А18 влияние экологических факторов на организмы.

А19 ЭКОСИСТЕМНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ. БИОСФЕРА. УЧЕНИЕ ОБ ЭВОЛЮЦИИ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА.

ТЕОРИЯ

а18 влияние экологических факторов на организмы. - student2.ru

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

  1. Совокупность видов, приспособленных к совместному обитанию на общей территории, представляет

1) биогеоценоз 2) царство 3) популяцию 4) тип

  1. Что представляет собой дубрава, заселенная разнообразными видами растений, животных, грибов, бактерий

1) агроценоз 2) систему органического мира 3) биогеоценоз 4) биосферу

  1. Биогеоценоз – это совокупность взаимосвязанных

1) компонентов живой и неживой природы 2) животных одной популяции

3) организмов одного вида 4) совместно обитающих организмов разных видов

4. Естественный биогеоценоз, который заселен приспособленными к совместному обитанию видами растений и животных, - это

1) поле кукурузы 2) водоем 3) оранжерея 4) плодовый сад

5. Агроценоз – искусственное сообщество, в котором

1) круговорот веществ замкнутый 2) встречается большое разнообразие видов

3) все организмы приспособлены к совместному обитанию

4) человек регулирует численность видов

6. Волки выполняют в биогеоценозе роль санитаров и регулируют численность

1) белок 2) сов 3) зайцев 4) медведей

  1. Вследствие нерегулируемого отстрела волков возможно

1) распространение среди них массовых заболеваний

2) увеличение численности их конкурентов

3) уменьшение их пищевых ресурсов

4) снижение численности копытных

  1. Организмы – производители, потребители и разрушители органического вещества – это звенья

1) биогеоценоза 2) царств живой природы

3) уровней организации живой природы 4) системы органического мира

  1. Причинами смены одного биогеоценоза другим являются

1) сезонные изменения в природе 2) изменения погодных условий

3) колебания численности популяций 4) изменения среды обитания в результате жизнедеятельности

  1. Водоросли – важный компонент водной экосистемы, т.к. они

1) способствуют очищению воды

2) используют органические вещества в процессе дыхания

3) способствуют зарастанию водоемов и их заболачиванию

4) обогащают воду кислородом и создают органические вещества

  1. Микроорганизмы, живущие в содружестве с другими организмами, называют

1) паразитами 2) сапрофитами 3) хищниками 4) симбионтами

  1. Тип взаимоотношений организмов со сходными потребностями называют

1) конкуренцией 2) паразитизмом 3) хищничеством 4) симбиозом

  1. Примером взаимоотношений паразит-хозяин служат отношения между

1) раком отшельником и актинией 2) лягушкой и комаром

3) человеческой аскаридой и человеком 4) кукушонком и другими птенцами в гнезде

  1. Какие абиотические факторы являются важными для обыкновенной щуки в реке

1) водоросли 2) караси 3) заросли тростника 4) кислород и углекислый газ

  1. Выберите абиотический фактор

1) конкуренция растений за использование питательных веществ

2) влияние растений на жизнь животных 3) сезонные изменения в природе

4) загрязнение окружающей среды человеком

  1. Лесной пожар – абиотический фактор, который способствует

1) накоплению перегноя в почве 2) появлению длинных цепей питания

3) обогащению воздуха азотом 4) смене природного сообщества

  1. Вытаптывание отдыхающими растений в парке – это пример фактора

1) абиотического 2) биотического 3) антропогенного 4) сезонного

  1. Главным фактором, ограничивающим рост травянистых растений в еловом лесу, является недостаток 1) света 2) тепла 3) воды 4) минеральных веществ
  2. Растения верхнего яруса выступают для растений нижнего яруса в качестве фактора

1) абиотического 2) биотического 3) антропогенного 4) сезонного

  1. Из перечисленных животных в двух средах жизни обитает

1) дождевой червь 2) кашалот 3) майский жук 4) крот

  1. К производителям органических веществ относят

1) водоросли 2) грибы 3) сапрофитные бактерии 4) плотоядных животных

  1. Начальное звено в пищевых цепях составляют растения, т.к. они

1) служат пищей для животных 2) испаряют много воды через устьица

3) широко распространены в природе 4)образуют органические вещества из неорганических

  1. Клевер луговой в сообществе луга –

1) производитель органических веществ 2) относится к гетеротрофным организмам

3) потребитель органических веществ 4) занимает второе место в цепи питания.

  1. Какая из приведенных пищевых цепей составлена правильно

1) пеночка-трещотка – жук листоед – растение – ястреб

2) жук-листоед – растение – пеночка-трещотка – ястреб

3) растение – жук-листоед – пеночка-трещотка – ястреб

4) пеночка-трещотка – ястреб – растение – жук-листоед

A20. ИН­ТЕР­ПРЕ­ТИ­РО­ВА­НИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ НА­УЧ­НЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ, ПРЕД­СТАВ­ЛЕН­НЫХ В ГРА­ФИ­ЧЕ­СКОЙ ФОРМЕ

1. Изу­чи­те гра­фик за­ви­си­мо­сти тем­пе­ра­ту­ры тела боль­но­го ма­ля­ри­ей от про­дол­жи­тель­но­сти бо­лез­ни (по оси х от­ло­же­на про­дол­жи­тель­ность бо­лез­ни (в сут­ках), а по оси у — тем­пе­ра­ту­ра тела боль­но­го (в °С)).

а18 влияние экологических факторов на организмы. - student2.ru

Какое из ни­же­при­ведённых опи­са­ний кри­вой наи­бо­лее точно от­ра­жа­ет дан­ную за­ви­си­мость для 13-го дня бо­лез­ни?

1) резко па­да­ет, а затем мед­лен­но растёт
2) резко растёт, до­сти­гая пика, а потом плав­но па­да­ет
3) мед­лен­но растёт, а потом мед­лен­но сни­жа­ет­ся
4) резко растёт, до­сти­гая пика, а потом также резко па­да­ет

2. Изу­чи­те гра­фик за­ви­си­мо­сти тем­пе­ра­ту­ры тела боль­но­го ма­ля­ри­ей от про­дол­жи­тель­но­сти бо­лез­ни (по оси х от­ло­же­на про­дол­жи­тель­ность бо­лез­ни (в сут­ках), а по оси у — тем­пе­ра­ту­ра тела боль­но­го (в °С)).

