Средняя логопедическая группа (1-й год обучения)
Средняя логопедическая группа (1-й год обучения)
I КВАРТАЛ
(сентябрь, октябрь, ноябрь)
1 – 3 неделя сентября – обследование состояния речи и неречевых психических функций. Выявление структуры и механизма речевых нарушений, заполнение речевых карт.
Й раздел. Звукопроизношение.
1. Уточнить произношение гласных звуков, а также согласных [б], [п], [м], [н], [д], [т], [г], [к], [х], [в], [ф] и их мягких вариантов.
2. Отработать чистое произношение в звукоподражаниях: ко-ко-ко, ку-ку, га-га-га, гав-гав и т.д.
3. С помощью упражнений общей артикуляционной гимнастики, артикуляционного массажа и специальной артикуляционной гимнастики начать подготовку артикуляционного аппарата к формированию правильной артикуляции свистящих звуков.
Й раздел. Работа над слоговой структурой слова.
1. Упражнять детей в различении на слух длинных и коротких слов (мак – погремушка, кот – велосипед, дом - черепаха).
2. Учить детей передавать ритмичный рисунок слова.
3. Работать над двусложными, а потом над трехсложными словами из открытых слогов (дыня, мука, батоны, вагоны)
Й раздел. Развитие навыков звукового анализа и синтеза.
1. Учить детей выделять из ряда звуков гласные звуки [а], [у].
2. Упражнять детей в анализе и синтезе на слух слияний гласных звуков: [ау], [уа].
3. Учить выделять начальные ударные гласные [а], [у] в словах, различать слова с начальными ударными [а], [у].
Й раздел. Развитие общих речевых навыков.
1. Начать работу по формированию правильного физиологического и речевого дыхания.
2. Формировать мягкую атаку голоса при произнесении гласных. Работать над плавностью речи.
3. Учить детей изменять силу голоса: говорить громко, тихо, шепотом.
4. Выработать правильный темп речи.
5. Работать над четкостью дикции.
6. Начать работу над интонационной выразительностью речи. Развивать реакцию на интонацию и мимику, соответствующую интонации. Следить за соблюдением единства и адекватности речи, мимики, пантомимики, жестов – выразительных речевых средств в игре и ролевом поведении детей.
Й раздел. Лексика.
Лексические темы
Сентябрь
4-я неделя – «Осень». («Название деревьев», «Дикие животные осенью»).
Октябрь
1-я неделя – «Огород» («Овощи», «Домашние животные осенью»).
2-я неделя – «Сад». «Фрукты»
3-я неделя – «Лес». «Грибы и лесные ягоды».
4-я неделя – «Игрушки».
Ноябрь
1-я неделя – «Одежда».
2-я неделя – «Обувь».
3-я неделя – «Квартира», «Мебель».
4-я неделя – «Кухня», «Посуда».
1. Обобщить первичное представление детей об осени по существенным признакам сезона: состоянию погоды и основным осеним погодным явлениям. Ввести в речь наречия, обозначающие состояния погоды: солнечно, пасмурно, дождливо, ветрено. Ввести в речь прилагательные хмурый, дождливый.
2. Учить детей узнавать деревья по листьям, плодам, семенам, характерным особенностям стволов.
Ввести в словарь существительные – названия деревьев: береза, рябина, дуб, клен, ель.
3. Расширить представления детей об овощах и фруктах (цвет, размер, запах, вкус).
Ввести в словарь существительные – названия овощей и фруктов: помидор, огурец, лук, морковь, капуста, яблоко, груша, слива, лимон, апельсин.
4. Конкретизировать представления детей о диких животных осенью, о подготовке зверей к зимовке (изменение цвета и характера шерсти, утепление жилища).
Ввести в словарь существительные – названия животных: медведь, лиса, еж, заяц, белка; корова, кошка, лошадь, собака.
5. Закрепить в речи детей существительные с обозначающим значением: игрушки, обувь, одежда, посуда, мебель.
Ввести в словарь следующие существительные: мяч, машинка, кубики, кукла, мишка; тапки, туфли, ботинки, кроссовки, сапожки; платье, брюки, рубашка, кофта, шорты; чайник, кастрюля, чашка, тарелка, ложка; шкаф, стол, стул, кровать, диван.
6. Ввести в словарь прилагательные – названия цвета: красный, желтый, зеленый.
Подвести детей к пониманию того, что цвет может передавать настроение.
7. Создавать ситуации для обогащения словаря в различных видах деятельности, опираясь на зрительный анализ (связь «образ – слово»).
II КВАРТАЛ
(декабрь, январь, февраль)
Й раздел. Работа над слоговой структурой слова.
1. Упражнять детей в передаче ритмического рисунка слова.
2. Работать над односложными словами из закрытого слога.
Й раздел. Лексика.
Лексические темы
Декабрь
1-я неделя – «Зима».
2-я неделя – «Зимующие птицы».
3-я неделя – «Комнатные растения».
4-я неделя – «Новогодний праздник».
Январь
2-я неделя – «Домашние птицы».
3-я неделя – «Домашние животные и их детеныши».
4-я неделя – «Дикие детеныши и их животные».
Февраль
1-я неделя – «Профессии. Продавец».
2-я неделя – «Профессии. Почтальон».
3-я неделя – «Транспорт».
4-я неделя – «Профессии на транспорте».
1. Обобщить и расширить представления детей о явлениях неживой природы зимой.
Ввести в речь существительные: мороз, метель, снегопад, сугроб.
Ввести в речь прилагательные: белый, снежный, пушистый.
Закрепить знание белого цвета.
2. Расширить представления о разнообразии птиц и об их общих признаках.
Ввести в речь существительные – названия зимующих птиц: сорока, ворона, воробей, снегирь, синица.
