Вопрос 10. Функции левого и правого полушарий головного мозга. Парность в деятельности полушарий.
Вопрос 11. Физиологические основы памяти. Классификация. Механизм сенсорной, долговременной и кратковременной памяти. Нарушения памяти.
Классификация видов памяти.
1. Генетическая память (наследственность), в том числе эпигенетическая память.
2. Иммунологическая память (память лимфоцитов и других клеток крови) – врожденная; приобретенная (пассивная и активная).
3. Нервная, или нейрологическая память.
3.1. Врожденная(видовая, или генотипическая, или филогенетическая; например, безусловные рефлексы и инстинкты).
3.2. Приобретенная(приобретаемая, или индивидуальная, или фенотипическая), в том числе
3.2.1. Элементарные виды памяти и научения (привыкание, сенситизация, временная связь, или условный рефлекс, или условнорефлекторная память).
3.2.2. Сложные виды памяти: неосознаваемая, или бессознательная, память (включая импринтинг); осознаваемая, или сознательная, память (непроизвольная и произвольная), в том числе такие виды специфической памяти как: двигательная, образная, или модально-специфическая (зрительная, в том числе эйдетическая, или фотографическая память, слуховая, обонятельная, вкусовая); логическая (словесно-логическая, семантическая), в том числе механическая («зубрежка»); эмоциональная; процедурная, декларативная.
3.3. Виды нейрологической памяти в зависимости от ее временной организации:
- иконическая (сенсорная)
- кратковременная (краткосрочная, оперативная, рабочая)
- долговременная (долгосрочная, декларативная, пропозиционная, вторичная, или семантическая).
3.4. Виды нейрологической памяти в зависимости от доступности энграмм для воспроизведения:
- пассивная память (недоступная для воспроизведения)
- активная память (доступная для воспроизведения)
Генетическая память. Под генетической памятью понимают всю информацию, получаемую организмом при его зачатии.
Эпигенетическая память Она представляет собой память поколений клеток специализированных тканей высших животных.
Иммунологическая память. Различают врожденную (видовую) и приобретенную (индивидуальную) иммунологическую память. формируется клетками иммунной системы – В-лимфоцитами
Нервная, или нейрологическая память (феноменология).
это память, обеспечиваемая центральной нервной системой. В физиологии рассматривается
Определения термина «память».
это свойство нервной системы воспринимать информацию о раздражителе, хранить и воспроизводить ее.
Энграмма, или следы памяти. Комплекс структурно-функциональных изменений связан с процессом образования энграмм, т.е. следов памяти. Термин «энграмма» предложен зоологом Дж. Янгом в 50-х гг. По современным представлениям, энграмма представляет собой след памяти, сформированный в результате научения
Врожденная (видовая, или генотипическая, или филогенетическая) нейрологическая память представляет собой многовековой опыт поколений, передаваемый по наследству в виде множества безусловных рефлексов и инстинктов.
Приобретенная (приобретаемая, или индивидуальная, или фенотипическая) память представляет собой тот вид памяти, который и составляет основной предмет изучения в физиологии.
Элементарные и сложные виды приобретенной памяти.К ним относятся привыкание, сенситизация, а также условный рефлекс, или условнорефлекторная память. Сенситизация – это процесс, противоположный привыканию.
Условнорефлекторная память. Выделение данной формы памяти в самостоятельную категорию обусловлено механизмом становления условнорефлекторных связей.
Сложные виды памяти.
Импринтинг.Он представляет собой запечатление первых (в период рождения) раздражителей, на основе чего формируется сложное поведение, в основе которого лежит комплекс безусловных рефлексов. По К. Лоренцу, импринтинг характеризуется четырьмя особенностями: 1) он приурочен к ограниченному (критическому) периоду жизни; 2) он необратим 3) он происходит в тот период, когда соответствующее поведение еще не развито; 4) при проявлении импринтинга запечатлеваются не индивидуальные, а видоспецифические характеристики жизненно важного объекта.
Транспорт молекул памяти.
Итак, концепции биохимического кодирования индивидуального опыта в памяти опираются на две группы фактов: 1) образование в мозге при обучении новых биохимических факторов (например, «пептидов памяти»);
2) возможность передачи, приобретенной информации необученному мозгу с помощью этих факторов.
Гипотеза долговременной памяти Г. А. Вартаняна.при выработке любого нового рефлекса между нейронами возникает новая в морфологическом и функциональном отношении связь.
Иммунологическая гипотеза долговременной памяти И.П. Ашмарина.
Специфическая для раздражителя нервная импульсация, проходя по путям реверберации в блоках кратковременной памяти, вызывает по тем или иным причинам специфические изменения конфигурации белков постсинаптической мембраны. Данные конфигурации мембранных белков закрепляются включением в них комплиментарных пептидов, вырабатываемых клетками нейроглии.
