Тема: физиологические свойства мышечного волокна. физиология нервно-мышечного синапса.
ФИЗИОЛОГИЯ МЫШЕЧНОЙ РАБОТЫ
УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:
Студент должен знать: механизм сокращения мышцы;
фазы одиночного мышечного сокращения;
роль ионов Са и АТФ в возникновении гладкого и зубчатого тетануса, контрактуры; механизм явления, описываемого как оптимум и пессимум Введенского;
строение нервно-мышечного синапса;
происхождение ПКП (потенциала концевой пластинки);
причины возникновения утомления в нервно-мышечном препарате;
механизм, пути блокирования и точки приложения блокады нервно-мышечной передачи; механизм действия деполяризующих и недеполяризующих миорелаксантов;
определение нейро-моторной единицы;
виды сокращения мышц;
определение силы и работы мышц;
закон средних нагрузок;
причины утомления мышц.
Студент должен уметь: нарисовать строение миофибрилл;
изобразить графически гладкий и зубчатый тетанус.
схематически изобразить нервно-мышечный синапс;
проанализировать в опыте (эксперименте) возникновение утомления в разных частях нервно-мышечного синапса;
объяснить разницу в действии деполяризующих и недеполяризующих релаксантов; схематически изобразить нейро-моторную единицу;
определить максимальную работу, выполняемую какой-либо мышцей до наступления ее утомления.
ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ:
1. Какие белки входят в состав мышц?
2. Какая теория объясняет механизм мышечного сокращения?
3. Какова роль Са в сокращении мышц?
4. От чего зависит сила одиночного мышечного сокращения;
5. Какова роль АТФ и АТФаз в сокращении мышц?
6. Что такое гладкий и зубчатый тетанус?
7. Что такое оптимум и пессимум Введенского?
8. Что такое нервно-мышечный синапс?
9. Какова функциональная роль нервно-мышечного синапса?
10. Какие медиаторы выделяются в синаптическую щель?
11. Как влияет медиатор на постсинаптическую мембрану?
12. Как действует холинэстераза на передачу возбуждения в синапсе?
13. В каком из звеньев нервно-мышечного препарата прежде всего возникает утомление?
14. Назовите виды мышц по их строению.
15. Что такое анатомическое и физиологическое сечение мышцы?
16. Что такое изометрическое сокращение мышц?
17. Что такое изотоническое сокращение мышц?
18. Что такое сила мышцы и работа мышцы?
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ:
1. Структура поперечно-полосатой мышцы.
2. Механизм сокращения мышцы.
3. Зависимость возбуждения мышцы от частоты раздражения: кривая одиночного сокращения, гладкий и зубчатый тетанус, оптимум и пессимум Введенского.
4. Гладкие мышцы, их свойства, механизм сокращения.
5. Устройство нервно-мышечного синапса.
6. Механизм передачи возбуждения в нервно-мышечном синапсе.
7. Механизмы блокирования нервно-мышечной передачи.
8. Виды и режимы сокращения скелетных мышц.
9. Сила и работа мышц. Эргография. Закон средних нагрузок.
10. Утомление. Его причины и проявления.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА:
Видеодемонстрация опытов.
Опыт № 1. Зависимость утомления мышц от кровоснабжения.
Цель опыта: наблюдать изменение скорости утомления мышцы в условиях нарушения ее кровоснабжения.
Порядок проведения работы.
Надеть на локоть правой руки испытуемого манжету тонометра. Испытуемый, положив ладонь на стол, надевает на указательный палец веревочную петлю, перекинутую через блок. К другому концу петли прикреплена гирька весом 50 г. Не накачивая манжету, испытуемый пальцем, с помощью веревочной петли поднимает и опускает гирьку до тех пор, пока у него не разовьется утомление. После отдыха то же самое упражнение повторить с накачанной манжетой. Сравнить количество подъемов гирьки в обоих экспериментах. Объяснить полученный результат.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ:
1. Энергетические и тепловые процессы, происходящие в мышце при сокращении.
