Методы изучения эволюции. Доказательства эволюции
1.Установите соответствие между примерами и видами доказательств эволюции — (1) гомологичные органы либо (2) аналогичные органы:
А) усы таракана и рыбы сома
Б) чешуя ящерицы и перо птицы
В) глаза осьминога и собаки
Г) зубы акулы и кошки
Д) нос обезьяны и хобот слона
Е) когти кошки и ногти обезьяны
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д | Е |
Пояснение.
Гомологичные органы имеют общее происхождение, но выполняют разные функции, аналогичные органы — имеют разное происхождение, но одну функцию.
Ответ:212211
2.Установите соответствие между уровнями организации жизни — популяционно-видовой (1) и биоценотический (2) — и явлениями, происходящими на этих уровнях.
A) внутривидовая борьба за существование
Б) межвидовая борьба за существование
B) хищничество
Г) миграции в поисках пищи
Д) забота о потомстве
Е) поток энергии
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д | Е |
Пояснение.
Биоценоз характеризуется круговоротом веществ и энергии, между видами в нем идет борьба за существование, хищничество и другие виды взаимоотношений. Остальные признаки популяционно-видового уровня.
Ответ:122112
3.Установите соответствие между уровнями организации живого (биоценотический (1) или биосферный (2)) и их характеристиками и явлениями, происходящими на этих уровнях.
A) процессы охватывают всю планету
Б) симбиоз
B) межвидовая борьба за существование
Г) передача энергии от продуцентов консументам
Д) испарение воды
Е) сукцессия (смена природных сообществ)
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д | Е |
Пояснение.
Биосфера — биологическая оболочка Земли, совокупность всего живого. Происходящие в ней процессы охватывают всю планету (А), в ней происходит передача энергии от продуцентов консументам (Г), в биосфере происходит круговорот веществ и химических элементов, а также превращение солнечной энергии (Д).
Биоценотический уровень жизни, представляет собой сообщество особей разных видов на определенной территории, связанных различными внутривидовыми и межвидовыми взаимоотношениями, а также факторами неживой природы. На этом уровне проявляются экологические закономерности и эволюционные процессы. На этом уровне изучаются типы питания, типы взаимоотношений организмов и популяций в экосистеме, численность популяций, динамика численности популяций, плотность популяций, продуктивность экосистем, сукцессии (Б, В, Е). Этот уровень изучает экология.
Ответ:211221
4.Установите соответствие между примером и типом доказательств эволюции животного мира, который он иллюстрирует.
ПРИМЕР | ТИП ДОКАЗАТЕЛЬСТВ | |
A) филогенетический ряд лошади Б) наличие копчика в скелете человека B) перо птицы и чешуя ящерицы Г) отпечатки археоптерикса Д) многососковость у человека | 1) сравнительно-анатомические 2) палеонтологические |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д |
Пояснение.
1) сравнительно-анатомические доказательства: наличие копчика в скелете человека (рудимент), перо птицы и чешуя ящерицы (гомологичные органы), многососковость у человека (атавизм)
2) палеонтологические доказательства: филогенетический ряд лошади, отпечатки археоптерикса
Ответ:21121
5.Установите соответствие между примером и типом доказательств эволюции, к которому этот пример относят.
ПРИМЕР | ТИП ДОКАЗАТЕЛЬСТВ | |
A) переходные формы Б) гомологичные органы B) рудименты Г) единый план строения органов Д) окаменелости Е) атавизмы | 1) палеонтологические 2) сравнительно-анатомические |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д | Е |
Пояснение.
1) палеонтологические доказательства: переходные формы, окаменелости.
2) сравнительно-анатомические доказательства: гомологичные органы, рудименты, единый план строения органов, атавизмы
Ответ:122212
6.Установите соответствие между работой учёного и его именем.
НАУЧНАЯ РАБОТА | УЧЁНЫЙ | |
А) разработал метод ментора в селекции Б) инициатор создания крупнейшей коллекции семян культурных растений В) сформулировал закон гомологических рядов наследственной изменчивости Г) открыл центры происхождения культурных растений Д) разработал метод получения полипло- идных гибридов | 1) И. В. Мичурин 2) Н. И. Вавилов 3) Г. Д. Карпеченко |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д |
Пояснение.