а18 влияние экологических факторов на организмы. - student2.ru

Какое из ни­же­при­ведённых опи­са­ний кри­вой наи­бо­лее точно от­ра­жа­ет дан­ную за­ви­си­мость для 5-го дня бо­лез­ни?

1) мед­лен­но па­да­ет, а потом сни­же­ние ста­но­вит­ся рез­ким
2) резко па­да­ет, до­сти­гая ми­ни­му­ма, а потом плав­но растёт
3) резко растёт, до­сти­гая пика, а потом также резко па­да­ет
4) резко па­да­ет, а затем не­мно­го растёт, после чего резко па­да­ет

3. . Изу­чи­те гра­фик за­ви­си­мо­сти тем­пе­ра­ту­ры тела боль­но­го ма­ля­ри­ей от про­дол­жи­тель­но­сти бо­лез­ни (по оси x от­ло­же­на про­дол­жи­тель­ность бо­лез­ни (в сут­ках), а по оси y — тем­пе­ра­ту­ра тела боль­но­го (в °С)).

В те­че­ние каких суток у боль­но­го на­блю­да­ет­ся наи­боль­шее ко­ле­ба­ние зна­че­ний тем­пе­ра­ту­ры тела?

а18 влияние экологических факторов на организмы. - student2.ru

1) пер­вых
2) тре­тьих
3) седь­мых
4) один­на­дца­тых

4. Изу­чи­те гра­фик за­ви­си­мо­сти ис­поль­зо­ва­ния ор­га­низ­мом че­ло­ве­ка энер­гии гли­ко­ге­на от про­дол­жи­тель­но­сти фи­зи­че­ский на­груз­ки (по оси x от­ло­же­на про­дол­жи­тель­ность фи­зи­че­ской на­груз­ки (в мин.), а по оси y — ко­ли­че­ство ис­поль­зо­ван­но­го гли­ко­ге­на (в %)). а18 влияние экологических факторов на организмы. - student2.ru Какое из ни­же­при­ведённых опи­са­ний кри­вой наи­бо­лее точно от­ра­жа­ет дан­ную за­ви­си­мость в ин­тер­ва­ле 10–15 мин.?

1) резко на­рас­та­ет, а затем сни­же­ние про­ис­хо­дит плав­но
2) резко сни­жа­ет­ся, а затем сни­же­ние про­ис­хо­дит плав­но
3) плав­но сни­жа­ет­ся
4) не из­ме­ня­ет­ся

5. . Изу­чи­те гра­фик за­ви­си­мо­сти ско­ро­сти хи­ми­че­ской ре­ак­ции в живом ор­га­низ­ме от тем­пе­ра­ту­ры (по оси x от­ло­же­на тем­пе­ра­ту­ра ор­га­низ­ма (в °С), а по оси y — от­но­си­тель­ная ско­рость хи­ми­че­ской ре­ак­ции (в усл. ед.)).

а18 влияние экологических факторов на организмы. - student2.ru Какое из при­ведённых ниже опи­са­ний ско­ро­сти хи­ми­че­ской ре­ак­ции наи­бо­лее точно от­ра­жа­ет дан­ную за­ви­си­мость? Ско­рость хи­ми­че­ской ре­ак­ции в живом ор­га­низ­ме

1) мед­лен­но растёт, до­сти­гая сво­е­го мак­си­маль­но­го зна­че­ния, после чего плав­но опус­ка­ет­ся
2) на всём про­тя­же­нии мед­лен­но растёт
3) плав­но ко­леб­лет­ся около сред­них по­ка­за­те­лей
4) резко сни­жа­ет­ся, до­сти­гая сво­е­го ми­ни­маль­но­го по­ка­за­те­ля, после чего резко растёт

6. Изу­чи­те гра­фик за­ви­си­мо­сти объёма за­пом­нен­ной ин­фор­ма­ции (в %) от вре­ме­ни (по оси x от­ло­же­но время (в часах), а по оси y — ко­ли­че­ство за­пом­нен­ной ин­фор­ма­ции (в %)).

а18 влияние экологических факторов на организмы. - student2.ru Через сколь­ко часов объём за­пом­нен­ной ин­фор­ма­ции со­ста­вит 30%?

1) 20 ч.
2) 25 ч.
3) 30 ч.
4) 35 ч.

7.Изу­чи­те гра­фик, от­ра­жа­ю­щий за­ви­си­мость из­ме­не­ния тем­пе­ра­ту­ры кож­ных по­кро­вов че­ло­ве­ка от про­дол­жи­тель­но­сти кон­так­та с хо­лод­ным ме­тал­ли­че­ским пред­ме­том, тем­пе­ра­ту­ра ко­то­ро­го со­став­ля­ет 12 °С (по оси y от­ло­же­на тем­пе­ра­ту­ра кож­но­го по­кро­ва че­ло­ве­ка (в °С), а по оси x — про­дол­жи­тель­ность кон­так­та с хо­лод­ным пред­ме­том (в с)).

а18 влияние экологических факторов на организмы. - student2.ru Через сколь­ко се­кунд после на­ча­ла кон­так­та тем­пе­ра­ту­ра участ­ка кожи в под­мы­шеч­ной впа­ди­не будет равна 36,4 °С?

1) 30 с
2) 60 с
3) 90 с
4) 150 с

8.Изу­чи­те гра­фик за­ви­си­мо­сти за­пом­нив­шей­ся ин­фор­ма­ции от вре­ме­ни (по оси хот­ло­же­но время (в ч), а по оси у — ко­ли­че­ство за­пом­нив­шей­ся ин­фор­ма­ции (в %)).

а18 влияние экологических факторов на организмы. - student2.ru Сколь­ко ин­фор­ма­ции че­ло­век будет пом­нить через 30 ч?

1) 40%
2) 35%
3) 30%
4) 25%

A21. ОПРЕ­ДЕ­ЛЕ­НИЕ СТРУКТУРЫ ОБЪЕКТА, ВЫ­ДЕ­ЛЕ­НИЕ ЗНАЧИМЫХ ФУНК­ЦИ­О­НАЛЬ­НЫХ СВЯЗЕЙ И ОТ­НО­ШЕ­НИЙ МЕЖДУ ЧА­СТЯ­МИ ЦЕЛОГО

1. . Изу­чи­те таб­ли­цу, в ко­то­рой при­ве­де­ны две груп­пы рас­те­ний:

Груп­па 1 Груп­па 2
Соя Па­по­рот­ник
Ря­би­на Мох
Сосна Хвощ

Что из пе­ре­чис­лен­но­го ниже было по­ло­же­но в ос­но­ву раз­де­ле­ния (клас­си­фи­ка­ции) этих рас­те­ний в груп­пы?

