География и экология растения.
3.1 Флора и растительность. Флора растительность. Флора ареалы растений и типы ареалов. Понятие о флористическом районировании Земного шара. Антропофиты: культурные, сорные, рудеральные и другие растения. Учение Н.И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений.
Растительность. Распределение растительности в зависимости от климатических условий. Схема идеального континента. Понятия зональной, интразональной и азональной растительности. Растительность СНГ как зональная система.
3.2 Экология растений. Традиционное и современное понимание экологии, ее история и задачи. Общая экология и экология растений. Разделы экологии (аутэкология экология популяции, синэкология).
3 Организация самостоятельной работы
Самостоятельная, подготовка студентов-заочников - основная форма освоения программного материала. В связи с этим важное значение имеет работа с книгой, умение пользоваться учебниками, учебными пособиями, справочниками и библиографическими изданиями, каталогами и картотеками.
Прежде всего следует ознакомится с содержанием учебника, указанного в списке основной литературы, затем использовать дополнительную литературу.
При, самостоятельной работе с книгой необходимо следить за мыслью автора и логикой изложения, критически их оценивать, научиться выделять главное из прочитанного. Это способствует формированию последовательного логического изложения, а также помогает запоминанию материала.
Для лучшего запоминания и усвоения материала необходимо вести запись прочитанного.
Особое внимание следует уделить изучению латинских названий
растений.
Латинские названия растений
Научное название вида по бинарной (двойной) номенклатуре, предложенной шведским ученым К. Линнеем, состоит из латинских слов. Первое слово - это название рода, второе - видовой эпитет; резко видовой эпитет состоит из двух и более слов. После латинского названия вида пишется сокращенно фамилия или инициалы автора, давшего название виду. Например Pyrus communis L. - груша обыкновенная, состоит из двух слов: розовое название - Pyrus - груша, видовой эпитет -communis -обыкновенная. Буква L в конце названия было дано Линнеем.
Необходимо правильно читать, писать и произносить латинские названия. Латинский алфавит, правила чтения букв и буквенных сочетаний, указания на ударения в латинских словах изложены в следующем пособии.
Рекомендации к изучению тем
Морфология и анатомия растений
Курс ботаники начинается с изучения первого раздела темы "Основы учения о клетке". При изучении этой темы особое внимание следует уделить изучению протопласта (цитоплазма, ядро, пластиды, митохондрии, рибосомы, аппарат Гольджи и т.д.); Следует указать, какие функции выполняет тот или иной органоид. Во втором разделе темы говорится о продуктах жизнедеятельности протопласта клетки: клеточном соке, клеточной оболочке, запасных питательных веществах, ферментах, ядовитых и прочих веществах.
Здесь обратите внимание на те вещества, которые имеют большое значение в жизни человека, а также на те, которые регулируют жизненные процессы в самом растении (гормоны роста, витамины и т.д.).
В теме "Ткани" следует дать четкое представление о строении той или иной ткани, ее нахождении в растении, о функциях, которые ткань выполняет.
Знание этой темы значительно облегчает изучение темы "Органография и размножение", в которой изучается анатомическое и морфологическое строение вегетативных органов растений, строение корня, стебля и листа, а также строение почек, побегов и их видоизменения.
Каждый вегетативный орган следует рассматривать в следующем
порядке: 1) функция, которую выполняет орган; 2) его внешнее строение
(морфология); 3) анатомическое строение; 4) видоизменения (метаморфозы) органа. .
При изучении этой темы студент должен не только хорошо знать строение того или иного вегетативного органа, но и уметь схематично изобразить его на бумаге и доске.
При изучении тем "Побег, видоизменения (метаморфозы) побега", "Стебель", "Лист" следует знать морфологическое и анатомическое строение органов и функции, которые они выполняют.
С темой " Метаморфозы побега" тесно связана тема "Вегетативное размножение растений", в которой студенты должны четко знать способы естественного и искусственного вегетативного размножения растений.
Большое место при изучении ботаники на курсе отведено темам: " Цветок", "Плоды и семена".
Систематика и экология растений
Систематика растений - это большой раздел ботаники, изучающий многообразие ныне существующих и вымерших растений, их родственные отношения и пути эволюции растительного мира в целом, а так же его отдельных ветвей.
