Секция «Физическая культура и здоровье.
Секция «Физическая культура и здоровье.
Предметы эстетического цикла»
«КРАСКИ НАШЕГО ГОРОДА»
Авторы работы:
Бальцевич Яна,
Волошко Диана,
Доржинкевич Яна,
Енза Виктория,
Учащиеся 11 «Б» класса
государственного учреждения образования
«Средняя школа №8 г. Лиды»
Руководитель работы:
Ковальчук Наталья Фёдоровна,
Учитель географии
Г. Лида, 2017 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.. 3
ГЛАВА 1
ФИЗИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЦВЕТА. ЦВЕТОВАЯ ГАРМОНИЯ.. 6
ВЛИЯНИЕ ЦВЕТА НА ЧЕЛОВЕКА.. 7
ГЛАВА 2
РАЗНООБРАЗИЕ ОКРАСКИ ФАСАДОВ ЗДАНИЙ В ГОРОДЕ ЛИДЕ.. 15
2.2 ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ЦВЕТОМ... 16
ЦВЕТНЫЕ» ПЕЙЗАЖИ ГОРОДА.. 18
ГЛАВА 3. «ГОРОД БУДУЩЕГО». 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 23
ПРИЛОЖЕНИЕ 25
ВВЕДЕНИЕ
По-разному входят в нашу память города: одни покоряют нас своей необычайной красотой, другие – архитектурным размахом или уникальной стариной. А есть такие, которые внешне неброски – обычные рабочие города, но в них - особый мир, своя маленькая неповторимая биография. Здесь его вчерашний, нынешний и завтрашний день.
Несмотря на то что наш город не совсем молодой, внешний вид наших улиц остался достаточно в хорошем состоянии. Но есть и такие здания, которые имеют довольно обветшалый вид, и преимущественная окраска домов имеет либо серый цвет, либо облезло-голубой или розовый. И хотя в последнее время в городе на главных улицах дома приведены в порядок, внутри микрорайонов обстановка остаётся на прежнем уровне. Наши улицы отличаются не только своим внешним обликом, но и отражают культурные представления общества. Это отражается в топонимических названиях – урбанонимах.
Как отмечают социологи, название – это слово, а слово – ассоциация. Название рождает какую-то ассоциацию, какое-то ощущение, которое может быть выражено как позитивно, так и негативно. По словам одного из философов, картина мира зависит от языка и слов, которые мы употребляем. Так и с топонимикой города. Неприятная ассоциация с названием улицы может сказываться на отношении к ней, к своему дому, и в итоге, месту обитания.Особенно если оно сопрягается с какими-то внешними факторами – мусором, неухоженностью или ветхостью дома.
Психологи утверждают, что название улицы может оказывать влияние на настроение жителей и, несомненно, характеризует городские ценности.
Актуальность и недостаточная практическая разработанность данной проблемы обусловили выбор темы исследования - «Краски нашего города».
Актуальность исследования:внешняя среда оказывает большое влияние на человека. А цвет и слово наравне с другими факторами оказывают влияние на здоровье и настроение людей.
Объекты исследования: дома и другие здания, объекты города и улицы с историческим прошлым.
Предмет исследования: влияние цвета и слова на здоровье и настроение человека.
Гипотеза исследования: предположим, что цвет и слово оказывают влияние на настроение и здоровье людей.
Целью работы является исследование влияния цветовой гаммы города на здоровье и эмоциональное состояние его жителей.
Данная цель предполагает решение следующих задач:
· Познакомиться с историей изучения влияния цвета и слова на человека.
· Изучить влияние цвета на психику и настроение человека.
· Провести анализ окраски зданий по территории города Лиды.
· Провести анкетирование определенной части населения города с целью определения влияния цвета городского ландшафта на их настроение и работоспособность, а также выяснить их отношение к названиям городских улиц.
· Спроектировать внешний вид некоторых зданий города для сравнения существующей реальной окраски зданий с возможными вариантами внешнего вида этих же объектов.
Методы исследования:
· анализ собранной информации и анкетных данных;
· социологический опрос (метод анкетного опроса);
· эксперимент;
· сравнение;
· проектирование.