Концепция активной памяти Т.Н. Греченко и А.Н. Лебедева.память выступает как единое свойство, концепция предусматривает выделение двух форм памяти – активной и пассивной. Активная форма памяти означает, что энграмма (след памяти) готова к воспроизведению в данный момент времени. Пассивная форма памяти указывает на то, что энграмма еще не готова к непосредственному воспроизведению.
Кроме того, концепция активной памяти рассматривает всю память как постоянную и долговременную.
Концепция множественности систем памяти. В соответствие с этой концепций, в мозге человека имеются различные системы памяти. Каждая из них имеет свои оперативные характеристики, участвует в приобретении знаний разного рода и осуществляется разными мозговыми структурами.
Нейронные модели памяти.
были обнаружены «пусковые» нейроны, расположенные в головке хвостатого ядра и передней части зрительного бугра. Эти нейроны отвечали лишь на речевые команды типа: «Запомните», «Повторите».
Концепция частотной фильтрации.обработка информации в зрительной сенсорной системе осуществляется через нейронные комплексы, наделенные свойствами двухмерных пространственно-частотных фильтров.
Нейронная модель памяти Е.Н. Соколова.информация кодируется в нейронных структурах мозга в виде особых векторов памяти, которые создаются на теле нейрона-детектора набором постсинаптических локусов, имеющих разную электрическую проводимость.
Медитация.
Трансцендентальная медитация при этом виде медитации, согласно одним данным, спектр частот ЭЭГ напоминает промежуточное состояние между бодрствованием и дремотой. По другим данным, во время этого вида медитации регистрируется более регулярный и высокоамплитудный альфа-ритм по сравнению с бодрствованием и дремотой, без выраженной межполушарной асимметрии; при этом увеличивается когерентность альфа-ритма, особенно в лобных отделах. На более поздних этапах медитации альфа-ритм переходит в тета-ритм, а при глубокой медитации (самадхи) наблюдаются высокочастотные бета-разряды с частотой 20-40 Гц. В конце медитации даже при открытых глазах доминирует альфа-ритм.
Как известно, дзен-медитация характеризуется спокойным и пристальным сосредоточением. Объекты, на которые направлено внимание во время медитации, воспринимаются без каких-либо эмоциональных реакций или когнитивных оценок. При этом сохраняется активный контакт с внешним миром (по крайней мере, на перцептивном уровне
Согласно так называемой правополушарной теории медитации, медитация изменяет состояние сознания тем, что затормаживает познавательные функции, связанные с доминантным (левым) полушарием, открывая большие возможности для правополушарных функций. В частности, предполагается, что медитация «выключает» вербальные, логические мыслительные функции и чувство времени, присущие левому полушарию.
А) Нарушение темпа мыслей.
2. Качественные
А) Нарушение связанности мыслей
Б) патологические идеи
В) Нарушение логического строя
1. Количественные:
Торпидность
Шперрунг (закупорка мысли)
Ментизм
Количественные расстройства:
1. Нарушение связанности процессов мышления:
Разорванность мышления
1.2. Инкогеренция (бессвязность мышления) –Нарушение логического строя:
Паралогическое мышление
Патологические идеи:
Навязчивые идеи
1. Отвлеченные:
1.1. Навязчивый счет (арифмомания)
Навязчивые репродукции
2. Образные:
2.1. Навязчивые страхи.
Навязчивые сомнения
Навязчивые опасения
Навязчивые воспоминания
Навязчивые действия
Идеи реформаторства
Идеи талантливости
3.2.СВЕРХЦЕННЫЕ ИДЕИ
I) Сверхценные идеи, связанные с переоценкой биологических свойств своей личности:
1) дисморфофобические идеи
2) ипохондрические идеи
3) идеи сексуальной неполноценности
4) идеи самоусовершенствования
II) Сверхценные идеи, связанные с переоценкой психических свойств своей личности:
1) идеи изобретательства
2) идеи реформаторства
3) идеи талантливости
III) Сверхценные идеи, связанные с переоценкой социального фактора:
1) идеи виновности
2) эротические идеи
3) идеи сутяжнечества (кверулянство) \
3.3.БРЕДОВЫЕ ИДЕИ
1) Первичный бред
1. период инкубации
Манифест бреда
Терминальный период
2) Чувственный бред (образный, вторичный)
3) аффективный бред (образный)
Наркотики и эмоции.
Получены данные о том, что формированию отрицательных эмоций способствует ацетилхолин, вещество Р и, возможно, серотонин, а формированию положительных эмоций – норадреналин, адреналин, дофамин и, возможно, серотонин (об этом уже говорилось выше), а также эндорфин, энкефалин и другие эндогенные морфиноподобные вещества, или опиоиды, воздействующие на опиоидные рецепторы.
Основные выводы.
