А18 влияние экологических факторов на организмы.
А19 ЭКОСИСТЕМНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ. БИОСФЕРА. УЧЕНИЕ ОБ ЭВОЛЮЦИИ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА.
ТЕОРИЯ
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
- Совокупность видов, приспособленных к совместному обитанию на общей территории, представляет
1) биогеоценоз 2) царство 3) популяцию 4) тип
- Что представляет собой дубрава, заселенная разнообразными видами растений, животных, грибов, бактерий
1) агроценоз 2) систему органического мира 3) биогеоценоз 4) биосферу
- Биогеоценоз – это совокупность взаимосвязанных
1) компонентов живой и неживой природы 2) животных одной популяции
3) организмов одного вида 4) совместно обитающих организмов разных видов
4. Естественный биогеоценоз, который заселен приспособленными к совместному обитанию видами растений и животных, - это
1) поле кукурузы 2) водоем 3) оранжерея 4) плодовый сад
5. Агроценоз – искусственное сообщество, в котором
1) круговорот веществ замкнутый 2) встречается большое разнообразие видов
3) все организмы приспособлены к совместному обитанию
4) человек регулирует численность видов
6. Волки выполняют в биогеоценозе роль санитаров и регулируют численность
1) белок 2) сов 3) зайцев 4) медведей
- Вследствие нерегулируемого отстрела волков возможно
1) распространение среди них массовых заболеваний
2) увеличение численности их конкурентов
3) уменьшение их пищевых ресурсов
4) снижение численности копытных
- Организмы – производители, потребители и разрушители органического вещества – это звенья
1) биогеоценоза 2) царств живой природы
3) уровней организации живой природы 4) системы органического мира
- Причинами смены одного биогеоценоза другим являются
1) сезонные изменения в природе 2) изменения погодных условий
3) колебания численности популяций 4) изменения среды обитания в результате жизнедеятельности
- Водоросли – важный компонент водной экосистемы, т.к. они
1) способствуют очищению воды
2) используют органические вещества в процессе дыхания
3) способствуют зарастанию водоемов и их заболачиванию
4) обогащают воду кислородом и создают органические вещества
- Микроорганизмы, живущие в содружестве с другими организмами, называют
1) паразитами 2) сапрофитами 3) хищниками 4) симбионтами
- Тип взаимоотношений организмов со сходными потребностями называют
1) конкуренцией 2) паразитизмом 3) хищничеством 4) симбиозом
- Примером взаимоотношений паразит-хозяин служат отношения между
1) раком отшельником и актинией 2) лягушкой и комаром
3) человеческой аскаридой и человеком 4) кукушонком и другими птенцами в гнезде
- Какие абиотические факторы являются важными для обыкновенной щуки в реке
1) водоросли 2) караси 3) заросли тростника 4) кислород и углекислый газ
- Выберите абиотический фактор
1) конкуренция растений за использование питательных веществ
2) влияние растений на жизнь животных 3) сезонные изменения в природе
4) загрязнение окружающей среды человеком
- Лесной пожар – абиотический фактор, который способствует
1) накоплению перегноя в почве 2) появлению длинных цепей питания
3) обогащению воздуха азотом 4) смене природного сообщества
- Вытаптывание отдыхающими растений в парке – это пример фактора
1) абиотического 2) биотического 3) антропогенного 4) сезонного
- Главным фактором, ограничивающим рост травянистых растений в еловом лесу, является недостаток 1) света 2) тепла 3) воды 4) минеральных веществ
- Растения верхнего яруса выступают для растений нижнего яруса в качестве фактора
1) абиотического 2) биотического 3) антропогенного 4) сезонного
- Из перечисленных животных в двух средах жизни обитает
1) дождевой червь 2) кашалот 3) майский жук 4) крот
- К производителям органических веществ относят
1) водоросли 2) грибы 3) сапрофитные бактерии 4) плотоядных животных
- Начальное звено в пищевых цепях составляют растения, т.к. они
1) служат пищей для животных 2) испаряют много воды через устьица
3) широко распространены в природе 4)образуют органические вещества из неорганических
- Клевер луговой в сообществе луга –
1) производитель органических веществ 2) относится к гетеротрофным организмам
3) потребитель органических веществ 4) занимает второе место в цепи питания.
