Движение крови в организме человека
Сердце человека разделено сплошной перегородкой на левую и правую части. В левой части сердца содержится только ___________ (А) кровь. Сосуды, пронизывающее всё наше тело, по строению неодинаковы. ___________ (Б) — это сосуды, по которым кровь движется от сердца. У человека имеется два круга кровообращения. Камера сердца, от которой начинается большой круг кровообращения, называется ___________ (В), а заканчивается большой круг в ___________ (Г).
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1) вена | 2) артерия | 3) капилляр | 4) левый желудочек |
5) правый желудочек | 6) правое предсердие | 7) артериальная | 8) венозная |
A | Б | В | Г |
Пояснение.
Сердце человека разделено сплошной перегородкой на левую и правую части. В левой части сердца содержится только АРТЕРИАЛЬНАЯ (А) кровь. Сосуды, пронизывающее всё наше тело, по строению неодинаковы. АРТЕРИИ (Б) — это сосуды, по которым кровь движется от сердца. У человека имеется два круга кровообращения. Камера сердца, от которой начинается большой круг кровообращения, называется ЛЕВЫЙ ЖЕЛУДОЧЕК (В), а заканчивается большой круг в ПРАВОМ ПРЕДСЕРДИИ (Г).
Ответ: 7246
21.Учёные выяснили степень активности действия амилазы на крахмал в зависимости от температуры. В 4 пробирки налили по 5 мл 5% раствора крахмала. Через 10 минут в каждую пробирку капают по 0,5 мл разбавленной слюны и добавляют по 2 капли йода.
Выберите верные утверждения
1) Амилаза наиболее активна при температуре 39°С
2) Йод является реакцией на крахмал. Исчезновение окраски раствора говорит о разложении крахмала
3) Активность пищеварительных ферментов может зависеть от кислотности среды
4) Амилаза наиболее активна при температуре 100 °С
5) Активность пищеварительных ферментов может зависеть от количества воздействующих веществ
Пояснение.
Верные ответы 1 и 2.
Ответы 3 и 5 не верные, т.к. данных показателей нет в таблице.
Ответ 4 - не верный, т.к. уже при 40°С ферменты (белки) денатурируют.
22.Форма тела бабочки калимы напоминает лист. Как сформировалась подобная форма тела у бабочки?
Пояснение.
1) появление у особей разнообразных наследственных изменений;
2) сохранение естественным отбором особей с измененной формой тела;
3) размножение и распространение особей с формой тела, напоминающей лист.
Примечание.
Сначала у одной из гусениц возникла мутация, которая позволила ей приобрести частично форму листа. Такие бабочки чуть менее заметны на ветках, поэтому чуть реже, чем обычные бабочки, уничтожались птицами. Они чаще выживали и давали потомство (происходил естественный отбор), поэтому постепенно количество бабочек, имеющих форму листа, увеличивалось.
Затем у одной из частично похожей на лист бабочек произошла мутация, которая позволила ей стать еще более резной формы. Такие бабочки за счет маскировки чаще, чем остальные бабочки, выживали, и давали потомство, количество бабочек еще более похожих на лист увеличивалось.
23.Укажите какие отделы зрительного анализатора отмечены на рисунке цифрами 1 и 2, назовите их функции.
Пояснение.
1 — периферический отдел (отмечена сетчатка)
2 — проводниковый отдел (зрительный нерв)
Функции периферического отдела - преобразование светового раздражения в электрический сигнал и проведение электрического сигнала к зрительному нерву; функция проводникового отдела — проведение нервного импульса к коре больших полушарий (или, к центральному отделу; или, к зрительной зоне коры больших полушарий)
Примечание.
1 - глаз (можно отвечать глаз, т.к. рецепторы (сетчатка, находится внутри органа чувств - глаза)
24.Найдите ошибки в приведенном тексте, исправьте их и объясните свои исправления.
1) В 1883 г. И. П. Павлов сообщил об открытом им явлении фагоцитоза, которое лежит в основе клеточного иммунитета.
2) Иммунитет — это невосприимчивость организма к инфекциям и чужеродным веществам — антителам.
3) Иммунитет может быть специфическим и неспецифическим.
4) Специфический иммунитет — это реакция организма на действие неизвестных чужеродных агентов.
5) Неспецифический иммунитет обеспечивает организму защитутолько от известных организму антигенов.
Пояснение.