Метод ментора — способ направленного развития («воспитания») молодых гибридных растений при их прививке на другой сорт, разработал И. В. Мичурин. Вавилов создал закон гомологических рядов, открыл центры происхождения культурных растений, и начал создавать коллекцию семян. Карпеченко занимался отдаленной гибридизацией и разработал метод преодоления бесплодия у гибридов путем получения полиплоидных гибридов.
Ответ:12223
7.Установите соответствие между примером и морфофизиологической особенностью, которой соответствует данный пример.
ПРИМЕР | ОСОБЕННОСТЬ | |
А) предплечье лягушки и курицы Б) ноги мыши и крылья летучей мыши В) крылья воробья и крылья саранчи Г) плавник кита и плавник рака Д) роющие конечности крота и медведки Е) волосы человека и шерсть собаки | 1) гомологичные органы 2) аналогичные органы |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д |
Пояснение.
1) гомологичные органы: предплечье лягушки и курицы; ноги мыши и крылья летучей мыши; волосы человека и шерсть собаки
2) аналогичные органы: крылья воробья и крылья саранчи; плавник кита и плавник рака; роющие конечности крота и медведки
Примечание.
ГОМОЛОГИЧНЫЕ ОРГАНЫ — органы, имеющие принципиально общее строение независимо от сходства выполняемых ими функций. Сходство в строении, или гомология, возможно только при наличии более или менее отдалённого общего предка.
АНАЛОГИЧНЫЕ ОРГАНЫ — сходны у организмов разных систематических групп по выполняемой функции, но имеют различное происхождение и неодинаковое внутреннее строение
Ответ:112221
8.Установите соответствие между событием и уровнем организации жизни, на котором оно происходит.
СОБЫТИЕ | УРОВЕНЬ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ | |
А) мутационный процесс Б) сукцессия В) внутривидовая борьба за существование Г) образование пищевых цепей Д) свободное скрещивание особей Е) круговорот веществ | 1) популяционный уровень 2) биогеоценотический уровень |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д | Е |
Пояснение.
Популяционный уровень: мутационный процесс, внутривидовая борьба за существование, свободное скрещивание особей
Биогеоценотический уровень: сукцессия, образование пищевых цепей, круговорот веществ
Ответ: 121212.
9.Установите соответствие между примерами объектов и методами изучения эволюции, в которых используются эти примеры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ ОБЪЕКТОВ | МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭВОЛЮЦИИ | |
А) колючки кактуса и колючки барбариса Б) останки зверозубых ящеров В) филогенетический ряд лошади Г) многососковость у человека Д) аппендикс у человека | 1) палеонтологический 2) сравнительно-анатомический |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д |
Пояснение.
МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭВОЛЮЦИИ — это доказательства эволюции живой природы:
1) палеонтологический метод: Б) останки зверозубых ящеров; В) филогенетический ряд лошади
2) сравнительно-анатомический метод: А) колючки кактуса и колючки барбариса; Г) многососковость у человека; Д) аппендикс у человека
Примечание.
Палеонтология — наука, изучающая остатки вымерших организмов, выявляющая их сходства и различия с современными организмами. Благодаря палеонтологическим данным удалось установить переходные формы и филогенетические ряды.
Филогенетические ряды — последовательные ряды ископаемых форм организмов, эволюция которых совершалась в указанных направлениях. Такие ряды видов, последовательно сменяющих друг друга организмов, свидетельствуют о существовании эволюционного процесса.
Ответ: 21122
10.Установите соответствие между признаком большого прудовика и критерием вида, для которого он характерен: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАК БОЛЬШОГО ПРУДОВИКА | КРИТЕРИЙ ВИДА | |
А) органы чувств — одна пара щупалец Б) коричневый цвет раковины В) населяет пресные водоемы Г) питается мягкими тканями растений Д) раковина спирально закрученная | 1) морфологический 2) экологический |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д |
Пояснение.
Критерии вида — это признаки, по которым сравнивают 2 организма, чтобы определить, относятся они к одному виду или к разным.
