Физиологические механизмы эмоций
Эмоции и чувства представляют собой сложную реакцию организма, в которой принимают участие почти все отделы нервной системы Эмоции и чувства, как и все другие психические процессы, имеют рефлекторное происхождение
Физиологическим механизмом эмоций является деятельность подкорковых нервных центров - гипоталамуса, лимбической системы, ретикулярной формации Но кора больших полушарий головного мозга играет ведущую роль в вия объявлениях эмоций и чувств, осуществляя регулировочную функцию относительно подкорковых процессов, направляя их деятельность в соответствии с осознания человеком своих переживанийь.
Между корой и подкорковыми центрами нервной системы постоянно происходит взаимодействие подкорковые, считал И П Павлов, положительно влияет на кору больших полушарий как источник их силы, тонизирует кору мозга, н посылая к ней мощные потоки раздражений Кора регулирует возбуждение, идущие из подкорковые, и под ее влиянием одни из этих возбуждений реализуются в деятельности и поведении, а другие тормозятся зависимости от обс тавин и состояний личности Поддержка или нарушения устойчивости нервных связей предопределяют возникающую разнообразных эмоций и чувствеуттів.
Один из физиологических механизмов чувств - динамические стереотипы, т.е. образованные течение жизни системы временных нервных связей Здесь возникают чувство тяжести и легкости, бодрости и усталости, зад доволення и горести, радости, торжества, отчаяния и т.п."Мне кажется, что такие чувства через изменения обычного образа жизни, прекращение обычных занятий, потерю близких людей имеют свое физиологическое основу значительной степени именно в изменении, в нарушении старого динамического стереотипа и в сложности становления нового"(И П Павловt; (І. П. Павлов).
В возникновении и движении чувств большую роль играет вторая сигнальная система в ее взаимодействии с первой Слово изменяет наши настроения, вызывает восхищение, глубокие переживания Лучшим показателем этого является услышите уття, которые вызывают поэтические произведения Осознавая ситуацию, которая вызывает определенные чувства, и сами чувства, мы можем уменьшить силу переживания, сдерживать, регулировать их, но внешнее проявление эмоций, внутр ишний эмоциональный и чувственный состояние при этом сохраняютсяься.
10И.П.Павлов обратил внимание на индивидуальные различия собак в поведении и в протекании условнорефлекторной деятельности. Различия проявлялись в скорости и точности образования условных рефлексов и в особенностях их затухания. И.П.Павлов выдвинул гипотезу, что в их основе лежат свойства нервных процессов — возбуждения и торможения. К этим свойствам относятся: сила Возбуждения - отражает работоспособность нервной клетки, проявляется в функциональной выносливости; Торможения - функциональная работоспособность н.с., способность к образованию различных тормозных условных реакций (угасание и дифференцировка), их уравновешенность и подвижность. Павлов выделил 4 типа нервной системы, типы высшей нервной деятельности:
сильный, уравновешенный, подвижный — сангвиник;
сильный, уравновешенный, инертный — флегматик;
сильный, неуравновешенный тип с преобладанием возбуждения — холерик;
слабый тип — меланхолик.
Павлов понимал тип н.с. как врожденный, относительно слабо подверженный изменениям под воздействием окружения и воспитания. Свойства н.с. образуют физиологическую основу темперамента, который является психическим проявлением общего типа нервной системы. Именно те аспекты поведения, в которых проявляются свойства нервных клеток, составляют темперамент.
11Мама и папа должны разговаривать с ребенком уже в младенческом возрасте, постоянно инициировать коммуникативные навыки. Стадии развития речи:
Крик- доступно с рождения на рефлекторном уровне. Используется при голоде, дискомфорте, боли, выражая недовольство.
Гуление - следующая стадия развития( звуки с 2-3 до 5-7 месяцев), есть гласные, согласные, попытки повторить звуки
Лепет - слоги. Изначально звукосочетание используется однократно, затем запомнив, пытается произнести несколько одинаковых слогов. Ответственный шаг в освоении
Первые слова - возраст 11-12 мес. Из коротких звкуосочетаний складываются слова.
Освоение слов, увеличение словарного запаса - употребление существит, глагол, прилагат.
Складывание слов во фразы.
в 2 года использование 2-3 сложных предложений, употребление 200--300 слов с устойчивым значением
2,5 года- развитие языка в речевой практике.,в ходе коммуникаций с окружающими и родителями
4-5 лет- использование сложноподчиненных предложений, использование логических слов-связок.
К концу 6 лет- полное освоение фонетики языка. 2-3 тыс.слов
На речь ребенка большое влияние оказывает речь родителей
12 мозг-парный орган.
Межполушарное взаимодействие — особый механизм объединения ЛП и ПП в единую интегративную, целостно работающую систему, формирующийся под влиянием как генетических, так и средовых факторов. Взаимодействие полушарий ГМ обеспечивается комиссурными (спаечными) нервными волокнами. ЛП и ПП объединяются тремя комиссурами, самая большая - Мозолистое тело, оно соединяет все гомотипические области коры левого и правого полушарий и осуществляет перенос навыка