Работа 3. Определение осмотического потенциала плазмолитическим методом

УДК 681.19(076)

ББК 28.57 Я73

Рекомендовано учебно-методической комиссией агрономического факультета УО «ГГАУ» (Протокол № 9 от 2.07.2004 г.)

© С.А. Тарасенко, Н.И. Тарасенко, 2009

© УО «ГГФУ», 2009

Основная учебная литература.

1. Физиология и биохимия сельскохозяйственных растений / Н.Н. Третьяков, Е.И. Кошкин, Н.М. Маркушин и др.; Под ред. Н.Н. Третьякова.- М.: Колос, 1998.- 640с.

2. Лебедев, С.И. Физиология растений / С.И. Лебедев.- М.: Агропромиздат, 1988. -544 с.

3. Полевой, В.В. Физиология растений / В.В. Полевой.- М.: Высшая школа, 1989.- 464с.

4. Плешков, Б.П. Биохимия сельскохозяйственных растений / Б.П. Плешков.- М.: Агропромиздат, 1987. - 494 с.

5. Физиология и биохимия растений / С.А. Тарасенко., Е.И. Дорошкевич.- Практикум - Гродно: ГГАУ. -2004. -210 с.

6. Якушкина, Н.И. Физиология растений / Н.И. Якушкина, Е.Ю. Бахтеенко , М., 2005. – 340 с.

7. Физиология и биохимия растений / С.А. Тарасенко, Н.П. Решецкий. Программа для высших сельскохозяйственных учебных заведений. УМЦ МСХ РБ. – Мн., 2000. -17с.

Дополнительная литература

1. Медведев С.С. Физиология растений: Учебник.-СПб.: Издательство С.-Петерб. ун-та, 2004. -336 с.

2. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. В 3-х томах.- М.: Мир, 1990.

3. Кнорре Д.Г., Мызина С.Д. Биологическая химия: Учеб. для хим., биол. и мед. спец. вузов. – 3-е изд., испр.- М.:Высш. шк., 2000. – 479 с.

4. Шабельская Э.Ф. Физиология растений. - Мн.: Высшая школа,1987.-320с.

5. Гудвин Т., Мерсер Э. Введение в биохимию растений: В 2-х томах. – М.: Мир, 1986.

6. Кретович В.Л. Биохимия растений. – М.: Высш. шк. 1986.

Тетрадь является основным рабочим документом студентов и служит для выполнения лабораторных занятий по физиологии и биохимии растений. Она составлена таким образом, чтобы студенты могли закрепить теоретические знания, полученные во время лекционного курса, самостоятельно проработать некоторые темы.

Подготовка к очередному занятию должна начинаться с изучения лекционного материала, соответствующих разделов рекомендуемых учебников и практикума по физиологии и биохимии растений (С.А. Тарасенко, Е.И. Дорошкевич, 2004). На лабораторных занятиях студент знакомится с принципом метода исследований, ходом работы и расчетами, проводит анализы.

Полученные экспериментальные данные необходимо четко записывать в таблицы. Расчеты следует делать в рабочей тетради. Если при оформлении работы требуются зарисовки или графическое изображение полученных данных, то их надо выполнять аккуратно цветными карандашами. В заключение работы следует провести анализ результатов и сформулировать выводы. Некоторые задания предлагается выполнить студентам в виде итоговых таблиц после изучения отдельных тем. В конце занятия лабораторная работа сдается преподавателю, который фиксирует ее выполнение. Выполненная небрежно и плохо оформленная работа переделывается. В конце каждого раздела даны контрольные вопросы по теме.

За каждым студентом закрепляется рабочее место в аудитории, которое необходимо содержать в образцовом порядке. Рабочий стол не должен загромождаться посторонними предметами. Прежде чем приступить к выполнению опыта, внимательно изучают ход работы, обращают внимание на меры предупреждения несчастных случаев. В помещениях лаборатории запрещается курить, принимать пищу, хранить продукты питания, громко разговаривать. Нельзя употреблять лабораторную посуду (склянки, стаканы) не по назначению. Нельзя оставлять в сосуде какое-либо вещество без соответствующей подписи. Не следует оставлять открытыми склянки с жидкостями и сухими реактивами. Необходимо следить за чистотой посуды, сразу после окончания работы посуду следует вымыть. Гранулированную (твердую) щелочь растворяют в фарфоровой чашке при постоянном помешивании и охлаждении. Концентрированные кислоты и другие жидкости переливают только в вытяжном шкафу. Во избежание разбрызгивания концентрированных кислот при нагревании в процессе приготовления растворов приливают кислоту в воду, а не наоборот.