Главные таксономические (систематические) единицы: вид
(specis), род (genus), семейство (familia), порядок (ordo), класс
(class), отдел (divisio), растительный мир (regnum vegetabile). Основная
единица систематики - вид.
Особенностью систематики растений является большое разнообразие растений, отличающихся по местам обитания, внешнему и внутреннему строению, жизненным циклам, по происхождению, роли в природе и народном хозяйстве.
При изучении систематики растении используются различные методы: наблюдения в природе за дикорастущими и культурными растениями, сбор и определение гербария, морфологическое описание растений, выращивание растений в полевых и комнатных условиях, проведение фенологических наблюдений, работа с учебником и дополнительной литературой, посещение лекций и лабораторно-практических занятий в период сессии, участие в работе добровольного общества охраны природы. Особенно надо подчеркнуть значение непосредственных наблюдений в природе и определения растений.
Учебный материал изучается в следующей последовательности,
Низшие растения - Tallobionta
1) Подцарство Предклеточные - Procytobionta
Отдел Вирусы - Virophyta
2) Подцарство Таллофиты предъядерные - Tallobionta procariota
Отдел Бактерии - Bacteriophyta
Отдел Синезеленые водоросли - Cyanophyta
3) Подцарство Таллофиты ядерные пластидные - Tallobionta eucaryota
Отдел Золотистые водоросли - Chrysophyta
» Желтозеленые - Xanthophyta
» Диатомовые или кремнистые - Diatomophyta
» Пирофитовые - Pyrrophyta
» Криптофитовые - Cryptophyta
» Эвгленовые - Euglenophyta
» Бурые - Phaeophyta
» Красные - Rhodophyta
» Зеленые - Chlorophyta
» Лишайники - Lichenophyta
4)Подцарство Таллофиты беспластидные - Thallophyta aplastidae
Отдел Грибы - Mycophyta
» Слизевики - Myxophyta
5) Подцарство Предпобеговые архегониальные - Procormobionta archegoniatae
Отдел Моховые - Bryophyta
» Риниевые - Rhyniophyta
» Псилотовые - Psilotophyta
6)Подцарство Побеговые архегониальные - Cormobionta arehegoniatae
Отдел Плауновые - Lycopodiohpyta
» Хвощевые - Equisetophyta
» Папоротниковые - Polypodiophyta
» Сосновые (Голосеменные) - Pinophyta( Gymnospermae)
7) Подцарство Побеговые пестичные - Cormobionta gynoeciatae
Отдел Цветковые или Покрытосеменные – Anthophyta (Angiospermae)
Класс Двудольные - Dicotyledoneae
Класс Однодольные – Monocotyledoneae
При изучении низших растений обратите особое внимание на отделы: синезеленые и зеленые водоросли, грибы. По каждому отделу необходимо знать конкретных представителей» их систематическое положение, строение клеток, способы питания и размножение, а также условия местообитания и роль в природе и жизни человека. Роль синезеленых и зеленых водорослей в цветении водоемов, повышении плодородия почвы. Применение сапропеля в сельском хозяйстве. Использование хлореллы и других зеленых водорослей для кормления домашних животных, а также для осуществления системы жизнеобеспечения в космических полетах.
Среди грибов имеются грибы-сапрофиты и грибы-паразиты. Необходимо обратить особое внимание на грибы-паразиты, приносящие значительный ущерб сельскохозяйственному производству (фикомицеты, ржавчинные, головневые). Следует знать не только их строение, но и жизненный цикл, основные меры борьбы.
В природе очень распространены грибы-сапрофиты. Следует изучить их строение, питание» размножение. Необходимо знание о использовании этих грибов в народном хозяйстве: грибов-фикомицетов для получения кормового белка, грибов-гименомицетов для питания человека и диких животных. Особое внимание приобрело выращивание этих грибов в теплицах (шампиньоны, вешенка). Следует четко понимать роль в круговороте веществ автотрофов и гетеротрофов, их взаимосвязь и взаимозависимость. Роль грибов-сапрофитов повышении плодородия почв, использование, их как микоризообразователей.
Изучая высшие архегониальные растения, четко усвоите строение представителей этой группы растений, чередование гаметофита (половое поколение) и спорофита (бесполое поколение) в жизненном цикле, выясните преобладающее поколение. Необходимо усвоить, что в процессе эволюции высших растений шла редукция гаметофита и усложнение спорофита. Такое направление эволюции связано с приспособлением высших растений к жизни на суше. Крайней степени редукции гаметофит достигает у цветковых растений, а спорофит достигает высокой степени совершенства.