- Какая из приведенных пищевых цепей составлена правильно
1) пеночка-трещотка – жук листоед – растение – ястреб
2) жук-листоед – растение – пеночка-трещотка – ястреб
3) растение – жук-листоед – пеночка-трещотка – ястреб
4) пеночка-трещотка – ястреб – растение – жук-листоед
A20. ИНТЕРПРЕТИРОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ, ПРЕДСТАВЛЕННЫХ В ГРАФИЧЕСКОЙ ФОРМЕ
1. Изучите график зависимости температуры тела больного малярией от продолжительности болезни (по оси х отложена продолжительность болезни (в сутках), а по оси у — температура тела больного (в °С)).
Какое из нижеприведённых описаний кривой наиболее точно отражает данную зависимость для 13-го дня болезни?
1) резко падает, а затем медленно растёт
2) резко растёт, достигая пика, а потом плавно падает
3) медленно растёт, а потом медленно снижается
4) резко растёт, достигая пика, а потом также резко падает
2. Изучите график зависимости температуры тела больного малярией от продолжительности болезни (по оси х отложена продолжительность болезни (в сутках), а по оси у — температура тела больного (в °С)).
Какое из нижеприведённых описаний кривой наиболее точно отражает данную зависимость для 5-го дня болезни?
1) медленно падает, а потом снижение становится резким
2) резко падает, достигая минимума, а потом плавно растёт
3) резко растёт, достигая пика, а потом также резко падает
4) резко падает, а затем немного растёт, после чего резко падает
3. . Изучите график зависимости температуры тела больного малярией от продолжительности болезни (по оси x отложена продолжительность болезни (в сутках), а по оси y — температура тела больного (в °С)).
В течение каких суток у больного наблюдается наибольшее колебание значений температуры тела?
1) первых
2) третьих
3) седьмых
4) одиннадцатых
4. Изучите график зависимости использования организмом человека энергии гликогена от продолжительности физический нагрузки (по оси x отложена продолжительность физической нагрузки (в мин.), а по оси y — количество использованного гликогена (в %)). Какое из нижеприведённых описаний кривой наиболее точно отражает данную зависимость в интервале 10–15 мин.?
1) резко нарастает, а затем снижение происходит плавно
2) резко снижается, а затем снижение происходит плавно
3) плавно снижается
4) не изменяется
5. . Изучите график зависимости скорости химической реакции в живом организме от температуры (по оси x отложена температура организма (в °С), а по оси y — относительная скорость химической реакции (в усл. ед.)).
Какое из приведённых ниже описаний скорости химической реакции наиболее точно отражает данную зависимость? Скорость химической реакции в живом организме
1) медленно растёт, достигая своего максимального значения, после чего плавно опускается
2) на всём протяжении медленно растёт
3) плавно колеблется около средних показателей
4) резко снижается, достигая своего минимального показателя, после чего резко растёт
6. Изучите график зависимости объёма запомненной информации (в %) от времени (по оси x отложено время (в часах), а по оси y — количество запомненной информации (в %)).
Через сколько часов объём запомненной информации составит 30%?
1) 20 ч.
2) 25 ч.
3) 30 ч.
4) 35 ч.
7.Изучите график, отражающий зависимость изменения температуры кожных покровов человека от продолжительности контакта с холодным металлическим предметом, температура которого составляет 12 °С (по оси y отложена температура кожного покрова человека (в °С), а по оси x — продолжительность контакта с холодным предметом (в с)).
Через сколько секунд после начала контакта температура участка кожи в подмышечной впадине будет равна 36,4 °С?
1) 30 с
2) 60 с
3) 90 с
4) 150 с
8.Изучите график зависимости запомнившейся информации от времени (по оси хотложено время (в ч), а по оси у — количество запомнившейся информации (в %)).
Сколько информации человек будет помнить через 30 ч?
