Механизмы регуляции психологического стресса
Способы повышения устойчивости человеческого организма на стресс делятся на три группы (20, 10)
1. Первая группа включает способы, использующие физические факторы воздействия – это физическая культура, закаливание организма, бег трусцой;
2. Вторая группа – аутогенная тренировка (психотерапевтическая методика, направленная на восстановление динамического равновесия гомеостатических механизмов человеческого организма, нарушенных в результате стресса, психотерапия, гипноз);
3. Третья группа способов повышения общей устойчивости организма связана с биологически активными веществами.
Ю.В. Щербатых выделил методы оптимизации уровня стресса (18, 158): дыхательные техники (медитация на дыхании, полное дыхание), мышечная релаксация (контраст), рациональная психотерапия («Спасибо вам за то, что вы...»), использование позитивных зрительных образов («Киносеанс исполнения желания»). Но не каждый человек будет выполнять эти методики, и большинство людей используют «неправильные» механизмы регуляции стресса.
ОСОБЕННОСТИ СТРЕССОВЫХ СОСТОЯНИЙ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ
Из-за недостаточной освещенности вопросов о влиянии стресса на обучаемость студентов ВУЗов и не разработка методик оценки влияния стресса на студентов в период обучения ведет к тому, что необходимо определить основные направления к созданию условий для эффективного построения педагогического процесса в высших учебных заведениях, снятия эмоционального напряжения, улучшения социально-психологического климата в студенческой группе.
Гипотеза исследования – ухудшение психофизиологического состояния студентов в период учебной деятельности возникает при условии неадекватного преодоления стрессовых состояний в эмоциональной сфере.
Цель эксперимента - выявление особенностей эмоциональной сферы обучающихся в период учебно-профессиональной деятельности в учреждениях высшего профессионального образования, исследование возможностей преодоления стресса без негативного воздействия на психофизиологическое состояние студента.
Объект исследования – стрессовое состояние студентов в целостном педагогическом процессе.
Предмет исследования – особенности психологической регуляции стрессовых состояний студентов в период обучения.
Методологическая основа: личностно деятельностный подход, принципы развития, единства сознания и деятельности, детерминизма.
Личностно деятельностный подход предполагает, что все психические процессы, свойства и состояния рассматриваются как принадлежащие к конкретному человеку, что очень важно для выявления результатов данного исследования. Личностно деятельностный подход позволяет в своем личном компоненте рассмотреть самого индивида, его мотивы, неповторимость.
Принцип единства сознания и деятельности означает, что сознание и деятельность не противоположны друг другу, но и нетождественные, а образуют неразрывное единство. Сознание возникает, развивается и проявляется в деятельности. Деятельность выступает как форма активности сознания, а самосознание обеспечивает активный характер деятельности. Неправильное осознание того, как стресс можно преодолеть без негативных воздействий на организм, ведет к тому, что деятельность носит губительный характер.
Принцип детерминизма означает, что психика определяется образом жизни и изменяется с изменением образа жизни. В соответствии с этим принципом важно определить, что индивид делает для преодоления стресса, тем самым, изменяя свою жизнь либо в худшую сторону, либо в лучшую.
Методы исследования: констатирующий эксперимент, опрос, методы математической статистики
Эксперимент проводился в феврале-апреле 2015 года на двух базах: в формальной обстановке - ГБОУ ВПО РНИМУ им. Пирогова (Островитянова, 1), в неформальной обстановке – кафе «Шоколадница» (Профсоюзная, 1).
Для проведения социально-психологического опроса разработан опросник общественного мнения. Опросник состоит из 16 полузакрытых вопросов. Ключевыми моментами являются ответы на вопросы, касающиеся режима питания и сна обучающегося, как он справляется со своим стрессом, какой эмоциональной фон он испытывает во время учебного процесса.
Респондентам было предоставлено неограниченное время для заполнения печатных бланков. В ходе предварительного собеседования респондентам были предъявлены цели исследования и возможности разъяснения собственной позиции. Во время заполнения опросных листов респонденты не задавали сопутствующих вопросов, чувствовали себя комфортно, быстро отвечали на поставленные вопросы, без каких-либо затруднений. Анализ показал, что независимо от того, на какой из баз (формальной или неформальной) проводилось исследование, общая картина выборов ответов респондентами не имела существенных различий.