Навески на весах необходимо брать в фарфоровые чашки пластмассовыми ложечками или шпателями. Негигроскопические соли можно взвешивать на пергаментной или вощеной бумаге. Для опыта берут вещества в количествах указанных в практикуме или преподавателем.

Нельзя засасывать ртом в пипетку концентрированные растворы кислот, щелочей и другие ядовитые жидкости. Лучше пользоваться бюреткой или, если позволяет точность опыта, отмерять нужное количество жидкости мерными цилиндрами. Очень удобными являются автоматические пипетки, снабженные специальным заборным устройством (резиновой грушей, шприцем).

Нельзя разжигать огонь в непосредственной близости от легковоспламеняющихся жидкостей (бензина, эфира, ацетона и др.). Загоревшиеся вещества надо тушить песком или накрывая пламя плотной тканью. Зажигайте спиртовку спичкой или зажигалкой, гасите ее, накрывая пламя колпачком. Не наклоняйтесь над пламенем. Нагревать вещества можно только в термоустойчивой (не толстостенной!) посуде, имеющей соответствующую маркировку.

Отверстие пробирки с нагреваемой жидкостью, особенно с раствором щелочи или кислоты, направляйте в сторону от себя и от соседей. Не наклоняйтесь над нагреваемым сосудом. В пробирке нагревайте только небольшие количества вещества, жидкость должна занимать не более 1/3 объема пробирки. Пробирку с веществом слегка прогрейте всю, затем нагревайте в нужном месте, не вынимая из пламени спиртовки. Нагревайте пробирку ниже уровня жидкости в ней. После нагревания немедленно гасите пламя. При работе с ядовитыми парами, газами или летучими вредными веществами пользуйтесь вытяжным шкафом. Определяя вещество по запаху, осторожно направляйте к себе газ или пар рукой. Пролитые кислоты нейтрализуют содой или мелом до прекращения вскипания. Рассыпанные реактивы немедленно удаляют. Участки кожи или одежды, на которые попал реактив, сначала тщательно смывают водой, затем обрабатывают нейтрализующим веществом. Запрещается оставлять без присмотра работающие приборы, горелки, сетевые аналитические и электронагревательные приборы. После выполнения работы следует убрать свое рабочее место. Контроль за ведением тетради осуществляется преподавателем на текущих занятиях. На основании лабораторной тетради и итогов контрольных работ студент оценивается на возможность допуска его к экзамену.

Раздел 1. ФИЗИОЛОГИЯ РАСТИТЕЛЬНОЙ КЛЕТКИ

Работа 1. Проницаемость живой, мертвой и поврежденной протоплазмы

Объект исследований:

Ход работы:

Схема и результаты опыта:

№ п/п Вариант опыта   Оптическая плотность     Причина повреждения цитоплазмы  
  Контроль (вода)          
  Кипячение + вода          
  Хлороформ + вода          
  Уксусная кис-лота, 30%          
  Этиловый спирт, 50%          

Выводы:

Работа 2. Проницаемость клеточной оболочки

Ход работы:

Результаты опыта зарисовывают, указывая какой раствор куда проходит

Работа 3. Определение осмотического потенциала плазмолитическим методом - student2.ru Работа 3. Определение осмотического потенциала плазмолитическим методом - student2.ru Работа 3. Определение осмотического потенциала плазмолитическим методом - student2.ru Работа 3. Определение осмотического потенциала плазмолитическим методом - student2.ru

Выводы:

Хлоркобальтовым методом

Объект исследований:

Ход работы:

Схема и результаты опыта

Вариант опыта Ярус листа Сторона листа Время наблюдения, час.,мин Время порозовения бумажки, мин.
начало опыта конец опыта
           
           
           
           

Выводы:

В растительных объектах.

Объект исследований:

Ход работы:

Схема и результаты опыта.

