Общие принципы координационной деятельности

ЦНС.

УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:

Студент должен знать: взаимодействие процессов возбуждения и торможения на центральных нейронах;

механизм развития центрального торможения;

нейрональные механизмы, обеспечивающие развитие сопряженного торможения в центрах - антагонистах;

механизмы, обеспечивающие усиление и удлинение биологически значимых афферентных нервных сигналов;

явление доминанты, ее физиологическое значение.

Студент должен уметь: нарисовать схемы, объясняющие нейрональные механизмы развития: сопряженного торможения в центрах-антагонистах; возвратного торможения; пресинаптического торможения.

ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ:

1. Что такое торможение?

2. Возникает ли торможение в любом отделе ЦНС? (да, нет).

3. Кем и в каком опыте было описано центральное торможение?

4. Объясните механизмы, обусловливающие возникновение центрального торможения.

5. Назовите известные вам тормозные медиаторы.

6. Что наблюдается на постсинаптической мембране при развитии вторичного постсинаптического торможения: а) деполяризация; б) гиперполяризация; в) реполяризация?

7. Дайте определение доминанты.

8. Перечислите основные свойства доминантного очага.

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ:

1. Торможение в ЦНС (И. М. Сеченов).

2. Современные представления о механизмах центрального торможения. Постсинаптическое и пресинаптическое торможение.

3. Взаимодействие между процессами возбуждения и торможения как основа координации рефлексов: принцип реципрокности, одновременная и последовательная индукция, принцип обратной связи, принцип общего конечного пути, союзные и антагонистические рефлексы.

4. Принцип доминанты (А.А. Ухтомский). Свойства доминантного очага в ЦНС.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА:

Видеодемонстрация опытов:

1. Сеченовское торможение (наличие центрального торможения).

2. Доминанта (свойства доминантного очага на примере естественной и искусственно созданной доминанты).

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ:

1. Изменение процессов торможения в ЦНС в пожилом и старческом возрасте.

2. Изменение координации движений в пожилом и старческом возрасте.

ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ИТОГОВОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ:

1. Уменьшается ли время сгибательного рефлекса задней лапки лягушки при одновременном сильном механическом раздражении передней лапки? Почему?

2. Чем отличается иррадиация возбуждения в центральной нервной системе, возникающая при отравлении стрихнином от иррадиации при постепенном возрастании силы раздражителя, действующего на организм?

3. Почему чтение во время еды отрицательно сказывается на акте пищеварения?

4. Вы готовитесь к экзаменам. Тихо играет радио. Это не мешает вашей работе. Почему? Каков механизм этого?

5. Объясните, почему, когда у человека болит зуб, все посторонние слабые раздражители, действующие на организм, усиливают эту боль?

6. Почему трудно сконцентрировать внимание в монотонной обстановке?

Сборник «Контрольные вопросы по курсу нормальной физиологии».

Раздел «Общая физиология». Задачи №180-189.

Занятие № 11

Тема: Физиология вегетативной нервной системы.

ФИЗИОЛОГИЯ СПИННОГО МОЗГА

УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ

Студент должен знать: структурно-функциональную организацию вегетативной нервной системы, ее симпатического и парасимпатического отделов;

особенности вегетативной рефлекторной дуги;

роль вегетативных ганглиев; медиаторы вегетативной нервной системы;

основные эффекты симпатической и парасимпатической регуляции;

уровни регуляции вегетативных функций;

методы исследования вегетативной нервной системы;

структуру и функции спинного мозга;

принцип работы спинного мозга;

центры спинного мозга;

основные спинальные рефлексы;

восходящие и нисходящие пути спинного мозга, их функциональное значение.

Студент должен уметь: исследовать кожно-вегетативные рефлексы;

исследовать вегетососудистые реакции;

определять характер вегетативного рвновесия по уровню артериального давления и числу сердечных сокращений;

объяснить причины, приводящие к спинальному шоку, его проявления и последствия в зависимости от уровня повреждения;

объяснить спинальные механизмы регуляции мышечного тонуса и фазных движений;

исследовать простейшие спинальные рефлексы (коленный, ахиллов и др.)

ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ:

1. Назовите основные фунции вегетативной нервной системы?

2. Чем отличается рефлекторная дуга вегетативного рефлекса от соматической рефлекторной дуги?

3. Какие отделы имеет вегетативная нервная система?

4. Где расположены симпатические центры вегетативной нервной системы?

5. Где расположены парасимпатические центры вегетативной нервной системы?

6. Перечислите основные симпатические эффекты вегетативной нервной системы?

7. Перечислите основные парасимпатические эффекты вегетативной нервной системы?

8. Назовите основные виды вегетативных рефлексов?

9. Назовите функции спинного мозга.

10. Какие корешки спинного мозга являются афферентными?

11. Какие корешки спинного мозга являются эфферентными?

12. Какой тип нейронов преобладает в спинном мозге?

13. Назовите спиноцеребральные (восходящие) пути спинного мозга.

14. Назовите цереброспинальные (нисходящие) пути спинного мозга.

15. Перечислите основные виды рефлексов спинного мозга.

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ:

1. Структурно-функциональная организация вегетативной нервной системы.

2. Центры вегетативной нервной системы.

3. Вегетативная рефлекторная дуга и ее особенности.

4. Физиологическая роль вегетативных ганглиев.

5. Вегетативные синапсы и их свойства. Медиаторные механизмы передачи импульсов.

6. Вегетативная регуляция органов и тканей, основные эффекты.

7. Высшие центры вегетативной регуляции (гипоталамус, ретикулярная формация, мозжечок, лимбическая система) и их роль.

8. Роль коры больших полушарий в регуляции вегетативных функций.

9. Общие и специфические функции центральной нервной системы. Центральная нервная интеграция функций, ее особенности.

10. Морфофункциональная организация спинного мозга. Сегментарный и межсегментарный принцип работы спинного мозга.

11. Центры спинного мозга.

12. Рефлекторная функция спинного мозга.

13. Спинальные рефлексы. Регуляция мышечного тонуса и фазных движений.

14. Проводниковая функция спинного мозга. Восходящие и нисходящие пути спинного мозга, их роль.

15. Спинальный шок, причины возникновения и последствия.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Видеодемонстрация опытов.

1. Исследование кожно-вегетативных рефлексов.Цель опыта: методом исследования кожно-вегетативных рефлексов изучить функциональное состояние симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы.

а) Исследование местного дермографизма.

Ход опыта: С помощью тупого предмета (шпателя, ручки неврологического молоточка) осуществляется штриховое раздражение кожи, причем необходимо дозировать силу раздражения, учитывать длительность латентного периода реакции, ее выраженность и продолжительность.

Через 5-20 секунд в области раздражения появляется белая полоса (белый дермографизм) или красная полоса (красный дермографизм).

Белая полоса исчезает через 8-12 секунд, красная – через 3 минуты. Интенсивно выраженная и долго не исчезающая белая полоса указывает на повышенную активность симпатического отдела вегетативной нервной системы. Выраженная и долго не исчезающая красная полоса является признаком повышенной парасимпатической реакции, а если появляется широкая красная полоса с белым отечным валиком и красной каймой в середине(возвышающийся дермографизм), то это указывает еще и на высокую проницаемость сосудистой стенки. Эти исследования лучше осуществлять на коже спины или груди.

б) Пиломоторный рефлекс.

Наиболее четко этот рефлекс проявляется при раздражении задней поверхности шеи быстрым охлаждением (кусочек льда, холодная вода, эфир) или механическим воздействием (пощипыванием кожи, трением). В ответ возникает реакция в виде “гусиной кожи” в области раздражения или по всей, подвергшейся раздражению половине тела, связанная с сокращением волосковых мышц. Данный рефлекс является спинальным, т.е. нервный центр этого рефлекса находится в спинном мозге. В патологических случаях при раздражении участка кожи ниже уровня пораженного сегмента спинного мозга, пиломоторный рефлекс, распространяясь вверх, достигает лишь границы патологического очага.

