Разнообразие окраски фасадов зданий в городе Лиде
Мы исследовали окраску фасадов зданий города Лиды. В результате этого были сделаны следующие выводы:
1. Здания имеют, в основном серый цвет, бледно-желтый. Детские сады
окрашены в яркие цвета; школы - в более спокойные тона. Некоторые дома окрашены в бледно-розовый, красный и голубой цвета. При этом надо отметить, что краска большинства зданий находится в обветшалом
состоянии, что портит фасад.
Значительные изменения внешнего вида зданий произошли с подготовкой города к проведению республиканского праздника работников сельского хозяйства «Дожинки».
2. Входные двери подъездов домов чаще всего окрашены в темно-коричневый или синий цвета и не радуют оригинальностью оттенков.
3. Разнообразные по цвету и строению фасады встроенных в городские здания частных магазинов вносят некоторое оживление в однообразный вид города.
4. Яркая окраска рекламных щитов на городских улицах часто радует глаз и положительно влияет на психоэмоциональное состояние жителей.
5. На сегодняшний день большая часть киосков имеет презентабельный вид.
6. У городских объектов появились небольшие скульптурные композиции – что стало визиткой города.
Эксперименты с цветом
Изучая влияние цвета на психику человека, ученые из университета Висконсина (США) предложили американским домохозяйкам попробовать кофе из четырех чашек, стоящих возле коробок коричневого, голубого, красного и желтого цвета.
В итоге 75% опрошенных сказали, что кофе, стоящий близ коричневой коробки, слишком крепок, около 85% назвали кофе из красной коробки самым ароматным и вкусным. Почти все отметили, что кофе, стоящий рядом с голубой коробкой, мягкий, а рядом с желтой - слабый.
Кофе во всех чашках был одинаковый, но дегустаторам сообщили об этом уже после эксперимента.
Работая над этой темой, мы также решили провести такой эксперимент. Учащимся в составе 10 человек и учителям было предложено попробовать кофе из 4 разных чашек, находящихся рядом с упаковками разного цвета, в которых находился кофе. В присутствии учащихся в чашки из каждой упаковки был насыпан кофе. После чего учащимся и учителям было предложено продегустировать кофе из этих чашек. В результате были высказаны следующие мнения о вкусе кофе в каждой из чашек: красная чашка - горький, крепкий (55% опрошенных); желтая чашка - слабый, мягкий (60% опрошенных); синяя чашка - мягкий, слабый, ароматный, сладкий (70% опрошенных); коричневая чашка - самый крепкий, терпкий (50 % опрошенных).
Цветные» пейзажи города
Каждая улица города вызывает определённое зрительное ощущение в соответствии со спектральным составом отражаемого или испускаемого излучения. Одни радуют глаз, заставляют энергично действовать, другие раздражают, вызывают чувство усталости и беспокойства, третьи успокаивают.
Такое восприятие сильно зависит от цвета. Цвета, в который окрашены наши здания на улицах города. Японские ученые подсчитали, что для нормальной жизни человека в городе улицы должны быть раскрашены не менее чем в 20 цветов и оттенков. Каждая улица как маленькая радуга. Особое значение цвету как резерву лечения придавал русский ученый и врач В. М. Бехтерев. Он мечтал о постройке больницы, где бы цвет служил лекарством от нервных болезней. Но большинство из нас все-таки остаются в глубоком неведении относительно того, какую пользу может принести сознательное использование цвета. А ведь цветом нужно пользоваться очень бережно и умело, так как он воздействует на нас через органы чувств и психологические центры. Цвет влияет на физиологию человека, может возбуждать, отчего сердце будет биться чаще, может способствовать выделению пищеварительных соков, улучшать настроение и т. д. Все это необходимо знать и умело использовать для оформления пространства, в котором мы живем, чтобы оно было более гармоничным, более комфортным.
