Упражнение в сосредоточении. Телепсихия. Психометрия
Сосредоточение мыслей
(Термин «телепсихия» принят здесь взамен употребленного автором слова «телепатия» ввиду однообразия с ранее установленным.
Телепсихия — это психическая телеграфия, передача мыслей на расстоянии, тогда какте. лепатия — явление призрака или астрального тела живых людей. «Это способность человеческого духа выделять при помощи сильной воли астральное тело и направлять его в данное место по желанию».
Элементарные телепатические опыты заключаются в соглашении двух лиц: одного, которое усилием воли (иногда при помощи гашиша или другого вспомогательного средства) выделяет свое астральное тело для того, чтобы сделать его видимым другому, и другого — напрягающего свое воображение, чтобы увидеть в условленное заранее время это астральное тело (собственно «эфирный двойник», см. Лидбитер «Астральный план») первого лица, находящегося на расстоянии, недоступном обыкновенному зрению. — Примеч. перев.)
Понятно, что сказанное можно разнообразить по отношению первоначального психического развития. Мы подходим к самым трудным и наиболее необходимым упражнениям для мага. Желающие ими заняться, но опасающиеся затруднений, должны следовать нижеуказанным объяснениям.
По пробуждении, усевшись в кровати, завернувшись в шерстяное одеяло и покрыв концом его голову, надо сначала составить план действий сегодняшнего дня, припомнив все, что предстоит исполнить, соображая ход действий, согласно внутренним побуждениям. Такое размышление должно происходить сначала в течение десяти, потом пятнадцати и затем двадцати минут каждое утро в продолжение шести дней. В это время дыхание должно быть медленное и глубокое. По прошествии некоторого времени, по словам Шарля Барле, чувствуется приятное состояние духа и воля берет верх над существом импульсивным. После этого можно заняться Психометрией, а затем Телепатией.
Психометрия
Упражнения в психометрии производятся по возможности в темноте. Для этого с вечера приготовляют несколько писем от знакомых лиц, и тотчас по пробуждении прикладывают их ко лбу одно за другим, держа около пяти минут. По прошествии нескольких подобных сеансов образы этих лиц становятся ясными. После этого письма заменяют предметами древности, тогда появляются видения древних цивилизаций с тем большей ясностью, чем более подготовлен ясновидящий.
Можно найти более полные подробностей в сочинении Yvons ie Loup — «La Psychometrie» (Initiation № 6, март 1892 г.), творца этой методы, Louis Deinhart — «Psychometrie» (Brunsckvig, 1891 г.) и наконец, G. Phaneg— «Methode de Clairvoyance Psychometrique». Когда будут достигнуты некоторые результаты психометрии, можно начать опыты сообщения мыслей на расстоянии или телепсихии.
Два лица, находящиеся в разных пунктах, по соглашению в условленное время производят опыт, состоящий в следующем:
один углубляется в отчетливое представление себе какого-либо предмета, а второй старается угадать, что он задумал.
Арабы прекрасно владеют этим способом сношения благодаря привычке к созерцанию. Для больших подробностей очень полезно просмотреть «Les Annales des sciences Psichiques». Очень интересные опыты двух писателей: Леона Дебо, действительного директора театра Одеон, и Хенрика, автора превосходной эзотерической драмы «Любовь», и кроме того, наши личные впечатления во время поездки из Парижа в Марсель, помещенные в журналах: «Le Voil d'lsis» и «Initiation».
Не менее замечательные результаты были достигнуты при изучении телепсихии в «Группе независимых исследователей эзотерических наук» и описаны в сочинении Gumey et Myers — «Les Hallucination telepathiques». Alcan, 1892 г.
Возбудитель человека-воли
Существуют вещества, благовония и впечатления, способные воздействовать на каждый из трех органических центров, но является вопрос: защищен ли от их действия человек-воли, человек бессмертный? Конечно, нет. Но есть вещь более высокая, чем вещества возбудительные, благовония или впечатления духовной музыки, вещь, проникающая в бессмертную душу человека, — это любовь.
