Теория функциональных систем П.К. Анохина.
В теории функциональных систем в качестве детерминанты поведения рассматривается не прошлое по отношению к поведению событие — стимул, а будущее – результат .
Функциональная система есть динамически складывающаяся широкая распределенная система из разнородных физиологических образований, все части которой содействуют получению определенного полезного результата . Именно опережающее значение результата и модель будущего, создаваемая мозгом, позволяет говорить не о реакции на стимулы из внешней среды, а о полноценном целеполагании.Выделяют два типа функциональных систем.
1. Функциональные системы первого типа обеспечивают постоянство определенных констант внутренней среды за счет системы саморегуляции, звенья которой не выходят за пределы самого организма. Примером может служить функциональная система поддержания постоянства кровяного давления, температуры тела и т.п. Такая система автоматически компенсирует возникающие сдвиги во внутренней среде.
2. Функциональные системы второго типа используют внешнее звено саморегуляции. обеспечивают приспособительный эффект благодаря выходу за пределы организма через связь с внешним миром, через изменения поведения. Именно функциональные системы второго типа лежат в основе различных поведенческих актов, различных типов поведения.
Центральная функциональная система, определяющая целенаправленные поведенческие акты различной степени сложности, складывается из следующих последовательно сменяющих друг друга стадий: -> афферентный синтез, -> принятие решения, -> акцептор результатов действия, -> эфферентный синтез, -> формирование действия, и, наконец, -> оценка достигнутого результата
1. Работы Сеченова «Рефлексы головного мозга» 1863г В своем знаменитом труде “Рефлексы головного мозга” (1863) Сеченов распространил рефлекторный принцип на всю деятельность головного мозга и, тем самым, - на всю психическую деятельность человека. Он показал, что “все акты сознательной и бессознательной жизни по способу своего происхождения суть рефлексы” Сеченов показал, что все они включены в целостный рефлекторный акт, в целостный ответ организма на воздействие окружающей среды, регулируемый головным мозгом человека. Рефлекторный принцип психической деятельности позволил Сеченову сделать важнейший, для научной психологии вывод о детерминированности, причинной обусловленности всех действий и поступков человека внешними воздействиями. Именно в этой работе он делит по происхождению все мышечные движения на две группы - невольные и произвольные | 2. Учение Павлова о первой и второй сигнальной системе Сигнальная система — система условно- и безусловнорефлекторных связей высшей нервной системы животных (включая человека) и окружающего мира. Первая сигнальная система - основа непосредственно отражения действительности в форме ощущений и восприятий. Вторая сигнальная система - это система речевых сигналов - специальный тип высшей нервной деятельности человека. В зависимости от преобладания одной из сигнальных систем Павлов разделил людей на три типа: · Художественный тип, к которому он отнес представителей с образным мышлением (у них доминирует первая сигнальная система). · Мыслительный тип, представители которого обладают высокоразвитым словесным мышлением, математическим складом ума (доминирование второй сигнальной системы). · Средний тип, у представителей которого обе системы взаимно уравновешены. |
3. Представление Павлова о высшей и низшей нервной деятельности Говоря об учении И.П. Павлова оно опиралось на идею И.М. Сеченова(1829-1905), который высказал предположение о том, что в основе так называемой психической деятельности человека лежит рефлекторный процесс. Итак, основой деятельности коры головного мозга, по И.