Психоаналитическая концепция эмоций
Психоанализ обращает внимание на энергетическую составляющую психических процессов, рассматривая вэтом плане и эмоциональную сферу. Несмотря на то, что предлагаемый отвлеченный вариант истолкованияэмоций был мало привязан к организации мозга, он в дальнейшем привлек внимание многихисследователей, занимавшихся данной проблемой. Согласно мнению Зигмунда Фрейда, бессознательноеявляется источником избытка энергии, который он определяет как либидо. Структурное содержание либидообусловлено конфликтной ситуацией, которая имела место в прошлом и зашифрована на инстинктивномуровне. Надо отметить что факты, свидетельствующие о выраженной пластичности нервной системы, плохосогласуются с идеей «законсервированного» конфликта, не говоря уже о том, что в данной гипотезе плохопросматривается биологический смысл. Со временем психоанализ пришел к выводу, что энергия«бессознательного» не хранится в структурах мозга как «дефект развития», а является следствиемпоявления в нервной системе избытка энергии, как результат несовершенной адаптации личности в социуме.Например, А. Адлер считал, что большинству детей изначально присуще ощущение собственногонесовершенства, по сравнению с «всемогущими взрослыми», которое ведёт к формированию комплексанеполноценности. Развитие личности, согласно воззрениям Адлера, зависит от того, каким образом этоткомплекс будет компенсироваться. В патологических случаях человек может пытаться скомпенсировать свойкомплекс неполноценности за счёт стремления к власти над другими.[2]
Соматическая теория эмоций Джемса-Ланге
Соматическая теория эмоций выдвинута независимо друг от друга американским философом и психологомУильямом Джеймсом и датским медиком Карлом Георгом Ланге в 1880—1890 годах. Основанием для теориипослужил анализ соответствия между объективным проявлением активности вегетативной сферы исубъективным ощущением переживаемой эмоции. Согласно данной теории, эмоциональное ощущение —это проявление в сознании функциональных перестроек в организме, происходящих на уровне вегетативнойнервной системы. Внешнее раздражение вызывает рефлекторные изменения в деятельности сердца,дыхании, кровообращении, тонусе мышц, вследствие чего в сознание проецируются разные ощущения, изкоторых и слагается переживание эмоций. То есть, сначала под действием внешних стимулов происходятхарактерные для эмоций изменения в организме и только затем, как их следствие, возникает сама эмоция.Если вегетативные реакции являются причиной, а эмоции следствием в континууме взаимодействияорганизма со средой, то «мы грустим, потому что плачем, сердимся, потому что наносим удар, боимся,потому что дрожим». В сравнении с рудиментарной теорией эмоций, которая рассматривает их в контекстеэлементарных программ поведения, теория Джемса-Ланге затрагивает более глубокие механизмыповедения, оценивая эмоции на подготовительной стадии, как набор вегетативных реакций,обеспечивающих реализацию плана действий. Следует обратить внимание, что в обеих концепциях эмоциирассматриваются несколько односторонне, как атрибут небольшого набора врожденных программповедения, поэтому создается впечатление, что ряд процессов нашего сознания лишен эмоциональногосопровождения, соответственно становится труднообъяснимым присущее человеку богатствоэмоциональной сферы.[4]
Теория эмоций Кеннона-Барда
По мнению Уолтера Кэннона, гамму эмоциональных ощущений человека, в контексте теории Джеймса-Ланге, невозможно сопоставить с относительно небольшим разнообразием вегетативных проявлений.Позднее, Филип Бард доказал одновременность физиологических и субъективных проявленийэмоционального процесса. Развитие этих представлений, подкрепленное данными физиологии, привели квыводу, что при восприятии событий, вызывающих эмоции, нервные импульсы сначала приходят в таламус,где возбуждение расщепляется, часть его идет в кору больших полушарий, порождая субъективноепереживание эмоций, а другая половина направляется в гипоталамус, который управляет физиологическимиизменениями в организме. Данная гипотеза показала взаимоотношения между эмоциональной идвигательной сферами и способствовала пониманию сенсорной природы эмоций.[5]