Установка «Они не благополучны», или «Другие хуже меня»

К этой установке относятся патологические типы характера (по классификации Райха — Лоуэна), формирующиеся в более старшем возрасте (от 3 лет до периода полового созревания) и физиологически связанные преимущественно с нижним и средним функционально-энергетическими центрами:

а) Активные, так называемые ригидные варианты — анальный тип характера, формирующийся в возрасте 3 — 5 лет (преувеличенное детское упрямство) и возникающий в более старшем возрасте на-вязчиво-компульсивный (или хаотически-деятельный) тип. В обоих случаях имеется вытесняемая подсознательная установка «Я должен».

б) Пассивные варианты, формирующиеся в возрасте от 5-6 лет до начала пубертатного периода и связанные с запретом выражения ли-бидинозно окрашенных эмоций: соответственно мужской, фалли-чески-нарциссический и женский — истерический (общая вытесняемая установка «Я не должен»).

Таким образом, интуитивные представления различных древних духовных, целительских и философских систем вполне согласуются друг с другом. Необходимо отметить, что при этом они согласуются еще и со взглядами современной психологии и психофизиологии. В первую очередь, это касается трехэлементной схемы «духовно-энергетических центров». На психологическом плане этим трем группам соответствуют три основных мотива человеческой деятельности: (1) знание/постижение истины; (2) любовь/общение с людьми; (3) сила/влияние, власть. Отсюда вытекает и классификация типов личности человека, соответственно ее преимущественной направленности или преобладающему жизненному мотиву, отражающемуся и на телесном уровне. Следствием является и классификация типичных психологических проблем, связанных с недостаточным уровнем достижений, «зацикленностью» человека в какой-либо из трех этих областей. Любопытно отметить, что соответственно трем группам человеческих проблем распределяются и направления практической психологии/психотерапии, призванные эти проблемы решать. Пожалуй, наиболее наглядно это проявляется в трех основных ветвях классического психоанализа. Как известно, 3. Фрейд при исправлении проблем человеческой психики во главу угла ставил подавленное стремление к любовным отношениям — либидо (впоследствии преобразовавшееся в некоторую универсальную жизненную движущую силу), А. Адлер — нереализованное стремление к власти, превосходству (выливающееся в комплекс неполноценности), а К.Г. Юнг основное внимание уделял стремлению человека к интуитивной мудрости, внутреннему росту (индивидуации). На самом же деле большинство психологических проблем возникает из-за односторонности, дисгармонии развития личности. Только пропорциональное, гармоничное ее развитие во всех трех направлениях дает человеку психологическую устойчивость, основанную на трех надежных «точках опоры». С точки зрения личностного роста человеку необходимо сознательно добиваться гармоничного сочетания активности всех трех центров для достижения общей цели. В литературе этот принцип получил название «триады достижения успеха» (Иванов Ю.М., 1995): на физическом уровне — непосредственное действие, на эмоциональном — культивирование позитивных эмоций, связанных с достижением намеченной цели, и поддержание уверенности в успехе, на ментальном (интеллектуальном) — позитивное мышление и образное представление того, что искомый результат получен (техника визуализации и аффирмации, которая будет представлена в отдельной главе).

Поэтому и для решения подобных проблем, и для обеспечения эффективного личностного роста необходим подход комплексный, заключающийся не только в коррекции «болезненной», проблемной стороны личности (точки наименьшего сопротивления), но и «подтягивании» двух остальных до необходимого уровня. Для этого необходимо помочь человеку на время «вернуться в детство» и дать ему возможность исправить имевшие место в далеком прошлом недочеты и недостатки личностного развития.

ОТ ТЕЛА К СОЗНАНИЮ

Итак, мы завершили рассмотрение основной части наших упражнений, связанных с осознаванием тела, мышечным расслаблением, дыханием. Надеюсь, что вы не ограничились только чтением, но и попробовали эти несложные упражнения на практике. За пределами нашего краткого рассмотрения остались еще многие полезные вещи — попеременное носовое дыхание из пранаямы, дыхание через мысленно представляемый центр тяжести (хара) из дзэнских упражнений, дыхание с произнесением иоговских мантр, медитация на дыхании (випассана), динамическая медитация по Раджнешу (Раджнеш Б.Ш., 1993), техника «интегративного» дыхания по Дж. Леонарду, включающая в себя пять элементов (Леонард Дж., Лаут Ф., 1993), и еще много других полезных способов снятия стресса, избавления от негативных эмоций и их последствий, доступных современному человека, ведущему обычный для обитателя большого города образ жизни. Но, как ни жаль оставлять все это «за бортом» повествования, нам необходимо перейти от описания телесного уровня к уровню сознания. И начнем мы с обсуждения действительно важнейшей темы — связи сознания и подсознания. И быть может, это откроет вам глаза на то, что вы до сих пор не замечали в себе и окружающих, а может быть, догадывались, но не хотели себе признаться.



Наши рекомендации