Таламическая» теория эмоций У. Кэннона – П. Барда
Теория описывает таламус как центр возникновения эмоции (1927; 1934): раздражитель возбуждает таламус – появляется соответствующая эмоция и происходит физиологические изменения в организме (теория является альтернативой исследованию У. Джемса - Г. Ланге). В более поздних работах П. Барда указывается, что раздражитель одновременно вызывает эмоцию и физиологическую реакцию (т.е. утверждается обособленность психологического и физиологического реагирования – современные исследования опровергают данную теорию).
Биологическая теория эмоций П.К. Анохина
Эмоции рассматриваются с биологической точки зрения как эффективный механизм эволюции (1949), поддерживающий гомеостаз (потребности вызывают негативные эмоции, выступающие катализатором действия, они играют роль активизации – после удовлетворения потребности, возникают положительные эмоции: роль подкрепления; если результат достижения неудовлетворительный, появляется беспокойство, тревожность, - ищутся более оптимальные способы действия).
Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера
Согласно теории Л. Фестингера (1962), негативные эмоции возникают при рассогласовании ожиданий и результата (когнитивный диссонанс), при их совпадении появляются положительные эмоции (когнитивный консонанс).
Когнитивно – физиологическая концепция С. Шехтера
Теория возникновения эмоции (1964) учитывает фактор активации (определяет интенсивность реагирования) и мысленную оценку ситуации, прошлый опыт человека (феномен приписывания; задает содержание эмоции, тон и направленность). Так физиологическое возбуждение опосредованно вызывает эмоцию, для появления переживания нужно объяснение причин внутреннего состояния, связанного с конкретной реальной ситуацией.
Информационная теория эмоций П. В. Симонова
Среди психологических теорий происхождения эмоций наибольшую популярность завоевала предложенная П.В. Симоновым информационная теория эмоций (1966; 1970; 1986). Согласно этой теории, эмоциональные переживания человека и высших животных определяются какой-либо актуальной потребностью (ее качеством и величиной) и оценкой субъектом вероятности (возможности) ее удовлетворения на основе ранее накопленного опыта и поступающей извне информации.
Формула эмоции представляется, как: Э = П (Ин - Ис), где Э – эмоция, П – потребность, И – информация (Ин – необходимая для организации удовлетворения потребности; Ис – имеющаяся в данный момент информация).
Из формулы следует, что:
§ возникновение эмоции возможно только при имеющейся потребности;
§ появление эмоции (при наличии потребности) имеет смысл при достаточной информации;
§ разность (Ин - Ис) – это мера незнания, а также прогноз достижения цели: при дефиците имеющейся информации (Ис) возникают отрицательные эмоции (особенно в случае полного отсутствия сведений); положительные эмоции проявляются при достаточности/ избытке данных (Ис>Ин).
Теория дифференциальных эмоций К. Изарда
Каждая эмоция по теории выступает как отдельная обособленная единица (дифференциация эмоций), исходя из ее уникальных мотивационных, экспрессивных и нейрофизиологических особенностей. В основе такого подхода лежат эволюционные и биосоциальные принципы к рассмотрению базовых эмоций (генетическое происхождение). Как источники эмоций описываются следующие активаторы:
§ нейронные и нервно-мышечные (например, гормоны, наркотические вещества, внешняя экспрессия: мимика, пантомимика и т.д.);
§ аффективные (болевые ощущения, усталость, половое влечение, другие эмоции);
§ когнитивные (оценка значимости события, прогноз разрешения ситуации и др.).
Эмоция рассматривается как сложное образование со специфическими формами переживания; базовые эмоции индивидуально влияют на мыслительную и поведенческую сферы человека. К. Изард выделяют 10 базовых (фундаментальных) эмоций:
1. радость;
2. печаль;
3. удивление;
4. гнев;
5. отвращение;
6. презрение;
7. страх;
8. стыд/ смущение;
9. интерес;
10. вина.
Классификация эмоций
Существует обширное количество различных подходов к систематизации эмоций.
Одной из классификаций является деление эмоций по полярности или знаку на положительные и отрицательные. Например, счастье – печаль, удовольствие – неудовольствие и пр. Такая отнесенность эмоций к определенной шкале является довольно условной, т.к. страх может сигнализировать об опасности, гнев – может быть связан с защитой, чрезмерная и интенсивная радость способна привести к эмоциональной перегрузке.
Различают также базальные (= основные/ фундаментальные, первичные) и вторичные эмоции, задающие различные варианты всех эмоциональных состояний личности. По К. Изарду к первичным эмоциям относят: радость, удивление, интерес, гнев, страх, печаль, отвращение, презрение, стыд и вину. П. Экман, основываясь на исследованиях лицевой экспрессии, предлагает рассматривать следующие базальные эмоции: гнев, страх, удивление, радость, отвращение, печаль. Р. Платчик выделяет в зависимости от конкретного действия гнев, страх, одобрение, отвращение, радость, уныние, ожидание и удивление. Вторичные эмоции возникают при сочетании фундаментальных эмоций, например: принятие + радость = любовь, радость + гнев = гордость и др.
