Внимание как селекция. Модели внимания в когнитивной психологии. Теории ранней селекции. Эксперименты К. Черри.
Исследование внимания в когнитивной психологии
В когнитивной психологии можно выделить три группы теорий относительно механизмов внимания:
1. Внимание как селекция.
2. Внимание как умственное усилие или ресурсы.
3. Внимание как перцептивное действие
Направление, в котором внимание рассматривалось как отбор внимание как селекция. Центральным принципом стал принцип «ограниченности сознания», в связи с которым возникает вопрос о защите сознания от перегрузки. Для этого была предложена метафора фильтра – устройства, функция которого состоит в отсечении лишней, ненужной информации.
Рассмотрение внимания как отбора ставит вопрос о том, что такое этот отбор, каковы его функции?
1. Отбор как полное отсекание, блокирование неуместного сигнала. (самая 1 модель фильтра)
2. Отбор как ослабление неуместного сигнала, поступающего по определенному сигналу, по сравнению с необходимым сигналом. Ослабленный сигнал может быть усилен, если это будет необходимо.
3. Отбор как временная задержка или откладывание переработки неуместной информации, пока система занята переработкой нужной информации. Этот принцип лежит в основе моделей, базир. На метафоре заслонки внимания, или кабинета с приемной.
4. Отбор как торможение или замедление хода переработки неуместной информации, в том числе и при повторной встрече с ней.
5. Отбор как усиление необходимого сигнала по сравнению с остальными.
За счет чего происходит усиление сигнала или ускорение переработки? Для этого нужны особые энергетические ресурсы
Поэтому модели внимания как отбора в не просто селективные, но модели структурно-энергетические.
Эксперименты Черри стали (на основе феномена «вечеринки с коктейлем» - среди многих разговоров на вечеринки вы можете услышать свое имя, даже если беседуете с кем-то другим).
Черри решил разобраться, на основе чего происходит такой отбор?
Его методика – методика избирательного слушания. Испытуемому одновременно предъявляются 2 сообщения, одно из которых он должен отслеживать, другое игнорировать. 2 способа подачи сообщений:
Дихотомическое предъявление:одно из сообщений подается в правое ухо, другое – в левое.
Бинаурально предъявление:оба сообщения подаются одновременно в оба уха. Нужно было после прослушивания пересказать одно сообщение, игнорируя другое или воспроизвести все услышанное из обоих ушей, или отслеживать ключевые слова, которые могут быть в любом ухе и т.д.
На основе эксперимента Черри хотел узнать, где находится фильтр, что происходит с ненужной информацией.
Путь передачи сообщения, которое отбирается для дальнейшей переработки, Черри назвал, «релевантный канал». Путь передачи сообщения, которое должно быть отвергнуто – «нерелевантный канал».
Выявил следующие закономерности:
1. Человек способен фокусировать внимание на одном из бинаурально предъявленных сообщений. Но это очень тяжело.
2. В основе отбора должны лежать физические характеристики стимуляции (пространственное расположение источника звука, его высота). Но в бинаурал предъявлении к характеристикам, которые становятся основой отбора, относится и вероятность перехода между отдельными словами фраз, подаваемых по релевантному каналу.
3. При дихотическом предъявлении – если в нерелевантном сообщение происходят изменения, человек их замечает (смена мужского голоса на женский, замена текста шумом, временной прерывание текста гудком, но не замечает смену языка, содержание сообщения)
Вывод Черри: обработка речевого сообщения, по нерелевантному каналу, ограничена грубыми физическими признаками этого сообщения.
Если прервать предъявление сообщений по каналам и попросить воспроизвести, человек может сказать об обоих каналах. Значит, в системе переработки есть буфер, в котором оба сообщения удерживаются недолго, до того кА будут обработаны более глубоко.
Теории ранней селекции я заменила моделью ранней селекции*
Результаты Черри были положены в основу моделей внимания как ранней селекции -отбора релевантного и отсечения нерелевантного сообщения на ранних этапах переработки информации.
Внимание он сравнивал с работой электромеханического фильтра, отбирающего информацию на основе сенсорных признаков и работающего по принципу нейрона «все или ничего». Данная концепция исходила из того, что перерабатывающая система представляет собой канал с ограниченной пропускной способностью, поэтому для отбора нужной и игнорирования ненужной информации перед этим каналом, располагается фильтр, работающий на основании параметров, определенных конечной задачей деятельности.
Модель Бродбента базируется на модели фильтра, расположенного после стадии сенсорной регистрации поступающей информации, но до стадии более полной перцептивной обработки. Сенсорная обработка происходит параллельно, перцептивная обработка осуществляется последовательно. Поэтому стадии должны быть разделены фильтром, который предохраняет стадию прецептивной обработки от перегрузки.