Растительный материал Окраска срезов Активность ферментов
  воздух 3% р-р перекиси водорода 1% р-р гвояковой смолы Перекись водорода + смола полифенол -оксидазы перокси дазы
Яблоко            
Картофель            
Редька            

Выводы:

УДК 681.19(076)

ББК 28.57 Я73

Рекомендовано учебно-методической комиссией агрономического факультета УО «ГГАУ» (Протокол № 9 от 2.07.2004 г.)

© С.А. Тарасенко, Н.И. Тарасенко, 2009

© УО «ГГФУ», 2009

Основная учебная литература.

1. Физиология и биохимия сельскохозяйственных растений / Н.Н. Третьяков, Е.И. Кошкин, Н.М. Маркушин и др.; Под ред. Н.Н. Третьякова.- М.: Колос, 1998.- 640с.

2. Лебедев, С.И. Физиология растений / С.И. Лебедев.- М.: Агропромиздат, 1988. -544 с.

3. Полевой, В.В. Физиология растений / В.В. Полевой.- М.: Высшая школа, 1989.- 464с.

4. Плешков, Б.П. Биохимия сельскохозяйственных растений / Б.П. Плешков.- М.: Агропромиздат, 1987. - 494 с.

5. Физиология и биохимия растений / С.А. Тарасенко., Е.И. Дорошкевич.- Практикум - Гродно: ГГАУ. -2004. -210 с.

6. Якушкина, Н.И. Физиология растений / Н.И. Якушкина, Е.Ю. Бахтеенко , М., 2005. – 340 с.

7. Физиология и биохимия растений / С.А. Тарасенко, Н.П. Решецкий. Программа для высших сельскохозяйственных учебных заведений. УМЦ МСХ РБ. – Мн., 2000. -17с.

Дополнительная литература

1. Медведев С.С. Физиология растений: Учебник.-СПб.: Издательство С.-Петерб. ун-та, 2004. -336 с.

2. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. В 3-х томах.- М.: Мир, 1990.

3. Кнорре Д.Г., Мызина С.Д. Биологическая химия: Учеб. для хим., биол. и мед. спец. вузов. – 3-е изд., испр.- М.:Высш. шк., 2000. – 479 с.

4. Шабельская Э.Ф. Физиология растений. - Мн.: Высшая школа,1987.-320с.

5. Гудвин Т., Мерсер Э. Введение в биохимию растений: В 2-х томах. – М.: Мир, 1986.

6. Кретович В.Л. Биохимия растений. – М.: Высш. шк. 1986.

Тетрадь является основным рабочим документом студентов и служит для выполнения лабораторных занятий по физиологии и биохимии растений. Она составлена таким образом, чтобы студенты могли закрепить теоретические знания, полученные во время лекционного курса, самостоятельно проработать некоторые темы.

Подготовка к очередному занятию должна начинаться с изучения лекционного материала, соответствующих разделов рекомендуемых учебников и практикума по физиологии и биохимии растений (С.А. Тарасенко, Е.И. Дорошкевич, 2004). На лабораторных занятиях студент знакомится с принципом метода исследований, ходом работы и расчетами, проводит анализы.

Полученные экспериментальные данные необходимо четко записывать в таблицы. Расчеты следует делать в рабочей тетради. Если при оформлении работы требуются зарисовки или графическое изображение полученных данных, то их надо выполнять аккуратно цветными карандашами. В заключение работы следует провести анализ результатов и сформулировать выводы. Некоторые задания предлагается выполнить студентам в виде итоговых таблиц после изучения отдельных тем. В конце занятия лабораторная работа сдается преподавателю, который фиксирует ее выполнение. Выполненная небрежно и плохо оформленная работа переделывается. В конце каждого раздела даны контрольные вопросы по теме.

За каждым студентом закрепляется рабочее место в аудитории, которое необходимо содержать в образцовом порядке. Рабочий стол не должен загромождаться посторонними предметами. Прежде чем приступить к выполнению опыта, внимательно изучают ход работы, обращают внимание на меры предупреждения несчастных случаев. В помещениях лаборатории запрещается курить, принимать пищу, хранить продукты питания, громко разговаривать. Нельзя употреблять лабораторную посуду (склянки, стаканы) не по назначению. Нельзя оставлять в сосуде какое-либо вещество без соответствующей подписи. Не следует оставлять открытыми склянки с жидкостями и сухими реактивами. Необходимо следить за чистотой посуды, сразу после окончания работы посуду следует вымыть. Гранулированную (твердую) щелочь растворяют в фарфоровой чашке при постоянном помешивании и охлаждении. Концентрированные кислоты и другие жидкости переливают только в вытяжном шкафу. Во избежание разбрызгивания концентрированных кислот при нагревании в процессе приготовления растворов приливают кислоту в воду, а не наоборот.