В социально-психологическом исследовании приняли участие студенты, обучающиеся в высших учебных заведениях г. Москвы (МГУ им. М.В. Ломоносова, РНИМУ им. Н.И. Пирогова, РГАУ–МСХА им. К.А. Тимирязева) в возрасте от 18 лет до 21 года. Обработка статистических данных проводилась с помощью программы Microsoft Excel 2013.
По результатам исследования у 33% опрошенных эмоциональный фон в период учебной деятельности является сниженным, и они испытывают состояние усталости, 22% испытывают хороший настрой, у 18% настроение неустойчиво, 15% испытывают творческий подъем, а 12% находятся в плохом настроении и все время устают (СМ. приложение, диаграмма 1). У студентов (63%), которые не соблюдают режим сна, прием пищи, мало времени проводят на свежем воздухе пытались справиться со стрессом с помощью употребления алкоголя, приемом наркотических средств и чрезмерным употреблением пищи (СМ. приложение, диаграммы 2, 3, 4). Они являются более восприимчивыми на стрессовую ситуацию, интеллектуальные способности снижены, агрессивны к окружающим людям, вследствие чего стресс переходит в дистресс, из-за нехватки ресурсов для преодоления стресса. Это приводит к разрушительным последствиям для организма. 37% обучающихся в учебном заведении имеют любимое занятие (хобби), которое помогает справиться со стрессом, перенаправив негативные эмоции на продуктивную деятельность. Так же эти студенты, соблюдают режим сна и приемов пищи, больше времени проводят на свежем воздухе, что помогает успешнее преодолеть стрессовую ситуацию без больших затратов энергетических ресурсов, преобразуя стресс в эустресс.
В результате исследования были выявлены индивидуальные стили совладания со стрессом (позитивные и негативные формы преодоления). К негативному варианту относятся чрезмерное употребление алкоголя, наркотических средств, агрессия, недосып, а также неправильное питание. Такое поведение приводит к дистрессу, который разрушительно влияет на организм и отрицательно на продуктивность учебно-профессиональной деятельности. К позитивному варианту относятся правильное питание, соблюдение режима сна, прогулки на свежем воздухе, любимое занятие (хобби), общение с близкими людьми. Тогда стресс переходит в эустресс, что приводит к продуктивности учебно-профессиональной деятельности, мобилизации организма и адаптации к условиям целостного педагогического процесса в высшем учебном заведении.
В ходе анализа результатов исследования были выявлены особенности по половому признаку: девушки и юноши демонстрируют индивидуальный стиль к преодолению стрессовых ситуаций, а также по-разному справляются с ними. Девушки чаще соблюдают режим питания и сна, выходят на свежий воздух как можно чаще, тщательно готовятся к текущим занятиям, тем самым это приводит к почти полной подготовленности перед рубежным контролем, что в свою очередь благоприятно влияет на эмоциональный фон в сессионный период. Девушки реже испытывают тревогу во время учебной деятельности, меньше проявляют агрессию. Вместе с тем, девушки чаще обращаются за социальной поддержкой (к семье или друзьям), когда испытывают тревогу, переживания. Такой способ совладания с эмоциональными переживаниями помогает более точно проанализировать проблему, найти благоприятное решение. Юноши предпочитают не говорить о своих проблемах, это приводит к нервному срыву и чрезмерной агрессии.
Для обучающихся в высших учебных заведениях важно то, каким образом они справляется с неблагоприятными условиями. Юноши меньше времени проводят на свежем воздухе, в большинстве своем не имеют постоянного хобби, не уделяют внимания сознательному структурированию времени, ищут выхода из стрессовой ситуации с помощью употребления алкогольных напитков и наркотических средств. Девушки во время учебной деятельности легко преодолевают стрессовые ситуации, с наименьшими затратам ресурсов и во время учебной детальности меньше испытывают тревогу, чем юноши.
Основными направлениями социально-психологического сопровождения студентов являются: создание условий для обеспечения охраны здоровья обучающихся, расширение кругозора студентов в области физической культуры и спорта, создание благоприятного психологического климата. Задачи формирования здорового образа жизни целесообразно решать не только через сохранение соматического здоровья в течение всего периода обучения, но и через развитие взаимоотношений товарищества и партнерства в студенческой среде, привитие обучающимся привычки самостоятельно заниматься физической культурой и спортом для повышения работоспособности и укрепления здоровья.