Морфологический — внутреннее и внешнее строение.
Физиолого-биохимический — как работают органы и клетки.
Поведенческий — поведение, особенно в момент размножения.
Экологический — совокупность факторов внешней среды, необходимых для жизни вида (температура, влажность, пища, конкуренты и т. п. )
Географический — ареал (область распространения), т. е. территория, на которой живет данный вид.
Генетико-репродуктивный — одинаковое количество и строение хромосом, что позволяет организмам давать плодовитое потомство.
Морфологический: органы чувств — одна пара щупалец, коричневый цвет раковины, раковина спирально закрученная
Экологический: населяет пресные водоемы, питается мягкими тканями растений
Ответ: 11221
11.Установите соответствие между результатами действия естественного отбора и его формами. Для этого к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
РЕЗУЛЬТАТ | ФОРМА | |
А) Развитие устойчивости к антибиотикам у бактерий. Б) Существование быстро и медленно растущих хищных рыб в одном озере. В) Сходное строение органов зрения у хордовых животных. Г) Возникновение ласт у водоплавающих млекопитающих. Д) Отбор новорожденных млекопитающих со средним весом. Е) Сохранение фенотипов с крайними отклонениями внутри одной популяции. | 1) стабилизирующий 2) движущий 3) дизруптивный (разрывающий) |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д |
Пояснение.
Стабилизирующий отбор - отбираются особи со средним значением признака, любые отклонения отсеиваются В Д
Движущий отбор - постоянно изменяется норма реакции: А Г
Разрывающий отбор - средний показатель "убирается", сохраняются крайние формы в норме реакции: Б Е
Ответ: 231213
12.Установите соответствие между характеристиками и путями достижения биологического прогресса: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ | ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ БИОЛОГИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА | |
А) частные приспособления к условиям жизни Б) возникновение классов животных B) образование родов внутри семейств Г) повышение уровня организации организмов Д) возникновение отделов растений . | 1) ароморфоз 2) идиоадаптация |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д |
Пояснение.
Ароморфоз — направление эволюции, характеризующееся приобретением новых признаков, которое сопровождается повышением уровня организации.
Идиоадаптация — направление эволюции, заключающееся в приобретении новых признаков при сохранении уровня организации предковых форм.
Ответ: 21211
Микроэволюция
1.Установите соответствие между признаками большого прудовика и критериями вида, для которых они характерны — (1) морфологический либо (2) экологический:
А) органы чувств — одна пара щупалец
Б) коричневый цвет раковины
В) населяет пресные водоемы
Г) питается мягкими тканями растений
Д) раковина спирально закрученная
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д |
Пояснение.
Морфологический критерий описывает строение организма.
Ответ:11221
2.Установите соответствие между признаками голого слизня и критериями вида, для которых они характерны — (1) морфологический либо (2) экологический:
А) обитает в садах и огородах
Б) раковина отсутствует
В) тело мягкое мускулистое
Г) питается мягкими тканями наземных растений
Д) органы чувств — две пары щупалец
Е) ведет наземный образ жизни
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д | Е |
Пояснение.
Морфологический критерий описывает строение организма.
Ответ:211212
3.Установите соответствие между особенностями биологической системы и системой, для которой эти особенности характерны.
ОСОБЕННОСТИ | БИОСИСТЕМА | |
А) элементарная единица эволюции в соответствии с СТЭ Б) представители могут никогда не встречаться в силу изоляции В) вероятность скрещивания между членами группы максимально вероятна Г) распадается на более мелкие, обособленные группы Д) ареал распространения может захватывать несколько континентов | 1) популяция 2) вид |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д |
Пояснение.
Популяция — группа особей, способная к более-менее устойчивому самовоспроизводству (как половому, так и бесполому), относительно обособленная (обычно географически) от других групп, с представителями которых (при половой репродукции) потенциально возможен генетический обмен. С точки зрения популяционной генетики, популяция — это группа особей, в пределах которой вероятность скрещивания во много раз превосходит вероятность скрещивания с представителями других подобных групп. Обычно говорят о популяциях как о группах в составе вида или подвида.
