В чем состоит роль бактерий в круговороте веществ?
1) бактерии-гетеротрофы – редуценты разлагают органические вещества до минеральных, которые усваиваются растениями;
2) бактерии-автотрофы (фото, хемотрофы) – продуценты синтезируют органические вещества из неорганических, обеспечивая круговорот кислорода, углерода, азота и др.
138.В XVII веке голландский учёный ван Гельмонт провёл опыт. Он посадил небольшую иву в кадку с почвой, предварительно взвесив растение и почву, и только поливал её в течение нескольких лет. Спустя 5 лет учёный снова взвесил растение. Его вес увеличился на 63,7 кг, вес почвы уменьшился всего на 0,06 кг. Объясните, за счёт чего произошло увеличение массы растения, какие вещества из внешней среды обеспечили этот прирост.
1) масса растения увеличилась за счет органических веществ, образующихся в процессе фотосинтеза;
2) в процессе фотосинтеза из внешней среды поступают вода и углекислый газ
139.В XVIII веке английский ученый Д. Пристли провёл опыт. Он взял два одинаковых стеклянных колпака. Под первый колпак он поместил мышь, а под второй – мышь с комнатным растением. Объясните, почему спустя некоторое время первая мышь под стеклянным колпаком погибла, а вторая продолжала жить.
Мыши в процессе дыхания поглощают кислород и выделяют углекислый газ. Первая мышь погибла из-за недостатка кислорода и избытка углекислого газа. Вторая мышь продолжала жить, потому что комнатное растение в процессе фотосинтеза выделяло кислород и поглощало углекислый газ.
140.В Америке многие птицы вьют гнезда в колючих зарослях кактусов. Как называется такое взаимодействие между живыми организмами и в чем его биологический смысл?
1) такое взаимодействие взаимовыгодно и называется симбиозом;
2) заросли колючих кактусов защищают гнезда птиц от хищников;
3) птицы уничтожают насекомых, вредителей кактусов, и удобряют пометом почву.
141.В водоеме обитают разнообразные организмы: окунь, щука, одноклеточные зеленые водоросли (хлорелла), дафнии, головастики. Составьте цепь питания из названных организмов. Укажите консумента третьего порядка. Выберите пары организмов, которые вступают в отношения "хищник-жертва".
Пищевая цепь: хлорелла → дафнии → головастики → окунь → щука. Консумент третьего порядка – окунь. В отношения "хищник-жертва" вступают головастики и дафнии, окунь и головастики, щука и окунь.
В древней Индии подозреваемому в преступлении предлагали проглотить горсть сухого риса. Если ему это не удавалось, виновность считалась доказанной. Дайте физиологическое обоснование этого процесса.
1) глотание — сложный рефлекторный акт, который сопровождается слюноотделением и раздражением корня языка;
2) при сильном волнении резко тормозится слюноотделение, во рту становится сухо, и глотательный рефлекс не возникает.
В еловом лесу травянистых растений значительно меньше, чем в берёзовой роще. Объясните это явление.
1) в роще сквозь кроны деревьев проходит значительно больше света, чем в еловом лесу, свет является лимитирующим фактором для многих растений;
2) в еловом лесу могут существовать только теневыносливые травянистые растения.
В искусственный водоем запустили карпов. Объясните, как это может повлиять на численность обитающих в нем личинок насекомых, карасей и щук.
Численность личинок насекомых может немного уменьшиться, потому что карпы ими питаются. Численность карасей уменьшится, потому что карпы являются для них конкурентами. Численность щук увеличится, поскольку карпы являются для них пищей.
В биогеоценозе леса провели обработку деревьев ядохимикатами для уничтожения комаров и мошек. Укажите не менее трёх последствий воздействия этого мероприятия на биогеоценоз леса.
1. Уменьшится количество насекомоядных птиц, потому что во время обработки ядохимикатами они отравятся отравленными насекомыми, а потом им будет нечего есть.
2. От ядохимикатов погибнут не только "комары и мошки", но и насекомые-опылители, поэтому в этом лесу уменьшится количество плодов и семян.
3. Уменьшение количества плодов и семян приведет к уменьшению количества животных, питающихся плодами и семенами, и к плохому переживанию ими зимы.
В каком случае внесение в почву минеральных удобрений сопровождается загрязнением окружающей среды?
При нарушении норм и сроков внесения удобрений