1. При возбуждении глютаматергических синапсов возникают отрицательные эмоции (состояния). Они снижаются под влиянием ГАМК-ергических воздействий, при выделении опиоидов, дофамина, норадреналина.
2. В отношении роли серотонина – вопрос открытый. На основании имеющихся данных литературы складывается впечатление, что серотонин – это медиатор «реальности»; когда его выделяется много – все становится реальным и вызывает отрицательные эмоции; когда серотонина мало – все начинает «казаться в розовом цвете», что вызывает положительные эмоции; при отсутствии серотонина – возникают галлюцинации, мираж
3. Повышению настроения, формированию положительных эмоций способствует увеличение интенсивности выделения дофамина, норадреналина, опиоидов, снижение выделения серотонина
4. Снятию тревожности способствует активация ГАМК-ергической системы, торможение глютаматергической возбуждающей системы
5. Депрессия – это результат дефицита биогенных аминов, в том числе серотонина, дофамина и, особенно, норадреналина.
6. Нейроны, участвующие в формировании эмоций, имеют клеточные рецепторы, воспринимающие такие вещества как глютамат, ацетилхолин, норадреналин, дофамин, серотонин,
ГАМК-эргическая система.
Эндогенные опиоиды.
Простагландины.
Антиоксидантная система.
Трофотропные механизмы.
Вопрос 10. Функции левого и правого полушарий головного мозга. Парность в деятельности полушарий.
Функции левого и правого полушария головного мозга
Функции левого полушария
Функции левого полушария головного мозга задействуется в следующих направлениях:
· Способность к восприятию вербальной (устной) речи
· Способность к изучению языков.
· Предрасположенность к хорошей языковой запоминаемости ложиться на нашу память, которая также позволяет запоминать даты, числа, события и т. д.
· Развитие речевой функциональности. Следственно, чем сильнее преобладает левая сторона, тем быстрее ребенок начинает говорить, при этом сохраняя правильную конструкцию речи
· Выполняет последовательную (логическую) обработку информации
· Предрасположенность к повышенному восприятию действительности. То есть, например, красное остается красным, синее, синим, при этом использование метафорических словосочетаний не свойственно человеку
· Способность установления причинно-следственных связей на основе логических убеждений, то есть человек предрасполагается к тому, что каждое получение информацию сопоставляется и имеет логическую связь, в особенности это свойственно профессии оперативника
· Контролирует движения правой стороны тела
Функции правого полушария
· Преобладание развития невербального и целостного представления, то есть полученная информация выражается не словестно, а символами или некоторыми образами
· Характеризуется зрительно-пространственным восприятием. Благодаря данной способности у человека есть возможность ориентироваться на местности
· Восприятие метафор. То есть, если человек выразился какой-либо метафорой, другой человек с развитой правой частью легко поймет, о чем идет речь
· Творческая предрасположенность.
· Параллельная обработка информации. Правое полушарие имеет свойства обрабатывать различные источники данных. Поступающая информация обрабатывается не на основе логической последовательности, а представляется целым
· Контролирует двигательные способности левой стороны тела
Ствол мозга и лимбическая система развились раньше коры. Их асимметрия привела к разнице в строении и связях между правым и левым полушариями коры большого мозга. Эти структурные различия приводят к отчетливой разнице между их функциями.
Правое полушарие наиболее интенсивно развивается и функционирует в первые два-три года жизни. Левое начинает развиваться на втором году жизни, а затем оба развиваются, попеременно обгоняя друг друга. Мозолистое тело, структура, соединяющая оба полушария, достигает своего полного развития приблизительно к 25-летнему возрасту.
Общий смысл разницы можно проиллюстрировать хотя бы тем, что колонки коры правого полушария имеют больше горизонтальных связей, в результате чего сообщение между различными участками коры этого полушария приобретает большую мультимодальность. Это открытие помогает нам понять, почему правое полушарие лучше левого различает контексты и лучше схватывает целостную картину, чем ориентированное на детали левое полушарие.
В левом полушарии колонки работают более самостоятельно, в большей степени изолированы друг от друга, что позволяет коре левого полушария вникать в глубинную суть процессов и явлений, быть более аналитическим, лучше сосредоточиваться на определенных проблемах, внимательно следить за отдельными предметами и накапливать конкретные факты.
Если функции отделены друг от друга, то мозг может объединить их, что позволяет выполнять более сложные и адаптивные функции. Так работает нейронная интеграция.
