B. древнесредиземноморское подцарство.

Тянется от Макаронезии на западе через всё Средиземноморье и Переднюю и Среднюю Азию до пустыни Гоби на востоке. Несмотря на то, что растительный мир этой обширной территории чрезвычайно разнообразен и состоит из различных экологических типов, история развития древнесредиземноморской флоры характеризуется некоторыми общими чертами.

Древнесредиземноморская флора развивалась как преимущественно миграционная – происходило переселение и смещение флор совершенно разного происхождения. Она развивалась на стыке бореальной и тропической флор, но подавляющее большинство древнесредиземноморских растений имеет бореальные (в частности восточноазиатские) корни. Однако видоизменённые выходцы из тропической флоры играют в ней заметную роль, особенно
в Макаронезийской и Сахаро-Аравийской областях.

Древнесредиземноморская флора обнаруживает ясно выраженные связи с африканской
(в частности с капской) флорой. Многие ксерофитные и особенно геофитные элементы древнесредиземноморской флоры имеют близких родичей в южной Африке, что свидетельствует о том, что между Южной Африкой и Средиземноморьем длительное время происходил флористический обмен, осуществлявшийся через горы Восточной Африки, Эфиопии, Драконовы горы.

Древнесредиземноморское подцарство подразделяется на 4 области: Макаронезийскую, Средиземноморскую, Сахаро-Аравийскую и Ирано-Туранскую.

Макаронезийская область.

В неё входят Азорские о-ва, о-ва Мадейра, Канарские о-ва и о-ва Зелёного мыса.

Более половины флоры составляют средиземноморские виды. Эндемичных родов сравнительно немного, больше половины из них приурочено к Канарским о-вам.

Число аборигенных видов относительно невелико. Наиболее богата флора Канарских о-вов, за ней следует флора о-вов Мадейра. Процент эндемичных видов очень высок. В составе эндемичных таксонов значительно число древних, реликтовых эндемиков. Для них характерно, что они или вообще систематически довольно изолированы, или же если и имеют сколько-нибудь близких сородичей, то эти последние обычно произрастают в более или менее отдалённых географических районах. Эти дизъюнкции показывают, сколь различные географические связи элементов древнего ядра флора Макаронезии. Большой интерес представляют, в частности, американские связи, которые могут быть объяснены, по крайней мере, частично,
в свете современных представлений о дрейфе континентов.

Среди эндемичных видов этой области имеется большое число вторичных кустарниковых
и древовидных форм, представленных вне Макаронезии обычно травянистыми видами.

В растительном покрове наиболее замечательны вечнозелёные лавровые леса.

В области 4 провинции: Азорская, Канарская, Мадейрская и Провинция Зелёного Мыса.

Лесообразующими породами в Канарской провинции являются Appolonias barbusana, Arbutus canariensis, Erica arborea, Ilex canariensis, Laurus azorica, Myrica faya, Ocotea foetens,
Persea indica, Pleiomeris canariensis, Rhamnus glandulosa, Salix pedicellata subsp. canariensis, Viburnum rigidum, Visnea maconera. Интересен эпифитный папоротник Davallia canariensis. Характерны лианы Hedera canariensis и Semele androgyna. С поясом лавровых лесов тесно связан обычно расположенный выше и на более сухих местообитаниях пояс сосновых лесов
(Pinus canariensis). Сосну сопровождают Adenocarpus viscosus, Cistus, Chamaecytisus oriliferus,
Erica arborea. У верхней границы сосновых лесов растёт эндемичный Juniperus cedrus.
От лесной растительности резко отделяется формация горных кустарниковых ксерофитов
(«горная пустыня»). На восточных Канарских о-вах древесная растительность почти отсутствует
и развиты только формации полупустынного и пустынного типа. Наиболее характерны здесь разбросанные по каменистой почве огромные кусты эндемичного дрока Spartocytisus supranubius. На высотах более 2600 м над ур. м. развивается своеобразная ксерофитная и холодостойкая растительность (Silene nocteolens, Viola cheiranthifolia). С другой стороны, в низменных частях
о. Тенериф, произрастает ксерофитная суккулентная флора, среди которой встречаются
сахаро-аравийские элементы (Euphorbia canariensis, E. regis-jubae, Senecio kleinia).
Иная, менее ксерофильная суккулентная растительность приурочена к более высоко расположенным и более влажным каменистым местообитаниям (Aeonium, Dracaena draco,
Phoenix canariensis, Sonchus).

