Внеурочной деятельности «Растения Кузбасса»
Программа
Внеурочной деятельности «Растения Кузбасса»
Для учащихся основной школы
(общеинтеллектуальное направление)
Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности «Растения Кузбасса» (далее – Программа) направлена на комплексное и последовательное развитие знаний учащихся о природе Кемеровской области и о важнейшем ее компоненте – растительности.
Во все времена очень важно прививать детям любовь к родному краю, бережное отношение к природе. Ведь природа является источником материального и духовного состояния существования человека. Изучая природу своего региона, школьник узнает много нового и интересного, учится бережному отношению к окружающему миру.
Настоящая программа внеурочной деятельности рассчитана на 34 часа и предназначена для учащихся основной школы и может быть реализована в любой период получения школьниками общего образования (с 5 по 9-й классы).
Знакомство школьников с родной природой, с ее географическими и биологическими особенностями способствует патриотическому и гражданскому воспитанию подрастающего поколения. Ведь, яркие впечатления о родной природе, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. Действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.
Программа внеурочной деятельности «Растения Кузбасса» также призвана помочь учителю расширить знания школьников ботанического характера. Основу содержания программы составляют природные особенности Кемеровской области, сведения о растительном мире нашего региона, растения Красной книги Кемеровской области, охраняемые территории нашего края.
Цель: расширение ботанических знаний школьников посредством изучения флоры, растительности и охраны растений Кемеровской области.
Задачи программы:
1) повторить общие сведения о рельефе, климате, водах и почвах Кемеровской области;
2) дать характеристику флоры Кемеровской области;
3) изучить особенности растительности Кемеровской области;
4) рассмотреть мероприятия по охране растений Кемеровской области;
5) обеспечить широкую и разнообразную практическую деятельность учащихся по изучению растительного мира Кемеровской области.
Основные принципы содержания программы:
– Принцип единства сознания и деятельности;
– Принцип наглядности;
– Принцип личной ориентации;
– Системности;
– Экологического гуманизма;
– Краеведческой направленности обучения;
– Практической направленности обучения.
Ожидаемый результат
Показатели в личностной сфере ребёнка:
– интерес к познанию природы родного края;
– потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
– осознание места и роли человека в биосфере как биосоциального существа;
– мотивация гармоничного взаимодействия с природой.
Учащиеся должны знать:
– связи между компонентами неживой природой и растительностью;
– основные группы флоры Кемеровской области и их приспособленность к условиям существования;
– многообразие растительности Кемеровской области;
– мероприятия по охране растений Кемеровской области.
Учащиеся должны уметь:
– выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
– применять теоретические знания в практической деятельности по определению, описанию и охране растений;
– оформлять результаты наблюдений в виде схем, моделей, рисунков, описаний, выводов, презентаций;
– оценивать поведение людей с точки зрения их экологической допустимости;
– выражать своё отношение к природе и людям в продуктивной деятельности в виде рисования, изготовления поделок, составления альбомов и др.
Содержание программы
1. Физико-географический очерк о Кемеровской области
Географическое положение Кемеровской области. Расположение Кемеровской области относительно крупных природных объектов России – равнин, рек. Крайние точки и границы Кемеровской области. Общие сведения о население Кемеровской области. Средняя плотность населения Кузбасса. Распределение населения по территории Кемеровской области. Факторы, влияющие на размещение населения в области.
Общая характеристика рельефа Кемеровской области. Равнинные территории и другие формы поверхности, и их распределение по территории Кемеровской области. Факторы разнообразия рельефа Кемеровской области. Характеристика горных форм рельефа Кемеровской области: Кузнецкий Алатау, Горная Шория и Салаирский кряж. Характеристика равнинных форм рельефа Кемеровской области: Кузнецкая котловина и Западно-Сибирская низменность.
Климат Кемеровской области. Тип климата и факторы, влияющие на его формирование. Типы господствующих воздушных масс. Место Кемеровской области в системе общей циркуляции атмосферы (циклоны и антициклоны). Температуры января и июля. Суммарная солнечная радиация на территории Кемеровской области. Среднегодовое количество осадков и коэффициент увлажнения. Сезоны года в Кемеровской области.
Реки Кемеровской области. Характеристика крупнейших рек. Возможное хозяйственное использование рек, искусственные сооружения на реках. Озера Кемеровской области. Наиболее крупные озера. Подземные воды, ледники, болота.