1) 1 — явление фагоцитоза открыл И. И. Мечников;
2) 2 — чужеродные вещества — это не антитела, а антигены;
3) 4 — специфический иммунитет вырабатывается в ответ на проникновение известного, определенного антигена;
4) 5 — неспецифический иммунитет может возникнуть в ответ на проникновение любого антигена.
25.Какую роль играет нервная система в организме человека? Укажите не менее трёх пунктов.
Пояснение.
Нервная система — совокупность образований (рецепторы, нервы, ганглии, мозг) у животных и человека;
— осуществляет восприятие действующих на организм раздражителей,
— проведение и обработку возникающего при этом возбуждения,
— формирование ответных приспособительных реакций.
Регулирует и координирует все функции организма в его постоянном взаимодействии с окружающей средой.
или,
1) Проводниковая — проводит нервные импульсы.
2) Регуляторная — регулирует деятельность всего организма.
3) Рефлекторная — обеспечивает ответную реакцию организма на воздействие внешней среды.
26.Укажите идиоадаптации крота, связанные с подземным образом жизни.
Пояснение.
1) Роющие конечности — приспособились к рытью земли
2) Глаза не имеют хрусталика и сетчатки из-за недостатка света
3) Свойства шерсти позволяют животному двигаться в узких подземных проходах в любом направлении.
Дополнительно:
Ушные раковины атрофированы
27.Синдром Дауна у человека проявляется при трисомии по 21 паре хромосом. Объясните причины появления такого хромосомного набора у человека.
Пояснение.
1. При нарушении мейоза возникает нерасхождение хромосом у женщин.
2. Формируются аномальные клетки (XX) вместо нормальных гамет.
3. При оплодотворении гамета с аномальным набором 21-й пары хромосом (XX) сливается с нормальным сперматозоидом, содержащим в ядре одну хромосому 21-й пары. В результате формируется зигота с набором хромосом по 21-й паре — XXX.
Примечание к пункту 1.
Частота рождения больных детей коррелируется с возрастом родителей. Чем старше родители, тем выше риск рождения у них ребенка с лишней хромосомой. Так, риск иметь больного ребенка у женщины после 35 лет примерно в 10 раз выше, чем у 20-летней. Появление больного ребенка не зависит от того, каким по счету он рождается. Рождение ребенка с хромосомной патологией зависит и от возраста отца. Около 20% случаев трисомии обусловлено нерасхожденнем хромосом у отца, причем частота его у мужчин существенно возрастает после 45 лет.
28.У каракульских овец доминантный ген в гетерозиготном состоянии обуславливает серую окраску меха, а в гомозиготном – летален. Рецессивная аллель этого гена обуславливает черную окраску меха. Серые овцы были покрыты серыми же баранами. В результате получили 80 ягнят (всего).
1) Сколько живых ягнят могут иметь серую окраску меха?
2) Сколько может быть получено черных ягнят?
3) Сколько будет живых гомозиготных ягнят?
4) Сколько может быть мертворожденных ягнят?
Пояснение.
АА - серый, летален
Аа - серый
аа - чёрный.
Т.к. и овцы и бараны серые, живые, то их генотип Аа
♀ Аа, образует гаметы А , а
♂ Аа, образует гаметы А , а
Действует правило расщепления Менделя. Получаем 25% АА - мертворожденных; 50% живых серых; 25 % - живых чёрных.
1) Может быть 40 живых серых ягнят (может быть меньше, или больше, т.к. слияние яйцеклеток и сперматозоидов происходит случайным образом)
2) Может быть 20 чёрных ягнят.
3) Может быть 20 живых гомозиготных (аа - они чёрные) ягнят.
4) Может быть 20 мертворожденных ягнят
Вариант № 1855439
1.Указать стадию под буквой Г на схеме цикла развития кораллового полипа.
Пояснение.
Большая часть видов коралловых полипов – раздельнополые животные. Гонады образуются в эндодерме. Размножение бесполое – почкованием, и половое – с метаморфозом, через стадию свободно плавающей личинки – планулы.
Планула, поплавав при помощи ресничек, оседает на дно и превращается в нового полипа. Этот полип путем почкования образует новую колонию.
Вместо знака вопрос пишем — ПЛАНУЛА
Примечание.
Половое размножение гидры (гидроидного полипа) происходит осенью. В период полового размножения в эктодерме развиваются половые клетки. Сперматозоиды образуются на участках тела поблизости от ротового отверстия, яйцеклетки – ближе к подошве. Гидры могут быть как раздельнополыми, так и гермафродитными.