В процессе данной работы предстояло изучить историю появления городских урбанонимов, составить их классификацию, а также цветовую гамму города на примере всех зданий города Лиды. Выяснить отношение жителей к цветовой гамме их города. В течение работы проводился опрос жителей, осмотр и фотографирование зданий и других объектов. После этого производилась обработка анкет и анализ сфотографированного материала.
ГЛАВА 1
Влияние цвета на человека
Красный. Возбуждающий, согревающий, активный и энергичный цвет, проникает и активизирует все функции организма. Стимулирует нервные центры, заряжает энергией мышцы и печень. Используется для лечения ветряной оспы, некоторых кожных заболеваний. На короткое время увеличивает мышечное напряжение (допинг), повышает давление и ускоряет ритм дыхания. Можно подпитываться энергией красного при медитации, простудных заболеваниях, пневмонии, астме и т. д. Противопоказан полным людям, плохо воздействует на гипертоников, нервных людей, рыжеволосых. Не рекомендуется при воспалительных процессах, т.к. он еще больше их активизирует.
Оранжевый. Тонизирующий цвет. Действует в том же направлении, что и красный, но в меньшей степени, улучшает пищеварение, способствует омолаживанию, раскрепощению, укрепляет волю, освобождает от чувства подавленности. Укрепляет легочную ткань, обладает антиспазматическим свойством, улучшает кровообращение и цвет кожи, но избыток оранжевого может вызвать перегрев организма (т. е. он более тепловой, чем красный).
Желтый. Тонизирующий цвет. Физиологически оптимальный. Наименее утомляющий, стимулирует зрение и нервную деятельность, активизирует двигательные центры, вызывает радостное настроение, генерирует энергию мышц, используется для лечения диабета, при нарушении пищеварения, для исправления косоглазия, косорукости. В лечебной практике медитации желтый стимулирует интеллектуальные способности, восполняет минеральный недостаток, снижает кислотность в организме.
Зеленый. Физиологически оптимален. Уменьшает кровяное давление, расширяет капилляры, успокаивает и облегчает мигрень, повышает мышечную работоспособность на долгое время. Воздействует противоположно красному.
«Говорят, тот, кто не любит зеленый, боится жизненных трудностей, его страшат превратности судьбы и любые перемены в жизни. А тот, кто его предпочитает, боится оказаться под чьим-то влиянием, постоянно самоутверждаясь. Люди, которым нравится зеленый цвет, отличаются сильной волей, упрямством, настойчивостью, которые позволяют им преодолевать трудности жизни. Если вам по душе светлые зеленые тона, для вас характерна мягкость и нежность, вы энергичны, умеете сотрудничать и всегда прийти на помощь ближнему, возможно, в вас скрывается целитель». [9, с. 15]
Зеленый цвет оказывает освежающее и одновременно успокаивающее действие на организм, проявляет антисептические свойства, рекомендуется при лечении нервной сердечно-сосудистой системы, астмы, бессонницы.
Голубой. Успокаивающий цвет, снижает мышечное напряжение, понижает кровяное давление, успокаивает пульс, замедляет ритм дыхания, понижает температуру тела, освежает, настраивает на терпение, снижает аппетит, успокаивает боль, обладает жаропонижающим антисептическим действием, помогает при бессоннице, нервных расстройствах.
Синий. Успокаивающее действие переходит в угнетающее, способствует торможению функций физиологических систем человека, обладает антисептическими и бактерицидными свойствами, содействует росту, лечит отеки, ожоги, облысение, ревматизм, головную боль, воспаление глаз. Рекомендуется в терапии для эмоциональных и нервных людей. Длительное воздействие синего может вогнать в депрессию.
Фиолетовый. Соединяет эффект красного и синего. Производит угнетающее воздействие на нервную систему.
Психологический аспект восприятия цвета неразрывно связан с социально-культурным и эстетическим. Всякий отдельно взятый цвет или сочетание цветов может восприниматься человеком различно в зависимости от культурно-исторического контекста, от пространственного расположения цветового пятна, его формы и фактуры, от настроенности и культурного уровня зрителей и многих других факторов. Поэтому попытки составления «реестров» жестких соответствий между цветом и эмоциональным состоянием нельзя признать плодотворными.