Почвы Кемеровской области и их характеристика. Изменение почв в процессе хозяйственной деятельности. Охрана почв.
Практические работы
– Изучение рельефа Кемеровской области.
– Изучение годового хода температуры воздуха в Кемеровской области.
– Изучение годового количества осадков в Кемеровской области.
– Описание реки.
– Изучение механического состава почвы.
– Определение кислотности почвы.
Проекты
– Создание и защита плаката или рисунка на тему «Берегите воду!».
– Создание и защита плаката или рисунка на тему «Охраняйте почву!».
Практические работы
– Изучение систематического состава флоры Кемеровской области.
– Определение жизненных форм растений.
– Изучение экологических групп растений по отношению к свету.
– Изучение экологических групп растений по отношению к воде.
– Изучение ресурсных растений Кемеровской области.
– Изучение свойств культурных растений.
– Описание культурных растений.
– Изучение водорослей.
– Изучение строения дрожжей.
Проекты
– Создание и защита презентации «Охрана водорослей».
– Презентация интересного рецепта приготовления грибного блюда.
– Создание наглядного пособия для кабинета биологии «Экологические группы растений по отношению к свету»;
– Создание наглядного пособия для кабинета биологии «Экологические группы растений по отношению к воде».
Практические работы
– Описание среды обитания растений.
– Подсчет индексов плотности для определения видов растений.
– Динамика численности популяций. Изучение возрастного спектра популяции растений.
– Изучение лесного сообщества.
– Определение видов растений и составление их экологической характеристики.
– Морфологическое описание цветкового растения.
– Изучение лугового сообщества.
– Мохообразные. Характеристика мхов.
– Изучение внешнего строения хвоща, плауна, папоротника.
– Изучение сообщества пресного водоема.
– Оценка экологического риска территорий, прилегающих к дороге, путем исследования состояния растительного покрова.
– Определение пораженных тканей и выявление живых и мертвых тканей листьев древесных растений.
– Изучение разнообразия культурных декоративных растений окрестностей школы.
Проекты
– Создание наглядного пособия для кабинета биологии, отражающего ярусное расположение растений степной и лесной зонах.
– Изготовление флористических миниатюр-поделок.
– Исследование процесса цветения травянистых растений.
– Разработка схемы происхождения культурных растений, наиболее распространенных в Кемеровской области.
– Подготовка и защита компьютерной презентации о дикорастущих растениях – родоначальниках наиболее распространенных культурных растениях Кемеровской области.
Практические работы
– Анализ качества воды.
– Анализ снеговой воды.
– Описание городских экосистем.
– Изучение ботанических заказников Кемеровской области.
– Изучение зеленых зон города.
– Изучение видового состава природного фитоценоза.
– Изучение структуры Красной книги на примере Красной книги Российской Федерации и Красной книги Кемеровской области.
– Изучение биологии охраняемых видов растений.
Проекты
– Возобновления леса на заброшенной пашне.
– Создание компьютерной презентации по одной из тем (Памятники природы на территории Кемеровской области; Природные заказники на территории Кемеровской области; Национальные и природные парки на территории Кемеровской области; Государственные природные заповедники на территории Кемеровской области; Дендрологические парки и ботанические сады на территории Кемеровской области; Растения Красной книги Кемеровской области).
– Создание наглядного пособия для кабинета биологии по одной из тем (Многообразие листьев; Жилкование листьев; Повреждения листьев; Сорные растения огорода; Шишки хвойных растений).
– Изучение годичных приростов побегов растений.
– Составление перечня природных сообществ, расположенных вблизи школы.
– Изготовление плаката или рисунка в защиту раннецветущих растений Кемеровской области.
Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения
Литература, используемая педагогом для организации образовательного процесса
1. Воронина, Г. А. Биология. Планируемые результаты. Система заданий. 5–9классы [Текст]: пособие для учителей/ Г. А.Воронина, Т. В.Иванова, Г. С.Калинова; под ред. Г. С.Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2013. – 160 с.
2. Ковригина, Л. Н. Книга о растениях Кузбасса [Текст]: учебное пособие / авт.-сост.: Л. Н. Ковригина, А. В. Филиппова, Е. В. Бибик, С. С. Онищенко, О.В. Петунин. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2015. – 274 с.