После оплодотворения зигота покрывается плотными оболочками, образуется яйцо. Гидра погибает, а из яйца следующей весной развивается новая гидра. Развитие гидроидного полипа прямое без личинок.
2.Выберите ДВА верных ответа из пяти и запишите цифры под которыми они указаны. Принципами организации любой биологической системы является её
1) изолированность от других систем
2) открытость для веществ, энергии и информации
3) простота организации
4) невысокая упорядоченность
5) раздражимость
Пояснение.
Ответ 25
Одним из принципов организации любой биологической системы является её открытость для веществ, энергии и информации.
Раздражимость – это специфические избирательные ответные реакции организмов на изменения окружающей среды. Всякое изменение окружающих организм условий представляет собой по отношению к нему раздражение, а его ответная реакция является проявлением раздражимости. Отвечая на воздействия факторов среды, организмы взаимодействуют с ней и приспосабливаются к ней, что помогает им выжить.
Реакции многоклеточных животных на раздражители, осуществляемые и контролируемые центральной нервной системой, называются рефлексами. Организмы, не имеющие нервной системы, лишены рефлексов, и их реакции выражаются в изменении характера движения (таксисы) или роста (тропизмы).
Биологические системы – это объекты различной сложности, имеющие несколько уровней структурно-функциональной организации и представляющие собой совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов.
Примерами биологических систем являются: клетка, ткани, органы, организмы, популяции, виды, биоценозы, экосистемы разных рангов и биосфера.
Представляя собой совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, биологические системы обладают свойствами целостности (несводимость свойств системы к сумме свойств её элементов), относительной устойчивости, а также способностью к адаптации по отношению к внешней среде, развитию, самовоспроизведению и эволюции.
Любая биологическая система является динамической — в ней постоянно протекает множество процессов, часто сильно различающихся во времени. В то же время биологические системы — открытые системы, условием существования которых служит обмен энергией, веществом и информацией как между частями системы (или подсистемами), так и с окружающей средой.
3.Сколько хромосом содержится в ядре клетки кожи, если в ядре оплодотворённой яйцеклетки человека содержится 46 хромосом? В ответ запишите ТОЛЬКО соответствующее число.
Пояснение.
В оплодотворенной яйцеклетке (зиготе) диплоидный набор хромосом, так же как и в соматической (клетка кожи). Поэтому в ядре оплодотворённой яйцеклетке 46 хромосом и в ядре клетки кожи тоже 46 хромосом
4.Все приведённые ниже органоиды, кроме двух, присутствуют во всех типах эукариотических клеток. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) хлоропласты
2) центральная вакуоль
3) эндоплазматическая сеть
4) митохондрии
5) аппарат Гольджи
Пояснение.
Общие для всех эукариот органоиды: эндоплазматическая сеть, митохондрии, аппарат Гольджи
Органоиды специфичные для растительной клетки: хлоропласты, центральная вакуоль.
Ответ: 12
5.Установите соответствие между характеристикой и фазой фотосинтеза.
ХАРАКТЕРИСТИКА | ФАЗА ФОТОСИНТЕЗА | |
А) фотолиз воды Б) фиксация углекислого газа В) расщепление молекул АТФ Г) синтез молекул НАДФ•2Н Д) синтез глюкозы | 1) световая 2) темновая |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д |
Пояснение.
Фотосинтез — процесс образования органических веществ из углекислого газа и воды за счет энергии света, при этом выделяется кислород.
Световая фаза происходит только на свету в мембранах тилакоидов. Темновая фаза протекает в строме хлоропласта. Для ее реакций не нужна энергия света.
Световая фаза: фотолиз воды, синтез молекул НАДФ•2Н;
Темновая фаза: фиксация углекислого газа, расщепление молекул АТФ, синтез глюкозы.
6.Сколько типов гамет образует зигота СсВв, если гены С (с) и В (в) сцеплены и наследуются вместе?
В ответ запишите только число.
Пояснение.
Гены локализованы в одной хромосоме и наследуются совместно. Кроссинговер не идет, поэтому данная зигота дает только два типа гамет: CB и св.
Ответ: 2
7.Ниже приведён перечень терминов. Все они, кроме двух, используются для описания генетических процессов и явлений. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) полиплоидия
2) Y-хромосома
3) аллель
4) консумент
5) мимикрия
Пояснение.