Обратите внимание на народнохозяйственное значение представителей этой группы растений и их роль в природе: использование торфа в сельском хозяйстве, роль мохообразных в заболачивании территорий, хвощи как показатели кислых почв, использование спор плауна в медицине и металлургии.
Изучите многостороннее применение и значение голосеменных растении особенно из порядка сосновых. Следует знать примеры растений, занесенных в Красную книгу.
Среди цветковых растений изучите семейства из класса Двудольных растений: Лютиковые, Бобовые, Капустные (Крестоцветные), Пасленовые, Астровые (Сложноцветные), Сельдерейные (Зонтичные), Тыквенные, а среди класса Однодольных семейства: Мятликовые (Злаки), Лилейные, Луковые. Следует знать строение вегетативных и генеративных органов растений этих семейств, характерных представителей и практическое значение.
Вразличных семействах необходимо выделить: культурные (овощные, плодовые, ягодные, масличные, зерновые и т.д.), дикорастущие, сорные, лекарственные, медоносные, декоративные, алкалоидные, дубильные и другие группы растений. Их применение в народном хозяйстве.
Задания и методические указания по выполнению контрольной работы
Ниже приводится 100 вариантов контрольной работы. Студент выполняет задание того варианта, номер которого соответствует последней цифре личного шифра, обозначенной по горизонтали, и предпоследней - по вертикали. Некоторые вопросы контрольной работы могут быть заменены при выдаче индивидуального задания после чтения лекции на 1 курсе.
При оформлении контрольной работы следует, выполнять общие требования, которые изложены в начале методических указаний. Весь программный материал разбит на 170 вопросов. В каждом варианте имеется 9 вопросов, которые охватывают различные разделы курса.
Почти во всех контрольных заданиях имеются вопросы, касающиеся характеристики отдельных органов цветковых растений. При ответе на эти вопросы за основу берутся растения из семейств, указанных в "Списке важнейших растений", но это не исключает возможности рассмотрения морфологического разнообразия органов на примере растений других семейств.
Последние вопросы в контрольных работах посвящены элементам ботанической географии растений. Для ответов на эти вопросы следует пользоваться пособиями по охране природы, а также учебниками по геоботанике и географии растений.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Введение
1) Ботаника как предмет изучения. Разделы ботаники. Роль ботаники для специалистов сельского хозяйства.
2) Клетка как основная структурная и функциональная единица
растительного организма.
3) Основные особенности строения растительной клетки, отличие
растительной клетки от животной.
4) Физическое состояние и химический состав цитоплазмы.
5) Понятие о биологической мембране, ее строение и функции.
Плазмалемма, тонопласт, система внутренних мембран.
6) Основные органеллы цитоплазмы, их строение и функции.
7) Типы пластид. Строение и специфические функции пластид,
размножение и взаимопревращение.
8) Субмикроскопическое строение хлоропласта. Роль хлоропластов в жизни растений, животных и человека.
9) Способы деления клетки. Амитоз, митоз и мейоз.
10) Вакуоли и клеточный сок. Химический состав клеточного сока в процессах жизнедеятельности растений, использование в народном хозяйстве.
11) Пигменты пластид и клеточного сока, их биологическая роль.
12) 3апасные питательные вещества, их локализация в клетках и органах растений.
13) Место образования и локализации крахмала в клеткахи органах растений. Строение и типы крахмальных зерен.
14) Место образования и локализации белковых запасных веществ.
Строение алейроновых зерен.
15) Образование и. локализация жирных и эфирных масел в растительной клетке и органах растений.
16) Физиологически активные вещества клетки.
17) Клеточная стенка, ее образование химический состав, структура и рост, поры, плазмодесмы. Видоизменения клеточной стенки.
18) Понятие о поступлении веществ в растительную клетку. Осмотические явление в клетке. Тургор, плазмолиз, деплазмолиз.
Ткани (гистология)
19)Понятие о тканях. Появление тканей в филогенезе. Классификация тканей.
20) Типы образовательных тканей: апикальные, латеральные, интеркалярные, раневые. Характерные особенности меристематических тканей, их строение и функции. Значение для вегетативного размножения растений.
