдем в ту область, что развивает нашу душу, что также важно, как и развитие своего тела. Вот почему я предложил эти упражнения в стаккато и легато из-за того, что они так просты, но они помогают преодолевать определенные трудности в теле. Они не должны быть сложными. Все эти физические упражнения должны быть как можно проще. Если начать со сложных упражнений, наше тело изменит их так, чтобы они стали удобными для него. Мы должны победить свое тело простыми примитивными способами. Один простой хороший удар в стаккато лучше чем более сложный.
Четыре качества движения
Представим, что у нас четыре вида движения. Один из них можно назвать формовкой- чтобы мы не делали мы создаем пространство вокруг себя этим движением. Давайте подойдем к стулу, двигаясь в созданной манере. Потом возьмите стул и поставьте его на другую точку, все время создавая пространство. Затем сядьте на стул. Все должно быть сделано с тем, чтобы создать все вокруг себя, как бы заполняя собой все пространство. Это не должно требовать усилий. Это чисто психологическое, заложенное в теле. Мы должны помнить, что чем свободнее наше тело, тем оно сильнее. Желание есть нечто совсем не нуждающееся в мускулах. На самом деле, наше желание не в нас, а вокруг нас- это психологическое. Действительное желание на сцене забирает нас снаружи. Это совершенно другое качество желания- сильнее, быстрее,
намного убедительней. Быстрое, легкое тело, которое наполнено желанием и побуждает нас. Когда мы спешим, то это не стремление, а нервно- истеричное, делать быстро - это стремление. Мы не должны путать эти две вещи.
Я хочу сказать, что никакое из предложений, которые я должен дать вам, не имеют ничего общего с гипнозом. Когда пытаешься загипнотизировать другого человека, то нужно такое сильное воображение, какое у вас. Это кажется объектом действия, но повернутым на другого человека. Воля одного человека должна подавить другого. В нашем методе нет никаких способов, ведущих к такому. Гипноз сейчас старомоден и редко используется, но используется психоанализ, который еще более опасен. В нашем методе, например, лучеиспускание означает то, что я даю сам себе, хотите ли вы признать это или нет.
Другой вид движения- полет. Сделайте предыдущее упражнение- возьмите стул, подвигайте им, сядьте и т.д., испытывая чувство полета. Снова наше тело получит хороший результата от этого, если вы делаете его должным образом. Постарайтесь делать это непрерывно- физическое остановится, а наша психология- нет, внутренне мы должны продолжать. Эти движения разрушат наши психологические и физические ограничения. В полете вы почувствуете быстроту и легкость, то же самое и в лучеиспускании.
Урок тринадцатый
Воображение (19 декабря 1941 г.)
Воображение
Представьте образ цветка, потом подвигайтесь вокруг, разговаривая и делая много разного, но держа образ цветка. Если представлять что-нибудь на сцене без предшествующего или одновременного воображения, то это скучно. Но, что касается игры, если есть «аура» воображения, через которое вы прошли, тогда это чудо искусства.
Встаньте и займите позицию, но сделайте это только в своем воображении. Потом попытайтесь сделать это в действительности. Затем это снова представьте себе, но намного сильнее и сделайте это снова.
Сейчас представьте, что на стуле красный шарф. Походите вокруг, имея в виду ; шарф. Если вы ощутили необходимость остановиться и изучить образ более тщательно и внимательно, то это как раз то, что нужно.