Используются для описания генетических процессов и явлений: 1) полиплоидия 2) Y-хромосома 3) аллель
«Выпадают» из общего ряда: 4) консумент 5) мимикрия
Консументы — гетеротрофы, организмы, потребляющие готовые органические вещества, создаваемые автотрофами (продуцентами).
Мимикрия — подражательное сходство некоторых животных, главным образом насекомых, с другими видами, обеспечивающее защиту от врагов.
Ответ: 45
8.Установите соответствие между характеристикой мутации и её видом.
ХАРАКТЕРИСТИКА | ВИД МУТАЦИИ | |
A) изменение последовательности нуклеотидов в молекуле ДНК Б) изменение строения хромосом B) изменение числа хромосом в ядре Г) полиплоидия Д) изменение последовательности расположения генов | 1) генная 2) хромосомная 3) геномная |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д |
Пояснение.
1) генная: изменение последовательности нуклеотидов в молекуле ДНК в пределах гена.
2) хромосомная: изменение строения хромосом, изменение последовательности расположения генов.
3) геномная: изменение числа хромосом в ядре, полиплоидия.
В зависимости от уровня наследственного материала, на котором произошла мутация, выделяют: генные, хромосомные и геномные мутации.
Генные мутации — изменения структуры генов. Поскольку ген представляет собой участок молекулы ДНК, то генная мутация представляет собой изменения в нуклеотидном составе этого участка. Генные мутации могут происходить в результате: 1) замены одного или нескольких нуклеотидов на другие; 2) вставки нуклеотидов; 3) потери нуклеотидов; 4) удвоения нуклеотидов; 5) изменения порядка чередования нуклеотидов. Эти мутации приводят к изменению аминокислотного состава полипептидной цепи и, следовательно, к изменению функциональной активности белковой молекулы. Благодаря генным мутациям возникают множественные аллели одного и того же гена.
Хромосомные мутации — это изменения структуры хромосом, изменение расположения генов в хромосомах. Перестройки могут осуществляться как в пределах одной хромосомы — внутрихромосомные мутации (делеция, инверсия, дупликация, инсерция), так и между хромосомами — межхромосомные мутации (транслокация).
Геномной мутацией называется изменение числа хромосом. Геномные мутации возникают в результате нарушения нормального хода митоза или мейоза.
Источник: http://www. licey. net/bio/biology электронная версия книги «Лекции по общей биологии» Пименова И. Н. , Пименов А. В.
Ответ:12332
9. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Если в процессе эволюции у животного сформировался головной мозг, изображённый на рисунке, то для этого животного характерны
1) четырёхкамерное сердце
2) наружное оплодотворение
3) кожные покровы с чешуйками или щитками
4) постоянная температура тела
5) ячеистые лёгкие
6) развитие зародыша в матке
Пояснение.
На рисунке изображен мозг млекопитающего (скорее всего кролика, т.к. извилины переднего мозга есть, но слабот выражены. Это НЕ мозг птицы, т.к. не выражен средний мозг). У млекопитающих: 1) четырёхкамерное сердце; 4) постоянная температура тела; 6) развитие зародыша в матке. 3 и 5 — это признаки Пресмыкающихся.
Ответ: 146.
10.Установите соответствие между особенностью размножения и отделом растений, для которого она характерна.
ОСОБЕННОСТЬ РАЗМНОЖЕНИЯ | ОТДЕЛ РАСТЕНИЙ | |
А) преобладание гаметофита в цикле развития Б) преобладание бесполого поколения В) образование спор в коробочке (спорогоне) Г) развитие спорофита на гаметофите Д) образование гамет на заростке Е) образование предростка из споры | 1) Моховидные 2) Папоротниковидные |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д | Е |
Пояснение.
Моховидные: преобладание гаметофита в цикле развития, образование спор в коробочке (спорогоне), развитие спорофита на гаметофите, образование предростка из споры.
Папоротниковидные: преобладание бесполого поколения, образование гамет на заростке
11.Установите правильную последовательность фаз развития печеночного сосальщика, начиная с яйца.
1) яйцо
2) брюхоногий моллюск
3) циста
4) ресничная личинка
5) хвостатая личинка
6) окончательный хозяин
Пояснение.
Последовательность фаз развития печеночного сосальщика, начиная с яйца:
яйцо → ресничная личинка → брюхоногий моллюск → хвостатая личинка → циста → окончательный хозяин
Примечание.