В зависимости от влияния на жизнедеятельность выделяют стенические и астенические эмоции. Стенические (греч. sthenos – «сила») – положительные эмоции, повышающие уровень активности (ощущение возбуждения, радость, бодрость). Физиологически это может проявляться в виде учащения дыхания, активизации работы сердца, усилении активности в мышцах. Астенические эмоции («слабость, бессилие») связаны с замедлением дыхания, инертностью, понижением мышечного тонуса, - это негативные переживания (печаль, грусть, подавленность, страдание, уныние и др.).
Интерес представляет классификация Б.И. Додонова, относя эмоции к определенному классу в зависимости от ведущих целей и потребностей личности. Кратко рассмотрим выделенные подгруппы эмоций.
1. Альтруистические эмоции – связаны с желанием помощи другим людям (проявляются в заботе, сочувствии, жалости, беспокойстве за другого, нежности, верности).
2. Коммуникативные эмоции – связаны с потребностью общаться, взаимопониманием, желанием поделиться своими чувствами с другим (проявляются в симпатии, дружественном расположении к кому-либо, уважении, благодарности).
3. Глорические эмоции («слава») - возникают при желании славы, внимания, признания другими людьми (связаны с самоутверждением, чувствами гордости, превосходства).
4. Праксические эмоции («действие») – вызываются деятельностью, которой занимается человек (чувства успеха или провала, приятной усталости или «выжатости»).
5. Пугнические эмоции («борьба») – связаны с потребностью борьбы, спортивным азартом, преодолением препятствий («жажда острых ощущений», риск, другой рассматривается как соперник/ оппонент, которого нужно победить).
6. Романтические эмоции – связаны с потребностью испытывать «неизведанное», сакральное (чувство таинственности, ожидание чуда, символы/ предзнаменования к важному событию и др.).
7. Гностические эмоции («знание») – связаны с познавательной деятельностью личности (= интеллектуальные чувства; радость открытия, «проникнуть в сущность вещей», истина!, эврика!).
8. Эстетические эмоции – возникают под влиянием произведений искусства, созерцания природы, связаны с наслаждением красотой, изяществом, гармонией («светлая грусть», приятная ностальгия, растроганность, чувственность и др.).
9. Гедонистические эмоции («удовольствие») – связаны с наслаждением в физическом и психологическом контексте («сладкая лень», безмятежность, легкость, нега).
10. Акизитивные эмоции («приобретение») – связаны с желанием коллекционирования, накопления, хранения значимых ценностей/ вещей.
Функции эмоций
Эмоции занимают важное место в жизни человека и выполняют следующие функции:
1. оценка событий – положительное или отрицательное отношение к отражаемым явлениям, значимость происходящих событий;
2. побуждение - стимулирующая и активирующая функция, эмоции как выражение мотива (например, человек, переходя дорогу и испытывая страх перед надвигающимся автомобилем, ускоряет свое движение);
3. организация и регуляция – сигнализация сознанию вероятностной степени эффективности будущей деятельности, коррекция поведенческой модели, организация памяти с фиксацией оценок реализации деятельности (эмоциональные следы);
4. экспрессия (коммуникативная функция) – передача эмоционального состояния через мимические и пантомимические особенности, интонацию информирует об отношении человека к происходящему, позволяет людям лучше узнавать и понимать друг друга;
5. предвосхищение будущего события – накопление аффективного опыта переживаний (эмоциональная память);
6. дезорганизующая роль - с нарастанием интенсивности эмоционального переживания процессы всестороннего гибкого познания действительности ограничиваются и нарушаются (например, проблема эмоционального стресса), когда сильная эмоция приводит к искажению восприятия, затрудняет регуляцию.
Свойства эмоций
Рис. 1. Свойства эмоций [6; С. 80]
Рассмотрим основные свойства эмоций (рис. 1).
1. Универсальность – процесс возникновения эмоций не зависит от особенностей деятельности или определенных потребностей.
2. Пластичность – вариативность переживания эмоции одного качества (например, диапазон переживания грусти – как сугубо отрицательной эмоции, так и в виде приятного горьковато-щемящего чувства).
3. Суммация и упрочение – способность к накоплению, упрочению чувств с течением времени по отношению к конкретному объекту.
4. Пристрастность = субъективность (зависимость от личностных и ситуативных особенностей).
5. Удержание в памяти – хранение длительное время эмоциональных следов в памяти (эмоциональная память).
6. Динамичность – процесс прохождения эмоции определенных фаз (пример с эмоцией гнева по Т. Томашевски: накопление взрыв снятие напряжения «умирание»/ угасание).
7. Заразительность (контагиозность) – способность «заражаться» эмоциями и настроением при общении с кем-либо (паника, «дикое» веселье и т.д.).
8. Адаптивность – притупление эмоций при неоднократном предъявлении стимула («растворение любви», «выдыхание чувств»).
9. Перенос на другие объекты – свойство перенесения одного чувства/ эмоции на другие объекты/ предметы («любовь перенос на связанные с субъектом влюбленности вещи»).
10. Доминантность – доминирование более сильных эмоций над антагонистичными себе (например, глубокое горе исключает легкость, приподнятость настроения, переживание счастья).
11. Иррадиация – распространение эмоционального состояния (настроения) на все явления, которые воспринимается человеком («всепоглощающая радость», влюбленность, раздражение/ озлобленность).
12. Амбивалентность – одновременное сочетание положительных и отрицательных эмоций в отношении кого-либо (например, любовь и печаль).
13. Переключаемость – замена одной эмоции на другую («стыдится собственного счастья/ везения», «упование печалью»).