Критически оцените методы самоконтроля и саморегуляции физического и психического состояния, адекватного конкретной ситуации.

Методы психологической саморегуляции применяются для управления человеком своим психическим состоянием.

Методы

Существует множество методов ПСР, которые делятся на 4 основных класса:

· нервно-мышечная релаксация,

· аутогенная тренировка,

· идеомоторная тренировка,

· сенсорная репродукция образов.[3]

Задачами применения данных методов являются:

1. снятие проявлений стрессовых состояний

2. уменьшение степени эмоциональной напряженности деятельности

3. предотвращение их нежелательных последствий

4. усиление мобилизации ресурсов. [7]

Метод выявления смысловой сути неблагоприятных душевных состояний.

Метод дает немедленное облегчение при любых неприятных душевных состояниях, а также возможность осознать смысловую суть источников неприятных душевных состояний.

1. приглушить поток сознательного мышления

2. сконцентрироваться на неприятном душевном ощущении

3. не контролируя себя, конвертировать это чувство в слова. "Выговорить" его из себя. Принципиальное условие: отсутствие любого самоконтроля и сознательной оценки в этом процессе. В этом случае слова покажут истинную смысловую суть неприятного душевного ощущения. Процесс может сопровождаться бурными эмоциями, криком, плачем и т.д. Чем сильнее душевное ощущение, тем сильнее будет выброс эмоций.

4. «оставить» это чувство и его источник там где ему место и вернуться в обычное состояние, с помощью аффирмаций "я здесь, ты там" и "я знаю о тебе". То есть «выйти» из контакта с подсознанием.

5. Вопросом "я еще там?" проконтролировать, действительно ли ты вышел из контакта с подсознанием. Ответ на вопрос должен быть отрицательным. Если ответ утвердительный, нужно повторять процедуру в пункте 4 до момента когда ответ на вопрос в пункте 5 будет твердо отрицательным.

6. записать результат.

Примечание. Метод нельзя использовать, находясь за рулем.

Общая характеристика методов

Главными особенностями всех методов являются:

1. Выделение состояния человека в качестве объекта воздействия. При этом учитываются воздействия на основные уровни проявления его функционального состояния: физиологический, психологический и поведенческий.

2. Направленность на формирование адекватных внутренних средств, позволяющих человеку осуществить специальную деятельность по изменению своего состояния.

3. Доминирование активной установки субъекта на изменение (регуляцию) своего состояния.

4. Обучение навыкам ПСР должно быть организовано в виде последовательных этапов овладения соответствующими внутренними навыками, что составляет основное содержание тренингов.

Эмоциональная саморегуляция (эмоциональная регуляция, ЭР) — это способность эмоционально реагировать на жизненные события социально приемлемымобразом, сохраняя достаточную гибкость, чтобы допускать спонтанные реакции, но откладывать их в случае необходимости[1]. Её можно описать как совокупность процессов наблюдения, оценки и модификации эмоциональных реакций[2], которые осуществляют усиление или ослабление эмоций[3]. Эмоциональная саморегуляция принадлежит к более широкому классу процессов регуляции эмоций, включающих как контроль над собственными чувствами, так и воздействие на чувства других людей в процессе межличностного общения[4]. Она является необходимым условием для социализации и зависит как от культуры общества, так и от социального контекста ситуации[3].

Задача. Критически оцените следующую ситуацию и дайте прогноз: И.П.Павлов, начиная первые опыты по изучению условных рефлексов, построил «башни молчания», в которых находились экспериментальные камеры с абсолютной звукоизоляцией. Однако впоследствии оказалось, что в таких камерах собаки засыпают, особенно быстро это происходило с собаками-сангвиниками. В чем причина?

Резкое ограничение афферентных импульсов значительно снижает тонус коры полушарий большого мозга. Особенно чувствительны к этому сангвиники, которым для поддержания свойственного им деятельного состояния необходим постоянный приток информации. В обычных условиях внешние воздействия присутствуют, а в "башне молчания" их нет.

Задача. Сравните, какие из следующих трех утверждений справедливы или несправедливы и почему: 1) Свойства мышцы можно вывести из свойств отдельного мышечного волокна; 2) Свойства почки можно вывести, исходя из свойств отдельного нефрона; 3) Свойства мозга можно вывести, исходя из свойств отдельного нейрона.

1. Справедливо утверждение вариант “3”

2. Новое свойство появляется в результате взаимодействия элементов (взаимодействие нейронов в мозге).

Задача. Объясните, почему невротическим расстройствам при прочих равных условиях более подвержены меланхолики и холерики. Можно ли говорить о более низкой социальной ценности людей с такими типами ВНД?

а) у человека с сильным неуравновешенным типом высшей нервной деятельности (холерик)

г) у человека со слабым типом высшей нервной деятельности (меланхолик)

1. Будет возмущаться, предлагать всем жаловаться

2. Будет у всех спрашивать “Что же делать?”.

Холе́рик (греч. χολή, холе, «желчь»[1][2][3]) — один из четырёх типов темперамента в классификации Гиппократа[1]. Человека холерического темперамента можно охарактеризовать как быстрого, порывистого, способного отдаваться делу со страстностью, преодолевать значительные трудности, но, в то же время, неуравновешенного, склонного к бурным эмоциональным вспышкам и резким сменам настроения[1][2][4]. Данный темперамент характеризуется сильными, быстро возникающими чувствами, ярко отражающимися в речи, жестах и мимике[3]. Среди выдающихся деятелей культуры и искусства прошлого, видных общественных и политических деятелей к холерикам можно отнести Петра I, Пушкина, Суворова[2], Менделеева.

Меланхо́лик (греч. μέλαινα χολή, mélaina chole, мелэна холе, «чёрная жёлчь»[1]) — один из четырёх типов темперамента в классификации Гиппократа[2]. Человека меланхолического темперамента можно охарактеризовать как легкоранимого, склонного глубоко переживать даже незначительные неудачи, но внешне вяло реагирующего на окружающее[2]. Среди меланхоликов встречаются такие незаурядные личности, как французский философ Рене Декарт, англичанин Чарлз Дарвин, писатель Николай Васильевич Гоголь[3], польский композитор Фредерик Шопен, русский композитор Пётр Ильич Чайковский[3]. Они сумели преодолеть недостатки данного темперамента и творчески использовать преимущества: высокую чувствительность нервной системы, тонкую реакцию на малейшие оттенки чувств, глубокие эмоциональные переживания, отличающиеся большой устойчивостью. Аристотель и вовсе утверждал, что все знаменитые и выдающиеся люди были меланхоликами[4].

Наши рекомендации