21) Типы покровных тканей: эпидерма, перидерма, корка, спородерма (семенная кожура), их краткая характеристика.
22) Особенности строения эпидермиса листа, строение, механизм работы устьица. Функции эпидермиса, значение волосков (трихом) и защитной функции эпидермиса.
23) Эпиблема: строение, расположение, функции.
24) Комплекс перидермы, образование и строение чечевичек, использование пробки.
25) Корка, ее возникновение, и функции.
26) Типы основных тканей: водопоглощающая, фотосинтезирующая, запасающая, воздухоносная и водоносная, Расположение в органах,
строение, функции.
27) Типы механических тканей: колленхима, склеренхима и склереиды. Расположение в органах, строение, функции. Использование механических тканей в народном хозяйстве.
28) Проводящие ткани: трахеиды, трахеи (сосуды), ситовидные трубки. Расположение в органах, строение, функции. Онтогенез трахеи и ситовидной трубки.
29) Гистологические элементы ксилемы (древесины), функции ксилемы, вещества, передвигающиеся по ксилеме.
30) Гистологические элементы флоэмы (луба), функции флоэмы. Вещества передвигающиеся по флоэме.
31) Проводящие пучки. Типы проводящих пучков.
32) Структуры выделительных тканей внутренней секреции: млечники членистые и нечленистые. Схизогенные и лизигенные вместилища, функции.
33) Структуры выделительных тканей внешней секреции: железистые волоски ( трихомы), гидатоды. нектарники, осмофоры. Их функции.
Органы растений (органография)
34) Морфологическое строение корня. Типы корней и корневых систем. Функции корня.
35) 3оны корня. Строение и функции корневых волосков. Элементы, получаемые растением из почвы, их роль в жизни растений.
36) Первичное анатомическое строение корня. Функции коры, перицикла и проводящего пучка.
37) Переход ко вторичному анатомическому строению корня. Процесс формирования камбия.
38) Вторичное анатомическое строение корня двудольного растения.
39) Различия в анатомическом строении корнеплодов редьки, моркови и свеклы.
40) Морфологическое строение корнеплодов. Формирование корнеплода у редиса, моркови, свеклы. Биологическая роль корнеплодов, их кормовое и пищевое значение.
41) Метаморфозы корня и связи с функциями. Использование
видоизмененных корней.
42) Микориза и клубеньки, значение из в жизни растений, природе и хозяйстве.
43) Понятие о побеге, его морфологическое строение, расположение листьев. Закономерности строения побега.
44)Классификация растений по типам побегов и продолжительности жизни.
45) Почки, строение и классификация. Биологическая роль почек.
46) Придаточные почки, их заложение на различных органах. Биологическая роль придаточных почек. Привести примеры корнеотпрысковых растений.
47) Стебель, его основные и дополнительные функции,
классификация стеблей.
48) Первичное анатомическое строение стеблей однодольных и двудольных растений.
49) Вторичное анатомическое строение стебля травянистого двудольного растения (пучковый и непучковый тип).
50) Вторичное анатомическое строение деревянистого двудольного растения на примере липы.
51) Лист, его строение и функции. Морфология листа. Простые и сложные листья.
52) Анатомическое строение листа. Лист как орган фотосинтеза и транспирации. Роль фотосинтеза и транспирации в жизни растений.
53) Метаморфозы побега и листа. Их экологическое значение. Использование побегов в питании человека и животных.
54) Корневище, его строение и биологическое значение. Отличие корневища от корня.
55) Клубень, его строение и биологическое значение. Клубеньки побегового и корневого происхождения, подземные и надземные. Привести примеры. Использование клубней.
56) Луковица, ее строение и биологическое значение. Привести примеры. Использование луковиц.
57) Метаморфозы листа в связи с выполняемыми функциями.
Размножение растений и эволюция полового процесса
58) Понятие о размножении. Способы размножения. Биологическое значение размножения.
59) Естественное вегетативное размножение растений, его биологическая роль. Привести примеры.
60) Искусственное вегетативное размножение растений. Значение для человека. Привести примеры.
61) Бесполое размножение спорами и зооспорами. Мейоз при спорообразовании. Привести примеры.