Значение данной проблемы для художников прикладных специальностей достаточно ясно. Ведь любое произведение прикладного искусства или дизайна- стены зданий, декоративные ткани, предметы убранства, одежда, машины и орудия труда - создает цветовую среду, так или иначе формирующую душевное состояние человека, влияющую на строй его мыслей и уровень работоспособности.
Из всего комплекса вопросов, составляющих сложную проблему психологического воздействия цвета, для дизайнеров особенно актуальны вопросы физиологических реакций человека на цвет и цветовые ассоциации. Все спектральные цвета тем или иным образом влияют на функциональные системы человека.
Красный - согревающий, возбуждающий, активный, энергичный, проникающий, тепловой, активизирует все функции организма.
Оранжевый - тонизирующий; действует в том же направлении, что и красный, но слабее.
Желтый - тонизирующий, физиологически оптимальный, наименее утомляющий.
Зеленый- физиологически оптимальный.
Голубой - успокаивающий.
Синий - успокаивающее действие переходит в угнетающее.
Фиолетовый - соединяет эффект красного и синего цветов; производит угнетающее действие.
Изучая этот список, можно заметить в нем интересную особенность - периодичность. Возбуждающее действие цвета как будто находится в периодической зависимости от длины волны. Функция возбуждающего действия может быть изображена в виде синусоиды. Длины волн излучения удобнее откладывать на горизонтальной оси в порядке убывания.
Первый по счету цвет, красный, - самый возбуждающий. Но максимальной степени этого качества он достигает не в самом начале видимой области спектра, а несколько отступив от начала, т. е. там, где этот цвет приобретает максимальную для своего цветового тона яркость. Оранжевый и желтый - тонизирующие цвета, т. е. возбуждающее действие их умеренно, уменьшено количественно. Зеленый - физиологически нейтральный цвет, поскольку он является цветом биологической среды, из которой вышел человек. В голубом цвете уже явно ощущается успокаивающее действие, которое по мере перехода голубого к синему и фиолетовому возрастает. И наконец, фиолетовый цвет воздействует угнетающе. Однако, подходя от красного к фиолетовому концу, спектр стремится замкнуться. Крайности сходятся. В фиолетовом появляется что-то от красного, т. е. что-то возбуждающее. Пурпурным цветом, объединяющим в себе свойства красного и фиолетового, круг замыкается. Впервые эту закономерность заметил Ш. Ферри, о чем упомянул М. Дерибере в книге «Цвет в деятельности человека».
Деятельность органа зрения может возбуждать и другие органы чувств: осязание, слух, вкус, обоняние. Цветовые ощущения могут также вызывать воспоминания и связанные с ними эмоции, образы, психические состояния. Всё это называют цветовыми ассоциациями.
Цветовые ассоциации можно подразделить на несколько больших групп: физические, физиологические, этические, эмоциональные, географические и др. В пределах каждой группы содержатся более мелкие подразделения.
Почти любое прилагательное нашей речи соответствует какому-нибудь цвету. Это свидетельствует о чрезвычайной широте и универсальности цветовых ассоциаций, об исключительно важном месте, которое они занимают в жизни человека независимо от того, осознает он это или нет.
Путь образования цветовых ассоциаций подобен процессу образования условных рефлексов. Ощущения и эмоции, вызываемые каким-либо цветом, аналогичны ощущениям, связанным с предметом или явлением, постоянно окрашенным в данный цвет. Почти каждый человек, по-видимому, может привести немало примеров из своего личного опыта, подтверждающих эту закономерность.
Очевидно, различные цвета обладают неодинаковой способностью вызывать психические реакции.
При проектировании окраски любой вещи, предназначенной для человека, и в особенности для его индивидуального пользования, необходимо учитывать цветовые предпочтения. Полную картину цветовых предпочтений можно получить только на основании изучения истории искусства данного народа.
Но человек - существо не только социальное, его деятельность обусловлена также факторами физиологического порядка, а его психические реакции - состоянием нервной системы. Поэтому цветовые предпочтения в известной мере зависят от физиологических свойств организма. Исследуя психофизиологические реакции человека на цвет, можно выявить некоторые общие закономерности цветовых предпочтений.