Растительность о-вов Мадейра во многом сходна с растительностью Канарских о-вов.
Здесь также есть пояс лавровых лесов, выше которого расположены горные грассленды (Agrostis castellana), сообщества кустарников (Vaccinium madarense) и заросли Erica arborea.

Средиземноморская область.

Если северная и южная границы этой области в целом относительно ясно выражены,
и разногласия авторов касаются лишь сравнительно небольших территорий главным образом
на Пиренейском и Балканском п-овах, то установление западной и особенно восточной границы связано с большими трудностями. Поэтому относительно границ этого фитохориона до сих пор нет общепринятого мнения, хотя большинство авторов придерживаются классического понимания Средиземноморской области, восходящего к А. Декандолю и Э. Буассье.

Хориономическая граница Средиземноморской области в целом хорошо совпадает
с границей классических средиземноморских лесов из Quercus ilex и основным (первичным) ареалом культуры маслины.

Во флоре Средиземноморской области имеется только 1 эндемичное семейство, но число эндемичных родов достигает 150.

В области 9 провинций: Южномарокканская, Юго-западносредиземноморская, Южносредиземноморская, Иберийская, Балеарская, Лигурийско-Тирренская, Адриатическая, Восточносредиземноморская и Крымско-Новороссийская.

Юго-западносредиземноморская провинция на протяжении веков подвергалась чрезвычайно сильному воздействию хозяйственной деятельности человека, и леса (дубовые, сосновые) сохранились лишь в виде небольших изолированных массивов и чаще превращены
в редколесья или заменились маквисом. В наиболее влажных районах Марокко распространены леса из Cedrus atlantica, характерные также и для Алжира. В северной части Марокко встречается Argania spinosa. Также встречаются различные типы ксерофильных грасслендов и кустарников (Aristida pungens, Artemisia harba-alba, Atriplex halimus, Lugeum spartum, Stipa tenacissima).

Значительные пространства на Пиренейском п-ове (Иберийская провинция) занимали
в прошлом леса, но с XVI века усиленно вырубались и в настоящее время представлены лишь отдельными массивами разреженных насаждений вечнозелёных дубов (Quercus coceifera, Q. ilex, Q. suber) и сосны (Pinus halepensis, P. nigra subsp. salzmannii, P. sylvestris, P. pinaster, P. pinea). Полувечнозелёные дубы – Quercus canariensis, Q. faginea, Q. lusitanica. По сухим и каменистым склонам от берега моря и до значительной высоты широко распространены различные формации невысоких вечнозелёных деревьев и вечнозелёных кустарников, кустарничков и полукустарников, а также степи.

Сахаро-Аравийская область.

В эту область входят вся внетропическая часть Сахары от атлантического побережья
до Египта, Синайский п-ов, вся обширная внетропическая часть Аравийского п-ова, часть южной Палестины, часть Иордании, южная часть Сирийской пустыни, нижняя Месопотамия. В Сахаре, как и на Аравийском п-ове, южная граница области пересекает северный тропик и проходит несколько южнее. Многие сахаро-аравийские элементы достигают Ирана, но здесь они рассеяны среди растительных группировок, имеющих ирано-туранский или нубийско-синдский состав.

Территорию Сахаро-Аравийской области ряд авторов относят к Палеотропису, в то время как другие с бóльшим основанием относят её (иногда, правда, не всю) к Голарктису.

Если северная и восточная границы Сахаро-Аравийской области относительно довольно ясны, то проведение её южной границы в Африке связано с большими трудностями. Граница между голарктической и палеотропической флорами в Сахаре очень размыта, и Центральная Сахара представляет собой настоящую переходную территорию. Положение ещё больше усложняется тем, что на нагорье Ахаггар, пересекаемом северным тропиком, и на нагорье Тибести, расположенном значительно южнее, имеются островки голарктической флоры. Голарктические виды встречаются даже на плато Аир, находящемся ещё южнее.

Флора Сахаро-Аравийской области небогата и насчитывает не более 1500 видов, но число эндемичных видов не менее 310, а число эндемичных родов невелико. Есть также ряд эндемичных родов, общих со Средиземноморской областью. Как и в средиземноморской флоре имеются роды, общие с Южной Африкой.

В растительном покрове Сахаро-Аравийской области доминируют пустынные и полупустынные формации и редколесье.

В Сахаро-Аравийской области 2 провинции: Сахарская и Египетско-Аравийская.