1) 40%
2) 35%
3) 30%
4) 25%
A21. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТРУКТУРЫ ОБЪЕКТА, ВЫДЕЛЕНИЕ ЗНАЧИМЫХ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ И ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ЧАСТЯМИ ЦЕЛОГО
1. . Изучите таблицу, в которой приведены две группы растений:
Группа 1 | Группа 2 |
Соя | Папоротник |
Рябина | Мох |
Сосна | Хвощ |
Что из перечисленного ниже было положено в основу разделения (классификации) этих растений в группы?
1) наличие вегетативных органов 2) наличие семян
3) местообитание 4) источник питания
2. Изучите таблицу, в которой приведены две группы растений:
Группа 1 | Группа 2 |
Сосна | Ель |
Берёза | Ветреница |
Одуванчик | Копытень |
Что из перечисленного ниже было положено в основу разделения (классификации) этих растений в группы?
1) источник питания 2) способ размножения
3) требования к освещённости 4) строение цветка
3.Изучите таблицу, в которой приведены две группы растений:
Группа 1 | Группа 2 |
Кактус | Рогоз |
Ковыль | Папоротник |
Алоэ | Стрелолист |
Что из перечисленного ниже было положено в основу разделения (классификации) этих растений в группы?
1) потребность в воде 2) строение цветка
3) способ размножения 4) жизненная форма
4.. Изучите таблицу, в которой приведены две группы растений:
Группа 1 | Группа 2 |
Хламидомонада | Кукушкин лён |
Улотрикс | Хвощ полевой |
Ламинария | Ряска |
Что из перечисленного ниже было положено в основу разделения (классификации) этих растений в группы?
1) способ питания растений 2) деление тела на части
3) источник питания для человека
4) среда обитания
5. Изучите таблицу, в которой приведены две группы животных:
Группа 1 | Группа 2 |
Кролик | Лягушка |
Жираф | Паук |
Слон | Лев |
Что из перечисленного ниже было положено в основу разделения (классификации) этих животных в группы?
1) источник питания 2) способ размножения
3) характер передвижения 4) органы кровообращения
6. Изучите таблицу, в которой приведены две группы животных:
Группа 1 | Группа 2 |
Корова | Крокодил |
Собака | Слон |
Овца | Лев |
Что из перечисленного ниже было положено в основу разделения (классификации) этих животных в группы?
1) характер передвижения 2) покров тела
3) одомашнивание 4) источник питания
7. Изучите таблицу, в которой приведены две группы птиц:
Группа 1 | Группа 2 |
Дятел | Кряква |
Рябчик | Цапля |
Тетерев | Выпь |
Что из перечисленного ниже было положено в основу разделения (классификации) этих животных в группы?
1) условия обитания 2) размер клюва
3) способность плавать 4) источник питания
8. Между позициями первого и второго столбцов приведённой ниже таблицы имеется определённая связь:
Целое | Часть |
Майский жук | Трахеи |
Гадюка обыкновенная | ... |
Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
1) трахеи
2) жабры
3) лёгкие
4) кожа
ЗАДАНИЯ B5. УМЕНИЕ ВКЛЮЧАТЬ В БИОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕКСТ, ПРОПУЩЕННЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ ИЗ ЧИСЛА ПРЕДЛОЖЕННЫХ
1. Вставьте в текст «Обмен белков» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
ОБМЕН БЕЛКОВ
Ферментативное расщепление поступающих с пищей белков происходит в желудке и тонком кишечнике. Образовавшиеся ___________ (А) активно всасываются в ворсинки кишки, поступают в ___________ (Б) и разносятся ко всем клеткам организма. В клетках с поступившими веществами происходит два процесса: ___________ (В) новых белков на рибосомах и окончательное окисление до аммиака, который превращается в ___________ (Г) и в таком состоянии выводится из организма.
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1) кровь | 2) глицерин | 3) аминокислота | 4) лимфа |
5) синтез | 6) мочевина | 7) распад | 8) глюкоза |
A | Б | В | Г |
2. Вставьте в текст «Питание в листе» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
ПИТАНИЕ В ЛИСТЕ
Органические вещества образуются в листе в процессе ___________ (А). Затем они перемещаются по особым клеткам проводящей ткани — ___________ (Б) — к остальным органам. Эти клетки расположены в особой зоне коры стебля — ___________ (В). Такой вид питания растений получил называние ___________ (Г), поскольку исходным веществом для него служит углекислый газ, добываемый растением из атмосферы.