1) на­ли­чие ве­ге­та­тив­ных ор­га­нов 2) на­ли­чие семян
3) ме­сто­оби­та­ние 4) ис­точ­ник пи­та­ния

2. Изу­чи­те таб­ли­цу, в ко­то­рой при­ве­де­ны две груп­пы рас­те­ний:

Груп­па 1 Груп­па 2
Сосна Ель
Берёза Вет­ре­ни­ца
Оду­ван­чик Ко­пы­тень

Что из пе­ре­чис­лен­но­го ниже было по­ло­же­но в ос­но­ву раз­де­ле­ния (клас­си­фи­ка­ции) этих рас­те­ний в груп­пы?

1) ис­точ­ник пи­та­ния 2) спо­соб раз­мно­же­ния
3) тре­бо­ва­ния к освещённо­сти 4) стро­е­ние цвет­ка

3.Изу­чи­те таб­ли­цу, в ко­то­рой при­ве­де­ны две груп­пы рас­те­ний:

Груп­па 1 Груп­па 2
Как­тус Рогоз
Ко­выль Па­по­рот­ник
Алоэ Стре­ло­лист

Что из пе­ре­чис­лен­но­го ниже было по­ло­же­но в ос­но­ву раз­де­ле­ния (клас­си­фи­ка­ции) этих рас­те­ний в груп­пы?

1) по­треб­ность в воде 2) стро­е­ние цвет­ка
3) спо­соб раз­мно­же­ния 4) жиз­нен­ная форма

4.. Изу­чи­те таб­ли­цу, в ко­то­рой при­ве­де­ны две груп­пы рас­те­ний:

Груп­па 1 Груп­па 2
Хла­ми­до­мо­на­да Ку­куш­кин лён
Уло­трикс Хвощ по­ле­вой
Ла­ми­на­рия Ряска

Что из пе­ре­чис­лен­но­го ниже было по­ло­же­но в ос­но­ву раз­де­ле­ния (клас­си­фи­ка­ции) этих рас­те­ний в груп­пы?

1) спо­соб пи­та­ния рас­те­ний 2) де­ле­ние тела на части
3) ис­точ­ник пи­та­ния для че­ло­ве­ка
4) среда оби­та­ния

5. Изу­чи­те таб­ли­цу, в ко­то­рой при­ве­де­ны две груп­пы жи­вот­ных:

Груп­па 1 Груп­па 2
Кро­лик Ля­гуш­ка
Жираф Паук
Слон Лев

Что из пе­ре­чис­лен­но­го ниже было по­ло­же­но в ос­но­ву раз­де­ле­ния (клас­си­фи­ка­ции) этих жи­вот­ных в груп­пы?

1) ис­точ­ник пи­та­ния 2) спо­соб раз­мно­же­ния
3) ха­рак­тер пе­ре­дви­же­ния 4) ор­га­ны кро­во­об­ра­ще­ния

6. Изу­чи­те таб­ли­цу, в ко­то­рой при­ве­де­ны две груп­пы жи­вот­ных:

Груп­па 1 Груп­па 2
Ко­ро­ва Кро­ко­дил
Со­ба­ка Слон
Овца Лев

Что из пе­ре­чис­лен­но­го ниже было по­ло­же­но в ос­но­ву раз­де­ле­ния (клас­си­фи­ка­ции) этих жи­вот­ных в груп­пы?

1) ха­рак­тер пе­ре­дви­же­ния 2) по­кров тела
3) одо­маш­ни­ва­ние 4) ис­точ­ник пи­та­ния

7. Изу­чи­те таб­ли­цу, в ко­то­рой при­ве­де­ны две груп­пы птиц:

Груп­па 1 Груп­па 2
Дятел Кряк­ва
Ряб­чик Цапля
Те­те­рев Выпь

Что из пе­ре­чис­лен­но­го ниже было по­ло­же­но в ос­но­ву раз­де­ле­ния (клас­си­фи­ка­ции) этих жи­вот­ных в груп­пы?

1) усло­вия оби­та­ния 2) раз­мер клюва
3) спо­соб­ность пла­вать 4) ис­точ­ник пи­та­ния

8. Между по­зи­ци­я­ми пер­во­го и вто­ро­го столб­цов при­ведённой ниже таб­ли­цы име­ет­ся опре­делённая связь:

Целое Часть
Май­ский жук Тра­хеи
Га­дю­ка обык­но­вен­ная ...

Какое по­ня­тие сле­ду­ет впи­сать на место про­пус­ка в этой таб­ли­це?

1) тра­хеи
2) жабры
3) лёгкие
4) кожа

ЗАДАНИЯ B5. УМЕ­НИЕ ВКЛЮЧАТЬ В БИО­ЛО­ГИ­ЧЕ­СКИЙ ТЕКСТ, ПРО­ПУ­ЩЕН­НЫЕ ТЕРМИНЫ И ПО­НЯ­ТИЯ ИЗ ЧИСЛА ПРЕДЛОЖЕННЫХ

1. Вставь­те в текст «Обмен бел­ков» про­пу­щен­ные тер­ми­ны из пред­ло­жен­но­го пе­реч­ня, ис­поль­зуя для этого циф­ро­вые обо­зна­че­ния. За­пи­ши­те в текст цифры вы­бран­ных от­ве­тов, а затем по­лу­чив­шу­ю­ся по­сле­до­ва­тель­ность цифр (по тек­сту) впи­ши­те в при­ведённую ниже таб­ли­цу.

ОБМЕН БЕЛ­КОВ

Фер­мен­та­тив­ное рас­щеп­ле­ние по­сту­па­ю­щих с пищей бел­ков про­ис­хо­дит в же­луд­ке и тон­ком ки­шеч­ни­ке. Об­ра­зо­вав­ши­е­ся ___________ (А) ак­тив­но вса­сы­ва­ют­ся в вор­син­ки кишки, по­сту­па­ют в ___________ (Б) и раз­но­сят­ся ко всем клет­кам ор­га­низ­ма. В клет­ках с по­сту­пив­ши­ми ве­ще­ства­ми про­ис­хо­дит два про­цес­са: ___________ (В) новых бел­ков на ри­бо­со­мах и окон­ча­тель­ное окис­ле­ние до ам­ми­а­ка, ко­то­рый пре­вра­ща­ет­ся в ___________ (Г) и в таком со­сто­я­нии вы­во­дит­ся из ор­га­низ­ма.