Современные представления об асимметрии коры больших полушарий.Функциональная межполушарная асимметрия, реализующая в своей динамике принцип доминанты, рассматривается как саморегулирующаяся система с обратной тормозной связью. Эта система состоит из связанных между собой первичных и вторичных доминантных очагов, образующихся и поддерживающихся за счет восходящих внутриполушарных и межполушарных потоков возбуждения, а также гуморальных влияний. При этом в доминирующем полушарии под влиянием восходящих внутриполушарных и межполушарных, а также гуморальных воздействий формируется стойкий очаг повышенной возбудимости, способный к суммированию возбуждения, обладающий известной инерционностью и оказывающий тормозящее действие на недоминирующее полушарие. Передача межполушарных влияний осуществляется, главным образом, по мозолистому телу, но определенное значение имеют и экстракаллозальные пути. Поражение одного из полушарий приводит к перевозбуждению второго путем растормаживания.
Мышление человека может быть осуществлено двумя способами – путем восприятия объектов внешней среды и путем операций с абстракциями, т.е. с символами объектов внешней среды (операций со словами и знаками). Первое является основой образно-чувственного мышления, осуществляемого преимущественно корой правого полушария головного мозга, второе – является основой словесно-логического мышления, осуществляемого преимущественно корой левого полушария головного мозга. Правополушарное, или образно-чувственное мышление, человеком не осознается. Левополушарное мышление составляет основу человеческого сознания.
Функции правого полушария. Показано, что правое полушарие обрабатывает информацию быстрее левого. Оно специализируется на обеспечении и реализации пространственных, образных функций. Результаты пространственного зрительного анализа раздражителей в правом полушарии передаются в левое полушарие – в центр речи, где происходит анализ смыслового содержания стимула и формирование осознанного восприятия. Правое полушарие осуществляет дедуктивную обработку информации (от общего к частному, от синтеза к анализу), и оперативно оценивает ситуацию. На основании этой информации левое полушарие принимает решение. По образному выражению В.Л. Бианки, правое полушарие, обладает исполнительной властью, т.е. реализует выполнение цели, сформулированной левым полушарием.
Правополушарное мышление обеспечивает восприятие целостного образа объекта внешней среды, подобно мгновенной фотографии. При лишении объекта всех характерных деталей он не опознается правым полушарием. Например, если человеку с выключенным из деятельности левым полушарием мозга показать на картинке чайник с отбитым носиком, то опознания объекта не произойдет. По этой же причине женщины, обладающие более выраженным правополушарным мышлением, чаще, чем мужчины, теряют ориентировку на местности в условиях леса или редколесных болот, где выделение определяющих характеристик объектов из массы подобных становится затруднительным. Мужчины же в подобных ситуациях ориентируются значительно лучше, строя логический план своей деятельности.
Правополушарное мышление хорошо отражает форму, запах, цветовую гамму, мелодии звуковых сигналов, что позволяет точно оценивать ситуацию во внешней среде.
Оперируя образами объектов внешней среды, правополушарное мышление может только создавать представления о настоящем времени (но не о будущем) и, извлекать из памяти энграмму событий прошедшего времени. правое полушарие причастно к формированию фантазий. А это – основа творчества, основа принятия нетривиальных решений, несмотря на отсутствие формально-логических связей между объектами мышления. Известно, что наиболее выдающиеся творцы эмоционально насыщенных произведений искусства (художники, поэты, музыканты) были и есть люди с доминированием правополушарного мышления, т.е. люди художественного (по И.П. Павлову) типа ВНД.
Правополушарное мышление, являясь сугубо индивидуальным, не может быть смоделировано при помощи кибернетических устройств.
Функции левого полушария. Левое полушарие головного мозга у человека специализируется на выполнении вербальных символических сигналов. При этом оно осуществляет индуктивную обработку информации, т.е. от частного к общему. Это осуществляется на основе поступающей от правого полушария информации. Левое полушарие формирует представление об общей закономерности, разрабатывает соответствующую стратегию поведения, т.е. выполняет «законодательную власть». Мышление в левом полушарии осуществляется за счет оперирования словом, как абстракцией реальных характеристик объекта. Благодаря этому имеется возможность познать сущность объекта. Словесно-знаковое мышление помогает выйти за пределы индивидуального пространства и приблизиться к характеристике пространства вселенной. На основе словесно-знакового мышления формируется человеческое знание как сумма сведений о внешнем мире, передаваемая из поколения в поколение посредством записи словесных или знаковых сигналов в книгах, рукописях, на пленках. Приобщаясь к ним, каждый индивидуум в онтогенезе формирует свое сознание.
Однако именно левое полушарие, на основе отвлечений, абстрагируясь от конкретной действительности, способно предвидеть, создавать будущее время. Это предвидение, к тому же, может быть доведено до каждого члена социального общества, на основе чего формируется коллективная трудовая деятельность человечества. Благодаря способности предвидеть, левое полушарие формирует положительно окрашенные эмоции. Поэтому человек с выключенным правым полушарием головного мозга является оптимистом, все происходящее с ним оценивается сквозь призму розовых очков, у него всегда сохраняется вера в светлое будущее. При выключении из деятельности левого полушария правое полушарие формирует отрицательные эмоции.