Каковы особенности строения скелета человека? В чём заключается функция опорной системы человека?
Каковы особенности строения скелета человека? В чём заключается функция опорной системы человека?
Функции: защита, опора, движение, регенерация ( это факт, но за функцию можно и не считать )
Особенности: есть спинной мозг, костныймозг, малые и большие берцовые кости
3 Практическое задание.
Билет № 2
1. Какие существуют способы вегетативного размножения растений? Приведите примеры. В чём заключается практическое значение такого способа размножения?
Черенками (виноград,малина,вишня,розы) Усами (земляника, клубника); Клубнями(картофель);корневищами(пырей)
корневыми клубнями (георгины)
Сравните строение скелета млекопитающих и человека и объясните, чем обусловлены их отличия.
В основном ...все млекопитающие ходят на 4-х лапах . Конечности у них приблизителино одинакового размера . (у кошек нет ключиц , это помогает им пройти там , где проходит их голова) .Пальцы не сильно развиты ( ими нельзя брать предметы ) . .В частности, объем полости черепа у человека намного больше, чем у любого животного, которое имеет тело такого же размера. Размер лицевого отдела черепа человека меньше, чем мозгового, а у животных, наоборот, он значительно больше. Это связано с тем, что у животных челюсти являются органом защиты и добывания пищи и поэтому хорошо развиты, а объем головного мозга меньше, чем у человека. Изгибы позвоночника, связанные с перемещением центра тяжести вследствие вертикального положения тела, способствуют сохранению человеком, равновесия и смягчают толчки. У животных таких изгибов нет. Грудная клетка человека сжата спереди назад и приближена к позвоночнику. У животных она сжата с боков и вытянута книзу. Широкий и массивный тазовый пояс человека имеет вид чаши, поддерживает органы брюшной полости и переносит массу тела на нижние конечности. У животных масса тела равномерно распределена между четырьмя конечностями и тазовый пояс длинный и узкий. Кости нижних конечностей человека заметно толще и массивнее, чем верхних, У животных нет значительной разницы в строении костей передних и задних конечностей. Большая подвижность передних конечностей, особенно пальцев рук, дает возможность человеку выполнять руками разнообразные движения и виды работ.
3. Практическое задание
Билет № 3
Раскройте особенности строения лишайников как симбиотических организмов, их разнообразие и значение.
Состоят из фикобионта(клетки водоросли) и микобионта(гифы гриба). Бывают листоватые, накипные, кустистые.
Значение: пища для оленей (ягель), участвуют в круговороте веществ, пионеры растительности, индикаторы чистоты воздуха, почвообразование.
Опишите состав крови человека. Дайте краткую характеристику форменным элементам крови. Чем определяется постоянство внутренней среды человека?
Состав крови: Эритроциты: отвечают за снабжение кислородом клетки организма,
Тромбоциты: отвечают за свёртываемость крови; Лейкоциты: попадают в кровь вместе с лимфой, и разрушаются в местах воспаления, тем самым погашая воспаление ( воспалительный процесс ); Плазма: выполняет роль межклеточного вещества.
Внутренняя среда организма человека состоит из: кровь, лимфа и тканевая жидкость.
3. Практическое задание.
Билет № 4
Опишите особенности внешнего и внутреннего строения птиц в связи с приспособлением к полёту.
Внешнее: обтекаемая форма тела, клюв вместо массивных челюстей.
Внутреннее: совершенная система дыхания и кровообращения, способность мышц к интенсивной длительной нагрузке, легкий полый скелет.
Дайте сравнительную характеристику амёбе обыкновенной и эвглене зелёной.
.
№ | ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ | АМЕБА ОБЫКНОВЕННАЯ | ЭВГЛЕНА ЗЕЛЕНАЯ |
Форма тела | Не постоянная | Постоянная | |
Пелликула | Отсутствует | Есть | |
Органеллы движения | Псевдоподии | Джгутик | |
Хлоропласты | Отсутствуют | Есть | |
Позитивный фототаксис | Отсутствует | Наблюдается | |
Хитиновые образования | Широко распространены | Отсутствуют | |
Способность к фотосинтезу | Отсутствует | Наблюдается | |
Способ питания | Всегда гетеротрофный | Гетеротрофный и автотрофный |
Билет № 6
Билет № 7
Билет № 8
Билет № 9
Практическое дыхание
Билет № 10
Билет № 11
Билет № 12
Охарактеризуйте представителей класса Ракообразные. Опишите их значение в природе и жизни человека.
Билет № 13
1. Раскройте планетарное значение растений.