ПЕ­РЕ­ЧЕНЬ ТЕР­МИ­НОВ:

1) кровь 2) гли­це­рин 3) ами­но­кис­ло­та 4) лимфа
5) син­тез 6) мо­че­ви­на 7) рас­пад 8) глю­ко­за
A Б В Г
       

2. Вставь­те в текст «Пи­та­ние в листе» про­пу­щен­ные тер­ми­ны из пред­ло­жен­но­го пе­реч­ня, ис­поль­зуя для этого циф­ро­вые обо­зна­че­ния. За­пи­ши­те в текст цифры вы­бран­ных от­ве­тов, а затем по­лу­чив­шу­ю­ся по­сле­до­ва­тель­ность цифр (по тек­сту) впи­ши­те в при­ведённую ниже таб­ли­цу.

ПИ­ТА­НИЕ В ЛИСТЕ

Ор­га­ни­че­ские ве­ще­ства об­ра­зу­ют­ся в листе в про­цес­се ___________ (А). Затем они пе­ре­ме­ща­ют­ся по осо­бым клет­кам про­во­дя­щей ткани — ___________ (Б) — к осталь­ным ор­га­нам. Эти клет­ки рас­по­ло­же­ны в осо­бой зоне коры стеб­ля — ___________ (В). Такой вид пи­та­ния рас­те­ний по­лу­чил на­зы­ва­ние ___________ (Г), по­сколь­ку ис­ход­ным ве­ще­ством для него слу­жит уг­ле­кис­лый газ, до­бы­ва­е­мый рас­те­ни­ем из ат­мо­сфе­ры.

ПЕ­РЕ­ЧЕНЬ ТЕР­МИ­НОВ:

1) воз­душ­ное 2) дре­ве­си­на 3) ды­ха­ние 4) луб
5) поч­вен­ное 6) си­то­вид­ная труб­ка 7) сосуд 8) фо­то­син­тез
A Б В Г
       

3.Вставь­те в текст «Раз­мно­же­ние прес­но­вод­ной гидры» про­пу­щен­ные тер­ми­ны из пред­ло­жен­но­го пе­реч­ня, ис­поль­зуя для этого циф­ро­вые обо­зна­че­ния. За­пи­ши­те в текст цифры вы­бран­ных от­ве­тов, а затем по­лу­чив­шу­ю­ся по­сле­до­ва­тель­ность цифр (по тек­сту) впи­ши­те в при­ведённую ниже таб­ли­цу.

ПРЕС­НО­ВОД­НОЙ ГИДРЫ

Прес­но­вод­ная гидра раз­мно­жа­ет­ся по­ло­вым спо­со­бом и ___________ (А). В тёплое время года на теле гидр об­ра­зу­ют­ся ___________ (Б). Эти вы­ро­сты уве­ли­чи­ва­ют­ся, на сво­бод­ном конце их тела об­ра­зу­ют­ся щу­паль­ца и рот, затем по­дош­ва. Осе­нью при на­ступ­ле­нии не­бла­го­при­ят­ных усло­вий на теле гидры по­яв­ля­ют­ся бу­гор­ки, в ко­то­рых об­ра­зу­ют­ся ___________ (В). На теле гидры об­ра­зу­ют­ся как яй­це­клет­ки, так и спер­ма­то­зо­и­ды, по­это­му гидру от­но­сят к ___________ (Г).

ПЕ­РЕ­ЧЕНЬ ТЕР­МИ­НОВ:

1) гер­ма­фро­дит 2) раз­дель­но­по­лый ор­га­низм 3) почка 4) зи­го­та
5) бес­по­лый 6) спора 7) стре­ка­тель­ная клет­ка 8) по­ло­вая клет­ка

4. Вставь­те в текст «Си­сте­мы ор­га­нов» про­пу­щен­ные тер­ми­ны из пред­ло­жен­но­го пе­реч­ня, ис­поль­зуя для этого циф­ро­вые обо­зна­че­ния. За­пи­ши­те в текст цифры вы­бран­ных от­ве­тов, а затем по­лу­чив­шу­ю­ся по­сле­до­ва­тель­ность цифр (по тек­сту) впи­ши­те в при­ведённую ниже таб­ли­цу.

СИ­СТЕ­МЫ ОР­ГА­НОВ

В ор­га­низ­ме че­ло­ве­ка вы­де­ля­ют раз­лич­ные си­сте­мы ор­га­нов, среди них — пи­ще­ва­ри­тель­ная, ды­ха­тель­ная, кро­ве­нос­ная и др. Эн­до­крин­ная си­сте­ма — это си­сте­ма жёлез ___________ (А) сек­ре­ции. Они вы­де­ля­ют в кровь осо­бые хи­ми­че­ские ве­ще­ства — ___________ (Б). Так, ад­ре­на­лин вы­ра­ба­ты­ва­ет­ся ___________ (В). Бла­го­да­ря дру­гой си­сте­ме ор­га­нов, им­мун­ной, в ор­га­низ­ме че­ло­ве­ка создаётся им­му­ни­тет. К ор­га­нам им­мун­ной си­сте­мы от­но­сят кост­ный мозг, ви­лоч­ко­вую же­ле­зу, ___________ (Г) и др.

ПЕ­РЕ­ЧЕНЬ ТЕР­МИ­НОВ:

1) внеш­няя 2) внут­рен­няя 3) фер­мент 4) гор­мон
5) ан­ти­те­ло 6) селезёнка 7) над­по­чеч­ник 8) под­же­лу­доч­ная же­ле­за

5. Вставь­те в текст «Ды­ха­ние рас­те­ний» про­пу­щен­ные тер­ми­ны из пред­ло­жен­но­го пе­реч­ня, ис­поль­зуя для этого циф­ро­вые обо­зна­че­ния. За­пи­ши­те в текст цифры вы­бран­ных от­ве­тов, а затем по­лу­чив­шу­ю­ся по­сле­до­ва­тель­ность цифр (по тек­сту) впи­ши­те в при­ведённую ниже таб­ли­цу.