3. Скалон, Н. В. Практикум по изучению городов Кузбасса [Текст]: учебно-методическое пособие / Н. В., Л. А. Горшкова, Н. В. Демиденко, Е. П. Аверина. – Кемерово: КРЭОО «Ирбис», 2006. – 138 с.
4. Соловьев, Л. И. География Кемеровской области. Природа [Текст]: учебное пособие по географии для обучающихся 8–9 классов общеобразовательных школ Кемеровской области / Л. И. Соловьев. – Кемерово: СКИФ Кузбасс, 2006. – 377 с.
5. Соловьев, Л. И. География Кемеровской области в вопросах и ответах [Текст]: сборник задач и упражнений / Л. И. Соловьев; под научной редакцией О. В. Петунина. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2014. – 114 с.
6. Экология. 7–8 класс [Текст]: практикум по экологии человека / авт.-сост. Н. А. Степанчук. – Волгоград: Учитель, 2009. – 183 с.
Электронные ресурсы
http://www.sbio.info – «Вся биология».
www.bio.1september.ru – «Биология. 1 сентября».
http://school-collection.edu.ru – Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
http://window.edu.ru – Единое окно доступа к образовательным ресурсам.
http://nsportal.ru/shkola
Оборудование
Географические карты Российской Федерации; географические карты Кемеровской области; школьный атлас Кемеровской области; определитель растений Кемеровской области; гербарные материалы растений, произрастающих на территории Кемеровской области; Красная книга России (растения); Красная книга растений Кемеровской области; таблицы по ботанике; ботанические папки; ручные лупы; рулетка.
Программа
внеурочной деятельности «Растения Кузбасса»
Для учащихся основной школы
(общеинтеллектуальное направление)
Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности «Растения Кузбасса» (далее – Программа) направлена на комплексное и последовательное развитие знаний учащихся о природе Кемеровской области и о важнейшем ее компоненте – растительности.
Во все времена очень важно прививать детям любовь к родному краю, бережное отношение к природе. Ведь природа является источником материального и духовного состояния существования человека. Изучая природу своего региона, школьник узнает много нового и интересного, учится бережному отношению к окружающему миру.
Настоящая программа внеурочной деятельности рассчитана на 34 часа и предназначена для учащихся основной школы и может быть реализована в любой период получения школьниками общего образования (с 5 по 9-й классы).
Знакомство школьников с родной природой, с ее географическими и биологическими особенностями способствует патриотическому и гражданскому воспитанию подрастающего поколения. Ведь, яркие впечатления о родной природе, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. Действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.
Программа внеурочной деятельности «Растения Кузбасса» также призвана помочь учителю расширить знания школьников ботанического характера. Основу содержания программы составляют природные особенности Кемеровской области, сведения о растительном мире нашего региона, растения Красной книги Кемеровской области, охраняемые территории нашего края.
Цель: расширение ботанических знаний школьников посредством изучения флоры, растительности и охраны растений Кемеровской области.
Задачи программы:
1) повторить общие сведения о рельефе, климате, водах и почвах Кемеровской области;
2) дать характеристику флоры Кемеровской области;
3) изучить особенности растительности Кемеровской области;
4) рассмотреть мероприятия по охране растений Кемеровской области;
5) обеспечить широкую и разнообразную практическую деятельность учащихся по изучению растительного мира Кемеровской области.
Основные принципы содержания программы:
– Принцип единства сознания и деятельности;
– Принцип наглядности;
– Принцип личной ориентации;
– Системности;
– Экологического гуманизма;
– Краеведческой направленности обучения;
– Практической направленности обучения.
Ожидаемый результат
Показатели в личностной сфере ребёнка:
– интерес к познанию природы родного края;
– потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
– осознание места и роли человека в биосфере как биосоциального существа;
– мотивация гармоничного взаимодействия с природой.
Учащиеся должны знать:
– связи между компонентами неживой природой и растительностью;
– основные группы флоры Кемеровской области и их приспособленность к условиям существования;
– многообразие растительности Кемеровской области;
– мероприятия по охране растений Кемеровской области.
Учащиеся должны уметь:
– выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
– применять теоретические знания в практической деятельности по определению, описанию и охране растений;
– оформлять результаты наблюдений в виде схем, моделей, рисунков, описаний, выводов, презентаций;
– оценивать поведение людей с точки зрения их экологической допустимости;
– выражать своё отношение к природе и людям в продуктивной деятельности в виде рисования, изготовления поделок, составления альбомов и др.