Любовь есть таинственное сродство, влекущее один атом к другому, начиная с инстинктивного влечения противоположных полов, побеждающего все преграды, и до увлечения ума, повергающего человека ниц перед красотой форм или истиной. Любовь — это великий двигатель всего существующего, действующий в бессмертной форме, он имеет два пути осуществления: низший— произрождение и высший— экстаз, так как вращающийся центр бессмертного духа один и тот же с центром сферы анимической, только лучеиспускание его более обширно.
Вот почему Магия, рассматриваемая синтетически, есть наука о любви, любви звезд к Солнцу или атомов по отношению к силе. Вот почему женщина, инстинктивная жрица любви на земле, действует ли она как спутница, Луна, мать семейства, или, подобно Венере, как любовница, куртизанка или жена, женщина и чародейка, порождение человечества, то охраняющая домашний очаг, то властвующая чарующими добродетелями, согласно наставлениям «Heve», освещающих всякую женщину, являющуюся нам в мире. Итак, избегающий любви не в состоянии ей противиться.
Знаток человеческой души, Анатоль Франс, прекрасно определил этот магический закон в своем сочинении «Thais», где монах Пафнюс окончательно поражен этой непонятной для него силой. Таким образом, безрассудный, прибегающий к Магии для достижения своих любовных вожделений, не более как невежда или дурак, ищущий оружие там, где он уже побежден. Маг не может быть подчинен любви, которую не должен игнорировать. Целомудрие необходимо магу только в течение 40 дней, предшествующих магической операции. Но подобно тому, как маг должен противиться гневу и ненависти, он тем более обязан уметь управлять и любовными влечениями, представляющими деятельную силу.
Когда прекрасный экипаж с чудными лошадьми окажется на вашем пути и вы способны в него сесть и тем сократить дорогу, что вы сделаете? Употребите ли вы свое драгоценное время для того, чтобы загородить ему путь, или броситесь в экипаж, схватите вожжи и отправитесь дальше? Решите, так как подобная возможность может представиться вам ежедневно. Вы можете подвергнуться двум случайностям, будучи в дороге: быть задавленным лошадьми или напрасно потерять время, если не войдете в экипаж и не будете иметь достаточно энергии, чтобы обуздать лошадей. Помните, что смелость есть одно из главных необходимых магу качеств, и научитесь сами разбирать и решать загадки сфинкса. Дорога вам теперь указана и вы можете, управляя лошадьми, предоставить им бежать вперед.
Мужчина не должен забывать, что он представляет один из духовных полюсов человечества, и его идея становится деятельной при взаимопомощи женского мозга.
Укажите мне религиозное дело, имевшее успех без содействия женщины?
Платон в своем «Пире» дает ключ разделения человечества на два полюса.
Вся Магия заключается в действиях на мир психический, а не физиологический, и в этом заключается, бесспорно, главная сила мага, узнающего и направляющего влияния.
Поэты — эти пророки Природы — всегда проповедовали то же самое, поэтому при желании узнать и подвизаться к вечной науке магов не следует презирать женщин.
Но по мере того как психическое существо берет верх, иная любовь открывается человеку, и Святая Каббала учит, что мудрец, посвящающий свои силы культу истины и самозабвения, будет поддержан в своих трудах все более выясняющимся присутствием души сестры: астральные существа посвящают свою личную эволюцию на пользу своего возлюбленного.
Это одна из самых глубоких и сокровенных «Тайн любви», которую постигнут изучившие Каббалу. Но рядом с таким горячим стремлением к истине сколько проявляется низких и грубых желаний, прикрывающихся тем же знаменем.
Те, кто пожертвовал свою жизнь на изыскание высоких задач, воодушевлявших человечество, считаются сумасшедшими и мечтателями, теми, кто почитает науку химерой, способной содействовать лишь к достижению земных благ, и теми, которые благодаря протекции занимают хорошие места.
Большая проницательность требуется, чтобы отличить любовь истинную от продажной, и первая обязанность мага — узнавать везде проявление действительной любви и без милосердия изобличать продажную, оскверняющую самый священный из всех храмов — храм любви, тот храм, который способствует проявлению двух главных лиц христианства: св. Магдалины и св. Терезы.
Препятствия. Противодействие существа импульсивного
Не надо думать, что всякое действие, предположенное нашей волей, было одинаково легко исполнимо в любой области. Каждое утверждение могущества воли предшествуется и сопровождается противодействием со стороны существа инстинктивного, такого подчас энергичного, что личность, расположенная действовать, подпадает унынию и слабости, заставляющих отложить исполнение до другого дня, в ущерб могуществу воли. В действительности умственный труд может быть осуществлен при условии полного подчинения существа импульсивного человеку-воли, хотя бы на короткое время. Но для этого требуется особое развитие.