В современных эволюционных теориях (например, в СТЭ — Синтетической теории эволюции) популяция считается элементарной единицей эволюционного процесса (А,В)
Вид — основная структурная единица биологической систематики живых организмов (животных, растений и микроорганизмов)— таксономическая, систематическая единица, группа особей с общими морфофизиологическими, биохимическими и поведенческими признаками, способная к взаимному скрещиванию, дающему в ряду поколений плодовитое потомство, закономерно распространённая в пределах определённого ареала и сходно изменяющаяся под влиянием факторов внешней среды (БГД)
Ответ:12122
4.Установите соответствие между животным и типом окраски покровов его тела.
ЖИВОТНОЕ | ТИП ОКРАСКИ | |
A) медоносная пчела Б) речной окунь B) божья коровка Г) колорадский жук Д) белая куропатка Е) заяц-беляк | 1) покровительственная 2) предупреждающая |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д | Е |
Пояснение.
1) покровительственная: речной окунь, белая куропатка, заяц-беляк
2) предупреждающая: медоносная пчела, божья коровка, колорадский жук
Ответ:212211
5.Установите соответствие между признаком животных и экологической группой, которую он характеризует.
ПРИЗНАК ЖИВОТНЫХ | ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ГРУППА | |
A) высокая плодовитость Б) развитие органов чувств B) развитие со сменой хозяина Г) наличие специальных органов прикрепления (крючков, присосок) | 1) свободноживущие 2) паразиты |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г |
Пояснение.
1) свободноживущие: развитие органов чувств
2) паразиты: высокая плодовитость, развитие со сменой хозяина, наличие специальных органов прикрепления (крючков, присосок)
Ответ:2122
6.Установите соответствие между характеристикой естественного отбора и его формой.
ХАРАКТЕРИСТИКА | ФОРМА ОТБОРА | |
А) сохраняет среднее значение признака Б) способствует приспособлению к изменившимся условиям среды В) сохраняет особи с признаком, отклоняющимся от его среднего значения Г) способствует увеличению многообразия организмов Д) способствует сохранению видовых признаков | 1) движущая 2) стабилизирующая |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д |
Пояснение.
Движущий отбор — форма естественного отбора, которая действует при направленном изменении условий внешней среды. В этом случае особи с признаками, которые отклоняются в определённую сторону от среднего значения, получают преимущества.
Стабилизирующий отбор — форма естественного отбора, при которой его действие направлено против особей, имеющих крайние отклонения от средней нормы, в пользу особей со средней выраженностью признака.
Ответ:21112
7.Установите соответствие между примером действия естественного отбора и его формой.
ПРИМЕР ОТБОРА | ФОРМА ОТБОРА | |
А) Появляются бактерии, устойчивые к антибиотикам. Б) Сокращается число растений клёна с короткими и очень длинными крыльями у плодов. В) На фоне закопчённых деревьев увеличивается количество тёмных бабочек. Г) С похолоданием климата постепенно возникают животные с густым шёрстным покровом. Д) Строение глаза приматов не изменяется тысячи лет. | 1) движущий отбор 2) стабилизирующий отбор |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д |
Пояснение.
Стабилизирующий отбор убирает признаки отклоняющиеся от нормы, как сокращает число растений с короткими и очень длинными крыльями у плодов. В постоянных условиях среды оставляет постоянное значение признака, как строение глаза у приматов. Движущий отбор действует в изменяющихся условиях среды и оставляет краевые значения признаков, что указано под А В и Г.
Ответ:12112
8.Установите соответствие между характеристикой животного и критерием вида, к которому её относят.
ХАРАКТЕРИСТИКА | КРИТЕРИЙ ВИДА | |
А) обитание в постройках человека Б) окраска покровов тела В) расселение по берегам рек Г) питание разнообразной пищей Д)наличие конечностей копательного типа Е) развитие слепой кишки | 1) экологический 2) морфологический |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д | Е |
Пояснение.
Критерии вида — это признаки, по которым сравнивают 2 организма, чтобы определить, относятся они к одному виду или к разным.
Морфологический — внутреннее и внешнее строение.
