Введение. Значение дидактической игры во всестороннем развитии ребенка.
Последние годы тесно связаны с социально-экономическими преобразованиями в обществе. На фоне этих событий меняется отношение к воспитанию и обучению. Сегодня, в эпоху компьютеризации, жизнь во всех ее проявлениях становиться разнообразнее, сложнее. Все чаще от человека требуется не шаблонные, привычные действия, освященные многовековыми традициями, а подвижность мышления, быстрота ориентировки, творческий подход к решению больших и малых задач.
Организатором и руководителем процесса воспитания и обучения в детском саду является воспитатель. Потребности нынешнего времени требует от него перестройки в содержании и формах работы с детьми, творческих усилий, поиска новых подходов к каждому ребенку с учетом его уровня развития, особенностей нервной системы и способностей к усвоению знаний, активного использования научных достижений в области педагогики и психологии.
А.В. Запорожец назвал игру специфически детской деятельностью, а Л.С Выгодский считал игру «девятым валом» в развитии ребенка (в игре он становится на голову выше себя). Без конца повторяет, что игра - ведущая деятельность дошкольника, забывая, что она именно поэтому ведущая, что в ней, как отмечал А.Н. Леонтьев, «развиваются новые психологические прогрессивные образования и возникает мощный познавательный мотив, являющийся основой возникновения стимула к учебе. Нет игры у дошкольника – нет интереса к учебе у школьника ».
Игра и учеба – это две разные деятельности, между ними имеются значительные качественные различия. Справедливо замечено еще Н.К Крупской, что «школа отводит слишком мало места в игре, сразу навязывая ребенку подход к любой деятельности методами взрослого человека. Она недооценивает организаторскую роль игры. Переход от игры к серьезным занятиям слишком много резок, между свободной игрой и регламентированными школьными занятиями получается ничем не заполненный разрыв. Тут нужны переходные формы». В качестве таковых и выступают дидактические игры.
Дидактическая игра – это игра, в ходе которой решается какая – либо познавательная задача.
Дидактическая игра- один из методов обучения и умственного воспитания детей. Ее содержание определяется программными задачами и связано с содержанием занятий и наблюдений в повседневной жизни.
Это своеобразная форма деятельности – учение в дидактической игре – появляется уже в дошкольном возрасте. К.Д. Ушинский подчеркивал, что обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но никогда – не развлекающим.
Необходимость использования дидактической игры как средства обучения детей в дошкольный период определяется рядом причин:
1.Игровая деятельность как ведущая в дошкольном детстве еще не потеряла своего значения;
2.Освоение учебной деятельностью, включение в нее детей идет медленно (многие дети вообще не знают что такое «учиться»);
3.Имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и правильностью внимания, преимущественно непроизвольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления. Дидактическая игра как раз способствует развитию у детей психологических процессов;
4.Недостаточно сформирована познавательная мотивация. Дидактическая игра во многом способствует преодолению трудностей.
А.В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, подчеркивал:
«Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка».
Целью данного дипломного исследования является на основе изучения психолого–педагогической литературы и проведения собственных исследований доказать и подтвердить, что именно дидактическая игра является необходимым и наиболее действенным методом обучения детей, в частности в формировании у них навыков распознавания растений.
Объект исследования: процесс развития представлений о разных растениях у детей старшего возраста.
Предмет исследования: влияние дидактических игр и упражнений в развитии представлений о растениях.
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
· Рассмотреть особенности формирования представлений о растениях в дошкольном возрасте.
· Раскрыть содержание работы по развитию представлений о растениях в процессе ознакомления с окружающим миром.
· Выявить уровень развития представлений о растениях детей старшего дошкольного возраста.
Современные условия характеризуются гуманизацией познавательного процесса, обращением к личности ребенка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей, организации всего образовательного процесса. В первую очередь, это означает отказ от авторитарного способа обучения и воспитания детей. Обучение должно быть развивающим, обогащать ребенка знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные интересы и способности. Соответственно, должны перетерпеть изменения способы, средства и методы обучения и воспитания детей. В связи с этим особое значение преобладают игровые формы обучения и воспитания детей, в частности, дидактические игры.
Гипотеза:Широкое использование дидактических игр в процессе ознакомления детей старших групп с растениями способствует закреплению, расширению знаний о внешнем виде различных растений, об их пользе, о факторах, влияющих на их рост и развитие растений, о влиянии труда на растения