Жизненный цикл печеночного сосальщика.
Печеночный сосальщик в виде оплодотворенного яйца мариты (взрослой особи) вместе с фекалиями выводится из кишечника окончательного хозяина (сельскохозяйственного животного) в воду. Чуть больше чем через месяц в яйце проявляется мирацидий. Из яйца он перемещается в воду, где при помощи реснитчатого покрова двигается. Развитие мирацидия происходит исключительно в теле промежуточного хозяина — моллюска (малого прудовика Limnaea truncatula). После поедания моллюском он теряет реснитчатый покров и переходит в состояние спороцисты.
В спороцисте мешкообразного строения, развиваются редии. После выхода из спороцисты они остаются в печени моллюска. Спереди у редии имеется ротовое отверстие, ведущее в глотку, и непарную пищевую трубку. В редиях формируются церкарии.
Церкарий выводится из моллюска и какое то время находится в воде благодаря хвосту, исполняющему двигательную функцию. Попадая на растения, церкарии меняют свое строение. Они снабжены цистогенными железами, выделяющими секрет, обволакивающий личинку и, при застывании образующий вокруг нее шарообразную цисту, называемую адолескарием.
Инфицирование человека (факультативного хозяина) происходит алиментарным путем. В желудке человека под действием желудочного сока цисты адолескариев растворяются, и адолескарии начинают активное движение в сторону желчных протоков. После проникновения сквозь стенки кишечника в брюшную полость, личинки печеночного сосальщика перфорируют оболочку печени, и попадают через паренхиму печени в желчные протоки.
Здесь паразиты в течение 10–15 недель дозревают, превращаясь во взрослых особей. Перемещаясь по желчным протокам и тканям печени, личинки и молодые особи травмируют их. При достижении стадии мариты, начинают активно размножаться.
Ответ: 1, 4, 2, 5, 3, 6.
12.Выберите три верных признака гиповитаминоза А:
1) задержка роста
2) кровоточивость десен
3) ухудшение зрения
4) поражение кожи
5) малокровие
6) быстрое заживление ран
Пояснение.
Три верных признака гиповитаминоза А (недостатка): задержка роста, ухудшение зрения, поражение кожи.
Ответ: 134
2 и 6 витамин С; 5 - витамин В12
13.Установите соответствие между характеристикой и компонентом внутренней среды организма человека, к которому эта характеристика относится.
ХАРАКТЕРИСТИКА | КОМПОНЕНТ | |
А) образуется из плазмы крови Б) омывает клетки организма В) обеспечивает всасывание жира Г) возвращает в кровь межклеточную жидкость Д) состоит из плазмы и форменных элементов Е) способна образовывать тромбы | 1) кровь 2) лимфа 3) межклеточная жидкость |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д | Е |
Пояснение.
1) кровь: состоит из плазмы и форменных элементов, способна образовывать тромбы
2) лимфа: обеспечивает всасывание жира, возвращает в кровь межклеточную жидкость
3) межклеточная жидкость: образуется из плазмы крови, омывает клетки организма
Ответ:332211
14.Установите последовательность событий, происходящих при метаболизме углеводов в организме человека, начиная с попадания пищи в ротовую полость. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) окисление сахаров в клетках до углекислого газа и воды
2) поступление сахаров в ткани
3) всасывание сахаров в тонком кишечнике и поступление их в кровь
4) начало расщепления полисахаридов в ротовой полости
5) окончательное расщепление углеводов на моносахариды в двенадцати-
перстной кишке
6) выведение из организма воды и углекислого газа
Пояснение.
Начало расщепления полисахаридов в ротовой полости→ окончательное расщепление углеводов на моносахариды в двенадцатиперстной кишке → всасывание сахаров в тонком кишечнике и поступление их в кровь → поступление сахаров в ткани → окисление сахаров в клетках до углекислого газа и воды → выведение из организма воды и углекислого газа.
15.Известно, что шиповник майский является листопадным кустарником, нетребовательным к почве. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого организма. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.
1) Шиповник имеет несколько стволиков, отходящих от общего основания. Все они покрыты острыми шипами, которые защищают растение от поедания травоядными животными.
2) Может произрастать на скалистых и глинистых обрывах.
3) Дикорастущие шиповники морозоустойчивы и засухоустойчивы.
4) Листья шиповника непарноперистые, с 5-7 листовыми пластинками, осенью желтеют и опадают.
