Стресс как неспецифическая реакция организма
Г. Селье рассматривает стресс как особое функциональное состояние и, в тоже время, как психофизиологическую реакцию организма на воздействия среды. Г. Селье выделяет, что ведущая роль в физиологическом процессе принадлежит коре надпочечников, которая усиленно синтезирует стероидные гормоны — глюкокортикоиды, которые выполняют адаптивную функцию.
Стрессор возбуждает гипоталамус продуцируется вещество, дающее сигнал гипофизу выделять в кровь адренокортикотропный гормон (АКТГ). Под влиянием АКТГ внешняя корковая часть надпочечников выделяет глюкортикоиды. Это приводит к сморщиванию вилочковой железы и многим другим сопутствующим изменениям — атрофии лимфатических узлов, торможению воспалительных реакций и продуцированию сахара (легкодоступный источник энергии), после чего происходит биохимическая и физиологическая адаптация к стрессору(14, 36).
Чтобы противостоять различным стрессорам, организм должен регулировать свои реакции посредством химических сигналов или нервных импульсов, которые либо прекращают, либо вызывают борьбу. Г. Селье пишет, что постоянство внутренней среды поддерживается двумя основными типами реакции: синтоксической и кататоксической. Синтоксические агенты действуют как тканевые транквилизаторы (успокоители), создают состояние пассивного терпения, то есть мирного сосуществования с вторгшимися чужеродными веществами. Кататоксические агенты химически стимулируют выработку разрушительных ферментов, которые активно атакуют возбудителя болезни, ускоряя его гибель в организме.
Г. Селье не отрицал важной роли высших отделов центральной нервной системы в формировании адаптивных реакций организма, однако сам этим вопросом не занимался. У. Кеннон оппонирует учению Г. Селье. У. Кэннон не обращался к разработке роли гипофиза или коры надпочечников. В основе его учения о стрессе лежит теория гомеостаза, то есть относительного равновесия, постоянства состава и свойств внутренней среды организма в качестве важнейшего условия его жизнедеятельности. Это состояние динамического равновесия поддерживается путем противодействия влиянию внешних (средовых) и внутренних факторов с последующей к ним адаптацией. Ведущее место в поддержании гомеостаза и взаимодействие организма с окружающей средой принадлежит, по У. Кеннону, центральной и вегетативной нервной системе. Особую роль при этом он отводил симпатоадреналовой системе, мобилизующей организм для реализации наследственных программ «борьбы и бегства». Он заложил основы систематического изучения отдельных приспособительных явлений, необходимых для поддержания жизни в необычных условиях.
Идеи о механизмах стресса были развиты в исследованиях физиолога отечественной школы И.П. Павловым. В результате исследования закономерностей протекания нервных процессов в критических условиях И.П. Павловсоздал теорию экспериментального невроза, согласно которой при определенных внешних воздействиях, требующих максимального функционального напряжения высшей нервной деятельности (далее - ВНД), происходит срыв слабого звена нервных процессов и искажение функционирования сильного звена. В его опытах в условиях экспериментального невроза нарушалось взаимодействие процессов возбуждения и торможения в коре больших полушарий головного мозга. В ходе экспериментального невроза, который по своей сути являлся типичным стрессом, возникали нарушения функционирования ВНД в сторону торможения или возбуждения. И.П. Павлов отмечал существенную роль индивидуальных факторов, в частности, врожденного типа ВНД, в формировании картины формирующегося экспериментального невроза (11, 58).
Таким образом, надпочечники являются главным компонентом в физиологическом процессе при стрессе. Однако, оппонент Г. Селье, У. Кэннон говорил о гомеостазе и не рассматривал надпочечники как основной компонент. Отечественный физиолог И.П. Павловотошел от концепций Г. Селье и У. Кэннонаи рассмотрел стресс в виде экспериментального невроза, в основе которого лежит врожденный тип ВНД.