Построение тренировочного процесса
Узловой структурной единицей тренировочного процесса является отдельное занятие, в ходе которого используются средства, направленные на решение задач физической, технико-тактической, психологической и интегральной подготовки, создаются предпосылки для эффективного протекания адаптационных и восстановительных процессов в организме спортсмена.
Структура занятий определяется многими факторами, в числе которых цель и задачи занятия, закономерные колебания функциональной активности организма спортсмена в процессе более или менее длительной мышечной деятельности, величина нагрузки занятия, особенности набора и сочетания тренировочных упражнений, режим работы и отдыха и др. Основные элементы структуры занятий представлены в табл. 3.
Таблица 3. Структура спортивного занятия
Часть занятия | Педагогическая направленность | Нагрузка | Типы организации |
Вводно-подготовительная | Избирательная | Малая | Учебные |
Основная | Комплексная | Средняя | Тренировочные |
Заключительная | Сочетанная | Значительная | Учебно-тренировочные |
Большая | Восстановительные | ||
Модельные | |||
Контрольные |
Тренировочный процесс в целом также имеет определенную структуру: относительно устойчивый порядок компонентов, их закономерное соотношение друг с другом и общая последовательность. В тренировочном процессе различают микроструктуру (структура отдельных занятий и микроциклов), мезоструктуру (структура средних циклов и этапов тренировки, включающая серию целенаправленных микроциклов) и макроструктуру (структура больших циклов тренировки – макроциклов). Структура циклов спортивно-тренировочного процесса:
- Микроциклы – серии занятий, проводимых от 3 до 14 дней. Выделяют втягивающие, ударные, подводящие, восстановительные и соревновательные микроциклы.
- Мезоциклы – этапы тренировочного процесса продолжительностью от 3 до 6 недель. Выделяют втягивающие, базовые, контрольно-подготовительные, предсоревновательные и соревновательные мезоциклы.
- Макроциклы – их продолжительность может быть от нескольких месяцев до 4 лет. Выделяют олимпийский (4 года), годичный, сезонный макроциклы.
Структура тренировочного процесса базируется на объективно существующих закономерностях становления спортивного мастерства в конкретных видах спорта. Эти закономерности обусловлены факторами, определяющими эффективность соревновательной деятельности и оптимальную структуру подготовленности, особенностями адаптации к специфическим для данного вида спорта средствам и методам педагогического воздействия, индивидуальными особенностями спортсменов, сроками основных соревнований и их соответствием оптимальному для достижения наибольших результатов возрасту спортсмена, периодом макроцикла и другими причинами.
Многообразие причин определяет существующие различия продолжительности, целевой направленности и содержания макроциклов, этапов и периодов мезо- и микроциклов, занятий как относительно законченных, самостоятельных и одновременно взаимосвязанных структурных элементов тренировочного процесса.
Физиологическая характеристика различных видов мышечной деятельности
Общие физиологические закономерности, определяющие эффект занятий физической культурой и спортом
В основе адаптации организма к физическим нагрузкам лежат возникающие в результате систематических тренировочных занятий функциональные, метаболические, морфологические изменения в различных органах и тканях и совершенствование нервной и гуморальной регуляции функций. Это приводит к повышению уровня физической подготовленности (тренированность) занимающихся и к росту спортивных результатов. Основные физиологические закономерности, лежащие в основе получаемого тренировочного эффекта, представлены в табл. 4.
Таблица 4. Физиологические закономерности эффекта систематических занятий физическими упражнениями
Показатели | Характеристика закономерностей |
Основные функцио-нальные эффекты тренировки | Усиление максимальных функциональных возможностей; повышение экономичности (и меньшие затраты энергии) деятельности всего организма в целом и его систем. |
Пороговые (критичес-кие) нагрузки для возникновения тре-нировочных эффектов | Только при условии, когда параметры физической нагрузки (интенсивность, длительность, частота, объем) достигнут определенных величии (пороговых, критических значений), может возникнуть тренировочный эффект. |
Специфичность тре-нировочных эффектов | Наибольший тренировочный эффект может быть достигнут в отношении определенного двигательного штыка (спортивной техники), ведущего физического (двигательного) качества, состава мышечных групп, специфических условий внешней среды. |
Обратимость трени-ровочных эффектов | Тренировочные эффекты постепенно уменьшаются, при снижении тренировочных нагрузок ниже порогового уровня или исчезают при прекращении тренировок (детренированность). |
Тренируемость, опре-деляющая тренирово-чного эффекта | Способность организма изменять свои функциональные возможности под влиянием систематических тренировок, обусловленная главным образом генетическими, врожденными и отчасти приобретенными факторами |