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ
В результате изучения научных трудов были определены условия возникновения стресса и их последствия:
выявлено, что устойчивость к стрессу определяется характером протекания беременности у матери и является базовым условием формирования совладающего со стрессом поведения человека;
определено, что несоответствие между когнитивными элементами (когнитивный диссонанс) влечет за собой возрастание напряженности, и чем больше несоответствие, тем выше напряженность, которая приводит к нарушению интеграции поведения;
установлены в ходе эксперимента индивидуальные стили совладания со стрессом (позитивные и негативные формы преодоления): к негативным формам преодоления относятся чрезмерное употребление алкоголя, наркотических средств, агрессия, недосып, а также неправильное питание (как следствие, возникает дистресс, который разрушительно влияет на организм и отрицательно на продуктивность учебно-профессиональной деятельности); к позитивным формам - правильное питание, соблюдение режима сна, прогулки на свежем воздухе, любимое занятие (хобби), общение с близкими людьми (стресс переходит в эустресс, что приводит к продуктивности учебно-профессиональной деятельности, мобилизации организма и адаптации к условиям целостного педагогического процесса в высшем учебном заведении);
выделены гендерные особенности: девушки являются более приспособленными к стрессовой ситуации в период учебной деятельности, чем юноши.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате теоретического изучения литературы были выявлены психофизиологические аспекты стресса. При анализе физиологических особенностей стресса было показано, что многие авторы выделяют разный физиологический компонент стресса и в соответствии с расхождением мнений этот аспект остается не до конца изучен.
Так же, изучив работы отечественного автора, были определены условия возникновения стресса. Одним из базовых условий возникновения стресса является характер протекания беременности у матери, так как он в дальнейшем определяет восприимчивость к стрессу.
Было рассмотрено определение когнитивного диссонанса, который подразумевает противоречие между старым знанием и новым, которое должно сложиться из-за новой ситуации, на основе этого возникает диссонанс, который в свою очередь приводит к интрапсихическому конфликту. Вероятность возникновения интрапсихического конфликта в значительной степени обусловлена особенностями когнитивной сферы. Роль когнитивных элементов в развитии стресса, а несоответствие между когнитивными элементами (когнитивный диссонанс) влечет за собой возрастание напряженности, и чем больше несоответствие, тем выше напряженность, которая приводит к нарушению интеграции поведения.
Гипотеза о том, что ухудшение психофизиологического состояния студентов в период учебной деятельности, может возникнуть при неадекватном преодолении стрессовых состояний - подтвердилась. Для выявления эмоциональных состояний, обучающихся в период учебно-профессиональной деятельности в учреждениях высшего профессионального образования, а также как можно преодолеть стресс без негативного воздействия стресса на организм студента был проведен социально-психологический опросник, в результате, которого были выявлены индивидуальные стили совладания со стрессом (позитивные и негативные формы преодоления), а также гендерные особенности.
Дефицитарность научной базы состоит в том, что недостаточно изучена проблема определения основных направлений создания условия для эффективного построения педагогического процесса в высших учебных заведениях, снятия эмоционального напряжения, улучшения социально-психологического климата в студенческой группе. Таким образом, основными направлениями социально-психологического сопровождения студентов являются: создание условий для обеспечения охраны здоровья обучающихся, расширение кругозора студентов в области физической культуры и спорта, создание благоприятного психологического климата. Задачи формирования здорового образа жизни целесообразно решать не только через сохранение соматического здоровья в течение всего периода обучения, но и через развитие взаимоотношений товарищества и партнерства в студенческой среде, привитие обучающимся привычки самостоятельно заниматься физической культурой и спортом для повышения работоспособности и укрепления здоровья.