Физиолого-биохимический — как работают органы и клетки.
Поведенческий — поведение, особенно в момент размножения.
Экологический — совокупность факторов внешней среды, необходимых для жизни вида (температура, влажность, пища, конкуренты и т. п. )
Географический — ареал (область распространения), т. е. территория, на которой живет данный вид.
Генетико-репродуктивный — одинаковое количество и строение хромосом, что позволяет организмам давать плодовитое потомство.
Ответ:121122
9.Установите соответствие между примерами форм естественного отбора и формой отбора.
ПРИМЕР | ФОРМА ОТБОРА | |
А) появление роющих конечностей у крота Б) ограничение высокой плодовитости у птиц В) «индустриальный меланизм» у бабочек Г) возникновение бактерий, устойчивых к антибиотикам Д) сохранение новорождённых со средней массой тела | 1) движущая 2) стабилизирующая |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д |
Пояснение.
1) движущая: появление роющих конечностей у крота; «индустриальный меланизм» у бабочек; возникновение бактерий, устойчивых к антибиотикам
2) стабилизирующая: ограничение высокой плодовитости у птиц; сохранение новорождённых со средней массой тела
Ответ:12112
10.Установите соответствие между характеристикой естественного отбора и его формой.
ХАРАКТЕРИСТИКА ОТБОРА | ФОРМА ОТБОРА | |
А) отбирает новые признаки в изменяющихся условиях среды Б) изменяет частоту встречаемости признака В) сохраняет среднее значение признака Г) действует в относительно постоянных условиях среды Д) закрепляет новую норму реакции Е) долго сохраняет генотипы и фенотипы особей в популяции неизменными | 1) движущий отбор 2) стабилизирующий отбор |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д | Е |
Пояснение.
1) движущий отбор: отбирает новые признаки в изменяющихся условиях среды; изменяет частоту встречаемости признака; закрепляет новую норму реакции
2) стабилизирующий отбор: сохраняет среднее значение признака; действует в относительно постоянных условиях среды; долго сохраняет генотипы и фенотипы особей в популяции неизменными
Ответ:112212
11.Установите соответствие между признаком прыткой ящерицы и критерием вида, который он иллюстрирует.
ПРИЗНАК | КРИТЕРИЙ ВИДА | |
А) зимнее оцепенение Б) длина тела — 25–28 см В) тело веретеновидной формы Г) различия в окраске самцов и самок Д) обитание на опушках лесов, в оврагах и садах Е) питание насекомыми | 1) морфологический 2) экологический |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д | Е |
Пояснение.
1) морфологический:длина тела — 25–28 см; тело веретеновидной формы; различия в окраске самцов и самок
2) экологический: зимнее оцепенение; обитание на опушках лесов, в оврагах и садах; питание насекомыми
Ответ:211122
12.Установите соответствие между примером и способом видообразования, который этот пример иллюстрирует.
ПРИМЕР | СПОСОБ ВИДООБРАЗОВАНИЯ | |
А) обитание двух популяций обыкновенного окуня в прибрежной зоне и на большой глубине озера Б) обитание разных популяций чёрного дрозда в глухих лесах и вблизи жилья человека В) распад ареала ландыша майского на изолированные участки в связи с оледенением Г) образование разных видов синиц на основе пищевой специализации Д) формирование лиственницы даурской в результате расширения ареала лиственницы сибирской на восток | 1) географическое 2) экологическое |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д |
Пояснение.
1) географическое: распад ареала ландыша майского на изолированные участки в связи с оледенением; формирование лиственницы даурской в результате расширения ареала лиственницы сибирской на восток;
2) экологическое: обитание двух популяций обыкновенного окуня в прибрежной зоне и на большой
глубине озера; обитание разных популяций чёрного дрозда в глухих лесах и вблизи жилья человека; образование разных видов синиц на основе пищевой специализации
Примечание.
Географическое видообразование — образование нового вида путем географической изоляции популяции при расселении или распадении ареала.
Экологическое видообразование — образование нового вида путем освоения популяцией нового места обитания в пределах своего ареала или в результате возникновения различий в образе жизни.