62) Половое размножение растений. Эволюция форм полового процесса. Привести примеры изогамии, гетерогамии, оогамии.
63) Понятие о жизненном цикле. Типы жизненного цикла и чередование поколений у низших и высших растений.
64) Особенности размножения и жизненного цикла голосеменных растений.
65) Соцветия, их типы. Биологическая роль соцветий. Привести
примеры соцветий у растений.
66) Строение и биологическая роль цветка. Формула цветка.
67) Андроцей. Строение тычинки и пыльника. Число тычинок в цветке. Функции андроцея.
68) Микроспорогенез. Микроспора и развитие мужского гаметофита (пыльцы).
69) Гинецей. Строение пестика. Типы завязи. Плодолистик, его
листовая природа. Число плодолистиков в цветке. .
70) Макроспорогенез. Макроспора. Развитие женского гаметофита - зародышевого мешка.
71) Основные пути эволюции цветка,
72) Строение и развитие семязачатка (семяпочки) покрытосеменных растений. Биологическая роль семязачатков. Значение покрытосемянности.
73) Цветки обоеполые и однополые. Растения однодомные и двудомные. Привести примеры культурных и дикорастущих растений.
74) Энтомофильные растения, приспособленные к насекомоопылению, биологическое значение. Привести примеры энтомо-фильных растений.
75) Анемофильные растения, приспособления к ветроопылению, биологическое значение. Привести примеры анемофильных растений.
76) Искусственное опыление, его значение в практике сельского
хозяйства.
77) Двойное оплодотворение покрытосеменных растений. Работы С.Г.Навашина. Эволюционная и биологическая оценка двойного оплодотворения.
78) Развитие семян и семязачатка. Строение семени. Основные типы семян. Биологическая роль. Кормовое и пищевое значение семян.
79) Строение семени пшеницы и гороха. Сходство и различие в строении и химическом составе. Использование человеком.
80) Классификация плодов, их биологическая роль. Использование плодов и семян в питании человека и кормлении животных.
81) Односеменные и многосеменные плоды, их строение. Привести примеры. Использование.
82) Основные типы сухих плодов, их строение. Привести примеры. Использование.
83) Основные типы сочных плодов, их строение. Привести примеры. Использование.
84) Сложные и дробные плоды, их строение. Привести примеры.
85) Строение и развитие околоплодников плодов малины, земляники, яблони, картофеля, ландыша.
86) Строение и развитие околоплодников плодов гороха, капусты подсолнечника, моркови и пшеницы.
87) Способы распространения плодов и семян в природе. Биологическая роль распространения плодов и семян.
Систематика растений
88) История развития систематики растений как науки.
89) Понятие о виде растений. Филогенетические системы растительного мира.
90) Строение первых сухопутных растений.
91) Вирусы - их строение и значение в природе и в жизни растений.
92) Синезеленые водоросли. Общая характеристика (строение, питание, размножение). Распространение и хозяйственное значение.
93) Характерные признаки низших растений и их классификация. Лишайники (строение, питание, размножение). Приведите рисунки.
94) Опишите одноклеточные, колониальные и многоклеточные водоросли из отдела зеленых водорослей. Дайте рисунки и пояснения к ним. Народнохозяйственное значение зеленых водорослей.
95) Кратко охарактеризуйте бурые и красные водоросли (среда обитания, строение тела, размножение), укажите их практическое значение.
96) Типы спор у низших и высших грибов. Формирование сумки и базидии. Приведите рисунки.
97) Способы заражения растений грибами-паразитами из класса фикомицетов. Опишите и зарисуйте внешний вид пораженных органов.
98) Какие растения и органы поражают грибы-паразиты из класса сумчатых. Составьте таблицу и дайте пояснения.
99) Грибы-паразиты из класса базидиадьных. Опишите жизненный цикл однохозяйного паразита. Изобразите жизненный цикл в виде схемы.
100) Классификация низших споровых растений. Практическое значение грибов-сапрофитов в природе и народном хозяйстве. Микориза. Охрана грибных богатств.
101) Особенности среды обитания водорослей и грибов и их роль в круговороте веществ в природе. Классификация грибов.
102) Общая характеристика лишайников. В чем состоит различие в питании зеленых водорослей, грибов и лишайников? Роль лишайников в народном хозяйстве.
103) Значение различных отделов низших растений в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана низших растений.
