Т е с т «Эта удивительная природа».
1. Что называют телом?
а) все то, что сделано руками человека;
б) любой предмет, любое живое существо;
в) любое растение, насекомое, птицу и животное.
2. В каких веществах промежутки между частицами наибольшие?
а) в твердых;
б) в жидких;
в) в газообразных.
3. Какие вещества входят в состав воздуха?
а) водород, медь, цинк;
б) кислород, азот, углекислый газ;
в) хлор, фтор, йод.
4. Какими свойствами обладает воздух?
а) прозрачен, бесцветен, без запаха; при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается, плохо проводит тепло;
б) голубой цвет, как небо; проводит звуки, не имеет запаха; пропускает солнечные лучи;
в) воздух зависит от окружающих предметов; хорошо проводит тепло; образует ветер.
5. Вода может находиться:
а) в жидком состоянии;
б) в твердом состоянии;
в) в жидком, твердом, газообразном состоянии.
6. Какая вода нужна людям?
а) прозрачная;
б) бесцветная;
в) чистая.
7. Без чего невозможно вырастить урожай?
а) без тракторов, комбайнов, топлива;
б) без удобрений, труда людей;
в) без света, воздуха, воды.
8. За счет чего разрушаются скалы?
а) за счет нагревания скал в солнечные дни и остывания ночью;
б) из-за животных, растений, микробов;
в) из-за колебания температур, воды, ветра и растений.
9. Из чего состоит почва?
а) из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей;
б) воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей, корней растений, животных, обитающих в почве;
в) микробов корней растений, различных животных, обитающих в почве.
10. Что растения получают из почвы?
а) перегной, песок, глину;
б) остатки растений и животных;
в) воздух, воду, соли.
11. Как называется наука о растениях?
а) ботаника;
б) зоология;
в) экология.
12. Животные – это…
а) птицы, звери, насекомые, ящерицы, змеи, черепахи, лягушки, черви;
б) человек, птицы, звери, насекомые, рыбы, грибы, микробы;
в) птицы, звери, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся.
13. Какая из цепей питания указана правильно?
а) слизни ® капуста ® жаба;
б) сосна ® дятел ® жук-короед;
в) рожь ® мышь ® змея ® орел.
14. Где выращивают редкие растения, привезенные со всего мира?
а) в парках;
б) скверах;
в) ботанических садах.
15. Какие животные помещены в Красную книгу?
а) тигр, морж, фламинго, орел-беркут;
б) олень, заяц, лиса, волк;
в) корова, лошадь, гусь, петух.
У р о к 31
организм человека
Цели:формировать понятие о системе органов человека; обратить внимание учащихся на взаимосогласованность и ритмичность в работе всех органов человека.
О б о р у д о в а н и е: таблица систем органов человека.
Ход урока
I. Сообщение темы урока.
– Сегодня мы начинаем изучать новый раздел «Мы и наше здоровье». Этот раздел об особенностях строения человека, работе внутренних органов и охране здоровья.
Тело человека – это сложный организм. Вы хотите быть сильными, бодрыми, энергичными, чтобы глаза блестели, кожа была чистой, голос – звонким? Для этого надо научиться жить в ладу со своим организмом.
Что такое организм человека? Об этом вы узнаете сегодня на уроке. Тема урока «Организм человека».
II. Изучение нового материала.
– По словарю Ожегова: «Организм – живое целое, обладающее совокупностью свойств, отличающихся от неживой материи».
Организм человека – это система органов, взаимосвязанных между собой и образующих единое целое.
– Какие же системы органов есть в нашем организме?
1) нервная система;
2) кровеносная система;
3) дыхательная система;
4) пищеварительная система;
5) выделительная система;
6) опорно-двигательная система.
– Как вы думаете, почему их называют системами?
Учитель вывешивает таблицу с изображением внутренних органов.
– Как называется наука, изучающая строение человеческого организма?
Анатомия изучает строение тела человека.
Физиология изучает работу органов.
Гигиена – наука о сохранении и укреплении здоровья.
– Как вы думаете, всегда ли люди знали, как устроено тело человека?
В давние времена во многих странах мира церковь запрещала анатомировать умерших. Проблема стояла остро: ученые могли узнать тайны человеческого организма только путем разрезания мертвых тел. Доведенные до отчаяния, некоторые анатомы тайно вырывали трупы умерших на кладбище и, прячась от свидетелей, вскрывали их в подвалах заброшенных домов. Постепенно накапливались знания. Врачи стали оказывать помощь больным, производить операции.