Ответ:22121
13.Установите соответствие между примерами результатов естественного отбора и формами отбора, к которым эти примеры относятся.
ПРИМЕРЫ | ФОРМА ОТБОРА | |
А) появляются бактерии, устойчивые к антибиотикам Б) сокращается число растений клёна с очень короткими и очень длинными крыльями семян В) на фоне закопчённых деревьев, увеличивается количество тёмных бабочек Г) с похолоданием климата постепенно возникают животные с густым шёрстным покровом Д) строение глаза приматов не изменяется тысячи лет | 1) движущий отбор 2) стабилизирующий отбор |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д | Е |
Пояснение.
1) движущий отбор: появляются бактерии, устойчивые к антибиотикам; на фоне закопчённых деревьев, увеличивается количество тёмных бабочек; с похолоданием климата постепенно возникают животные с густым шёрстным покровом;
2) стабилизирующий отбор: сокращается число растений клёна с очень короткими и очень длинными крыльями семян; строение глаза приматов не изменяется тысячи лет
Ответ:12112
14.Установите соответствие между событием и процессом, в соответствии с законом Харди–Вайнберга.
СОБЫТИЕ | ПРОЦЕСС ЭВОЛЮЦИИ | |
А) мутационный процесс отсутствует Б) отсутствуют миграции и эмиграция В) число доминантных аллелей намного превышает число рецессивных аллелей Г) высокая гомозиготность популяций Д) отсутствует давление естественного отбора Е) идёт обмен генами с другими популяциями | 1) популяция эволюционирует 2) популяция считается «идеальной» |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д | Е |
Пояснение.
Закон Харди — Вайнберга — это закон популяционной генетики — в популяции бесконечно большого размера, в которой не действует отбор, не идет мутационный процесс, отсутствует обмен особями с другими популяциями, не происходит дрейф генов, все скрещивания случайны — частоты генотипов по какому-либо гену (в случае если в популяции есть два аллеля этого гена) будут поддерживаться постоянными из поколения в поколение и соответствовать уравнению:
p2 + 2pq + q2 = 1
Где p2 — доля гомозигот по одному из аллелей; p — частота этого аллеля; q2 — доля гомозигот по альтернативному аллелю; q — частота соответствующего аллеля; 2pq — доля гетерозигот.
Ответ: 221221.
15.Установите соответствие между признаками обыкновенной беззубки и критериями вида, для которых эти признаки характерны.
ПРИЗНАКИ | КРИТЕРИИ ВИДА | |
А) личинка развивается в воде Б) раковина образована двумя створками В) тело покрыто мантией Г) питается водными организмами Д) кровеносная система незамкнутая Е) взрослое животное обитает в пресных водоёмах | 1) морфологический 2) экологический |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д | Е |
Пояснение.
Морфологический: раковина образована двумя створками, тело покрыто мантией, кровеносная система незамкнутая
Экологический: личинка развивается в воде, питается водными организмами, взрослое животное обитает в пресных
водоёмах
Критерии вида — это признаки, по которым сравнивают 2 организма, чтобы определить, относятся они к одному виду или к разным.
Морфологический — внутреннее и внешнее строение.
Экологический — совокупность факторов внешней среды, необходимых для жизни вида (температура, влажность, пища, конкуренты и т. п. )
Ответ: 211212.
16.Установите соответствие между характеристикой вида Дельфин обыкновенный (дельфин-белобочка) и критерием вида, к которому эту характеристику относят.
ХАРАКТЕРИСТИКА | КРИТЕРИЙ ВИДА | |
А) Хищники питаются разными видами рыб. Б) Самцы на 6–10 см крупнее самок. В) Животные освоили водную среду обитания. Г) Величина тела — 160–260 сантиметров. Д) Беременность самок продолжается 10–11 месяцев. Е) Животные ведут стадный образ жизни. | 1) морфологический 2) физиологический 3) экологический |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д |
Пояснение.
Критерии вида:
1) морфологический: самцы на 6–10 см крупнее самок; величина тела — 160–260 сантиметров.
2) физиологический: беременность самок продолжается 10–11 месяцев.
3) экологический: хищники пи