ДЫ­ХА­НИЕ РАС­ТЕ­НИЙ

Про­цесс ды­ха­ния рас­те­ний про­те­ка­ет по­сто­ян­но. В ходе этого про­цес­са ор­га­низм рас­те­ния по­треб­ля­ет ___________ (А), а вы­де­ля­ет ___________ (Б). Не­нуж­ные га­зо­об­раз­ные ве­ще­ства уда­ля­ют­ся из рас­те­ния путём диф­фу­зии. В листе они уда­ля­ют­ся через осо­бые об­ра­зо­ва­ния — ___________ (В), рас­по­ло­жен­ные в ко­жи­це. При ды­ха­нии осво­бож­да­ет­ся энер­гия ор­га­ни­че­ских ве­ществ, запасённая в ходе ___________ (Г), про­ис­хо­дя­ще­го в зелёных ча­стях рас­те­ния на свету.

ПЕ­РЕ­ЧЕНЬ ТЕР­МИ­НОВ:

1) вода 2) ис­па­ре­ние 3) кис­ло­род 4) транс­пи­ра­ция
5) уг­ле­кис­лый газ 6) устьи­ца 7) фо­то­син­тез 8) че­че­вич­ка

6. Вставь­те в текст «Ис­па­ре­ние воды ли­стом» про­пу­щен­ные тер­ми­ны из­пред­ло­жен­но­го пе­реч­ня, ис­поль­зуя для этого циф­ро­вые обо­зна­че­ния. За­пи­ши­те в текст цифры вы­бран­ных от­ве­тов, а затем по­лу­чив­шу­ю­ся по­сле­до­ва­тель­ность цифр (по тек­сту) впи­ши­те в при­ведённую ниже таб­ли­цу.

ИС­ПА­РЕ­НИЕ ВОДЫ ЛИ­СТОМ

По­глощённый ___________ (А) поч­вен­ный рас­твор, со­сто­я­щий из воды и ми­не­раль­ных ве­ществ, по осо­бым клет­кам — ___________ (Б) — по­сту­па­ет в лист. Здесь часть воды ис­поль­зу­ет­ся в про­цес­се фо­то­син­те­за, а часть, пе­рей­дя в га­зо­об­раз­ное со­сто­я­ние, ис­па­ря­ет­ся через ___________ (В). Этот про­цесс имеет на­зва­ние ___________ (Г). Ми­не­раль­ные соли оста­ют­ся в ли­стьях, на­кап­ли­ва­ют­ся и вы­зы­ва­ют еже­год­ное от­ми­ра­ние ли­стьев — ли­сто­пад.

ПЕ­РЕ­ЧЕНЬ ТЕР­МИ­НОВ:

1) ко­рень 2) си­то­вид­ная труб­ка 3) сосуд 4) сте­бель
5) транс­пи­ра­ция 6) устьи­ца 7) фо­то­син­тез 8) че­че­вич­ка

7. Вставь­те в текст «Си­сте­мы ор­га­нов» про­пу­щен­ные тер­ми­ны из пред­ло­жен­но­го пе­реч­ня, ис­поль­зуя для этого циф­ро­вые обо­зна­че­ния. За­пи­ши­те в текст цифры вы­бран­ных от­ве­тов, а затем по­лу­чив­шу­ю­ся по­сле­до­ва­тель­ность цифр (по тек­сту) впи­ши­те в при­ведённую ниже таб­ли­цу.

СИ­СТЕ­МЫ ОР­ГА­НОВ

Орган — это ___________ (А), име­ю­щая опре­делённую форму, стро­е­ние, место и вы­пол­ня­ю­щая одну или не­сколь­ко функ­ций. В каж­дом ор­га­не обя­за­тель­но есть кро­ве­нос­ные со­су­ды и ___________ (Б). Ор­га­ны, сов­мест­но вы­пол­ня­ю­щие общие функ­ции, со­став­ля­ют си­сте­мы ор­га­нов. В ор­га­низ­ме че­ло­ве­ка име­ет­ся вы­де­ли­тель­ная си­сте­ма, глав­ным ор­га­ном ко­то­рой яв­ля­ют­ся ___________ (В). Через вы­де­ли­тель­ную си­сте­му во внеш­нюю среду уда­ля­ют­ся вред­ные ___________ (Г).

ПЕ­РЕ­ЧЕНЬ ТЕР­МИ­НОВ:

1) ткань 2) часть тела 3) нервы 4) ки­шеч­ник
5) же­лу­док 6) почки 7) про­дукт об­ме­на 8) не­пе­ре­ва­рен­ные остат­ки пищи

8. Вставь­те в текст «Жиз­не­де­я­тель­ность рас­те­ния» про­пу­щен­ные тер­ми­ны из пред­ло­жен­но­го пе­реч­ня, ис­поль­зуя для этого циф­ро­вые обо­зна­че­ния. За­пи­ши­те в текст цифры вы­бран­ных от­ве­тов, а затем по­лу­чив­шу­ю­ся по­сле­до­ва­тель­ность цифр (по тек­сту) впи­ши­те в при­ведённую ниже таб­ли­цу.

ЖИЗ­НЕ­ДЕ­Я­ТЕЛЬ­НОСТЬ РАС­ТЕ­НИЯ

Рас­те­ние по­лу­ча­ет воду в виде поч­вен­но­го рас­тво­ра с по­мо­щью ___________ (А) корня. На­зем­ные части рас­те­ния, глав­ным об­ра­зом, ___________ (Б), на­про­тив, через осо­бые клет­ки — ___________ (В) — ис­па­ря­ют зна­чи­тель­ное ко­ли­че­ство воды. При этом вода ис­поль­зу­ет­ся не толь­ко для ис­па­ре­ния, но и как ис­ход­ный ма­те­ри­ал для об­ра­зо­ва­ния ор­га­ни­че­ских ве­ществ в ходе про­цес­са ___________ (Г) .

ПЕ­РЕ­ЧЕНЬ ТЕР­МИ­НОВ:

1) ды­ха­ние 2) кор­не­вой чех­лик 3) кор­не­вой во­ло­сок 4) лист
5) побег 6) сте­бель 7) устьи­ца 8) фо­то­син­тез

9. Вставь­те в текст «Ды­ха­тель­ная си­сте­ма чле­ни­сто­но­гих» про­пу­щен­ные тер­ми­ны из пред­ло­жен­но­го пе­реч­ня, ис­поль­зуя для этого циф­ро­вые обо­зна­че­ния. За­пи­ши­те в текст цифры вы­бран­ных от­ве­тов, а затем по­лу­чив­шу­ю­ся по­сле­до­ва­тель­ность цифр (по тек­сту) впи­ши­те в при­ведённую ниже таб­ли­цу.