Управление психикой с помощью цвета:
В медицине цвет используется для лечения здоровья человека. Основные компоненты:
ü Синий – вызывает депрессию, уменьшается частота биения сердца и т.д.
ü Зеленый – нейтральный, на работу сердца не оказывает влияние.
ü Красный – вызывает возбуждения, повышение температуры.
Последствия влияния цвета:
ü Красный – активизирует деятельность.
ü Оранжевый – настраивает на легкий лад.
ü Желтый – веселый, оптимизм.
ü Зеленый – не влияет на психику.
ü Голубой – успокаивает, снимает напряженность.
ü Синий – снимает напряжение глаз и частоту биения сердца.
ü Фиолетовый – чувство тревоги, неудовлетворенности.
ü Серый – вызывает чувство аккуратности.
ü Черный – позволяет уменьшить число ошибок.
ü Белый – смесь всех цветов, никак не влияет.
жёлтый | ||||||||
жёлто-оранжевый | жёлто-зелёный | |||||||
оранжевый | зелёный | |||||||
красный | Сине-зелёный | |||||||
Красно - лиловый | пурпурный | фиолетовый | Синий | Turguaise |
Таблица 2. Влияние цвета на психику человека
Чем выше вверх, тем более веселое ощущение.
Чем больше влево, тем больше возбуждение и тем теплее цвет.
Чем больше вправо, тем больше депрессия и тем холоднее цвет.
Итак, психология влияние цвета или цветов на человека очевидна и реальна.
Выбор предпочтительного (любимого) цвета человеком определяется его характером и зависит также от социального фактора. На основании социологических исследований учёными был получен следующий ряд цветов по мере уменьшения предпочтительности: голубой - фиолетовый - белый - розовый - пурпурный - красный - зеленый - желтый - оранжевый - коричневый – черный [15, с. 38].
Немецкий романтик А. В. Шлегель (1767-1845) также ощущал «окраску» звуков: «А - соответствует светлому, ясному, красному и означает молодость, дружбу и сияние. И - отвечает небесно-голубому, символизируя любовь и искренность. О - пурпурное, Ю - фиолетовое, У – ультрамарин». [2, с. 40]
Чрезвычайно богата цветозвуковыми образами поэзия А. Блока, А. Белого, С. Есенина, К. Бальмонта, В. Хлебникова. Многие музыканты и композиторы обладают «цветным слухом». Замечательный русский композитор А. Н. Скрябин в своей музыкальной поэме «Прометей» написал «партию света» (т.е. световое сопровождение музыки). Н. А. Римский-Корсаков говорил, что «диезные строи в нем вызывают представления цветов, а бемольные... рисуют настроения или же большую или меньшую степень тепла...».
Среди живописцев, остро чувствовавших цветомузыкальные соответствия, можно назвать Д. Уистлера, М. Чюрлениса, А. Лентулова, В. Кандинского. В книге «О духовном в искусстве» В. Кандинский подробно описывает свои цветомузыкальные синестезии. Вот некоторые из них: «Светло-тепло-красное... напоминает звук фанфар, причем труба как бы призвучит - упрямый, навязчивый, сильный тон... Киноварь звучит подобно трубе и может быть поставлена в параллель с сильными барабанными ударами... Звучание (оранжевой)... подобно однотонно звучащему среднему колоколу, сильному альту как человеческому, так и струнному... Фиолетовое... звучит несколько болезненно, как нечто погашенное и печальное... Оно подобно звуку английского рожка, свирели и в глубине вообще глубоким тонам деревянных инструментов, как фагот». [2, с. 42]
Природу синестезии исследовали многие ученые. Одни предполагали, что в основе ее может лежать взаимное индуцирование возбуждений между слуховыми, зрительными или обонятельными волокнами в мозгу, в местах их близкого расположения. Другие видели в ней обычную «ассоциацию идей». Третьи считают синестезию признаком атавизма, проявлением первобытного синкретизма ощущений (М. Нордау).