Такое утверждение покажется смешно и невероятно. Но нет ни одного артиста или писателя, который не испытал бы его на себе. Предположим, что после долгих сборов и откладываний вы принимаетесь за умственный труд. Вы воображаете, что усилие воли, употребленное вами для того чтобы засесть за работу, достаточно, и что теперь все пойдет как по маслу, но, едва вы сели за дело, является необходимость куда-нибудь сходить. Вам кажется, что на воздухе ваша идея прояснится и определится, и эта мысль так сильна, что вы встаете и оставляете свою работу. В этом случае вы подпали влиянию существа импульсивного, так как ваши идеи нисколько не сделались яснее и центр инстинктивный, для которого движение является характерным действием, обманул вашу бдительность.
Но предположим, что вы поняли ловушку и вместо того чтобы уступить, делаете над собой усилие. Тогда импульсивное существо действует иначе — необходимость моциона исчезает, как по волшебству, и взамен его является всевозрастающая жажда, делающая мозговую работу все более затруднительной.
Это другая западня инстинктивного существа, так как каждый глоток жидкости всасывает в себя частицу нервной силы мозга и тем задерживает осуществление вашего предприятия.
Но вот вы одолели это ощущение и перо ваше работает, тогда начинается действие других импульсивных центров.
Физические надобности молчат или утихают, но их заменяют возбуждения чувственные. Образы прошедшей борьбы, прежние привязанности, честолюбивые помыслы представляются одно за другим, и невидимая сила заставляет вас бросить перо, откинуться на спинку кресла и предаться мечтам.
Теперь остается описать самую опасную западню, которая предстоит тому, кто сумел избежать других. Когда исследователь имеет силу противодействовать соблазнам пищи, возбудительным порывам гнева и чувственным соблазнам и идет твердо по своему пути, он вдруг останавливается озаренный чудной идеей, до сих пор не приходившей ему в голову и которая ему открывает широкий, еще не исследованный горизонт. За ней следует другая идея и наконец, целая серия, и все это так неожиданно и так восхитительно, что он быстро бросается к бумаге или холсту и лихорадочно набрасывает отметки, постепенно удаляющиеся от занимающего его предмета. Когда он приходит в себя, мозг его устал и не может ему служить далее. Тогда он тщательно собирает сделанные им драгоценные отметки, что повторяется ежедневно, и дело на этом останавливается. Это и есть уловка противодействия умственной сферы, которая, не желая подчиняться деспотизму сдерживающей ее воли, для минутного бездействия, соблазняет ум автора красотой идей сбросить ярмо той силы, которая только что властвовала над ней.
Знакомство с уловками импульсивного существа — одно из самых полезных как наилучшее средство для борьбы с ним. Действительно, терпение и устойчивость, противопоставленные импульсивному существу, быстро и верно достигают цели, и маг не должен ни на одну минуту упускать из виду цель, к которой он стремится, помня легенду о сиренах древности.
Глава 7. Развитие воли
Сила воли
(Основной закон вещественного мира заключается в том, что сущности могут проявляться только в адекватной форме, служащей для них оболочкой и условием проявления: отсюда следует, что волевая сущность человека, чтобы проявить творчество вне своей телесной тюрьмы, должна опираться на знаке, соответствующем по аналогии высказанному желанию.