ДЫ­ХА­ТЕЛЬ­НАЯ СИ­СТЕ­МА ЧЛЕ­НИ­СТО­НО­ГИХ

Реч­ной рак дышит при по­мо­щи жабр. Рас­творённый в воде кис­ло­род про­ни­ка­ет через тон­кие стен­ки жабр в ___________ (А). У паука-кре­сто­ви­ка име­ют­ся ___________ (Б) и два пучка тра­хей, ко­то­рые со­об­ща­ют­ся с внеш­ней сре­дой через ___________ (В). При ды­ха­нии на­се­ко­мых с по­мо­щью ___________ (Г) кровь не участ­ву­ет в пе­ре­но­се кис­ло­ро­да и уг­ле­кис­ло­го газа и транс­пор­ти­ру­ет толь­ко пи­та­тель­ные ве­ще­ства.

ПЕ­РЕ­ЧЕНЬ ТЕР­МИ­НОВ:

1) внеш­няя среда 2) кровь 3) по­лость тела 4) лёгоч­ные мешки
5) тра­хея 6) жабра 7) ды­ха­тель­ное от­вер­стие 8) ро­то­вое от­вер­стие

10. Вставь­те в текст «Го­ло­се­мен­ные рас­те­ния» про­пу­щен­ные тер­ми­ны из пред­ло­жен­но­го пе­реч­ня, ис­поль­зуя для этого циф­ро­вые обо­зна­че­ния. За­пи­ши­те в текст цифры вы­бран­ных от­ве­тов, а затем по­лу­чив­шу­ю­ся по­сле­до­ва­тель­ность цифр (по тек­сту) впи­ши­те в при­ведённую ниже таб­ли­цу.

ГО­ЛО­СЕ­МЕН­НЫЕ РАС­ТЕ­НИЯ

Бóльшую часть про­из­рас­та­ю­щих на тер­ри­то­рии Рос­сии го­ло­се­мен­ных рас­те­ний обыч­но на­зы­ва­ют ___________ (А) из-за осо­бо­го стро­е­ния ли­стьев. Ство­лы этих де­ре­вьев и ку­стар­ни­ков бо­га­ты смо­лой. Она не поз­во­ля­ет раз­ви­вать­ся спо­рам па­ра­зи­ти­че­ских гри­бов. Ещё одной от­ли­чи­тель­ной осо­бен­но­стью го­ло­се­мен­ных яв­ля­ет­ся раз­ви­тие на по­бе­ге ___________ (Б), в ко­то­рых раз­ви­ва­ют­ся се­ме­на. В лесах встре­ча­ют­ся де­ре­вья: те­не­лю­би­вая ель и све­то­лю­би­вая __________ (В), а также ку­стар­ник ___________(Г).

ПЕ­РЕ­ЧЕНЬ ТЕР­МИ­НОВ:

1) ко­ро­боч­ка 2) мож­же­вель­ник 3) плод 4) сосна
5) спо­ро­вое 6) хвой­ное 7) цвет­ко­вое 8) шишка

11. Вставь­те в текст «От­ли­чие рас­ти­тель­ной клет­ки от жи­вот­ной» про­пу­щен­ные тер­ми­ны из пред­ло­жен­но­го пе­реч­ня, ис­поль­зуя для этого циф­ро­вые обо­зна­че­ния. За­пи­ши­те в текст цифры вы­бран­ных от­ве­тов, а затем по­лу­чив­шу­ю­ся по­сле­до­ва­тель­ность цифр (по тек­сту) впи­ши­те в при­ведённую ниже таб­ли­цу.

ОТ­ЛИ­ЧИЕ РАС­ТИ­ТЕЛЬ­НОЙ КЛЕТ­КИ ОТ ЖИ­ВОТ­НОЙ

Рас­ти­тель­ная клет­ка, в от­ли­чие от жи­вот­ной, имеет ___________ (А), ко­то­рые у ста­рых кле­ток ___________(Б) и вы­тес­ня­ют ядро клет­ки из цен­тра к её обо­лоч­ке. В кле­точ­ном соке могут на­хо­дить­ся ___________ (В), ко­то­рые при­да­ют ей синюю, фи­о­ле­то­вую, ма­ли­но­вую окрас­ку и др. Обо­лоч­ка рас­ти­тель­ной клет­ки пре­иму­ще­ствен­но со­сто­ит из ___________ (Г).

ПЕ­РЕ­ЧЕНЬ ТЕР­МИ­НОВ:

1) хло­ро­пласт 2) ва­ку­оль 3) пиг­мент 4) ми­то­хон­дрия
5) сли­ва­ют­ся 6) рас­па­да­ют­ся 7) цел­лю­ло­за 8) глю­ко­за

12. Вставь­те в текст «Син­тез ор­га­ни­че­ских ве­ществ в рас­те­нии» про­пу­щен­ные тер­ми­ны из пред­ло­жен­но­го пе­реч­ня, ис­поль­зуя для этого циф­ро­вые обо­зна­че­ния. За­пи­ши­те в текст цифры вы­бран­ных от­ве­тов, а затем

по­лу­чив­шу­ю­ся по­сле­до­ва­тель­ность цифр (по тек­сту) впи­ши­те в при­ведённую ниже таб­ли­цу.

СИН­ТЕЗ ОР­ГА­НИ­ЧЕ­СКИХ ВЕ­ЩЕСТВ В РАС­ТЕ­НИИ

Энер­гию, не­об­хо­ди­мую для сво­е­го су­ще­ство­ва­ния, рас­те­ния за­па­са­ют в виде ор­га­ни­че­ских ве­ществ. Эти ве­ще­ства син­те­зи­ру­ют­ся в ходе ___________ (А). Этот про­цесс про­те­ка­ет в клет­ках листа в ___________ (Б) — осо­бых пла­сти­дах зелёного цвета. Они со­дер­жат осо­бое ве­ще­ство зелёного цвета — ___________ (В). Обя­за­тель­ным усло­ви­ем об­ра­зо­ва­ния ор­га­ни­че­ских ве­ществ по­ми­мо воды и уг­ле­кис­ло­го газа яв­ля­ет­ся ___________ (Г).