ГЛАВА 2
Эксперименты с цветом
Изучая влияние цвета на психику человека, ученые из университета Висконсина (США) предложили американским домохозяйкам попробовать кофе из четырех чашек, стоящих возле коробок коричневого, голубого, красного и желтого цвета.
В итоге 75% опрошенных сказали, что кофе, стоящий близ коричневой коробки, слишком крепок, около 85% назвали кофе из красной коробки самым ароматным и вкусным. Почти все отметили, что кофе, стоящий рядом с голубой коробкой, мягкий, а рядом с желтой - слабый.
Кофе во всех чашках был одинаковый, но дегустаторам сообщили об этом уже после эксперимента.
Работая над этой темой, мы также решили провести такой эксперимент. Учащимся в составе 10 человек и учителям было предложено попробовать кофе из 4 разных чашек, находящихся рядом с упаковками разного цвета, в которых находился кофе. В присутствии учащихся в чашки из каждой упаковки был насыпан кофе. После чего учащимся и учителям было предложено продегустировать кофе из этих чашек. В результате были высказаны следующие мнения о вкусе кофе в каждой из чашек: красная чашка - горький, крепкий (55% опрошенных); желтая чашка - слабый, мягкий (60% опрошенных); синяя чашка - мягкий, слабый, ароматный, сладкий (70% опрошенных); коричневая чашка - самый крепкий, терпкий (50 % опрошенных).
Цветные» пейзажи города
Каждая улица города вызывает определённое зрительное ощущение в соответствии со спектральным составом отражаемого или испускаемого излучения. Одни радуют глаз, заставляют энергично действовать, другие раздражают, вызывают чувство усталости и беспокойства, третьи успокаивают.
Такое восприятие сильно зависит от цвета. Цвета, в который окрашены наши здания на улицах города. Японские ученые подсчитали, что для нормальной жизни человека в городе улицы должны быть раскрашены не менее чем в 20 цветов и оттенков. Каждая улица как маленькая радуга. Особое значение цвету как резерву лечения придавал русский ученый и врач В. М. Бехтерев. Он мечтал о постройке больницы, где бы цвет служил лекарством от нервных болезней. Но большинство из нас все-таки остаются в глубоком неведении относительно того, какую пользу может принести сознательное использование цвета. А ведь цветом нужно пользоваться очень бережно и умело, так как он воздействует на нас через органы чувств и психологические центры. Цвет влияет на физиологию человека, может возбуждать, отчего сердце будет биться чаще, может способствовать выделению пищеварительных соков, улучшать настроение и т. д. Все это необходимо знать и умело использовать для оформления пространства, в котором мы живем, чтобы оно было более гармоничным, более комфортным.
Нами было проведено анкетирование горожан и учащихся школы на знание топонимических названий улиц города (Приложение 1). Каждому респонденту предлагался список с названиями городских улиц (Приложение 2) и было предложено раскрасить группы улиц в цвета (по звучанию) в зависимости от своих ассоциаций и предпочтений. По этим данным мы смогли раскрасить улицы нашего города на карте (Приложение 3).
Результаты анкетирования показали, что 46 % от общего количества опрошенных не знают историю названий улиц. Знакомясь с перечнем городских улиц, 23% респондентов не знали названий более половины улиц города. 21% анкетируемых хотели бы переименовать их. Многие респонденты предпочли бы более романтические и презентабельные названия, например, ул. Азаренко , ул. Учебная, ул. Мирного, ул. Аграрная и т.д.
Итак, результаты анкетирования показали, что окраска зданий влияет на большинство участников опроса. Абсолютное большинство респондентов не устраивает серая однотонная окраска зданий, которую они встречают по дороге куда-либо. Большую часть опрошенных жителей города угнетает цветовая гамма улиц, что влияет на их работоспособность. При этом то небольшое количество цвета, которое присутствует на фасадах магазинов, рекламных щитов, радует жителей и улучшает настроение. Многие считают, что больше цвета должно быть на детских площадках, которых в городе недостаточно.
ГЛАВА 3. «ГОРОД БУДУЩЕГО»
Работая над этой темой, мы просматривали варианты окраски зданий в других городах, а также некоторые современные технологии окраски зданий.