Планетарное значение растений заключается в том, что на ранних стадиях развития жизни на планете они, благодаря способности к фотосинтезу, изменили газовый состав атмосферы Земли в сторону значительного увеличения в ней кислорода.
Билет № 14
Билет № 15
1. Раскройте особенности строения и жизнедеятельности класса Паукообразные на примере паука-крестовика.
Особенности внешнего строения паукообразных:
- Тело состоит из головогруди и брюшка или слитное
- На головогруди имеется 6 пар конечностей
- Нет усиков и сложных глаз
- 4 пары простых глаз
- Первая пара конечностей – хелицеры (состоят из коготка, клешни или иголки)
- При основании хелицер – ядовитые железы
- 2 пара конечностей – ногощупальца или педипальпы ( короткие, покрытые волосками ногощупальца (органы осязания))
· Паутинные бородавки - видоизмененные брюшные ножки.
Билет № 16
1. Особенности строения представителей класса Насекомые на примере майского жука.
Тело майского жука, как и всех других насекомых, состоит из трёх отделов: головы, груди и брюшка.
Голова. На голове жука расположены ротовые органы и органы чувств. По бокам головы находится пара сложных (фасеточных) глаз. Каждый глаз состоит из нескольких тысяч простых глазков. Впереди глаз видна пара усиков с расширенными пластинками на конце. Пластинки служат органом обоняния. У самца они развиты сильнее, чем у самки. Жук может наклонять голову, но не может поворачивать её в разные стороны.
Грудь. Грудь жука состоит из трёх частей (переднее-, средне- и заднее- груди), каждая из которых несёт пару ног. У каждого насекомого шесть ног. Кроме того, на средней и задней частях находятся крылья. На спинной стороне жука видна лишь переднегрудь, остальные части и почти всё брюшко покрыты сверху жёсткими надкрыльями с продольными рёбрышками. Это изменённые передние крылья. Надкрылья защищают перепончатые задние крылья и спинную сторону брюшка жука с мягкими покровами.
Брюшко. Брюшко майского жука неподвижно соединено с грудью. Оно состоит из восьми сегментов и заметно только снизу, так как верхняя его часть скрыта надкрыльями. Из-под них выступает лишь заострённый кончик брюшка.
Билет № 17
Билет № 18
1.Что такое опыление? Особенности ветроопыляемых и насекомоопыляемых растений.
Опыление растений — этап полового размножения семенных растений, процесс переноса пыльцы с пыльника на рыльцепестика (у покрытосеменных) или на семяпочку (у голосеменных).
Для растений, опыляемых насекомыми, характерны следующие признаки:
– крупные одиночные цветки или мелкие, но собранные в хорошо заметные соцветия;
– яркая окраска лепестков или листочков простого околоцветника;
– наличие нектара или аромата;
– крупная, липкая, шероховатая пыльца.
Для растений, опыляемых ветром, характерны следующие признаки:
– невзрачные мелкие цветки, часто собранные в соцветия, но мелкие, малозаметные;
– перистые рыльца и пыльники на длинных свисающих нитях;
– очень мелкая, легкая, сухая пыльца.
2. Что такое рефлекс? Рефлекторная дуга на примере коленного рефлекса
Рефлекс — стереотипная реакция живого организма на раздражитель, проходящая с участием центральной нервной системы. Рефлексы существуют у многоклеточных живых организмов, обладающих нервной системой, осуществляются посредством рефлекторной дуги. Рефлекс - основная форма деятельности нервной системы.
Дуга коленного рефлекса задействует три отдела спины, со второго по четвертый. При этом четвертый отдел наиболее важен в процессе.
3. Практическое задание.
Билет № 19
Билет № 20
Билет № 21
Билет № 22
Билет № 23
Строение цветка
1. Тычинки
2. Пестик
3. Околоцветники
4. Лепестки
5. Чашелистики
6. Цветоложе
7. Цветоножка
Значение цветка в жизнедеятельности растений:на цветке формируется пыльца растений, потом появляются семена. Всё это помогает растению размножаться
Билет № 24
Билет № 25
Билет № 26
1. Дайте характеристику отряду класса Млекопитающие (на выбор). Приведите несколько примеров типичных представителей отряда.
В классе млекопитающих различают два подкласса: Первозвери и Настоящие звери.
Подкласс Первозвери, или Яйцекладущие, немногочислен. К нему относят утконоса и ехидну, обитающих в Австралии и на прилегающих к ней островах. Первозвери не рождают детёнышей, а откладывают яйца.
Подкласс Настоящие звери, или Живородящие, включает сумчатых и плацентарных млекопитающих.