Найти опору в знаке, соответствующем ее природе и являющемся точным ее выражением и абсолютным символом, желание становится словом, и к нему как будто возвращается виртуальность (способность осуществления), свойственная райскому состоянию. С этой точки зрения можно определить человеческое слово как определенное желание, нашедшее опору в какой-нибудь эмблеме… Абсолютная доктрина знаков и соответствий воли завершает здание Церемониальной Магии: можно даже прибавить — завершает здание всех культов, так как религии официально применяют Церемониальную Магию, имея задачей дать возможность верным видеть, чувствовать и осязать Бога. Ритуал жрецов и ритуал каббалистов является выражением общей, единой и неизменной доктрины, и в применении ее тождество обоих методов не оставляет желать ничего лучшего… Итак, всякая духовная сущность должна быть выражена «здесь внизу» знаком для того, чтобы передаваться от одного существа к другому и приобрести права гражданства в мире образов… Раз что знак установлен, он может передаваться при помощи невесомых флюидов, управляемых волей, через посредство астрального тела или пластического посредника. На этом принципе основывается телепатия и все сходные искусства: проектирование письма и психическая телеграфия, в той форме, как их применяли аббат Тритем и его ученик Агриппа… Членораздельная речь есть знак: жест — есть знак утверждения слова, и чем образнее слова, тем сильнее выражают они ментальное или волевое усилие, тем более это усилие действительно и осуществимо… Целую книгу можно было бы написать о свойстве жеста, являющегося выразителем идей и желаний. Таинственные и торжественные жесты первосвященника в значительной степени способствуют Магии богослужения… Но только категорическое желание и его творческая виртуальность делают из знака могущественного помощника Магии и Религии. Вначале знак служит для того, чтобы точнее определить волю, заключить ее в пределы, давши ей формулировку. Когда воля фиксирована и выражена знаком, последний служит для того, чтобы проектировать ее на расстоянии в желаемом направлении. Наконец, самое важное свойство знака заключается в динамизации уединенного усилия теурга, так как это усилие умножается аналогичными усилиями друзей, пользующихся тем же знаком. Разумное пользование знаком тотчас создает магическую цепь в определенном круге и вызывает эгрегора данной общины. Например, крестное знамение приобщает человека к духовным благам всей общины верующих, для которых этот знак был знамением религиозного сближения, иероглифом искупления и схемой доктрины. С другой стороны, маг, находящийся в магическом круге и держащий в руке пентаграмму, входит по желанию, сознательно и с намерением, в общение со всеми живыми и мертвыми посвященными, которые пользовались кругом как символом братского общения и каббалистическим знаком пентаграммы — этими двумя классическими эмблемами неизменной истины, при всемирном церемониале знания. (Guait a — «La Clef'de la Magie Noire». Paris, 1897.) — Примеч. перев.)
Классические философы рассматривают человеческую душу как состоящую из трех разделов, в чем совершенно согласны с учением Оккультизма.
То, что чувствует — или чувствительность.
То, что мыслит — или ум.
То, что хочет — или воля.
Мы уже видели, как специальное развитие дозволяет усовершенствование того, что чувствует, и того, что мыслит, теперь остается рассмотреть последнюю часть — развитие воли.
Это развитие, начатое различными физиологическими и психическими упражнениями, о которых мы говорили, дополняется усовершенствованием четырех органов проявлений воли: взгляда, речи, жеста и походки или вообще действий.
Итак, Магия, рассматривая главным образом внешние проявления тайных соотношений, приписывает каждому из этих органов различные символические способы проявления, знакомство с которыми необходимо изучающему эту науку. Таким образом, Магические Зеркала служат для развития взгляда. Магическая Палочка и Шпага способствуют воспитанию жеста, равно как и Пантакли, называемые Талисманами, наконец, начертание Кругов и надписей соответствует развитию последнего из органов проявления — походки и самообладания.
Воспитание взгляда. Магическое зеркало. Магнетизм
(Магнетизм был известен в глубокой древности. В средние века он был достоянием небольшого числа лиц, а со времени Месмера нашел широкое применение у целого ряда магнетизеров, среди которых во многом способствовали научному обоснованию этого важного отдела следующие лица: Пюисегюр, Делез, Дю-поте. Лафонтен и многие другие.
Общие положения магнетизма высказаны значительно раньше появления афоризмов Месмера медиком Карла II — Максвеллем. Им составлена книга, носящая заглавие «De medicina magnetica libri tres, in quibus tam theoria quam Praxis continetur. Franctori, 1679».
Положения Максвелля сводятся к следующему:
1. Душа находится не только в видимом теле, но и вне тела, и не ограничивается органическим телом.
2. Душа действует вне так называемого своего тела.
3. Из всякого тела выделяются те лучи, в которых душа действует своим присутствием и которым она дает энергию и способность действовать. Эти лучи различны не только в разных телах, но и в частях одного и того же тела.
4. Лучи, выделяемые телами животных, имеют сродство с жизненным духом, через который душа действует.