2. Рефлекс Даньини-Ашнера (глазосердечный, глазо-висцеральный, глазовисцеромоторный). Цель опыта: продемонстрировать особенности формирования вагусного глазосердечного рефлекса.

Ход работы: после 10 минут покоя, пальцами правой руки производят постепенно нарастающее надавливание на боковые части глазных яблок в течение 20-40 секунд. До и после надавливания подсчитывают пульс специальным прибором пульсотахометром. Пульс считают каждые 5 секунд. Рефлекс проявляется или быстро, через 2-3 секунды, или медленно, через 8-10 секунд. Проявляется рефлекс обычно замедлением пульса. Если пульс урежается на 4-12 ударов-положительный рефлекс с нормальной вагусной реакцией, больше 15 ударов – резко положительный с повышенной вагусной реакцией, при отсутствии изменений пульса – отрицательный, а при ускорении больше +4 – извращенный. Кроме замедления пульса, может быть падение артериального давления, замедление дыхания с увеличением его глубины.

3. Определение характера вегетативного равновесия.Цель опыта: выявить наличие сдвига вегетативного равновесия по величинам интегральных показателей кровообращения.

Ход работы: расчет вегетативного индекса Кердо и индекса минутного объема. Студенты измеряют уровень артериального давления и подсчитывают друг у друга частоту сердцебиений. Вегетативный индекс Кердо рассчитывают по формуле:

ДД

ВИ = (1------ ) х100, где ДД - диастолическое давление

ЧСС ЧСС - частота пульса

При вегетативном равновесии в регуляции сердечно-сосудистой системы ВИ = 0. Положительные значения индекса означают сдвиг равновесия в симпатическую сторону, а отрицательные – в парасимпатическую.

Индекс минутного объема (ИМО) рассчитывают по формуле:

пульсовое АД х ЧСС (в покое)

ИМО = --------------------------------------------

пульсовое АД х ЧСС (должные)

Должные или нормативные АД и ЧСС находят по таблице Вецлера. У здоровых людей в покое ИМО = 1.При преобладании симпатических влияний индекс повышается, а парасимпатических – снижается. Физическая нагрузка повышает значение индекса не менее чем на 0,2.

4. Исследование сухожильных рефлексов.Цель опыта: освоить методику исследования простейших спинальных рефлексов.

Ход работы:

1. Исследование коленного рефлекса.

а) Неврологическим молоточком ударяют по сухожилию четырехглавой мышцы (ниже коленной чашечки) - голень разгибается. Замечают выраженность данного рефлекса.

б) Определяя коленный рефлекс, предлагают испытуемому с силой растянуть сцепленные руки, рефлекс существенно усиливается, что доказывает наличие постоянного тормозного контроля со стороны вышерасположенных центров.

1. Исследование сухожильного рефлекса с двуглавой мышцы.

Поддерживая локоть руки испытуемого левой рукой, правой рукой наносят удар неврологическим молоточком по сухожилию двуглавой мышцы – предплечье сгибается.

4. Исследование сухожильного рефлекса с трехглавой мышцы.

Наносят удар неврологическим молоточком по сухожилию трехглавой мышцы – предплечье разгибается.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ:

1. Центры регуляции вегетативных функций в спинном, продолговатом и среднем мозгу.

2. Значение ретикулярной формации и подкорковых ядер в регуляции вегетативных функций.

3. Интеграция вегетативной нервной и гуморальной регуляции.

4. Особенности вегетативной нервной регуляции в старческом возрасте.

5. Методы исследования функций центральной нервной системы (перерезка, разрушение, раздражение, ЭЭГ, вызванных потенциалов, стереотаксический, внутримозговое введение веществ, хронорефлексометрия).

6. Особенности рефлекторной функции спинного мозга в старческом возрасте.

Наши рекомендации