Возрастные особенности памяти

Что касается возрастных аспектов развития памяти, то уже в период новорожденности (к концу первого месяца жизни) появляются первые (наиболее простые и наиболее жизненно важные) условные рефлексы: на позу кормления проявляется сосательный рефлекс, на появление в поле зрения матери – эмоциональный “комплекс оживления”, проявляющийся в общей двигательной реакции и появлении улыбки.

Вообще же образование условных рефлексов, свидетельствующее о развитии механизмов памяти, характерно для более позднего времени – для периода младенчества, когда четко проявляется узнавание знакомых предметов и знакомых лиц (в 3 – 4 месяца).

К 8-10 месяцам постнатальной жизни ребенок в состоянии воспроизвести образ предмета, спрятанного на его глазах (т.е. найти этот предмет через 3-7 секунд после того, как его спрятали).

К 8-месячному возрасту у ребенка созревает префронтальная кора (где образуются новые синаптические контакты), ответственная за хранение и актуализацию рабочей (оперативной) памяти, позволяющей воспроизводить место положения (запрятывания) объекта.

В годовалом возрасте появляются первые подражательные речевые реакции при запоминании ребенком и понимании 10-20 слов, произносимых взрослыми. Далее, благодаря развитию памяти и ассоциативного мышления речевой запас наращивается.

В дошкольном возрасте память, по Выготскому, становится доминирующей функцией и очень быстро развивается, но при этом она имеет свои специфические особенности. Так, в младшем дошкольном возрасте память непроизвольна. Для запоминания играет роль эмоциональность материала, его звучность, красочность и осмысленность, т.е. смысловая память развивается параллельно с механической.

В среднем дошкольном возрасте (4-5 лет) начинает формироваться произвольная память, причем наилучшим образом в этот период она реализуется в игре. По-настоящему произвольная (сознательная, целенаправленная) память развивается в последующие возрастные периоды. Поскольку память в дошкольном периоде, развиваясь, включается в формирование личности, то ранние дошкольные годы (обычно начиная с 3-х лет) оказываются годами первых детских воспоминаний. Дальнейшее развитие памяти в период младшего школьного возраста (от 7 до 11 лет) протекает по линии произвольности и осмысленности. При высокой способности к непроизвольному эмоциональному запоминанию в игре (свойственному и дошкольному возрасту) младшие школьники уже могут целенаправленно произвольно запоминать неинтересный, но нужный материал, и с каждым годом эта произвольная память становится лучше. В этот период также развивается смысловая память, вполне сосуществующая с механической, но позволяющая освоить широкий круг мнемонических приемов, рационализирующих запоминание.

В подростковом возрасте от 11 до 15 лет, совпадающем с пубертатным кризисом, из-за нестабильности настроения, эмоциональной сферы, физиологического тонуса проявления памяти также становятся нестабильными. Это не значит, что память слабеет, напротив, она продолжает улучшаться, но из-за рассеянности внимания, что часто связано с психологическими проблемами пубертанта, интерферирующими с поступающей или воспроизводимой информацией, может периодически страдать как запоминание, так и воспроизведение.

Старший школьный возраст, или ранняя юность (от 15 до 17 лет), характеризуется общей стабилизацией личности и в связи с этим стабилизацией памяти на фоне продолжающегося ее развития.

В норме все процессы памяти (образной, эмоциональной, условнорефлекторной, словесно-логической) – и запоминание, и хранение, и воспроизведение - продолжают улучшаться до 20-25 лет, затем выходят на стабилизированное плато, оставаясь практически без изменений до 40-45 лет, и потом ухудшаются.

ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Базовые (фундаментальные)потребности, которые определяют архетипическую модель поведения.

  Основные ПОТРЕБНОСТИ Что точно НЕЛЬЗЯ
М Свобода (отсутствие контроля). Уважение. Подчинять себе дело, природу, женщину. Секс – сексуальное удовлетворение. Управлять и быть первым. Необходимость спокойного отношения к их занятости на работе и к их «играм». Восхищение. Уют, порядок в доме. Для мужчин важныпросьбы от женщины о помощи и поддержке, «слов» о том, что женщина желает близости с ними. Контролировать.   Давать советы.   Манипулировать.   Упрекать, насмехаться, уничижать.   Опекать: напоминать «мать» или «отца» в худшем понимании.   Прерывать в разговоре.
Ж Безопасность. Общение. Взаимная связь. Преданность семье и детям. Единственность. Желание следовать и подчиняться. Финансовое обеспечение.   Для женщин важно, когда мужчины: говорят, что они красивы, уделяют им внимание, внимательно выслушивают, готовы поговорить, приласкать, обнимают, делают массаж, дают почувствовать их единственность, демонстрируют компетентность и силу. Упрекать в физических недостатках.   Оставлять в трудной ситуации одну.   Не сообщать о планах и задержках.   Сравнивать ее с другими, восхищаться достоинствами других женщин.


Наши рекомендации