5. Выделения тел животных удерживают часть жизненного духа: поэтому в них заключается жизнь. И эта жизнь однородна с жизнью животного, то есть происходит из той же души.
6. Между телом и его выделениями существует известная связь, хотя выделения находятся очень далеко от тела. То же относится к частям тела, отделенным от него, и к крови.
7. Эта жизненность сохраняется до тех пор, пока выделения, части тела или кровь не обратились во что-либо другое.
8. Достаточно, чтобы одна часть тела была поражена, чтобы другие сделались больными.
9. Если жизненный дух укреплен в одной части тела, он укрепляется во всем теле.
10. Дух легче всего поддается воздействию там, где он всего более обнажен.
11. В выделениях, в крови и так далее дух не так скрыт, как в теле, поэтому на него легче действовать.
12. Смешение духов (т. е. излучений) вызывает симпатию, и из этой симпатии рождается любовь.
В этих кратких положениях заключается вся теория магнетизма.
Что касается практики, то мы, не вдаваясь в детали, предложим важнейшие приемы магнетического воздействия одного человека на другого. Эти приемы могут быть разделены на следующие семь групп: пассы, наложение рук, прикладывание рук, прикосновение, растирание, дуновение и действие взгляда.
I. Пассами называется действие на расстоянии рук, находящихся в движении.
Пассы бывают продольные и поперечные.
Продольные пассы применяются к большей части тела, с одной его стороны или с обеих сторон. Их делают всегда сверху вниз, т. е. от головы к нижней части туловища или дальше до конца ног. Вот как они делаются: начинают с головы и спускаются вдоль туловища. Не нужно применять мускульной силы, напрягать руку. Пальцы должны быть слегка отделены, но не раздвинуты, ладонь обращена к телу пациента. Затем руки магнетизера медленно двигаются вдоль тела пациента, как будто магнетизер хочет провести с помощью пальцев пять линий или дать проход жидкости, налитой на голову пациента, к нижней части тела. Дойдя до ног, магнетизер сжимает руки в кулаки как будто для того, чтобы прекратить истечение магнетического флюида, и снова возвращает их к голове пациента, при этом нужно поднимать руки в стороны от тела, а не вдоль его, иначе нарушается ток, возникший от первого действия.
Поперечные пассы обыкновенно применяют над головой пациента, против лица и груди.
Складываются руки так, что предплечья приходятся одно над другим:
ладони обращены к пациенту, большие пальцы опущены вниз, а остальные пальцы слегка раздвинуты. Затем начинают раздвигать руки до тех пор, пока они не составят горизонтальную линию. При этом движении предплечья должны поворачиваться так, чтобы в конце движения большие пальцы оказались наверху. Затем совершают движение в обратном порядке, пока не получится первоначальное положение. Продольные пассы имеют целью насытить тело пациента магнетическим флюидом, поперечные — удалить излишек его из тела.
II. Наложением рук называется действие на расстоянии рук, находящихся в неподвижном состоянии.
Наложение ладони
Наложение ладони заключается в том, что ладонь держат на расстоянии 5-20 сантиметров от части тела, на которую хотят действовать.
Наложение пальцев
Обыкновенно делается правой рукой, причем пальцы должны быть вытянуты, неподвижны, слегка раздвинуты и направлены на ту часть тела, на которую хотят действовать.
Наложение круговое
Положение руки, как и в предыдущем случае, причем кисть совершает круговое движение.
III. Прикладывание рук. Руки накладываются на ту часть тела, на которую хотят действовать, и оставляются в таком положении более или менее продолжительное время.
IV. Прикосновение рук. Прикосновение рук заключается в легком трении, производимом несколько раз на той или другой поверхности тела. Можно сказать, что прикосновение заключается в продольных пассах, связанных с наложением.
V. Растирание. Есть более или менее энергичное трение всего тела или части тела с помощью руки, которая может быть покрыта перчаткой или материей. Этот прием имеет сходство с предыдущим приемом, причем вся разница заключается в том, что в последнем случае рука оказывает некоторое давление на поверхность тела.
Нам остается упомянуть о действии дуновения и взгляда.