БИБЛИОГРАФИЯ
Источники
1. МР 2.2.9.2311-07. 2.2.9. (2007) Состояние здоровья работающих в связи с состоянием производственной среды. Профилактика стрессового состояния работников при различных видах профессиональной деятельности. Методические рекомендации" (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ от 18.12.2007) // КонсультантПлюс – надёжная правовая поддержка / 1997-2015 КонсультантПлюс, [email protected] . Свидетельство МПТР России Эл N 77-6731 / Официальный сайт компании «КонсультантПлюс» / Правовые ресурсы / Документы. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_83834/ (Дата обращения 01.06.2015)
Литература
2. Андерсон, Дж. (2002) Когнитивная психология. СПб.: Питер. 496с.
3. Берн, Э. (1999) Игры в которые играют люди. М.: с. 592
4. Гусова, А. Б. (1969) Некоторые клинико-физиологические особенности анксиозных состояний. М.: с.396.
5. Дифференциальная психофизиология (2001) Учебник для вузов. Под. ред. Е.П. Ильин. СПб.: Питер. 596 с.
6. Исаев, Д.Н. (2005) Эмоциональный стресс. М.: Речь. 400 с.
7. Китаев-Смык, Л.А. (1983) Психология стресса. М.: Наука. 368 с.
8. Киршбаум, Э. (2005) Психологическая защита. Спб.: Смысл. 86 с.
9. Лазарус, Р. (1970) Теория стресса и психофизиологические. М.: Медицина. 208 с.
10. Маклаков ,А.Г. (2008) Общая психология: для вузов. СПб.: Питер. 583с.
11. Павлов, И.П. (1954) О типах нервной деятельности и экспериментальных неврозах. М.: Медгиз. 192 с.
12.Психофизиология Учебник для вузов. (2001) / Под. ред. Ю.А.Александрова. СПб.: Питер. - 496 с.
13. Селье, Г. (1960) Очерки об адаптационном синдроме. М.: Медгиз. 255с.
14. Селье, Г. (1972) На уровне целого организма. М.: Наука. 122 с.
15. Селье, Г. (1979) Стресс без дистресса. М.: Прогресс. 123 с.
16. Судаков, К. В. (1982) Системные механизмы эмоционального стресса. М.: Медицина. 232 с.
17. Фестингер, Л. (1999) Теория когнитивного диссонанса. СПб.: Ювента. 318 с.
18. Щербатых, Ю. В. (2008) Психология стресса. М.: Эксмо. 304 с.
19. Щербатых, Ю. В. (2007) Психология стресса и методы коррекции. СПб.: Питер. 256 с.
20. Шульц, И.Г. (1985) Аутогенная тренировка. М.: Медицина, 32 с.
Электронный ресурс
21. Березин, Ф.Б. Интрапсихический конфликт (2015) Березин Ф.Б. Персональный сайт URL: http://berezin-fb.su/emocionalnyj_stress_i_stressoustojchivost/intrapsihicheskij_konflikt/ (Дата обращения 24.04.2015)
22. Бодров, В.А. (2015) Информационный стресс URL: http://www.nnre.ru/psihologija/_informacionnyi_stress/p1.php (Дата обращения 02.04.2015)
23. Китаев-Смык, Л.А. (2015) Психология и концепция стресса URL: http://www.persev.ru/book/la-kitaev-smyk-psihologiya-i-koncepciya-stressa (Дата обращения 02.04.2015)
ПРИЛОЖЕНИЕ
1. Опросный лист…………………………… …………………………………. 35
2. Диаграмма 1 Преобладающий эмоциональный фон ……………………… 38
3. Диаграмма 2 Соблюдение распорядка дня ………………………………... 38
4. Диаграмма 3 Соблюдение пищевого режима ……………………………... 39
5. Диаграмма 4 Время, проведенное на свежем воздухе ……………………..39
6. Диаграмма 5 Уровень подготовки к текущим занятиям …………………..40
7. Диаграмма 6 Переживание тревоги, сильное волнение……………………40
8. Диаграмма 7 Виды совладающего поведения …………………………….. 41
9. Диаграмма 8 Обращение за поддержкой ………………………………….. 41
10. Тезаурус ………………………………………………………………......... 42
Опросный лист
Уважаемый респондент!
Предлагаем Вам принять участие в исследовании культуры умственного труда студента. Цель опроса – выявление эмоциональных состояний, обучающихся в период учебно-профессиональной деятельности в учреждениях высшего профессионального образования.
