Психофизиологические основы построения профессиограмм.

Среди глобальных изменений, происходящих в общественном разделении труда, необходимо в первую очередь отметить следующие трансформации. Это и появление совершенно новых видов профессиональной деятельности, которых просто не было еще несколько лет назад, причем именно они характеризуются наибольшей сложностью и «психологичностью». Это и исчезновение многих – отживших (или отживающих) свой век профессий. Это и изменение пропорций в соотношении разных типов деятельности – выход на доминирующие позиции одних из них и утрата лидирующего положения другими. Наконец, это существенное изменение самого содержания большинства видов профессиональной деятельности в направлении его усложнения, ужесточения требований и к её процессу, и к результатам, а также и к условиям выполнения.

Обострение конкурентных отношений на рынке труда и появление скрытой и явной безработицы ставят целый комплекс связанных с ней психологических проблем: профессиональной консультации безработных и их трудоустройства, профессиональной переподготовки и при необходимости психокоррекционной работы. Изменения основ общественного строя, переход на рыночные отношения приводят к резкому изменению удельного веса таких профессий, которые также не были характерны для отечественной практики (например, профессии менеджера, предпринимателя). Они не укладываются в традиционную схему психологии труда, но не перестают от этого быть именно видами профессиональной деятельности, причем наиболее сложными и ответственными.

На первый план в новых условиях выходят именно субъект-субъектные виды деятельности, в которых предметом труда человека является другой человек (управленческая, организационная, предпринимательская, маркетинговая и др.). Они становятся доминирующими в предмете психологии труда.

В 1957 году принята Международная стандартная классификация профессий (МСКП), созданная объединенными усилиями представителей ЮНЕСКО, ООН и Всемирной организации здравоохранения. МСКП включает более 7 тыс. наименований профессий. Задача данной классификации состоит в обобщении статистических данных разных стран, построении международных программ, связанных с рабочей силой (с вопросами миграции населения, профтехобразования, анализа заработной платы, размещения рабочей силы и пр.). В этой классификации профессии группируются независимо от отраслей промышленности, главным критерием группировки здесь служат характер работы, используемые орудия и средства производства, используемой сырье, требуемое образование.

Классификация профессий по отраслям народного хозяйства также является многоцелевой, основу её составляют экономические и технологические критерии. Зная о принадлежности конкретной профессии к некоторой отрасли можно представить характер продукта труда, тип используемых технологий, степень опасности профессии по риску профессиональных заболеваний и травматизму.

Классификация профессий в целях гигиены и охраны труда необходима врачам для разработки мер профилактики и диагностики случаев профессиональной патологии. В 1913 году на средства Московского земства врач-гигиенист С.М. Богословский опубликовал книгу «Система профессиональной классификации», включавшую семь разновидностей гигиенических группировок профессий.

В 70-е гг. XX в. в нашей стране была разработана классификация видов работ по степени тяжести, понимаемой как интегральный показатель степени неблагоприятного влияния на здоровье и функционального состояния всего многообразия факторов труда, условий труда и трудовой нагрузки (Славина Э.С., Макушин В.Г., 1974).

Группировки профессий в целях подбора и рациональной расстановки кадров на отдельном предприятии или в отрасли составляются на основе аттестации трудовых постов (должностей).

В рамках истории труда, техники может быть разработана историческая классификация как группировка профессий в связи с историческими эпохами, уровнем развития технического прогресса, прогнозом будущих изменений в мире труда.

Классификация профессий может быть построена на основе психофизиологического подхода, критерием такой классификации оказывается требуемая степень развития психических и психофизиологических функций. Примером может быть классификация видов труда по степени необходимости творческих интеллектуальных функций в работе. В принципе могут быть построены группировки профессий по требованиям к мнемическим функциям, к психомоторной одаренности, типам интеллекта, особенностям профессионального общения и т.д.

В 60-е гг. XX в. Ленинградскими учеными под руководством Е.А. Климова была создана информационно-поисковая система «Профессиография». Эта система предполагала всестороннее изучение профессий (с точки зрения социально-экономической, производственно-технической, санитарно-гигиенической и психофизиологической). Классификационные признаки профессий объединялись в пять групп:

1) общие сведения о профессии (название профессии, специальности, вида работы; принадлежность к отрасли народного хозяйства, распространенность, численность работников, средний заработок);

2) подготовка кадров (тип учебного заведения; длительность обучения; условия приема на учебу, уровень итоговой квалификации; перспективы профессионального роста);

3) типовые производственные показатели работы (виды труда; предмет и цели работы; тип используемых орудий; важнейшие обязанности работника; виды трудностей, ошибок, возможность аварий по вине работника; преобладающий тип деятельности по её содержанию; формы организации труда и характер социальных связей в труде);

4) санитарно-гигиенические условия труда (профессиональные вредности, медицинские противопоказания);

5) психофизиологические характеристики труда (120 признаков):

- сенсорные процессы и перцептивные действия;

- психические процессы по хранению, переработке информации, принятию решения – наблюдение, память, мышление, речевые функции;

- моторные компоненты деятельности;

- эмоциональный фон трудовой деятельности – особенности регуляции трудового поведения, характер нервно-психической напряженности;

- индивидуально-личностные качества – помехоустойчивость, выносливость, быстродействие, уравновешенность, активность, волевые качества, трудолюбие, коммуникативность, гуманность.