104) Какие растения относятся к группе архегониальных, что для них характерно? Изобразите схематично жизненный цикл архегониального растения.
105) Происхождение и пути развития высших растений. Классификация высших растений.
106) Что такое спорофит и гаметофит? Как они чередуются в жизненном цикле разных отделов высших растений? Нарисуйте схему жизненного цикла одного растения.
107) У каких архегониальных растений преобладает в жизненном цикле бесполое поколение (спорофит)? Изобразите схематично жизненный цикл одного из представителей.
108) Сравните половое размножение низших (на примере
водорослей) и высших (на примере мохообразных) растений. Зарисуйте
архегоний и антеридий.
109) Сравните жизненный цикл мохообразных и папоротникообразных растений, изобразите жизненный цикл в виде схемы.
110) Сравните жизненный цикл плауна булавовидного и селагинеллы. Нарисуйте колоски и заростки этих растений.
111) Перечислите современные разноспоровые архегониальные растения. Дайте рисунки микро- и макроспор, мужских и женских заростков.
112) Строение спорофита современных высших растений на
примере голосеменных.
113) Где развиваются споры и зиготы у архегониальных растений? Опишите на примере конкретных представителей.
114) Строение и эволюция гаметофитов современных высших споровых растений. Приведите рисунки однополых и обоеполых гаметофитов.
115) Жизненный цикл сосны обыкновенной. Приведите рисунки семяпочки и пыльцевого зерна.
116) Развитие мужского и женского гаметофита сосны обыкновенной. Дайте рисунки сформированных гаметофитов.
117) Строение, развитие шишек, оплодотворение и развитие семян у голосеменных растений (на примере сосны).
118) Сравните голосеменные и покрытосемянные растения по морфолого-анатомическим признакам и способу оплодотворения.
119) Укажите семейства голосеменных и покрытосеменных растений, распространенные в умеренных широтах и отметьте их роль в сложений различных растительных сообществ (лес, луг, болото, водоем).
120) Эволюция гаметофита у высших растений (показать на примере растений различных отделов).
121) Какие условия необходимы для процесса оплодотворения
различных отделов высших растений? Опишите на примере конкретных
представителей.
122) Характерные признаки покрытосеменных. Отличие Однодольных от Двудольных. Перечислите наиболее важные культурные растения Вашего района и укажите семейства, которым они относятся.
123) Строение и эволюция цветка. Признаки низкой и высокой
организаций цветка.
124) Строение и развитие гинецея. Типы завязей. Нарисуйте схемы.
125) Макроспорогенез у цветковых растений. Строение женского гаметофита.
126) Микроспорогенез у цветковых растений. Строение мужского гаметофита.
127) Какие покрытосеменные растения возделываются в Вашем хозяйстве и каково их практическое значение?
128) Характеристика сем. Лютиковые. Нарисуйте разные типы цветков и плодов. Формулы цветков. Укажите представителей (15 видов) и их практическое значение.
129) Характеристика сем. Бобовые (Мотыльковые). Зарисуйте разные типы листьев, типичное строение цветка и плода. Формула цветка. Важнейшие дикорастущие и культурные растения из этого семейства (15 видов). Роль бобовых в повышении плодородия почв.
130) Охарактеризуйте сем. Капустные (Крестоцветные), укажите культурные, сорные, дикорастущие виды из этого семейства (20 видов). Нарисуйте разные типы плодов, типичное строение цветка с околоцветником и без него. Формула цветка.
131) Характеристика сем. Розанные (Розоцветные). Укажите важнейшие плодовые, ягодные и дикорастущие растения из этого семейства. Нарисуйте разные типы цветков, напишите их формулы.
132) Характеристика сем. Крыжовниковые. Укажите по-латыни и по-русски важнейшие плодовые и ягодные растения из различных семейств.
133) Характеристика сем. Виноградные. Нарисуйте схему побега и
цветков. Напишите по-русски и по-латыни названия важнейших
овощных растений и укажите семейства, к которым они относятся (20
видов).
134) Характеристика сем. Пасленовых. Укажите практическое значение культурных и« дикорастущих растений из этого семейства. Нарисуйте цветок и плод. Напишите формулу цветка.
135) Характеристика сем. Яснотковые (Губоцветные). Нарисуйте цветок, плод. Напишите формулу цветка. Укажите практическое значение представителей.