2. Кальций и процессы фосфорилирования.
3. Изменение структуры и функции мышц в пожилом и старческом возрасте.
4. Зависимость силы сокращения мышцы от числа работающих нейро-моторных единиц.
5. Способы стимуляции и тренировки нервно-мышечных синапсов.
6. Холинорецепторы.
7. Особенности нервно-мышечной передачи в пожилом и старческом возрасте.
8. Влияние физической нагрузки на силу и работоспособность мышц.
9. Способы определения физической подготовленности организма.
10. Сила и работа мышц в пожилом и старческом возрасте.
ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ИТОГОВОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ:
1. Что произойдет с мышцей при раздражении, если ее смачивать раствором с увеличенной концентрацией Са? К?
2. Длительность одиночного сокращения мышцы примерно равна 0,15 сек. Какой частоты импульсации будет достаточно для формирования тонического сокращения этой мышцы?
3. В мышце длительность фазы абсолютной рефрактерности равна 3 мсек, относительной рефрактерности – 7 мсек. С какой примерно частотой необходимо раздражать эту мышцу для получения оптимальной реакции и пессимальной реакции?
4. Как и почему изменится высота сокращений мышцы крысы при увеличении частоты ее непрямого раздражения от 50 до 300 Гц (лабильность мышечного волокна - 300-400 Гц)?
5. Каким должен быть интервал между двумя раздражающими прямоугольными импульсами тока, чтобы произошла:
а) частичная суммация сокращений; б) полная суммация, если длительность периода укорочения равна 0,05 сек, а длительность расслабления – 0,075 сек?
6. В лаборатории применяются два метода исследования: миографии и электромиографии. Какой из них необходимо использовать, если требуется регистрировать сократительную деятельность мышц?
7. Длительность периода укорочения мышцы равна 0,02 сек. С какой частотой ее необходимо раздражать для получения гладкого тетануса?
8. Время укорочения мышцы 0,05 сек. Какая частота раздражения вызовет зубчатый тетанус?
9. У одного испытуемого сгибатель кисти дает гладкий тетанус при раздражении мышцы в ритме 40 имп/сек, а у второго для формирования гладкого тетануса достаточно 23 раздражений в секунду. У какого испытуемого мышца находится в лучшем физиологическом состоянии?
10. В физиотерапии применяются токи большой частоты (УВЧ – ультравысокой частоты). Чем объяснить, что ток УВЧ не вызывает сокращения скелетной мускулатуры?
11. С какими физиологическими особенностями связана большая или меньшая утомляемость нерва, мышцы и нервно-мышечного синапса?
12. Известно высказывание И.М. Сеченова: «Источник ощущения усталости помещают обыкновенно в работающие мышцы, я же помещаю его…исключительно в центральную нервную систему». Что имел в виду Сеченов и почему?
13. Во время хирургической операции, проводимой с применением миорелаксантов, пациента перевели на искусственное управляемое дыхание. Для чего это делают? Что произойдет, если этого не сделать?
14. В древние времена южноамериканские индейцы смачивали наконечники стрел ядом кураре. Получив даже легкое ранение, человек или животное погибали. Почему?
15. Имеется три вида мышц: прямые, косые и перистые. Как будет соотноситься между собой сила этих мышц, если известно, что косые мышцы идут под углом 30°, перистые - 45°, и их анатомические сечения одинаковы?
16. Почему сердечная и дыхательные мышцы практически не утомляются?
17. Площадь физиологического поперечного сечения мышцы – 25 см2. Рассчитайте удельную силу мышцы, если она в состоянии поднять 200 кг.
18. Какие существуют зависимости между силой раздражения и величиной мышечного сокращения?
19. Мышцу нагружают различными грузами. При какой нагрузке работа будет наибольшей и почему? При каких нагрузках работа будет минимальна и почему?
Сборник «Контрольные вопросы по курсу нормальной физиологии».
Раздел «Общая физиология». Задачи № 80-117
Занятие № 6.