Каждый признак оценивался по степени выраженности; при этом использовались градации: высокая и постоянная, высокая и периодическая, умеренная. В итоге каждая профессия могла быть представлена в виде графического профиля степени выраженности структурных компонентов профессиональной деятельности, оцененных по девяти шкалам.

Разнообразие характеристик трудовой деятельности определяют возможности многофакторной классификации её видов по различным классификационным признакам. В качестве примера можно привести один из фрагментов такой классификации.

1. По характеру рабочей нагрузки субъекта труда и его усилий по реализации трудовых задач выделяют физический и умственный труд.

2. По характеристикам целей труда, рабочей нагрузки, организации трудового процесса умственный труд подразделяется на:

- оперативный (управляющий), операторский (информационное взаимодействие с техникой), творческий – (стандартный – преподавание, лечебная работа и др., нестандартный – научная работа, сочинение музыкальных, литературных произведений и др.), эвристический (изобретательство).

- динамический и статический;

- однообразный (монотонный) и разнообразный (по содержанию, темпу и т.п.).

3. В зависимости от условий деятельности выделяют труд в комфортных условиях (гигиенические параметры среды в пределах нормативных значений), в необычных условиях при постоянном воздействии неблагоприятных факторов (повышенное давление – водолазные работы, низкие температуры – полярники, информационные перегрузки – диспетчерская работа и т.д.), в экстремальных условиях (при повышенной ответственности за успех в работе, здоровье людей и сохранность техники, а также при опасности для жизни, вредности для здоровья и т.д.).

4. По форме организации деятельности выделяют следующие виды труда:

- регламентированный (с определенным распорядком работы), нерегламентированный (со свободным распорядком), смешанный (пересменка, вахта);

- индивидуальный и коллективный (совместный).

Е.А. Климовым предложена «четырехярусная классификация профессий», которая построена на основе многофакторного принципа.

Первый ярус составляют пять типов профессий по признаку различий их объектных систем:

1) человек – живая природа (Ч-П) – агроном, микробиолог и т.п.;

2) человек – техника (Ч-Т) – слесарь, механик, оператор ЭВМ;

3) человек - человек (Ч-Ч) – врач, учитель, продавец и т.п.;

4) человек – знаковая система (Ч-З) – математик, редактор и т.п.;

5) человек – художественный образ (Ч-Х) – дирижер, художник, артист и т.п.

На втором ярусе в пределах каждого типа профессий выделяются три класса по признаку целей труда:

1) гностические (от греч. – «гносис» – знание) профессии (Г) – дегустатор (Ч-П), контролер (Ч-Т), социолог (Ч-Ч), корректор (Ч-З), искусствовед (Ч-Х);

2) преобразующие профессии (П) - мастер-животновод (Ч-П), токарь (Ч-Т), учитель (Ч-Ч), бухгалтер (Ч-З), цветовод-декоратор (Ч-Х);

3) изыскательские профессии (И) – летчик-наблюдатель (Ч-П), инженер-конструктор (Ч-Т), воспитатель (Ч-Ч), программист (Ч-З), композитор (Ч-Х);

На третьем ярусе каждый из предыдущих трех классов профессий разделяется на четыре отдела по признаку основных орудий (средств) труда:

1) профессии ручного труда (Р) – контролер слесарных работ (Г-Ч-Т), лаборант химического анализа (Г-Ч-П), ветеринар (П-Ч-П), слесарь (П-Ч-Т);

2) профессии машинно-ручного труда (М) – токарь, водитель автомобиля, машинист экскаватора и т.п.;

3) профессии, связанные с применением автоматических и автоматизированных систем (А) – оператор станков с программным управлением, авиадиспетчер, сменный оператор АЭС и т.п.;

4) профессии, связанные с применением функциональных средств труда (Ф) – актер, акробат и т.п.;

На четвертом ярусе в каждом из четырех отделов профессий выделяются четыре группы профессий по признаку условий труда (У):

1) работа в помещении с нормальным микроклиматом (М) – лаборант, бухгалтер и т.д.;

2) работа на открытом воздухе (О) – агроном, монтажник, инспектор ГИБДД и т.п.;

3) работа в необычных условиях (Н) – водолаз, высотник, шахтер, пожарный и т.п.;

4) работа в условиях повышенной ответственности (Т) – воспитатель детского сада, учитель, врач, следователь и т.п.

Выделенные четыре яруса (группы) признаков являются частично совпадающими. Предложенная классификация позволяет во-первых, дать обзорную схему карты мира профессий и, во-вторых, составить (используя условные литерные обозначения) примерную формулу определенной профессии.

Наши рекомендации