Ввести в словарь существительные – названия домашних птиц: петух, курица, цыплята, гусь, гусыня, гусята, утка, утята.
3. Учить различать и называть комнатные растения по признакам внешнего вида (листьям, характеру расположения стеблей, размеру).
Ввести в словарь существительные – названия комнатных растений: толстянка, розан, герань, кактус.
4. Уточнить представления об образе жизни диких и домашних животных зимой. Учить устанавливать простейшие связи между зимними условиями и особенностями поведения зверей. Ввести в речь детей глаголы, обозначающие способы передвижения животных: ходят, бегают, прыгают, скачут.
5. Расширить представления детей о новогоднем празднике. Закрепить в речи существительные: карнавал, хоровод, гирлянда, украшения, Снегурочка.
6. Привлечь внимание детей к труду взрослых, его общественному значению. Дать детям представление о профессиях продавца, почтальона, шофера, водителя, летчика, машиниста.
Ввести в словарь глаголы, обозначающие трудовые действия: продает, разносит, водит, управляет.
Й раздел. Грамота.
1. Познакомить детей с гласными буквами А, У, О, И.
2. Упражнять детей в составлении букв из палочек или выкладывании из шнурочка, в лепке букв из пластилина, в вырезании из бумаги, в «рисовании» букв в воздухе.
3. Дать детям представление о том, чем звук отличается от буквы.
4. Упражнять детей в составлении и чтении слияний гласных АУ, УА, ОИ, ИО, ИА, АИ, УО, ОУ, ИУ, УИ.
III КВАРТАЛ
(март, апрель, май)
Й раздел. Лексика.
Лексические темы
Март
1-я неделя – «Весна».
2-я неделя – «Мамин праздник», «Профессии наших мам».
3-я неделя – «Первые весенние цветы».
4-я неделя – «Цветущие комнатные растения».
Апрель
1-я неделя – «Дикие животные весной».
2-я неделя – «Домашние животные весной».
3-я неделя – «Птицы прилетели».
4-я неделя – «Насекомые».
Май
1-я неделя – «Рыбки в аквариуме».
2-я неделя – «Наш город», «Моя улица».
3-я неделя – «Правила дорожного движения».
4-я неделя – «Лето», «Цветы на лугу».
1. Уточнить представления о признаках весны (изменение цвета неба, таяние снега, оттепель, солнечные лучи, проталинки, сосульки, появление травы). Ввести в речь существительные: оттепель, проталинка, сосулька. Ввести в речь прилагательные: синий, голубой, прозрачный.
Закрепить знание синего и голубого цветов, умение различать их.
2. Познакомить детей с первыми весенними цветами: мимозой, подснежниками, мать-и-мачехой. Ввести названия этих цветов в словарь.
3. Дать детям представления о профессиях мам.
Закрепить в речи глаголы, обозначающие трудовые действия.
4. Познакомить детей с цветущими комнатными растениями. На их примере уточнить представления о биологических процессах в природе. Ввести в словарь существительные – названия цветущих комнатных растений: бегония, фиалка.
5. Расширить представления о жизни диких животных весной (выход из нор, появление детенышей, забота о них, воспитание).
Закрепить в речи названия животных и их детенышей.
6. Расширить представления о жизни домашних животных весной, о труде людей по уходу за домашними животными.
Закрепить в речи названия домашних животных и их детенышей; глаголы, обозначающие трудовые действия: кормить, поить, чистить, ухаживать.
7. Расширить представления о птицах, их образе жизни; установить связь между изменением природных условий и прилетом птиц.
Ввести в речь существительные: стая, гнездо, скворец, грач, ласточка.
8. Дать представление о жизни насекомых. Учить различать их.
Ввести в речь существительные: жук, бабочка, пчела, шмель, муравей, оса, божья коровка.
9. Расширить представления детей об аквариумных рыбках, научить узнавать рыбку по характерным признакам.
Ввести в словарь названия рыбок: золотая рыбка, гуппи, меченосец.
10. Закрепить знания детей о правилах дорожного движения.
Ввести в словарь существительные: переход, светофор.
11. Расширить представления детей о родном городе.
Ввести в речь названия родного города и улицы, на которой живет ребенок.
12. Обобщить представления детей о лете и летних явлениях в природе.
Ввести в словарь существительные: гроза, радуга, молния, солнцепек.
13. Расширить представления детей о дикорастущих цветущих растениях.
Ввести в речь существительные: колокольчик, ромашка, мак, василек, лютик.
Закрепить в речи прилагательные, обозначающие цвета: белый, красный, желтый, зеленый, синий, голубой.
Й раздел. Грамота.
1. Закрепить знание детьми гласных букв А, У, О, И; умение читать слияния гласных.
2. Познакомить детей с согласными буквами Т, П, Н, М, К.
3. Упражнять детей в выкладывании данных букв из палочек, в лепке из пластилина, вырезывании, «рисовании» в воздухе.
4. Упражнять детей сначала в чтении закрытых слогов типа: ап, ук, от; потом в чтении открытых слогов типа: пи, ко, та, му, ни.
5. Учить детей читать слова:
кот кит кок ком | ток мок мак как | мама папа пума мука | кума нота |
6. Упражнять детей в узнавании пройденных букв, изображенных с недостающим элементом.
7. Упражнять в нахождении правильно изображенных букв в ряду, состоящем из правильно и зеркально написанных букв.
Средняя логопедическая группа (1-й год обучения)
I КВАРТАЛ
(сентябрь, октябрь, ноябрь)
1 – 3 неделя сентября – обследование состояния речи и неречевых психических функций. Выявление структуры и механизма речевых нарушений, заполнение речевых карт.