VI. Дуновение бывает двух родов: холодное и горячее. Холодное дуновение применяется на некотором расстоянии от тела. Магнетизер дует на ту или иную часть тела, как будто желая погасить свечку. Горячее дуновение заключается в том, что магнетизер дышит так, как это делается зимой для согревания рук, причем его губы прикасаются или отстоят на расстоянии 1–2 сантиметров от тела пациента.
VII. Действие взгляда зависит в значительной степени от сосредоточения магнетизера в тот момент, когда его взгляд падает с мягкостью на пациента, находящегося на расстоянии 2–3 метров.
Здесь не место входить в подробности относительно влияния на человека магнетизма растений и минералов, а также о значении того или другого рода магнетического воздействия при лечении болезней и при вызывании сомнамбулического состояния у человека.
Лицам, интересующимся историей и практикой магнетизма, рекомендуется прочесть: «Traite experimental de magnetisme» par H. Durville. Paris, 1904 г. На русском языке имеется только одно, но очень хорошее руководство для лечения магнетизмом: Гр. Шапари — «Руководство к магнетотерапии». Спб., 1860 г. — Примеч. перев.).
Магические зеркала — суть приборы, сосредоточивающие астральный свет, поэтому уголь, хрусталь, стекло и металлы могут употребляться соответственно тому, что желают предпринять. Не вдаваясь в подробности производства опытов с магическими зеркалами, мы займемся устройством и действием этого прибора.
Самое простое из Магических зеркал — хрустальный стакан, наполненный чистой водой. Его ставят на белую скатерть, помещая за ним прибор освещения. При таком простом устройстве мы получали очень интересные результаты.
Таким образом, желая убедить неверующего, мы предложили его дочери, молодой девушке, смотреть пристально в центр стакана, держа над ее головой свою правую руку. Молодая ясновидящая немедленно начала описывать сцену, происходившую на довольно отдаленном расстоянии. Проверка подтвердила сообщение.
Мы также производили опыт, разъясненный Калиостро над женщинами, не поддававшимися гипнотизму, и получали немедленно замечательные результаты. В этом случае надлежит произвести наскоро освящение зеркала и сделать призыв Анаеля, согласно правилу, описанному в третьей части.
Есть еще категория зеркал, употребляемых арабскими Магами и притом очень легко изготовляемых.
Достаточно вычернить воском ноготь большого пальца нервного ребенка и сделать предписанное вызывание, сжигая подходящие благовония во время действия.
Можно также зачернить углем или итальянским карандашом четвертушку рисовальной бумаги. Таким способом получаются зеркала, отражающие впечатления нервных лиц.
Путешественники описывают различные Магические зеркала, употребляемые на Востоке. См. Un Badaud — «Coup d'oeil sur la Magie». Dentu, 1892 г.
Мы лично делали опыты с магическим зеркалом, привезенным из Индии. Оно имело форму хрустального шара, отражающего свет.
Под этим шаром было устроено маленькое помещение, служившее для того, чтобы класть туда предметы, принадлежавшие лицу, о котором спрашивали ясновидящего.
Опыты, произведенные с загипнотизированными лицами, давали замечательные результаты.
В общем, все эти зеркала служат единственно для сосредоточения в одном пункте части астрального света и установления связи нашей личной жизни с жизнью всеобщей, с хранителем форм.
Не следует воображать, что, взглянув от нечего делать в магическое зеркало, увидишь тотчас отражение вызываемых форм. Магические операции, даже самые незначительные, требуют большого напряжения ума, полного спокойствия и в особенности глубокого сознания трудности предпринимаемой задачи.
Следовательно, только прогрессивным развитием достигаются видения в зеркале, и здесь мы дадим еще несколько необходимых советов.
Положим, что опыт производится с должным спокойствием и сосредоточенностью. Тем не менее этого еще мало, есть еще препятствие, которое необходимо преодолеть.
Смотря некоторое время пристально в центр зеркала, чувствуешь своеобразное покалывание глаз, вынуждающее иногда опускать веки, моргнуть, чем разрушается результат предшествовавших усилий.
Мигание производится импульсивным существом человека и представляет действие чисто рефлекторное, его следует преодолеть волей, на что достаточно нескольких дней при двадцатиминутном ежедневном упражнении.
В тот момент, когда чувствуешь покалывание глаз, надо напрячь свою волю, чтобы воспрепятствовать векам опуститься, и, как мы сказали, этого нетрудно достичь.
