Правила техники безопасности во время учебной практики
1. Студенты, допущенные к учебной практике, должны иметь прививку против клещевого энцефалита.
2. При работе в лесу рабочая одежда должна состоять из брюк, заправленных в сапоги, блузы с длинным рукавом, заправленной в брюки, и головного убора.
3. Через каждые 2-3 часа работы необходимо проводить внимательный осмотр одежды и открытых частей тела на наличие клещей. По окончании работы и прибытии домой необходимо дополнительно проводить тщательный осмотр одежды и тела. При обнаружении присосавшегося клеща его нужно удалить пинцетом. При этом клеща следует захватить как можно ближе к хоботку, затем аккуратно потянуть вверх, при этом вращая вокруг своей оси в удобную сторону. Обычно через 1-3 оборота клещ извлекается целиком вместе с хоботком. Если пинцета нет, необходимо завязать прочную нитку (как можно ближе к коже) и потихоньку вытягивайте клеща перпендикулярно поверхности кожи, аккуратно и плавно, чуть поворачивая или пошатывая. Место укуса обрабатывается зеленкой, раствором йода или спиртом. Пострадавшему необходимо срочно ввести противоэнцефалитный гамма-глобулин в ближайшем медицинском учреждении.
4. Запрещается пить не кипяченую воду из случайных источников.
5. Нельзя пробовать на вкус незнакомые растения, так как среди них встречаются ядовитые. После работы с растениями необходимо мыть руки.
6. При работе с острыми, режущими и колющими предметами (ножницы, копалки, лопаты, ножи) необходимо соблюдать меры предосторожности.
Будь осторожен сам и не порань своих товарищей!
7. Необходимо осторожно обращаться с огнем в лесу и на территории дендрария.
8. Во время интерактивных экскурсий нельзя отставать от группы, уходить на удаленное расстояние, не поставив в известность руководителя.
Будь готов при необходимости оказать первую медицинскую помощь!
ТЕМА
ДИКОРАСТУЩИЕ ЛР РАЗЛИЧНЫХ МЕСТ ОБИТАНИЯ
Целевые задачи:
- закрепить знания по ЛР, полученные на практических занятиях;
- научиться определять ЛР в различных растительных сообществах;
- научиться определять морфологически сходные растения в растительных сообществах, распознавать ядовитые растения;
- закрепить навыки, полученные на практических занятиях (по морфологическому описанию и определению растений);
- закрепить навыки гербаризации растений, полученные во время практики по ботанике.
Задание для самоподготовки
Повторите из теоретического курса ботаники и фармакогнозии следующие вопросы.
1. Фитоценоз: определение, типы.
2. Морфологическая характеристика вегетативных и генеративных органов растений.
3. Морфологическая характеристика растений семейств: Araliaceae, Asteraceae, Brassicaceae, Fabaceae, Ranunculaceae, Rosaceae, Polygonaceae, Menyanthaceae, Plantaginaceae, Сonvallriaceae.
4. Номенклатура дикорастущих ЛР Дальнего Востока.
Подготовьте сообщение по заданию руководителя о ЛР. В сообщении отразите происхождение названия растения, легенды о растении, исторические факты использования, применение растения в других отраслях народного хозяйства и т.п.
Практическая работа
1. Интерактивные экскурсии.[1]
Во время экскурсии собирается материал для выполнения индивидуальных заданий (растения для гербаризации и ЛРС). Кроме того, необходимо собрать образцы “неизвестных” растений для определения их по определителям.Все наблюдения во время экскурсий записываются в блокнот.
2. Описание растительного сообщества.
3. Выявление в фитоценозе ЛР и морфологически сходных растений.
4. Определение растений с помощью определителей.
5. Гербаризация растений, сбор ЛРС.
6. Работа с научным и учебным гербарным фондом кафедры.
7. Оформление дневника.
ТЕМА
РАСТЕНИЯ ДЕНДРАРИЯ
Целевые задачи:
- закрепить знания по мероприятиям, направленным на охрану растительных ресурсов, полученные на практических занятиях;
- научиться выявлять ЛР в живом виде, в т.ч. интродуцированные в дендрарии;
- закрепить навыки, полученные на практических занятиях по морфологическому описанию и определению растений.
Задание для самоподготовки
Повторите из теоретического курса фармакогнозии следующие вопросы.
1. Определение понятий: охрана природы, интродукция.
2. Мероприятия, направленные на охрану растительных ресурсов.
3. Дендрарий: определение, задачи.
4. Красные книги различных уровней. ЛР Дальнего Востока, занесенные в Красные книги.
Практическая работа
1. Интерактивная экскурсия по дендрарию. Все наблюдения во время экскурсии записываются в блокнот.
2. Выявление ЛР, произрастающих на территории дендрария, в т.ч. интродуцированных и занесенных в Красные книги различного уровня.
3. Определение растений с помощью определителей.
4. Работа по благоустройству дендрария.
5. Оформление дневника.
В дневнике необходимо привести перечни растений, выявленных во время экскурсии, перечислить виды работ по благоустройству дендрария. Списки растений оформить в виде таблиц (см стр. 21), выделить названия интродуцированных растений и растений, занесенных в Красную книгу.
ТЕМА
КУЛЬТИВИРОВАНИЕ ЛР
Целевые задачи:
- получить навыки по возделыванию ЛР.
Задание для самоподготовки
Повторите из теоретического курса ботаники и фармакогнозии следующие вопросы.
1. Культивирование растений: определение, принципы введения растений в культуру. Перечень культивируемых ЛР.
2. Способы размножения растений.
3. Общие приемы возделывания ЛР.
4. Морфологическая характеристика растений семейств: Apiaceae, Lamiaceae, Solanaceae, Asteraceae,
По заданию преподавателя подготовьте сообщение о приемах возделывания ЛР.
Примерный план сообщения:
- биологические особенности растения, которые необходимо учитывать при выращивании;
- способы размножения;
- способы подготовки посадочного материала и посева;
- приемы ухода за растением и сбора ЛРС.
Практическая работа
1. Интерактивная экскурсия по коллекционному участку.
2. Работа по посеву, уходу за растениями и сбору сырья.
3. Сбор сырья и растений участка для гербаризации.
4. Оформление дневника.
В дневнике необходимо привести перечень ЛР, произрастающих на коллекционном участке; в списке выделить растения, которые культивируются; перечислить виды выполненных работ по посеву и уходу за растениями.
ТЕМА