Навески на весах необходимо брать в фарфоровые чашки пластмассовыми ложечками или шпателями. Негигроскопические соли можно взвешивать на пергаментной или вощеной бумаге. Для опыта берут вещества в количествах указанных в практикуме или преподавателем.

Нельзя засасывать ртом в пипетку концентрированные растворы кислот, щелочей и другие ядовитые жидкости. Лучше пользоваться бюреткой или, если позволяет точность опыта, отмерять нужное количество жидкости мерными цилиндрами. Очень удобными являются автоматические пипетки, снабженные специальным заборным устройством (резиновой грушей, шприцем).

Нельзя разжигать огонь в непосредственной близости от легковоспламеняющихся жидкостей (бензина, эфира, ацетона и др.). Загоревшиеся вещества надо тушить песком или накрывая пламя плотной тканью. Зажигайте спиртовку спичкой или зажигалкой, гасите ее, накрывая пламя колпачком. Не наклоняйтесь над пламенем. Нагревать вещества можно только в термоустойчивой (не толстостенной!) посуде, имеющей соответствующую маркировку.

Отверстие пробирки с нагреваемой жидкостью, особенно с раствором щелочи или кислоты, направляйте в сторону от себя и от соседей. Не наклоняйтесь над нагреваемым сосудом. В пробирке нагревайте только небольшие количества вещества, жидкость должна занимать не более 1/3 объема пробирки. Пробирку с веществом слегка прогрейте всю, затем нагревайте в нужном месте, не вынимая из пламени спиртовки. Нагревайте пробирку ниже уровня жидкости в ней. После нагревания немедленно гасите пламя. При работе с ядовитыми парами, газами или летучими вредными веществами пользуйтесь вытяжным шкафом. Определяя вещество по запаху, осторожно направляйте к себе газ или пар рукой. Пролитые кислоты нейтрализуют содой или мелом до прекращения вскипания. Рассыпанные реактивы немедленно удаляют. Участки кожи или одежды, на которые попал реактив, сначала тщательно смывают водой, затем обрабатывают нейтрализующим веществом. Запрещается оставлять без присмотра работающие приборы, горелки, сетевые аналитические и электронагревательные приборы. После выполнения работы следует убрать свое рабочее место. Контроль за ведением тетради осуществляется преподавателем на текущих занятиях. На основании лабораторной тетради и итогов контрольных работ студент оценивается на возможность допуска его к экзамену.

Раздел 1. ФИЗИОЛОГИЯ РАСТИТЕЛЬНОЙ КЛЕТКИ

Работа 1. Проницаемость живой, мертвой и поврежденной протоплазмы

Объект исследований:

Ход работы:

Схема и результаты опыта:

№ п/п Вариант опыта   Оптическая плотность     Причина повреждения цитоплазмы  
  Контроль (вода)          
  Кипячение + вода          
  Хлороформ + вода          
  Уксусная кис-лота, 30%          
  Этиловый спирт, 50%          

Выводы:

Работа 2. Проницаемость клеточной оболочки

Ход работы:

Результаты опыта зарисовывают, указывая какой раствор куда проходит

Работа 3. Определение осмотического потенциала плазмолитическим методом - student2.ru Работа 3. Определение осмотического потенциала плазмолитическим методом - student2.ru Работа 3. Определение осмотического потенциала плазмолитическим методом - student2.ru Работа 3. Определение осмотического потенциала плазмолитическим методом - student2.ru

Выводы:

Работа 3. Определение осмотического потенциала плазмолитическим методом

Объект исследований:

Ход работы:

Схема и результаты опыта:

Концентрация раствора КNО3, моль/л Время погружения, час. мин. Время наблюдения, час. мин. Форма плазмолиза Изотоническая концентрация, моль/л Осмотический потенциал, атм.
0,1          
0,2          
0,3          
0,4          
0,5          

Выводы:

Наши рекомендации