Итак, город будущего представляется потрясающе увлекательным - дома, которые в зависимости от сезона меняют цвет, а после дождя выглядят как новенькие. Однако, пока не настал ещё этот момент, нам было интересно проработать некоторые из вариантов окраски зданий.
Каждая улица города своим названием несёт определённые цветовые ассоциации. Чтобы сделать свой город ярче и привлекательнее, мы решили раскрасить его, пока только виртуально. Разделив урбанонимы на группы и раскрасив каждую группу в определённый цвет, перенесли на карту и получили цветовую гамму города. Такое распределение цвета даёт нам возможность для дальнейшего творчества по окраске нашего города будущего.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе затронута актуальная в настоящее время проблема воздействия характеристик окружающей среды (цвета и звука) на здоровье человека. Также рассмотрены вопросы, которые волнуют многих из нас: недостаточное количество цвета на улицах города и его воздействие на работоспособность и психику жителей. В результате проведенных в данной работе исследований мы сделали следующие выводы:
· Цвет влияет на работоспособность и настроение жителей города.
· В цветовом ландшафте города преобладают оттенки серого цвета.
· При подборе окраски зданий нужно учитывать положительное и отрицательное влияние цвета на здоровье человека.
· Разнообразная окраска фасадов зданий будет способствовать снижению агрессивности и повышенной психологической неустойчивости горожан.
· Грамотная окраска зданий может стимулировать жителей города на плодотворный труд и положительный настрой.
· В последнее время в нашем городе начали уделять внимание окраске фасадов зданий. Однако внешний вид домов обновляется только в центре города и на наиболее проходимых улицах города.
· Крайне важно разнообразить окраску оборудования детских площадок, так как яркие и приятные для глаза цвета оказывают положительное влияние на настроение горожан.
Таким образом, проведенные в данной работе исследования подтверждают нашу гипотезу о том, что цвет и слово оказывают влияние на настроение и здоровье людей и являются одним из важнейших факторов улучшения окружающей среды. И мы в силах изменить данную обстановку в своём городе. Учащиеся, которые проводили эксперименты, заинтересованы в дальнейшем предложить начальнику ЖКХ использовать данные этой работы при окраске зданий города.
Наша исследовательская работа может быть использована на уроках географии – при изучении тем «Географические названия Беларуси», «Экология своей местности», а также на уроках биологии. Кроме того, она может быть полезна для человека, который делает ремонт в своей квартире и желает правильно выбрать цветовую гамму для своей комнаты.
Приложение 1
Анкета
Приложение 2
№ п/п | Группа | Название улицы | Цвет |
Увековечивание памяти писателей, учёных, художников | ул.Айвазовского ул.Докучаева ул.Коперника ул.Ломоносова ул.Мичурина ул.Павлова ул.Горького ул.Крылова ул.Мицкевича ул.Островского ул.Тавлая ул.Толстого ул.Фурманова ул.Чайковского | красный | |
Коммунистические деятели и революционеры | ул.Дзержинского ул. Жукова ул.Кирова ул.Крупская ул.Куйбышева ул.Ленинская ул.Розы Люксембург ул.Карла Маркса ул.Машерова ул.Мясникова ул.Притыцкого ул.Свердлова ул.Чернышевского ул.Энгельса | зелёный | |
Полководцы и военачальники | ул.Багратиона ул.Говорова ул.Невского ул.Б.Хмельницкого ул.Тухачевского ул.Черняховского ул.Чапаева | Фиолетовый | |
Партизаны и подпольщики, повстанцы, передовики производства | ул.Ангелиной ул.Булата ул.Игнатова ул.Качана ул.Климко ул.Калиновского ул.Канаховича ул.Фомичёва ул.Рыбиновского ул.Стаханова | синий | |
Герои | ул.Гастелло ул.Герасимова ул.Жабинского ул.Сергея Лазо ул.Окрестина ул.Щорса ул.Труханова ул.Чайкиной ул.Морозова ул.Гагарина ул.Шевченко ул.Болгарина ул.Ситнекова ул.Григорьева ул.Марата Казея | Оранжевый |
Приложение 3
Секция «Физическая культура и здоровье.