На огромной территории Сахарской провинции имеются большие пространства,
полностью или почти полностью лишённые растительности. Лишь в глубоких долинах
с грунтовыми водами и в оазисах, а особенно в горных районах развивается более или менее обильная растительность, характеризующаяся некоторым разнообразием флористического состава. На севере наблюдается постепенный переход к средиземноморской флоре, а на юге такой же переход к тропической. В оазисах характерны Acacia nilotica (A. arabica), Phoenix dactylifera.

Ирано-Туранская область.

В эту обширную область входят Центральная и Восточная Анатолия, бóльшая часть Сирии, часть Южной и Восточной Палестины, небольшая часть Синайского п-ова, часть Иордании, северная часть Сирийской пустыни, Верхняя Месопотамия, бóльшая часть Армянского нагорья, аридные и семиаридные районы Южного и Восточного Закавказья, Гиркания (Талыш
и прилегающие районы вдоль каспийского побережья на территории Ирана), Иранское нагорье
без тропических пустынь, южные отроги Гиндукуша и южные склоны, отроги Западных Гималаев и вся огромная территория от низовьев Волги и пустынь Восточного Закавказья
до пустыни Гоби включительно.

Флора Ирано-Туранской области характеризуется довольно высоким родовым
и очень высоким видовым эндемизмом (не менее 25%). Наиболее богата флора Иранского нагорья, наиболее обеднена флора Центральной Азии.

Ирано-Туранская область подразделяется на 2 подобласти – Западноазиатскую
и Центральноазиатскую, границу между которыми не везде легко указать.

Западноазиатская (Переднеазиатская) подобласть.

Охватывает всю западную часть Ирано-Туранской области до Прибалхашья, Центрального Тянь-Шаня и Западных Гималаев. В неё входит флористически наиболее богатая часть области, растительный покров которой отличается наибольшим разнообразием. В Гиркании, Загросе, Западном Тянь-Шане и в Западногималайской провинции ещё сохранились реликтовые участки мезофильных лесов, а во многих местах значительные пространства покрыты ксерофильными дубовыми лесами. Средиземноморский элемент также выражен гораздо сильнее, особенно
во флоре дубовых лесов и редколесий.

Западноазиатская подобласть, особенно Иранское нагорье, представляет собой основной центр формирования ирано-туранской флоры. Здесь много эндемичных видов таких родов,
как Achillea, Allium, Althaea, Artemisia, Centaurea, Convolvulus, Delphinium, Erysimum, Euphorbia, Galium, Iris, Limonium, Prunus, Salvia, Scrophularia, Silene, Tanacetum, Thymus, Tulipa, Verbascum.

В подобласти 8 провинций: Месопотамская, Центральноанатолийская, Армено-Иранская, Гирканская, Туранская (Арало-Каспийская), Туркестанская, Северобелуджистанская
и Западногималайская.

Центральноазиатская подобласть.

Эта подобласть охватывает обширную территорию пустынь и степей, простирающуюся от Прибалхашья, Центрального Тянь-Шаня и Памира до Большого Хингана, хребтов Наньшань и плато Амдо. Занимает в основном территорию внутреннего стока азиатского материка и представляет собой царство своеобразных холодных пустынь, пустынных и высокогорных степей.

Флора её сравнительно бедна (едва ли более 5000 видов), но эндемизм высокий и имеется, в частности, немало эндемичных родов, в том числе систематически довольно изолированных.

Благодаря сухости и очень большой разнице между крайними температурами растительный мир Центральноазиатской подобласти характеризуется угнетённостью и сравнительным однообразием. Господствуют горные степи (местами переходящие в лесостепи), высокогорные луга, но особенно – различные пустынные и полупустынные формации. Встречаются острова еловых, елово-пихтовых, лиственничных и обеднённых лиственных лесов.

В подобласти 4 провинции: Центральнотяньшанская, Джунгаро-Тяньшанская, Монгольская и Тибетская.

В растительном покрове Центральнотяньшанской провинции доминируют степные сообщества, кобрезиевые «ковры» и осоковые болота – «страна злаков и осок».
Древесно-кустарниковая растительность представлена фрагментарно и занимает небольшие площади (островки еловых лесов в глубине Центрального Тянь-Шаня). Встречаются также насаждения из берёзы, жимолости, тополя, изредка дикого абрикоса.

Растительный покров Джунгаро-Тяньшанской провинции состоит из полынно-злаковых полупустынь, ковыльных степей, лиственных лесов, елово-пихтовой тайги, высокогорных лугов
и кобрезиевых «ковров».

Наши рекомендации