П. Павлову, является условный рефлекс, который представляет собой временные связи, возникающие при определенных условиях (откуда их название) на основе безусловных рефлексов. Низшая нервная деятельность – совокупность нейрофизиологических процессов, обеспечивающих осуществление безусловных рефлексов и инстинктов. Инстинкт представляет собой врожденную форму приспособительного поведения, обусловленную биологическими потребностями организма и специфическими раздражителями внешней среды. | 4. Учение Павлова о безусловных врожденных рефлексах — инстинктах Инстинкты - это генетически сложившаяся форма поведения, осуществляемая под влиянием основных биологических потребностей. Инстинкт отражает полезный опыт предыдущих поколений данного биологического вида, реализуемый в поведенческих реакциях животного, направленных на получение полезного результата. Инстинктивная деятельность человека строится на врожденных связях подкорковых центров с корой полушарий большого мозга. Инстинкты можно рассматривать как переход от безусловно-рефлекторной деятельности к условно-рефлекторной. Безусловные рефлексы — это наследуемые, неизменные реакции организма на определённые воздействия внешней или внутренней среды, независимо от условий возникновения и протекания реакций, присущие всему виду. Безусловные рефлексы обеспечивают приспособление организма к неизменным условиям среды. Основные типы безусловных рефлексов: пищевые, защитные, ориентировочные, половые. |
5. Ориентировочный рефлекс. Особенности И.П. Павлов описал реакцию животного на новый и внезапный раздражитель, как рефлекс «Что такое?» или «Ориентировочный рефлекс». Назначение ориентировочного рефлекса состоит в повышении чувствительности анализаторов для наилучшего восприятия внешних раздражителей. «Способности замечать новизну, отвечать на неё ориентировочно-исследовательской реакцией не приходится обучаться. Это умение животные получают от своих родителей в готовом виде. И.П. Павлов был полностью согласен с тем, что ориентировочный рефлекс - реакция врождённая, но считал, что он занимает как бы промежуточное положение между условным и безусловным рефлексами, так как легко подавляется (затормаживается) по мере того, как новый раздражитель, повторяясь, становится обычным». | 6. Учение о неврозах. Учение о неврозах исторически характеризуется двумя тенденциями. 1. существование невротических феноменов полностью детерминировано определенными патологическими механизмами чисто биологической природы, хотя и не отрицают роли психической травмы в качестве пускового механизма и возможного условия возникновения заболевания. 2. вся клиническая картина неврозов может быть выведена из одних лишь личностных психологических механизмов. Вследствие этого невроз определяется как психогенное (конфликтогенное) нервно-психическое расстройство, которое возникает в результате нарушения особо значимых жизненных отношений человека |
7. Физиология сенсорных систем. (анализаторы) Сенсорной системой(анализатором) – называют часть нервной системы, состоящую из воспринимающих элементов – сенсорных рецепторов, нервных путей, передающих информацию от рецепторов в мозг и частей мозга, которые перерабатывают и анализируют эту информацию В сенсорную систему входят 3 части: Рецепторы – органы чувств. Проводниковый отдел, связывающий рецепторы с мозгом. Отдел коры головного мозга, которая воспринимает и обрабатывает информацию. Рецепторы – периферическое звено, предназначенное для восприятия Функции сенсорных систем Обнаружение сигналов. Каждая сенсорная система в процессе эволюции приспособилась к восприятию адекватных, присущих для данной системы раздражителей. Сенсорная система, например глаз, может получать разные – адекватные и неадекватные раздражения(свет или удар по глазу). Различение сигналов. Передача или преобразование сигналов. Любая сенсорная система работает, как преобразователь. Она преобразует одну форму энергию действующего раздражителя в энергию нервного раздражения. Сенсорная система не должна исказить сигнала раздражителя. | Домина́нта — устойчивый очаг повышенной возбудимости нервных центров, при котором возбуждения, приходящие в центр, служат усилению возбуждения в очаге, тогда как в остальной части нервной системы широко наблюдаются явления торможения. Принцип доминанты Во все моменты жизнедеятельности создаются условия, при которых выполнение какой-либо функции становится более важным, чем выполнение других функций. Выполнение данной функции подавляет другие функции. Для Ухтомского доминанта была тем, что определяет направленность человеческого восприятия. Доминанта служила тем самым фактором, который интегрирует ощущения в целую картинку (здесь можно провести параллель с гештальтом). Ухтомский считал, что все отрасли человеческого опыта, в том числе и наука, подвержены влиянию доминант, при помощи которых подбираются впечатления, образы и убеждения. |