ПЕ­РЕ­ЧЕНЬ ТЕР­МИ­НОВ:

1) ды­ха­ние 2) ис­па­ре­ние 3) лей­ко­пласт 4) пи­та­ние
5) свет 6) фо­то­син­тез 7) хло­ро­пласт 8) хло­ро­филл

13. Вставь­те в текст «Пи­ще­ва­ре­ние у плос­ких чер­вей» про­пу­щен­ные тер­ми­ны из пред­ло­жен­но­го пе­реч­ня, ис­поль­зуя для этого циф­ро­вые обо­зна­че­ния. За­пи­ши­те в текст цифры вы­бран­ных от­ве­тов, а затем по­лу­чив­шу­ю­ся по­сле­до­ва­тель­ность цифр (по тек­сту) впи­ши­те в при­ведённую ниже таб­ли­цу.

ПИ­ЩЕ­ВА­РЕ­НИЕ У ПЛОС­КИХ ЧЕР­ВЕЙ

Сво­бод­но­жи­ву­щие плос­кие черви по об­ра­зу жизни, как пра­ви­ло, ___________ (А). Пища, по­сту­пив­шая в их ор­га­низм, пе­ре­ва­ри­ва­ет­ся в клет­ках сте­нок ки­шеч­ни­ка и в ___________ (Б). Не­пе­ре­ва­рен­ные остат­ки пищи уда­ля­ют­ся через ___________ (В). Не­ко­то­рые па­ра­зи­ти­че­ские черви не имеют ки­шеч­ни­ка, по­ступ­ле­ние пищи у них про­ис­хо­дит через ___________ (Г).

ПЕ­РЕ­ЧЕНЬ ТЕР­МИ­НОВ:

1) по­лость кишки 2) ро­то­вое от­вер­стие 3) аналь­ное от­вер­стие 4) же­лу­док
5) по­верх­ность тела 6) глот­ка 7) сим­бионт 8) хищ­ник

14.Вставь­те в текст «Мхи» про­пу­щен­ные тер­ми­ны из пред­ло­жен­но­го пе­реч­ня, ис­поль­зуя для этого циф­ро­вые обо­зна­че­ния. За­пи­ши­те в текст цифры вы­бран­ных от­ве­тов, а затем по­лу­чив­шу­ю­ся по­сле­до­ва­тель­ность цифр (по тек­сту) впи­ши­те в при­ведённую ниже таб­ли­цу.

МХИ

Мхи — это ___________ (А) рас­те­ния, по­сколь­ку раз­мно­жа­ют­ся спо­ра­ми, ко­то­рые об­ра­зу­ют­ся в осо­бых ор­га­нах — ___________ (Б). В наших лесах встре­ча­ют­ся зелёные мхи, на­при­мер ку­куш­кин лён, и белые мхи, на­при­мер ___________ (В). Для жиз­не­де­я­тель­но­сти мхов край­не важна вода, по­это­му они часто встре­ча­ют­ся около лес­ных сто­я­чих водоёмов: озёр и болот. Мно­го­ве­ко­вые от­ло­же­ния мхов на бо­ло­тах об­ра­зу­ют за­ле­жи ___________ (Г) — цен­но­го удоб­ре­ния и топ­ли­ва.

ПЕ­РЕ­ЧЕНЬ ТЕР­МИ­НОВ:

1) низ­шее 2) ко­ро­боч­ка 3) се­мен­ное 4) сорус
5) спо­ро­вое 6) сфаг­нум 7) торф 8) цвет­ко­вое

15. Вставь­те в текст «Нерв­ная ткань че­ло­ве­ка» про­пу­щен­ные тер­ми­ны из пред­ло­жен­но­го пе­реч­ня, ис­поль­зуя для этого циф­ро­вые обо­зна­че­ния. За­пи­ши­те в текст цифры вы­бран­ных от­ве­тов, а затем по­лу­чив­шу­ю­ся по­сле­до­ва­тель­ность цифр (по тек­сту) впи­ши­те в при­ведённую ниже таб­ли­цу.

НЕРВ­НАЯ ТКАНЬ ЧЕ­ЛО­ВЕ­КА

Глав­ные клет­ки, об­ра­зу­ю­щие нерв­ную ткань, на­зы­ва­ют ___________ (А). Они со­сто­ят из тела и ци­то­плаз­ма­ти­че­ских от­рост­ков. Один из от­рост­ков нерв­ной клет­ки обыч­но длин­нее всех осталь­ных, это — ___________ (Б). Также от нерв­ной клет­ки от­хо­дят один или не­сколь­ко ко­рот­ких, силь­но вет­вя­щих­ся от­рост­ков; их на­зы­ва­ют ___________ (В). Скоп­ле­ние тел и ко­рот­ких от­рост­ков в цен­траль­ной нерв­ной си­сте­ме об­ра­зу­ют ___________ (Г).

ПЕ­РЕ­ЧЕНЬ ТЕР­МИ­НОВ:

1) клет­ки-спут­ни­ки 2) ней­ро­ны 3) нефро­ны 4) денд­рит
5) аксон 6) серое ве­ще­ство 7) белое ве­ще­ство 8) нерв­ный узел

16. Вставь­те в текст «Раз­ви­тие на­се­ко­мых» про­пу­щен­ные тер­ми­ны из пред­ло­жен­но­го пе­реч­ня, ис­поль­зуя для этого циф­ро­вые обо­зна­че­ния. За­пи­ши­те в текст цифры вы­бран­ных от­ве­тов, а затем по­лу­чив­шу­ю­ся по­сле­до­ва­тель­ность цифр (по тек­сту) впи­ши­те в при­ведённую ниже таб­ли­цу.

РАЗ­ВИ­ТИЕ НА­СЕ­КО­МЫХ

Раз­ви­тие, при ко­то­ром ли­чин­ки на­се­ко­мых обыч­но по­хо­жи на взрос­лых осо­бей, на­зы­ва­ют ___________ (А). На­се­ко­мые с ___________ (Б) про­хо­дят в своём раз­ви­тии че­ты­ре ста­дии. За счёт на­коп­ле­ния ли­чин­ка­ми пи­та­тель­ных ве­ществ под хи­ти­но­вым по­кро­вом ___________ (В) про­ис­хо­дят слож­ные из­ме­не­ния — пре­вра­ще­ние во взрос­лую особь. Взрос­лые на­се­ко­мые май­ско­го жука живут в на­зем­но-воз­душ­ной среде, а ли­чин­ка – в ___________ (Г).

