Гиперкинезия, влияние на самочувствие и работоспособность учащихся и спортсменов
Гиперкинезия (гиперактивность) - состояние повышенной двигательной и эмоциональной активности.
Причиной появления гиперкинезии является стремление тренера и самого юного спортсмена повысить достижения в избранном виде спорта путем чрезмерного увеличения напряженности тренировок. Это напряжение достигается путем форсирования тренировки, проведение ее с повышенными нагрузками или сокращения интервалов отдыха
При гиперкинезии образуется симптомокомплекс, связанный в первую очередь с функциональными изменениями центральной нервной системы. В результате интенсивной работы наблюдаются признаки утомления, перенапряжения нервных центров и появления нарушения в деятельности сердечно-сосудистой системы, проявляющейся в неадекватно высокой реакции на физическую нагрузку, в замедлении восстановительных процессов, в нарушении ритма сердечной деятельности. Возникающие сдвиги снижают иммунологическую реактивность организма и его неспецифическую сопротивляемость.
Важной мерой профилактики гиперкинезии является ограничение интенсивности и длительности действия однообразных физических нагрузок. Наиболее целесообразно и оправдано переходить от односторонней адаптации и одностороннего развития к комбинированной адаптации и гармоническому развитию. Изменения в организме, вызванные мышечной деятельностью, зависят не только от силы воздействия раздражителя, но и от уровня развития функциональных возможностей основных систем организма, которые определяются возрастом и степенью тренированности.
Таким образом, основой профилактики спортивной гиперкинезии является соблюдение существующих физиологических норм и рекомендаций относительно возрастного ценза и правильной организации учебно-тренировочных занятий с каждым спортсменом. Основываясь на закономерностях развития отдельных функциональных систем организма в онтогенезе и правильности нормирования тренировочных занятий можно достичь максимальной физической подготовленности, а также наивысших результатов.
42. Физиологическая характеристика утренней гигиенической гимнастики и физкультпауз в школе.
Утренняя гигиеническая зарядка – одна из наиболее распространённых и популярных форм физкультурных занятий в режиме повседневной жизнедеятельности. Её главное назначение – оптимизировать переход от продолжительного отдыха (сна) к повседневной жизнедеятельности. Основу утренней гигиенической зарядки составляет своего рода разминка. Она ориентирована на постепенную общую активизацию функций организма, преодоление инерции покоя, включение в повседневные дела в состоянии нормального тонуса и с хорошим настроением. Параллельно в рамках этой формы занятий можно отчасти решать и такие задачи, как формирование и сохранение нормальной осанки, поддержание достигнутого уровня развития двигательных качеств и общей тренированности.
Физкультминутки и физкультпаузы – кратковременные сеансы физических упражнений, вводимых преимущественно в качестве факторов активного отдыха в интервалах, специально выделяемых для этого в процессе труда или в школе на уроках. Выполнение упражнений в физкультминутках и физкультпаузах предотвращает снижение уровня оперативной работоспособности, особенно когда начинается сказываться текущее утомление.
Продолжительность физкультпауз 5 – 7 минут. Необходимо варьировать применяемые физические упражнения в физкультпаузах в зависимости от характера и условий трудовой деятельности. Так, при тяжелом физическом труде включаются менее интенсивные упражнения, чем трудовые двигательные действия. Это могут быть упражнения на растягивание и расслабление мышц, а также различные дыхательные упражнения. При невысокой интенсивности в трудовых действиях в качестве средств активного отдыха оправданы более интенсивные двигательные действия.
Физкультминутки на уроках проводятся под руководством учителя в основном в младшем школьном возрасте. Они состоят из 3 – 5 упражнений, выполняемых сидя за партой и 3 – 5 упражнений, выполняемых стоя у парты. Количество повторений каждого упражнения 6 – 8 раз.