По Бродбенту познание – переработка информации. СУБСТРАТ - НС ЧЕЛОВЕКА КАК КАНАЛ КОММУНИКАЦИИ С ОГРАНИЧЕННОЙ ПРОПУСКОНОЙ СПОСОБНОСТЬЮ.
Существует блок среди блоков переработки информации с ограниченной пропускной способностью, который может перерабатывать инф-ю только по одному каналу.
Этот блок защищен фильтром. Фильтр переключается с канала на канал по мере необходимости. След-но распределение внимания невозможно.
Для проверки своих допущений Бродбент провел эксперимент по методике оценки расщепленного объема памяти. Здесь предлагается изучить способность человека отчитываться о небольшом количесвте информации, которая подается по 2 каналам одновременно, в «расщепленном» на 2 сообщения виде. Затем эти сообщения вновь соединяются в отчете испытуемого.
Бродбент заметил, что испытуемые легче воспроизводят все цифры с одного уха, а потом, что вспомнят с другого уха. След-но, во-первых, переработка информации действительно ограничена. Во-вторых, выбор канала осуществляется по физическому признаку. В третьих, та инф-ф, которая исходно н7е тбыла отобрана, еще некоторе время удерживается в системе переработки – предположит-но в буфере, расположенном перед каналом с ограниченной пропускной способностью.
Также Бродбент предположил, что фильтр может настраиваться на основе инф-и, хранящейся в памяти и описывающей, вероятности событий в прошлом опыте человека.
Наиболее развернутая критика Бродбента. Она использовала методику, предназначенную для изучения «расщепленного объема памяти», но изменила тип стимулов!
В этих экспериментах испытуемому предъявлялись 3 цифры, и либо 3 слога, составляющих единое слово, либо 3 слова, составляющих единую фразу. Предъявление стимулов было перекрещено, часть цифр и слогов/слов в одно ухо, часть – в другое.
В результате испытуемые склонны отчитываться не поканально, как у Бродбента, а по смыслу: (объединяли слова мышь ест, или ест сыр)
При задаче вторения испытуемые были склонны следовать за сообщением, которе начали повторять, даже после того, как это сообщение уходило на нерелевантный канал.
Таким образом, в решении этой задачи отбором управляет уже не пространственной расположение источника сообщения, а смысловое содержание текста, что невозможно объяснить с опорой на на модель Бродбента.
Второе направление исследований Трейсман было связано с варьированием содержания сообщения, подаваемого по нерелевантному каналу. Она выявила ряд закономерностей:
Во-первых, испытуемые обычно замечают, когда по релевантному и нерелевантным каналам подается один и то же текст.
Во-вторых, содержание сообщения, которое поступает по нерелевантному каналу, мешает вторению релевантного сообщения в зависимости от сходства между ними. Чем более сходны по содержанию релевантное и нерелевантное сообщения, тем больше интерференция между ними. (эксперимент: по релевантному каналу один отрыво к рассказа, по нерелевантному другой того же рассказа, задача вторения решалачь хуже)
Если взглянуть на эти результаты с точки зрения модели фильтра Бродбента, не понятно, почему сообщение, которое должно было бы отсекаться фильтром на уровне анализа физических признаков, мешает анализу релевантного сообщения на содержательном уровне.
Трейсман объясняет это так: информация, поступающая по нерелевантному каналу, не блокируется фильтром полностью, но только ослабляется. Это модифицированная модель ранней селекции, которая получила называние модель «аттенюатора».
В этой модели за сенсорным хранилищем (стадией переработки информации, где осуществляется параллельный анализ физических признаков поступающих стимулов) следует особый фильтр, который ослабляет нерелевантный сигнал по сравнению с релевантным.
В отличии от модели Бродбента, вслед за фильтром располагается не канал с ограниченной пропускной способностью, а система памяти – словарь, или совокупность словарных единиц, составляющих индивидуальный опыт человека.
Эти единицы системы памяти психолингвист Мортон назвал «логогенами»-отображение слов, содержащие и собирающие их физические и смысловые характеристики. В результате внешнего воздействия логогены активируются . НО! Они могут активироваться не только сенсорным входом, но и соседними единицами или контекстом.
Это распространение активации в системе памяти осуществляется автоматически, помимо механизмов внимания.