ПЕ­РЕ­ЧЕНЬ ТЕР­МИ­НОВ:

1) почва 2) вода 3) лес 4) не­пол­ное пре­вра­ще­ние 5) пол­ное пре­вра­ще­ние
6) ку­кол­ка 7) гу­се­ни­ца 8) яйцо 9) ли­чин­ка  

17. Вставь­те в текст «Дви­же­ние крови в ор­га­низ­ме че­ло­ве­ка» про­пу­щен­ные тер­ми­ны из пред­ло­жен­но­го пе­реч­ня, ис­поль­зуя для этого циф­ро­вые обо­зна­че­ния. За­пи­ши­те в текст цифры вы­бран­ных от­ве­тов, а затем по­лу­чив­шу­ю­ся по­сле­до­ва­тель­ность цифр (по тек­сту) впи­ши­те в при­ведённую ниже таб­ли­цу.

ДВИ­ЖЕ­НИЕ КРОВИ В ОР­ГА­НИЗ­МЕ ЧЕ­ЛО­ВЕ­КА

Серд­це че­ло­ве­ка раз­де­ле­но сплош­ной пе­ре­го­род­кой на левую и пра­вую части. В левой части серд­ца со­дер­жит­ся толь­ко ___________ (А) кровь. Со­су­ды, про­ни­зы­ва­ю­щее всё наше тело, по стро­е­нию не­оди­на­ко­вы. ___________ (Б) — это со­су­ды, по ко­то­рым кровь дви­жет­ся от серд­ца. У че­ло­ве­ка име­ет­ся два круга кро­во­об­ра­ще­ния. Ка­ме­ра серд­ца, от ко­то­рой на­чи­на­ет­ся боль­шой круг кро­во­об­ра­ще­ния, на­зы­ва­ет­ся ___________ (В), а за­кан­чи­ва­ет­ся боль­шой круг в ___________ (Г).

ПЕ­РЕ­ЧЕНЬ ТЕР­МИ­НОВ:

1) вена 2) ар­те­рия 3) ка­пил­ляр 4) левый же­лу­до­чек
5) пра­вый же­лу­до­чек 6) пра­вое пред­сер­дие 7) ар­те­ри­аль­ная кровь 8) ве­ноз­ная кровь

18.Вставь­те в текст «Ха­рак­тер­ные при­зна­ки на­се­ко­мых» про­пу­щен­ные тер­ми­ны из пред­ло­жен­но­го пе­реч­ня, ис­поль­зуя для этого циф­ро­вые обо­зна­че­ния. За­пи­ши­те в текст цифры вы­бран­ных от­ве­тов, а затем по­лу­чив­шу­ю­ся по­сле­до­ва­тель­ность цифр (по тек­сту) впи­ши­те в при­ведённую ниже таб­ли­цу.

ХА­РАК­ТЕР­НЫЕ ПРИ­ЗНА­КИ НА­СЕ­КО­МЫХ

Тело боль­шин­ства на­се­ко­мых со­сто­ит из ___________ (А) от­де­лов. На го­ло­ве у на­се­ко­мых на­хо­дит­ся ___________ (Б) усика. На груди име­ют­ся три пары ног и кры­лья. Ды­ха­ние взрос­лых на­се­ко­мых про­ис­хо­дит с по­мо­щью хо­ро­шо раз­ви­тых ___________ (В). В связи с этим у на­се­ко­мых ___________ (Г) не участ­ву­ет в пе­ре­но­се кис­ло­ро­да и уг­ле­кис­ло­го газа. На­се­ко­мые — самый круп­ный по числу видов класс жи­вот­ных.

ПЕ­РЕ­ЧЕНЬ ТЕР­МИ­НОВ:

1) один 2) два 3) три 4) че­ты­ре
5) жабра 6) лёгоч­ный мешок 7) тра­хея 8) кровь

19. Вставь­те в текст «Этапы энер­ге­ти­че­ско­го об­ме­на» про­пу­щен­ные тер­ми­ны из пред­ло­жен­но­го пе­реч­ня, ис­поль­зуя для этого циф­ро­вые обо­зна­че­ния. За­пи­ши­те в текст цифры вы­бран­ных от­ве­тов, а затем по­лу­чив­шу­ю­ся по­сле­до­ва­тель­ность цифр (по тек­сту) впи­ши­те в при­ведённую ниже таб­ли­цу.

ЭТАПЫ ЭНЕР­ГЕ­ТИ­ЧЕ­СКО­ГО ОБ­МЕ­НА

Энер­ге­ти­че­ский обмен про­ис­хо­дит в не­сколь­ко эта­пов. Пер­вый этап про­те­ка­ет в ___________ (А) си­сте­ме жи­вот­но­го. Он ха­рак­те­ри­зу­ет­ся тем, что слож­ные ор­га­ни­че­ские ве­ще­ства рас­щеп­ля­ют­ся до менее слож­ных.

Вто­рой этап про­те­ка­ет в ___________ (Б) и на­зван бес­кис­ло­род­ным эта­пом, так как осу­ществ­ля­ет­ся без уча­стия кис­ло­ро­да. Дру­гое его на­зва­ние — ___________ (В). Тре­тий этап энер­ге­ти­че­ско­го об­ме­на — кис­ло­род­ный — осу­ществ­ля­ет­ся не­по­сред­ствен­но внут­ри ___________(Г) на кри­стах, где при уча­стии фер­мен­тов про­ис­хо­дит син­тез АТФ.

ПЕ­РЕ­ЧЕНЬ ТЕР­МИ­НОВ:

1) гли­ко­лиз 2) ли­зо­со­ма 3) ми­то­хон­дрия 4) кро­ве­нос­ная
5) пи­ще­ва­ри­тель­ная 6) меж­кле­точ­ная жид­кость 7) ци­то­плаз­ма клет­ки 8) фо­то­лиз

20. Вставь­те в текст «Обмен ве­ществ в рас­те­нии» про­пу­щен­ные тер­ми­ны из пред­ло­жен­но­го пе­реч­ня, ис­поль­зуя для этого циф­ро­вые обо­зна­че­ния. За­пи­ши­те в текст цифры вы­бран­ных от­ве­тов, а затем по­лу­чив­шу­ю­ся по­с

Наши рекомендации