5) Корневая система проникает на глубину до 5 м.
6) Шиповник является предком всех культурных сортов роз, его масло используется в медицине и парфюмерии, плоды шиповника являются источником витамина С.
Пояснение.
Шиповник майский является листопадным кустарником, нетребовательным к почве:
КУСТАРНИК_ 1) Шиповник имеет несколько стволиков, отходящих от общего основания. Все они покрыты острыми шипами, которые защищают растение от поедания травоядными животными.
2)Может произрастать на скалистых и глинистых обрывах.
4) Листья шиповника непарноперистые, с 5-7 листовыми пластинками, осенью желтеют и опадают
16.Установите соответствие между группой животных и эрой, в которой эта группа возникла.
ГРУППА ЖИВОТНЫХ | ЭРА | |
А) Паукообразные Б) Птеродактили В) Птицы Г) Бесчелюстные рыбы Д) Сумчатые млекопитающие Е) Стегоцефалы | 1) Палеозой 2) Мезозой |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д | E |
Пояснение.
Палеозой (Перед Мезозоем. 541—252 млн лет назад. Продолжалась около 289 млн лет. Делится на 6 периодов: кембрий, ордовик, силур, девон, карбон и пермь): Паукообразные, Бесчелюстные рыбы, Стегоцефалы.
Мезозой (252—66 млн. лет назад. Перед Кайнозоем. Делится на три периода: триас, юра и мел): Птеродактили, Птицы, Сумчатые млекопитающие.
Ответ: 1, 2, 2, 1, 2, 1.
17.К экологическим характеристикам вида относят
1) сезонные явления в жизни организмов
2) характер пищи и способ питания
3) строение пищеварительной системы
4) особенности места обитания организма
5) особенности размножения и развития
6) наличие специфических паразитов у организма
Пояснение.
Каждый вид обладает своими индивидуальными морфологическими, поведенческими и экологическими признаками.
Экологическая характеристика: определённый ареал, численность особей, возрастной и половой состав, плотность.
Экологический критерий вида. Все особи одного вида отличаются от особей другого вида способом питания, местом обитания. Так же сюда относятся сезонные явления в жизни организмов.
Ответ: 124
Примечание.
Почему не подходит пункт 6?
Настоящие паразиты весьма тесно связаны со своими хозяевами. Они живут внутри организма хозяев или тесно прикреплены к их поверхности. Хозяин является для паразитов средой обитания или ее важнейшим компонентом. Результатом того, что среда паразитов состоит из отдельных особей-хозяев, является наличие у паразитов специфических приспособлений для заражения новых хозяев.
Но наличие или отсутствие паразитов не относится к характеристике ТОГО ВИДА на котором этот паразит обитает.
18.Установите соответствие между особенностями круговорота вещества и веществом.
ОСОБЕННОСТИ КРУГОВОРОТА | ВЕЩЕСТВО | |
А) больше всего этого вещества содержится в атмосфере Б) клубеньковые бактерии превращают это вещество в нитраты В) около 50 % возвращается в атмосферу растениями Г) значительные количества накапливаются в осадочных породах Д) в выдыхаемом животными воздухе содержится значительно больше, чем во вдыхаемом Е) поглощается растениями из почвы в виде минеральных солей | 1) углерод 2) азот |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д | Е |
Пояснение.
1) углерод: около 50 % возвращается в атмосферу растениями, значительные количества накапливаются в осадочных породах, в выдыхаемом животными воздухе содержится значительно больше, чем во вдыхаемом
2) азот: больше всего этого вещества содержится в атмосфере, клубеньковые бактерии превращают это вещество в нитраты, поглощается растениями из почвы в виде минеральных солей
19.Расположите в правильном порядке организмы в пищевой цепи. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) зёрна пшеницы
2) рыжая лисица
3) клоп вредная черепашка
4) степной орёл
5) обыкновенный перепел
Пояснение.
Пищевая цепь (трофическая цепь, цепь питания), взаимосвязь организмов через отношения пища — потребитель (одни служат пищей для других). При этом происходит трансформация вещества и энергии от продуцентов (первичных производителей) через консументов (потребителей) к редуцентам (преобразователям мёртвой органики в неорганические вещества, усваиваемые продуцентами).
Зёрна пшеницы → клоп вредная черепашка → обыкновенный перепел → рыжая лисица → степной орёл.
20.Вставьте в текст «Этапы энергетического обмена» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.