Респондент______________________________________(укажите Ваш ник)
1. Пол мужской / женский (нужное подчеркнуть)
2.Возраст__________________________________________________________
3. Какой эмоциональный фон в период активной учебной деятельности является для Вас преобладающим? (отметьте Ваш выбор «галочкой»)
а) творческий подъем;
б) хороший рабочий настрой;
в) мое настроение определяется разными условиями, неустойчиво;
г) общий эмоциональный фон сниженный, чаще я испытываю состояние усталости;
д) я очень устаю и поэтому все время нахожусь в плохом настроении
4. Соблюдаете ли Вы определенный режим дня во время учебного года?
(отметьте Ваш выбор «галочкой»)
а) да
б) нет
в) иногда
г)другое______________________________________________________
(При необходимости разъясните и дополните Ваш ответ)
5. Правильно ли Вы питаетесь, соблюдаете ли режим приемов пищи? (отметьте Ваш выбор «галочкой»)
а) да
б) не всегда
в) нет
г)другое______________________________________________________
(При необходимости разъясните и дополните Ваш ответ)
6. Часто ли Вы проводите на свежем воздухе (прогулки, занятия спортом, выезды на природу)? (отметьте Ваш выбор «галочкой»)
а) очень часто
б) часто
в) редко
г) почти не выхожу на улицу
д)другое______________________________________________________
(При необходимости разъясните и дополните Ваш ответ)
7. Вы тщательно готовитесь к текущим занятиям? да / нет (нужное подчеркнуть)
_____________________________________________________________
(При необходимости разъясните и дополните Ваш ответ)
8. Часто ли Вы переживаете тревогу, сильное волнение в учебное время?
а) постоянно
б) довольно часто
в) иногда
г) редко
д) никогда
е)другое______________________________________________________
(При необходимости разъясните и дополните Ваш ответ)
9. Легко ли Вам выступать перед аудиторией на занятиях?
(отметьте Ваш выбор «галочкой»)
а) да, я люблю выступать
б) не очень
в) нет, я не люблю выступать, так как начинаю чувствовать себя некомфортно
г)другое______________________________________________________
(При необходимости разъясните и дополните Ваш ответ)
10. Вас легко ли Вас вывести из себя? да / нет (нужное подчеркнуть)
__________________________________________________________________
(При необходимости разъясните и дополните Ваш ответ)
11. Что Вам помогает совладать с собой, когда Вы сильно встревожены или взволнованы?
(отметьте Ваш выбор «галочкой»)
а) «заедаю стресс» (чрезмерное потребление пищи)
б) у меня есть любимые занятия, хобби, которые помогают мне уравновесить свое эмоциональное состояние
в) употребляю алкогольные напитки и другие сильнодействующие вещества
г)другое______________________________________________________
(При необходимости разъясните и дополните Ваш ответ)
12. При подготовке к экзамену / зачету Вы легко сосредоточиваетесь на материале, который нужно выучить?
(отметьте Ваш выбор «галочкой»)
а) да, мне легко сосредоточиться
б) когда как
в) нет, мне очень сложно сосредоточиться
г)другое______________________________________________________
(При необходимости разъясните и дополните Ваш ответ)
13. Случается ли, что когда Вы отвечаете на экзамене / зачете, Вы вдруг забываете выученный материал? да / нет (нужное подчеркнуть)
_____________________________________________________________
(При необходимости разъясните и дополните Ваш ответ)
14. Как Вы себя чувствуете перед экзаменом/зачетом?
(отметьте Ваш выбор «галочкой»)
а) испытываю дискомфорт
б) очень переживаю, даже испытываю соматические нарушения (к примеру, начинает болеть живот)
в) я совсем не волнуюсь
г)другое______________________________________________________
(При необходимости разъясните и дополните Ваш ответ)
15. Обращаетесь ли Вы за поддержкой, чтобы справиться с нежелательным эмоциональным состоянием (сильной тревогой, волнением)?
а) да, к семье
б) да, к друзьям
в) нет, держу все в себе
г)другое______________________________________________________
(При необходимости разъясните и дополните Ваш ответ)
16. В каких учебных ситуациях Вы испытываете положительные эмоции?
_____________________________________________________________
(разверните Ваш ответ)
Благодарим Вас за участие в опросе!
Диаграмма 1