136) Характеристика сем. Льновые. Нарисуйте цветок и плод. Формула цветка. Напишите русские и латинские названия волокнистых растений, распределив их по семействам.
137) Характеристика сем. Ивовые. Укажите важнейшие растения
138) Характеристика Сем. Сельдерейные (Зонтичные). Формула
цветка. Нарисуйте цветок, плод, соцветие (схема). Укажите важнейшие
культурные и дикорастущие растения. .
139) Характеристика сем. Буковые. Опишите важнейшие растения этого семейства
140) Характеристика сем. Гвоздичные. Нарисуйте цветок, плод. Напишите формулу цветка. Укажите декоративные и сорные растения.
141) Характеристика сем. Тыквенные. Нарисуйте женский и мужской цветок. Напишите формулы цветков. Укажите овощные растения из этого семейства.
142) Охарактеризуйте сем. Астровые (Сложноцветные). Нарисуйте разные типы корзинок, основные типы цветков и плод. Укажите представителей и их практическое значение.
143) Охарактеризуйте сем. Березовые. Укажите представителей и их практическое значение.
144) Укажите (кратко) самые характерные признаки семейств: Бобовые (Мотыльковые), Капустные (Крестоцветные), Зонтичные (Сельдерейные) и Астровые (Сложноцветные).
145) Сем. Лилейные, охарактеризуйте наиболее распространенные овощные, дикорастущие и декоративные растения (20 видов). Нарисуйте цветок, плод и подъемные видоизменения побегов.
146) Характеристика сем. Крыжовниковые. Нарисуйте цветок, плод.
Напишите формулу цветка. Укажите представителей и их практическое значение.
147) Характеристика сем. Осоковые. Нарисуйте цветок, плод. Напишите формулу цветка. Укажите важнейшие кормовые растения.
148) Характеристика сем. Мятликовые (Злаковые). Укажите важнейших представителей и отметьте их практическое значение. Нарисуйте цветок и схему простого колоска злака.
149) Опишите способы размножения сорных растений из класса однодольных и двудольных. Сделайте рисунки.
150) Надземные и подземные метаморфозы побега и корня у культурных растений. Нарисуйте различные типы метаморфоз.
151) Укажите насекомоопыляемые и ветроопыляемые. Опишите особенности их цветков. Дайте рисунки.
152) Соцветия, характерные для представителей класса
Однодольных и Двудольных. Приведите схемы.
153) Опишите сочные плоды культурных растений из класса Двудольных. Укажите, из каких частей цветка возникает плод. Сделайте необходимые рисунки.
154) Сухие плоды сорных растений из разных семейств. Сделайте рисунки.
155) География растений как наука. Понятие о флоре и растительности. Ареал и его типы.
156) Дайте понятие о растительном сообществе. Приведите
примеры растительных сообществ Вашего района и укажите, как они
используются.
157) Вода как экологический фактор. Экологические группы растений по отношению к воде. Охрана воды как необходимого фактора жизни.
158) Температура как экологический фактор. Типы растений по отношению к этому фактору.
159) Свет как экологический фактор. Морфолого-анатомические различия светолюбивых и тенелюбивых растений.
160) Воздух как экологический фактор. Охрана воздуха от загрязнения.
161) Почва как экологический фактор. Растения как индикаторы почвенных условий. Охрана почв от эрозии и загрязнения.
162) Влияние человека и животных на растения. Приведите положительные и отрицательные примеры. Основные принципы охраны растений.
163) Кратко охарактеризуйте лесную зону, укажите основные типы растительности. Охрана лесов.
164) Кратко опишите хвойные леса и укажите их практическое
значение.
165) Кратко опишите лиственные и смешанные леса и укажите их практическое значение.
166) Охарактеризуйте основные типы лугов и их практическое значение. Охрана лугов.
167) Охарактеризуйте основные типы болот и укажите их практическое значение. Охрана болот.
168) Кратко охарактеризуйте степную зону. Опишите особенности степных растений. Охрана степей в РФ.
169) Что такое фитоценоз (растительное сообщество)? Основные признаки фитоценоза. Что такое биоценоз, биогеоценоз, биосфера?
170) Кратко охарактеризуйте полупустыни и пустыни. Опишите особенности пустынных растений.
Таблица 1