Когда желание моргать будет побеждено, смотрящий увидит, что цвет зеркала изменяется, он увидит исходящие из зеркала флюиды, сперва красные, потом голубоватые, напоминающие цвет электрических истечений, и тогда только начнут появляться в зеркале определенные формы.
В третьей части читатели найдут все подробности, касающиеся освящения зеркала и благовоний. Драгоценные указания находятся также у Катанье, в той главе его Мистической Магии, которая посвящена Магическим Зеркалам (Седир — Магические Зеркала. Вязьма, 1907 г. Перевод А.В. Трояновского. — Примеч. перев.).
То, что мы сказали о воспитании взгляда и его пристальности, применимо и к опытам магического очарования.
В этом случае глаз очарованного действует как зеркало и получает флюидические токи из глаз очарователя.
Настоящий магнетизм требует иного способа, чем выделение флюида: нужно его сосредоточение и накопление вокруг магнетизера. В этом единственный секрет исцелений, достигаемых с помощью человеколюбия. Чтобы это понять, надо припомнить, что есть два способа действовать: первый — испуская большое количество флюида с наморщенным лбом и строгим видом, — это способ отталкивающий, как бы для защиты себя от существ психических, и второй, наоборот, с сосредоточенным желанием достигнуть результата. В этом случае явится притяжение флюида к магнетизеру, которому достаточно динамизировать его и направить по назначению.
По— испански слово «Querer» значит одновременно и любить, и хотеть, вот ключ целительного магнетизма. Магнетизировать следует более сердцем, чем головой.
Определение, может быть, несколько грубоватое, но точно отвечающее действительности.
Мы еще будем говорить о желании и его могуществе еще более сильном, чем побуждение грубого хотения.
Слово
Мы знаем, какое место в современной науке занимает теория вибраций, но учение это было всецело отнесено к области фактов физических, и едва ли пленительные доводы Фламариона привлекли в достаточной степени внимание на результаты, касающиеся психической области, которые можно извлечь из этого ученья. Оккультизм доказывает, что каждое колебание физического плана определяет изменения особого состояния в планах: астральном и психическом. Отдавая себе отчет в этом определении и о его результатах, можно понять значительное влияние человеческой речи на все планы Природы.
Речь состоит одновременно из трех актов действия:
1) звуковой— приводящий в движение план физический,
2) выделение известного рода жизненного флюида — приводящего в движение план астральный,
3) освобождение и творчество некоторого психического существа или идеи, которой звук дает тело, а произношение — жизнь.
Каждая идея, таким образом осуществленная и проявленная в материальном мире, как бы реальное существо, а затем постепенно исчезает, по крайней мере в плане физическом.
Продолжительность существования идеи зависит от силы напряжения ума, которому она обязана своим происхождением, то есть от количества жизненной силы, на нее затраченной. В некоторых случаях человек посвящает всю свою частную жизнь какой-нибудь благотворительной цели в астрале, и, в особенности в божественном плане создаются течения замечательной силы. Там-то и надо искать истинные причин преследований и попыток будущих последователей философских и религиозных учений.
Речь есть орудие производительности ума, что было доказано в 1839 году Мальфати де Монтереджио и детально выяснено благодаря современным трудам Вюржея в его «Анатомической философии».
Старинная христианская легенда говорит, что дьявол не может схватить мысль, пока она не материализовалась в речи.
Есть наука о речи, имеющая несколько названий и старательно охраняемая двумя посвящениями: южным в мантрах (стихах), на санскритском языке, и восточным — в каббалистических правилах, на еврейском языке. Вторая, более доступная уму современного европейца, послужила основой настоящего раздела. Лица, более или менее знакомые с Оккультизмом, знают, что такое Каббала, поэтому достаточно напомнить, опытные в Магии каббалисты приписывают особенное влияние еврейским словам при воздействии на астрал, отсюда ясно происхождение фраз, отчасти искаженных в гримуарах и употребляемых во время заклинаний. Мы только перечислим необходимые названия для исполнения установленных правил в опытах.