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1) воздушное | 2) древесина | 3) дыхание | 4) луб |
5) почвенное | 6) ситовидная трубка | 7) сосуд | 8) фотосинтез |
A | Б | В | Г |
3.Вставьте в текст «Размножение пресноводной гидры» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
ПРЕСНОВОДНОЙ ГИДРЫ
Пресноводная гидра размножается половым способом и ___________ (А). В тёплое время года на теле гидр образуются ___________ (Б). Эти выросты увеличиваются, на свободном конце их тела образуются щупальца и рот, затем подошва. Осенью при наступлении неблагоприятных условий на теле гидры появляются бугорки, в которых образуются ___________ (В). На теле гидры образуются как яйцеклетки, так и сперматозоиды, поэтому гидру относят к ___________ (Г).
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1) гермафродит | 2) раздельнополый организм | 3) почка | 4) зигота |
5) бесполый | 6) спора | 7) стрекательная клетка | 8) половая клетка |
4. Вставьте в текст «Системы органов» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
СИСТЕМЫ ОРГАНОВ
В организме человека выделяют различные системы органов, среди них — пищеварительная, дыхательная, кровеносная и др. Эндокринная система — это система жёлез ___________ (А) секреции. Они выделяют в кровь особые химические вещества — ___________ (Б). Так, адреналин вырабатывается ___________ (В). Благодаря другой системе органов, иммунной, в организме человека создаётся иммунитет. К органам иммунной системы относят костный мозг, вилочковую железу, ___________ (Г) и др.
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1) внешняя | 2) внутренняя | 3) фермент | 4) гормон |
5) антитело | 6) селезёнка | 7) надпочечник | 8) поджелудочная железа |
5. Вставьте в текст «Дыхание растений» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
ДЫХАНИЕ РАСТЕНИЙ
Процесс дыхания растений протекает постоянно. В ходе этого процесса организм растения потребляет ___________ (А), а выделяет ___________ (Б). Ненужные газообразные вещества удаляются из растения путём диффузии. В листе они удаляются через особые образования — ___________ (В), расположенные в кожице. При дыхании освобождается энергия органических веществ, запасённая в ходе ___________ (Г), происходящего в зелёных частях растения на свету.
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1) вода | 2) испарение | 3) кислород | 4) транспирация |
5) углекислый газ | 6) устьица | 7) фотосинтез | 8) чечевичка |
6. Вставьте в текст «Испарение воды листом» пропущенные термины изпредложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
ИСПАРЕНИЕ ВОДЫ ЛИСТОМ
Поглощённый ___________ (А) почвенный раствор, состоящий из воды и минеральных веществ, по особым клеткам — ___________ (Б) — поступает в лист. Здесь часть воды используется в процессе фотосинтеза, а часть, перейдя в газообразное состояние, испаряется через ___________ (В). Этот процесс имеет название ___________ (Г). Минеральные соли остаются в листьях, накапливаются и вызывают ежегодное отмирание листьев — листопад.
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1) корень | 2) ситовидная трубка | 3) сосуд | 4) стебель |
5) транспирация | 6) устьица | 7) фотосинтез | 8) чечевичка |
7. Вставьте в текст «Системы органов» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
СИСТЕМЫ ОРГАНОВ
Орган — это ___________ (А), имеющая определённую форму, строение, место и выполняющая одну или несколько функций. В каждом органе обязательно есть кровеносные сосуды и ___________ (Б). Органы, совместно выполняющие общие функции, составляют системы органов. В организме человека имеется выделительная система, главным органом которой являются ___________ (В). Через выделительную систему во внешнюю среду удаляются вредные ___________ (Г).
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1) ткань | 2) часть тела | 3) нервы | 4) кишечник |
5) желудок | 6) почки | 7) продукт обмена | 8) непереваренные остатки пищи |
8. Вставьте в текст «Жизнедеятельность растения» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РАСТЕНИЯ
Растение получает воду в виде почвенного раствора с помощью ___________ (А) корня. Наземные части растения, главным образом, ___________ (Б), напротив, через особые клетки — ___________ (В) — испаряют значительное количество воды. При этом вода используется не только для испарения, но и как исходный материал для образования органических веществ в ходе процесса ___________ (Г) .