Трейсман предположила, что для каждой из единиц памяти характерен свой порог активации, в результате преодоления которго содержание этой единицы попадает в сознание. У некоторых единиц этот порог невысок, и активированы до определенного уровня они всегда: собственное имя человека или особо значимые слова. Поэтому для их опознания достаточно очень слабого внешнего воздействия. У некоторых единиц порог высок – это слова-табу, нецензура, для их опознания времени нужно больше. Этот феномен получил название «перцептивной защиты».
Таким образом, как только активация словарной единицы в результате воздействия информации, поступающей по релевантному каналу, достигает пороговой величины, эта информация оказывается в сознании. Информация, поступающая по нерелевантному каналу и вследствие этого ослабляемая аттенюатором, просто не активирует единиц словаря в достаточной мере и потому не достигает сознания и не ведет его к перегрузке.
Однако, если эта малая подпороговая, активация сложится с исходной активацией единицы (если произнесут имя), либо с контекстным влиянием, то нерелевантное сообщение может быть осознано.
Некоторые психологи пришли к выводу, что сам аттенюатор на ранних стадиях переработки информации избыточен, и просто на основании различной активации единиц в системе памяти может быть сделан выбор той информации, которая будет обрабатываться дальше, вплоть до сознательного ответа и управления поведением.
Тогда фильтр в системе переработки должен быть сдвинут от блока входа в блок памяти к выходу из него.
Это представление психологов модели поздней селекции.
Эти модели основываются прежде всего на данных, выявляющих влияние информации, которая долна была бы «отфильтровываться» или ослабляться на ранних стадиях переработки, на поведение испытуемого и на пониманиеим релевантных сообщений.
Это явления прайминга, «фланговые» эффекты Дж. Андервуада и т.д.
Согласно моделям поздней селекции, любой из стимулов, попавших в ситсему переработки информации, подвергается опознанию и категоризации. Однако дальнейшая его судьба зависит от важности или уместности этого стимула в заданном контексте и в данный момент времени.
Каков механизм отбора на выходе из системы памяти?
В соответствии с сенсорным входом, контекстом и поставленной задачей каждая их единиц получает определенный вес, или уровень активации.
Наиболее активированные единицы отбираются на выходе из системы памяти так, как соответствие планке.
Слова, отображение которых недостаточно активированы, потому что не столь важны на данный момент, просто забываются, так и не достигнув сознания.
Именно такую модель предложили Диана и Дж. Дойч, поместив механизм отбора на выходе из системы опознания – памяти.
На основе этой модели Дональд Норманн разработал известную модель поздней селекции – модель уместности.
В чем-то она сходна с моделью аттенюатора Трейсман, но механизма отбора расположен в ней, как и в модели Дойч, на поздней стадии переработки информации.
Центральный блок модели Норманна – «Память»: отбор определяется, прежде всего, неосознаваемыми механизмами ее функционирования.
Блок «уместность» обеспечивает настройку системы памяти в зависимости от норм и правил языка, поставленной задачи и связанных с ней ожиданий человека, а также уже на основе обработанной информации.
По итогам воздействия наибольшей активацией будут обладать те единицы системы памяти, которые сочетают оба входа- и сенсорный сигнал, и уместность.
Блок «Селекция» отбирает наиболее активированные единицы, на которых «сходятся» внешние воздействия и влияния со стороны блока уместности.
Блок «Внимание» определяет еще более глубокую переработку информации и главное- ее доступ в сознание.
Циркуляция информации в петле, связывающей блок «Уместность», систему памяти и блок «Внимание», позвоялет описать интеллектуальное внимание.
Модели поздней селекции позволяют объяснить ряд пародоксальных эффектов:
Феномен пародоксальной интенции – невозможности следовать собственному стремлению. Человек не может избежать мыслей, которые его преследуют.
Согласно моделям поздней селекции, обработка информации посредством механизмов внимания определяется не только внешними воздействиями, но и активацией единиц во внутреннем словаре.
В моделях поздней селекции не только физические признаки, но и семантические характеристики стимуляции (значения слов) обрабатываются параллельно и полностью.
Однако именно по этой причине подобная модель показалась исследователям многим неэкономичной. Полная переработка нужна не всегда.
Исследования, которые не объясняет данная модель. Трейсман и Джеффен провели исследование: в случае дихотического предъявления испытуемые должны были вторить одному из сообщений и решать доп. Задачу: нажимать на кнопку всякий раз, когда услышит слово «зеленый», вне зависимости от канала. Слово характеризуется высокой уместностью, т.к. относится к поставленной задаче.
Но по нерелевантному каналу оно обнаруживалось только в 8% случаев . Отсюда следует, что информация, поступающая по нерелевантному каналу, скорее всего, ослаблялась на основе анализа по физическому признаку, прежде чем быть обработанной по смыслу.