Нами было проведено анкетирование горожан и учащихся школы на знание топонимических названий улиц города (Приложение 1). Каждому респонденту предлагался список с названиями городских улиц (Приложение 2) и было предложено раскрасить группы улиц в цвета (по звучанию) в зависимости от своих ассоциаций и предпочтений. По этим данным мы смогли раскрасить улицы нашего города на карте (Приложение 3).
Результаты анкетирования показали, что 46 % от общего количества опрошенных не знают историю названий улиц. Знакомясь с перечнем городских улиц, 23% респондентов не знали названий более половины улиц города. 21% анкетируемых хотели бы переименовать их. Многие респонденты предпочли бы более романтические и презентабельные названия, например, ул. Азаренко , ул. Учебная, ул. Мирного, ул. Аграрная и т.д.
Итак, результаты анкетирования показали, что окраска зданий влияет на большинство участников опроса. Абсолютное большинство респондентов не устраивает серая однотонная окраска зданий, которую они встречают по дороге куда-либо. Большую часть опрошенных жителей города угнетает цветовая гамма улиц, что влияет на их работоспособность. При этом то небольшое количество цвета, которое присутствует на фасадах магазинов, рекламных щитов, радует жителей и улучшает настроение. Многие считают, что больше цвета должно быть на детских площадках, которых в городе недостаточно.
ГЛАВА 3. «ГОРОД БУДУЩЕГО»
Работая над этой темой, мы просматривали варианты окраски зданий в других городах, а также некоторые современные технологии окраски зданий.
Итак, город будущего представляется потрясающе увлекательным - дома, которые в зависимости от сезона меняют цвет, а после дождя выглядят как новенькие. Однако, пока не настал ещё этот момент, нам было интересно проработать некоторые из вариантов окраски зданий.
Каждая улица города своим названием несёт определённые цветовые ассоциации. Чтобы сделать свой город ярче и привлекательнее, мы решили раскрасить его, пока только виртуально. Разделив урбанонимы на группы и раскрасив каждую группу в определённый цвет, перенесли на карту и получили цветовую гамму города. Такое распределение цвета даёт нам возможность для дальнейшего творчества по окраске нашего города будущего.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе затронута актуальная в настоящее время проблема воздействия характеристик окружающей среды (цвета и звука) на здоровье человека. Также рассмотрены вопросы, которые волнуют многих из нас: недостаточное количество цвета на улицах города и его воздействие на работоспособность и психику жителей. В результате проведенных в данной работе исследований мы сделали следующие выводы:
· Цвет влияет на работоспособность и настроение жителей города.
· В цветовом ландшафте города преобладают оттенки серого цвета.
· При подборе окраски зданий нужно учитывать положительное и отрицательное влияние цвета на здоровье человека.
· Разнообразная окраска фасадов зданий будет способствовать снижению агрессивности и повышенной психологической неустойчивости горожан.
· Грамотная окраска зданий может стимулировать жителей города на плодотворный труд и положительный настрой.
· В последнее время в нашем городе начали уделять внимание окраске фасадов зданий. Однако внешний вид домов обновляется только в центре города и на наиболее проходимых улицах города.
· Крайне важно разнообразить окраску оборудования детских площадок, так как яркие и приятные для глаза цвета оказывают положительное влияние на настроение горожан.
Таким образом, проведенные в данной работе исследования подтверждают нашу гипотезу о том, что цвет и слово оказывают влияние на настроение и здоровье людей и являются одним из важнейших факторов улучшения окружающей среды. И мы в силах изменить данную обстановку в своём городе. Учащиеся, которые проводили эксперименты, заинтересованы в дальнейшем предложить начальнику ЖКХ использовать данные этой работы при окраске зданий города.
Наша исследовательская работа может быть использована на уроках географии – при изучении тем «Географические названия Беларуси», «Экология своей местности», а также на уроках биологии. Кроме того, она может быть полезна для человека, который делает ремонт в своей квартире и желает правильно выбрать цветовую гамму для своей комнаты.