9. Физиологические механизмы эмоций Эмоции и чувства представляют собой сложную реакцию организма, в которой принимают участие почти все отделы нервной системы Эмоции и чувства, как и все другие психические процессы, имеют рефлекторное происхождение Физиологическим механизмом эмоций является деятельность подкорковых нервных центров - гипоталамуса, лимбической системы, ретикулярной формации Но кора больших полушарий головного мозга играет ведущую роль в вия объявлениях эмоций и чувств, осуществляя регулировочную функцию относительно подкорковых процессов, направляя их деятельность в соответствии с осознания человеком своих переживанийь. Один из физиологических механизмов чувств - динамические стереотипы, т.е. образованные течение жизни системы временных нервных связей Здесь возникают чувство тяжести и легкости, бодрости и усталости | 10 Темперамент И.П.Павлов обратил внимание на индивидуальные различия собак в поведении и в протекании условнорефлекторной деятельности. Различия проявлялись в скорости и точности образования условных рефлексов и в особенностях их затухания. И.П.Павлов выдвинул гипотезу, что в их основе лежат свойства нервных процессов — возбуждения и торможения. Павлов выделил 4 типа нервной системы, типы высшей нервной деятельности: сильный, уравновешенный, подвижный — сангвиник; сильный, уравновешенный, инертный — флегматик; сильный, неуравновешенный тип с преобладанием возбуждения — холерик; слабый тип — меланхолик. Свойства н.с. образуют физиологическую основу темперамента, который является психическим проявлением общего типа нервной системы. Именно те аспекты поведения, в которых проявляются свойства нервных клеток, составляют темперамент. |
11 Речь Мама и папа должны разговаривать с ребенком уже в младенческом возрасте, постоянно инициировать коммуникативные навыки. Стадии развития речи: Крик- доступно с рождения на рефлекторном уровне. Используется при голоде, дискомфорте, боли, выражая недовольство. Гуление - следующая стадия развития( звуки с 2-3 до 5-7 месяцев), есть гласные, согласные, попытки повторить звуки Лепет - слоги. Изначально звукосочетание используется однократно, затем запомнив, пытается произнести несколько одинаковых слогов. Ответственный шаг в освоении Первые слова - возраст 11-12 мес. Из коротких звкуосочетаний складываются слова. Освоение слов, увеличение словарного запаса - употребление существит, глагол, прилагат. Складывание слов во фразы. в 2 года использование 2-3 сложных предложений, употребление 200--300 слов с устойчивым значением 2,5 года- развитие языка в речевой практике.,в ходе коммуникаций с окружающими и родителями 4-5 лет- использование сложноподчиненных предложений, использование логических слов-связок. К концу 6 лет- полное освоение фонетики языка. 2-3 тыс.слов На речь ребенка большое влияние оказывает речь родителей | 12 мозг-парный орган. Межполушарное взаимодействие — особый механизм объединения ЛП и ПП в единую интегративную, целостно работающую систему, формирующийся под влиянием как генетических, так и средовых факторов. Взаимодействие полушарий ГМ обеспечивается комиссурными (спаечными) нервными волокнами. ЛП и ПП объединяются тремя комиссурами, самая большая - Мозолистое тело, оно соединяет все гомотипические области коры левого и правого полушарий и осуществляет перенос навыка |
13 Теория функциональных систем П.К. Анохина. Функциональная система есть динамически складывающаяся широкая распределенная система из разнородных физиологических образований, все части которой содействуют получению определенного полезного результата . Выделяют два типа функциональных систем. 1. Функциональные системы первого типа обеспечивают постоянство определенных констант внутренней среды за счет системы саморегуляции, звенья которой не выходят за пределы самого организма.(поддержания постоянства кровяного давления, температуры тела и т.п). 2. Функциональные системы второго типа используют внешнее звено саморегуляции. Именно функциональные системы второго типа лежат в основе различных поведенческих актов, различных типов поведения. |