Эти слова служат как бы оболочкой высших идей и большей частью составляют синтетические формулы, напоминающие астральным существам науку человека. Сверх того, маг динамизирует эти формулы увлеченностью, которую ему придает удача прежних опытов, как его личных, так и его наставников. Успеху способствует выделение флюида, особенно сильное у невежд — деревенских колдунов, слепо верящих в эти формулы, которых они не понимают.
Таким образом, колдун, зная банальные еврейские фразы, добивается часто замечательных результатов не потому, что произнес еврейские слова, но благодаря жизненной силы воображения, выраженной этими словами. Следовательно, развитие речи — условие самое необходимое для успеха мага, и правила этого развития заключаются в молитвенных обрядах, о которых будет сказано в третьей части.
Что следует запомнить в настоящее время, это единственное затруднение, могущее встретиться при вызывании, внезапный перерыв речи, ввиду чего весьма важно, чтобы маг вполне владел своим импульсивным существом, дабы избегнуть случайности, могущей иметь пагубные последствия.
Жест
Взгляд и речь, рассматриваемые как способы выражения мысли, заключают большой недостаток в том, что они непродолжительны, вот почему жест имеет преимущество, рассматриваемый как сосредоточение идеи. То или другое применение жеста составляет: рисование, письмо, живопись, скульптура и все искусства, переходящие будущим поколениям, отпечаток осуществления идеи.
Письмо представляет, в сущности, материализованную идею, так же как и рисунок, таким образом, все, изучавшие хоть немного оккультные науки, знают, что эти формы бывают осуществлены в астрале ранее появления их в плане физическом: они представляют как бы отражение физических существ в астральном плане.
Вот почему синтетический образ, проявляющий физическое могущество, сообщаясь непосредственно астральному плану, будет иметь сильное влияние на населяющие этот план существа. Например, человеческое существо, воля которого достаточно развита, производит меньшее впечатление на астральных существ, чем на физического человека.
Человек, каков он есть на земле, заметен для других людей посредством глаз, органов чисто физических: видят его одежду, цвет волос и прочее, но о его внутреннем существе можно судить только по его привычкам и наклонностям. Наоборот, в астральном плане заметно только это нравственное существо: человек кажется более или менее светящимся соответственно своему психическому совершенству. Это свечение состоит из флюидических разноцветных линий, совокупность которых представляет довольно точно фигуру магической пентаграммы.
Итак, когда представляют пентаграмму астральной силы, которая вследствие земных жизненных флюидов может видеть эту фигуру, то эта астральная сила бывает подавлена этим настолько, как если бы перед ней находился человек с большой волей, так как восприятие одинаково, вследствие того, что в астральном плане видны лишь синтетические схемы.
Таково происхождение этих странных фигур, называемых планетными или ангельскими знаками и находящимися почти на всех талисманах, представляющих синтетическое резюме нравственных законов высшего значения. Это покажется парадоксальным, но опыты, производимые в течение трех лет над существами гипнотическими, и результаты, от них полученные, служат достаточным тому подтверждением. Лет через пятьдесят будут понимать силы астральные так же, как теперь понимают тепло, и тогда увидят, что тайные поучения Каббалы не обман, а, напротив, истина.
Но жест, чтобы влиять на астрал, не требует сосредоточения на физическом веществе, например: знак креста, изображенный простым движением руки, как учит христианство, — есть талисман замечательной силы, если он произведен с волей и сильной верой, служа знаком союза Бога с человеком, для борьбы с побуждениями вещественными.
Итак, Магия дает в распоряжение ученика целую серию орудий для поддержки жестов — орудий, о которых мы будем говорить во второй части.
Походка
Взгляд, слова и жест нами просмотрены. Остается упомянуть о походке, благодаря которой человек целиком переносится в разные места.
Передвижение тела в материальном плане сопровождается перемещением флюидических слоев в астрал.
С каждым шагом человек притягивает или отталкивает флюиды, непрестанно скрещивающиеся в формирующем плане природы. Большинство людей являются совершенно беспомощными в руках Судьбы, не имея об этом ни малейшего представления.
Черные предчувствия или таинственный голос Бесконечного волнуют большей частью только поэтов или женщин, подвластных деспотическому богу любви.
Итак, после известного напряжения воли человек, проходя, оставляет за собой флюидический и динамический след. Таким образом, очерчивающий круг и этим утверждающий свою волю, два раза проходя тем же путем, получает пространство, которое доступно для зрени<