Тема: функциональная система лейкоцитов
УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:
Студент должен знать: количество лейкоцитов в крови в норме;
виды лейкоцитозов, отличительные признаки, причины возникновения;
регуляцию лейкопоэза, роль нервных и гуморальных факторов.
Студент должен уметь: вести подсчет лейкоцитов в счетной камере Горяева;
интерпретировать результаты общего подсчета лейкоцитов;
объяснить отдельные манипуляции и этапы подсчета количества лейкоцитов.
ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ:
1. Нормальное содержание лейкоцитов в крови?
2. Что такое лейкоцитоз?
3. Что такое лейкопения?
4. Почему лейкоциты называют «белыми клетками» крови?
5. Что такое лейкопоэз ?
6. Как осуществляется регуляция лейкопоэза нервными и гуморальными механизмами: непосредственно, опосредованно.
7. Виды лейкоцитозов.
8. Что такое лейкопоэтины?
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ:
1. Количественное содержание лейкоцитов в крови.
2. Лейкоцитоз: виды, отличительные признаки, причины возникновения.
3. Лейкопения: причины возникновения. Агранулоцитоз.
4. Лейкопоэз, его этапы Нервная и гуморальная регуляция лейкопоэза. Лейкопоэтины.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
1. Подсчет количества лейкоцитов(входит в состав общего клинического анализа крови, а также «укороченного» анализа – содержание гемоглобина, число лейкоцитов, СОЭ).
Цель опыта: Освоить методику подсчета общего количества лейкоцитов в крови.
Принцип: подсчет лейкоцитов под микроскопом в определенном количестве квадратов счетной сетки и пересчет на 1 мкл крови (или 1 л), исходя из объема единицы счетного поля и разведения крови.
Ход работы: разводят исследуемую кровь в 20 раз 3% уксусной кислотой, подкрашенной геницианвиолетом. Для этого в меланжер до метки 0,5 набирают кровь из пальца, а затем до метки 11 – раствор уксусной кислоты. Кислота разрушает оболочки эритроцитов, а краска окрашивает ядра белых клеток. При этом эритроциты становятся невидимыми и не мешают подсчету лейкоцитов. Размешивают и оставляют на 10 минут. (Допускается счет лейкоцитов не более чем через 2–4 часа после взятия крови).
Подготавливают счетную камеру с сеткой и покровное стекло, затем притирают стекло к камере, слегка надавливая его таким образом, чтобы по краям стекла появились радужные кольца или полосы. Это свидетельствует о высоте счетного поля камеры – 0,1 мм.
Размешивают, удаляют первую каплю, заполняют камеру и оставляют в горизонтальном положении на I мин. для оседания лейкоцитов. Подсчет лейкоцитов ведется в 25 больших квадратах, что составляет 400 маленьких.
Лейкоциты удобнее считать при малом увеличении.
Формула для вычисления количества лейкоцитов в 1мклкрови.
,
где Х – искомое число лейкоцитов в 1 мкл крови;
В – число лейкоцитов в 25 больших квадратах
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ:
1. Роль лейкоцитов в поддержании целостности и проницаемости клеточных мембран.
2. Роль лейкоцитов в гемостазе.
3. Миграция лейкоцитов.
ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ИТОГОВОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ
1. Провели анализ крови на содержание лейкоцитов: 1) натощак, 2) после приема пищи. Какие изменения могут быть?
2. Количество лейкоцитов в исследуемой крови 13.109/л. При каких физиологических состояниях это возможно?
3. Количество лейкоцитов в исследуемой крови 1,5.109/л. Как называется это явление? Чем оно может быть вызвано?
4. У больного с ярко выраженным воспалением количество лейкоцитов равно 3,5-109/л. Хорошо это или плохо? Почему?
5. Каким образом можно судить о наличии лейкопоэтинов?
6. Почему перед заполнением камеры Горяева первую каплю сбрасывают?
7. Каковы отличительные признаки физиологического и патологического лейкоцитоза?
8. У новорожденного количество лейкоцитов 16,2. 109/л. Говорит ли это о какой-нибудь патологии?
9. Изобразите графически изменение содержания лейкоцитов в крови у детей от момента рождения до 15 лет.
10. Каковы основные причины лейкопении?
Сборник «Контрольные вопросы по курсу нормальной физиологии».
Раздел «Физиология крови». Задачи № 57-104.
Занятие № 29
ТЕМА: ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ЛЕЙКОЦИТОВ.
ИММУНИТЕТ
УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:
Студент должен знать: виды лейкоцитов, их морфологические особенности, функции, количественное содержание, лейкоцитарную формулу;
роль В и Т-лимфоцитов в гуморальном и клеточном иммунитете.
Студент должен уметь: производить подсчет лейкоцитарной формулы;
анализировать особенности лейкоцитарной формулы и содержания лейкоцитов в крови.
ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ:
1. На какие группы делятся лейкоциты?
2. Назовите виды гранулоцитов.
3. Назовите виды агранулоцитов.
4. Содержание нейтрофилов, базофилов, эозинофилов в крови.
5. Функции нейтрофилов.
6. Функции базофилов.
7. Функции эозинофилов.
8. Основные группы нейтрофилов.
9. Классификация агранулоцитов.
10. Содержание моноцитов и лимфоцитов в крови в норме?
11. Функции моноцитов.
12. Функции лимфоцитов.
13. Классификация лимфоцитов.
14. Что такое лейкоцитарная формула?
15. Что такое « сдвиг вправо» и «сдвиг влево» в лейкоцитарной формуле?
16. Клиническое значение лейкоцитарной формулы.
17. Что такое гуморальный и клеточный иммунитет?
18. За обеспечение гуморального иммунитета отвечают: нулевые лимфоциты,
В-лимфоциты, Т-лимфоциты.
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ:
1. Виды лейкоцитов. Морфологические особенности отдельных видов.
2. Физиологическая роль отдельных видов лейкоцитов.
3. Понятие о лейкоцитарной формуле, ее практическое значение.
4. Моноциты, макрофаги, их роль в организме.
5. Система В- и Т-лимфоцитов, их роль в клеточном и гуморальном иммунитете.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
1. Подсчет и анализ лейкоцитарной формулы (л.ф.).в окрашенных мазках крови.
Цель работы. Научиться считать лейкоцитарную формулу путем дифференцирования различных форм лейкоцитов при микроскопии сухих фиксированных и окрашенных мазков крови.
Ход работы. С помощью объектива малого увеличения находят край мазка крови. Наносят каплю иммерсионного масла и, не меняя положения стекла, переводят иммерсионный объектив т. о., чтобы он погрузился в каплю масла. Подбирают с помощью микровинта соответствующее фокусное расстояние. Необходимо просчитать не менее 100 лейкоцитов. Подсчет лейкоцитов осуществляют след. образом: отступив 2–3 поля зрения от края мазка, 3–5 полей зрения вдоль края мазка, затем 3–5 полей зрения по направлению к середине мазка под прямым углом, снова 3–5 полей зрения параллельно краю, затем под прямым углом по направлению к краю и т. д., двигая стекло по зигзагу.
Подсчитав около половины клеток на одном крае мазка меняют положение стекла и другую половину клеток считают на противоположном крае. При исследовании лейкограммы необходимо дифференцировать неразрушенные лейкоциты. В табл. №1 представлены основные морфологические особенности различных лейкоцитов.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ:
1. Ферментативная активность разных видов лейкоцитов и ее значение для организма.
2. Роль базофилов в аллергических реакциях.
Таблица 1