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1) дыхание | 2) корневой чехлик | 3) корневой волосок | 4) лист |
5) побег | 6) стебель | 7) устьица | 8) фотосинтез |
9. Вставьте в текст «Дыхательная система членистоногих» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ЧЛЕНИСТОНОГИХ
Речной рак дышит при помощи жабр. Растворённый в воде кислород проникает через тонкие стенки жабр в ___________ (А). У паука-крестовика имеются ___________ (Б) и два пучка трахей, которые сообщаются с внешней средой через ___________ (В). При дыхании насекомых с помощью ___________ (Г) кровь не участвует в переносе кислорода и углекислого газа и транспортирует только питательные вещества.
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1) внешняя среда | 2) кровь | 3) полость тела | 4) лёгочные мешки |
5) трахея | 6) жабра | 7) дыхательное отверстие | 8) ротовое отверстие |
10. Вставьте в текст «Голосеменные растения» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
ГОЛОСЕМЕННЫЕ РАСТЕНИЯ
Бóльшую часть произрастающих на территории России голосеменных растений обычно называют ___________ (А) из-за особого строения листьев. Стволы этих деревьев и кустарников богаты смолой. Она не позволяет развиваться спорам паразитических грибов. Ещё одной отличительной особенностью голосеменных является развитие на побеге ___________ (Б), в которых развиваются семена. В лесах встречаются деревья: тенелюбивая ель и светолюбивая __________ (В), а также кустарник ___________(Г).
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1) коробочка | 2) можжевельник | 3) плод | 4) сосна |
5) споровое | 6) хвойное | 7) цветковое | 8) шишка |
11. Вставьте в текст «Отличие растительной клетки от животной» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
ОТЛИЧИЕ РАСТИТЕЛЬНОЙ КЛЕТКИ ОТ ЖИВОТНОЙ
Растительная клетка, в отличие от животной, имеет ___________ (А), которые у старых клеток ___________(Б) и вытесняют ядро клетки из центра к её оболочке. В клеточном соке могут находиться ___________ (В), которые придают ей синюю, фиолетовую, малиновую окраску и др. Оболочка растительной клетки преимущественно состоит из ___________ (Г).
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1) хлоропласт | 2) вакуоль | 3) пигмент | 4) митохондрия |
5) сливаются | 6) распадаются | 7) целлюлоза | 8) глюкоза |
12. Вставьте в текст «Синтез органических веществ в растении» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем
получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
СИНТЕЗ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ В РАСТЕНИИ
Энергию, необходимую для своего существования, растения запасают в виде органических веществ. Эти вещества синтезируются в ходе ___________ (А). Этот процесс протекает в клетках листа в ___________ (Б) — особых пластидах зелёного цвета. Они содержат особое вещество зелёного цвета — ___________ (В). Обязательным условием образования органических веществ помимо воды и углекислого газа является ___________ (Г).
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1) дыхание | 2) испарение | 3) лейкопласт | 4) питание |
5) свет | 6) фотосинтез | 7) хлоропласт | 8) хлорофилл |
13. Вставьте в текст «Пищеварение у плоских червей» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
ПИЩЕВАРЕНИЕ У ПЛОСКИХ ЧЕРВЕЙ
Свободноживущие плоские черви по образу жизни, как правило, ___________ (А). Пища, поступившая в их организм, переваривается в клетках стенок кишечника и в ___________ (Б). Непереваренные остатки пищи удаляются через ___________ (В). Некоторые паразитические черви не имеют кишечника, поступление пищи у них происходит через ___________ (Г).
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1) полость кишки | 2) ротовое отверстие | 3) анальное отверстие | 4) желудок |
5) поверхность тела | 6) глотка | 7) симбионт | 8) хищник |
14.Вставьте в текст «Мхи» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
МХИ
Мхи — это ___________ (А) растения, поскольку размножаются спорами, которые образуются в особых органах — ___________ (Б). В наших лесах встречаются зелёные мхи, например кукушкин лён, и белые мхи, например ___________ (В). Для жизнедеятельности мхов крайне важна вода, поэтому они часто встречаются около лесных стоячих водоёмов: озёр и болот. Многовековые отложения мхов на болотах образуют залежи ___________ (Г) — ценного удобрения и топлива.