Классификация млекопитающих схема
Отряды млекопитающих | Характеристика | Представители отрядов |
Яйцекладущие | Откладывают яйца и насиживает их; имеет клоаку (как у пресмыкающихся); млечные железы не имеют сосков. | Утконос, ехидна. |
Сумчатые | Мать донашивает детеныша в сумке на брюхе, где находятся млечные железы с сосками. | Кенгуру, коала, сумчатая мышь, и т.д. |
Насекомоядные | Примитивные млекопитающие (большие полушария небольшие и гладкие, почти без извилин, зубы остробугорчатые, трудно разделяемые на группы), небольшие размеры. | Землеройка, крот, еж. |
Неполнозубые | Не имеют совсем или имеют недоразвитые зубы. | Ленивцы, броненосец. |
Рукокрылые | Крыло - кожистая перепонка между пальцами передней конечности, грудина изменена в киль, кости легкие и прочные. | Летучие мыши. |
Хищные | Большинство питается животной пищей, особенное строение зубов (есть хищный зуб), разнообразны по внешнему виду и поведению. | Семейства Псовые (собака, песец, волк, лисицы); Кошачьи (лев. тигр, рысь, кошка); Куньи (куница, ласка, хорек, норка, соболь); Медвежьи (бурый и белый медведь). |
Ластоногие | Живут в морях и океанах, имеют плавательные перепонки между пальцами (ласты), по строению зубов похожи на хищных. | Гренландский тюлень, морской котик. |
Китообразные | Всю жизнь проводят в воде, нет волосяного покрова, отсутствуют задние конечности,хвостовой плавник расположен горизонтально. | Дельфины, синий кит, касатка, кашалот. |
Грызуны | Самый многочисленный отряд, питаются твердой растительной пищей, клыков нет, резцы крупные и острые (растут всю жизнь по мере истирания), слепая кишка длинная и объемистая, очень плодовиты; разнообразные места обитания. | Белка, крысы и мыши, суслики, ондатра, бобры. |
Парнокопытные | На конечностях четное число пальцев, каждый палец одет роговым чехлом-копытом. | Крупный рогатый скот, овцы, лось, северный олень, дикий кабан. |
Непарнокопытные | Число пальцев нечетное (от одного до пяти), каждый палец одет роговым чехлом-копытом. | Лошадь, носорог, зебра, осел. |
Приматы | Древесный образ жизни, хватательные конечности (противопоставление большого пальца всем остальным), высокое развитие головного мозга, в основном стадные животные. | Лемур, макака-резус, мартышки, павианы, гамадрилы, орангутан, горилла, шимпанзе, человек. |
Хоботные | Относятся к отряду плацентарных млекопитающих, их главный отличительный признак — хобот. Также отличаются уникальными видоизменёнными резцами — бивнями, а также являются самыми большими среди всех современных наземных млекопитающих. Являются растительноядными. | Единственный представитель - Слон. |
Функции скелетных мышц
· Мышцы выполняют следующие функции:
· создают подвижность тела;
· берегут тепловую энергию, созданную внутри тела;
· способствуют перемещению и вертикальному удержанию в пространстве;
· содействуют сокращению дыхательных путей и помогают при глотании;
· формируют мимику;
· способствуют выработке тепла.
3. Практическое задание.
Билет № 27
Разница между ВИЧ и СПИД
1. ВИЧ – это вирус, СПИД – это синдром.
2. СПИД – это конечная стадия развития вируса иммунодефицита человека.
3. С диагнозом ВИЧ человек может прожить 10-15 лет, а диагнозСПИДозначает летальный исход через короткое время.
4. Лечение ВИЧ проводится с помощью препаратов, поддерживающих иммунитет, а лечение СПИД – это лечение от определённых, часто тяжёлых.
Билет № 28
Билет № 29
1. Особенности внешнего и внутреннего строения представителей класса Пресмыкающиеся на примере ящерицы прыткой в связи с полным выходом на сушу.
Билет № 30
Каковы особенности строения скелета человека? В чём заключается функция опорной системы человека?
Функции: защита, опора, движение, регенерация ( это факт, но за функцию можно и не считать )
Особенности: есть спинной мозг, костныймозг, малые и большие берцовые кости
3 Практическое задание.
Билет № 2
1. Какие существуют способы вегетативного размножения растений? Приведите примеры. В чём заключается практическое значение такого способа размножения?
Черенками (виноград,малина,вишня,розы) Усами (земляника, клубника); Клубнями(картофель);корневищами(пырей)
корневыми клубнями (георгины)