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1) низшее | 2) коробочка | 3) семенное | 4) сорус |
5) споровое | 6) сфагнум | 7) торф | 8) цветковое |
15. Вставьте в текст «Нервная ткань человека» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
НЕРВНАЯ ТКАНЬ ЧЕЛОВЕКА
Главные клетки, образующие нервную ткань, называют ___________ (А). Они состоят из тела и цитоплазматических отростков. Один из отростков нервной клетки обычно длиннее всех остальных, это — ___________ (Б). Также от нервной клетки отходят один или несколько коротких, сильно ветвящихся отростков; их называют ___________ (В). Скопление тел и коротких отростков в центральной нервной системе образуют ___________ (Г).
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1) клетки-спутники | 2) нейроны | 3) нефроны | 4) дендрит |
5) аксон | 6) серое вещество | 7) белое вещество | 8) нервный узел |
16. Вставьте в текст «Развитие насекомых» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
РАЗВИТИЕ НАСЕКОМЫХ
Развитие, при котором личинки насекомых обычно похожи на взрослых особей, называют ___________ (А). Насекомые с ___________ (Б) проходят в своём развитии четыре стадии. За счёт накопления личинками питательных веществ под хитиновым покровом ___________ (В) происходят сложные изменения — превращение во взрослую особь. Взрослые насекомые майского жука живут в наземно-воздушной среде, а личинка – в ___________ (Г).
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1) почва | 2) вода | 3) лес | 4) неполное превращение | 5) полное превращение |
6) куколка | 7) гусеница | 8) яйцо | 9) личинка |
17. Вставьте в текст «Движение крови в организме человека» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
ДВИЖЕНИЕ КРОВИ В ОРГАНИЗМЕ ЧЕЛОВЕКА
Сердце человека разделено сплошной перегородкой на левую и правую части. В левой части сердца содержится только ___________ (А) кровь. Сосуды, пронизывающее всё наше тело, по строению неодинаковы. ___________ (Б) — это сосуды, по которым кровь движется от сердца. У человека имеется два круга кровообращения. Камера сердца, от которой начинается большой круг кровообращения, называется ___________ (В), а заканчивается большой круг в ___________ (Г).
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1) вена | 2) артерия | 3) капилляр | 4) левый желудочек |
5) правый желудочек | 6) правое предсердие | 7) артериальная кровь | 8) венозная кровь |
18.Вставьте в текст «Характерные признаки насекомых» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
ХАРАКТЕРНЫЕ ПРИЗНАКИ НАСЕКОМЫХ
Тело большинства насекомых состоит из ___________ (А) отделов. На голове у насекомых находится ___________ (Б) усика. На груди имеются три пары ног и крылья. Дыхание взрослых насекомых происходит с помощью хорошо развитых ___________ (В). В связи с этим у насекомых ___________ (Г) не участвует в переносе кислорода и углекислого газа. Насекомые — самый крупный по числу видов класс животных.
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1) один | 2) два | 3) три | 4) четыре |
5) жабра | 6) лёгочный мешок | 7) трахея | 8) кровь |
19. Вставьте в текст «Этапы энергетического обмена» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
ЭТАПЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ОБМЕНА
Энергетический обмен происходит в несколько этапов. Первый этап протекает в ___________ (А) системе животного. Он характеризуется тем, что сложные органические вещества расщепляются до менее сложных.
Второй этап протекает в ___________ (Б) и назван бескислородным этапом, так как осуществляется без участия кислорода. Другое его название — ___________ (В). Третий этап энергетического обмена — кислородный — осуществляется непосредственно внутри ___________(Г) на кристах, где при участии ферментов происходит синтез АТФ.
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1) гликолиз | 2) лизосома | 3) митохондрия | 4) кровеносная |
5) пищеварительная | 6) межклеточная жидкость | 7) цитоплазма клетки | 8) фотолиз |
20. Вставьте в текст «Обмен веществ в растении» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся пос