Средняя логопедическая группа (1-й год обучения)

Средняя логопедическая группа (1-й год обучения)

I КВАРТАЛ

(сентябрь, октябрь, ноябрь)

1 – 3 неделя сентября – обследование состояния речи и неречевых психических функций. Выявление структуры и механизма речевых нарушений, заполнение речевых карт.

Й раздел. Звукопроизношение.

1. Уточнить произношение гласных звуков, а также согласных [б], [п], [м], [н], [д], [т], [г], [к], [х], [в], [ф] и их мягких вариантов.

2. Отработать чистое произношение в звукоподражаниях: ко-ко-ко, ку-ку, га-га-га, гав-гав и т.д.

3. С помощью упражнений общей артикуляционной гимнастики, артикуляционного массажа и специальной артикуляционной гимнастики начать подготовку артикуляционного аппарата к формированию правильной артикуляции свистящих звуков.

Й раздел. Работа над слоговой структурой слова.

1. Упражнять детей в различении на слух длинных и коротких слов (мак – погремушка, кот – велосипед, дом - черепаха).

2. Учить детей передавать ритмичный рисунок слова.

3. Работать над двусложными, а потом над трехсложными словами из открытых слогов (дыня, мука, батоны, вагоны)

Й раздел. Развитие навыков звукового анализа и синтеза.

1. Учить детей выделять из ряда звуков гласные звуки [а], [у].

2. Упражнять детей в анализе и синтезе на слух слияний гласных звуков: [ау], [уа].

3. Учить выделять начальные ударные гласные [а], [у] в словах, различать слова с начальными ударными [а], [у].

Й раздел. Развитие общих речевых навыков.

1. Начать работу по формированию правильного физиологического и речевого дыхания.

2. Формировать мягкую атаку голоса при произнесении гласных. Работать над плавностью речи.

3. Учить детей изменять силу голоса: говорить громко, тихо, шепотом.

4. Выработать правильный темп речи.

5. Работать над четкостью дикции.

6. Начать работу над интонационной выразительностью речи. Развивать реакцию на интонацию и мимику, соответствующую интонации. Следить за соблюдением единства и адекватности речи, мимики, пантомимики, жестов – выразительных речевых средств в игре и ролевом поведении детей.

Й раздел. Лексика.

Лексические темы

Сентябрь

4-я неделя – «Осень». («Название деревьев», «Дикие животные осенью»).

Октябрь

1-я неделя – «Огород» («Овощи», «Домашние животные осенью»).

2-я неделя – «Сад». «Фрукты»

3-я неделя – «Лес». «Грибы и лесные ягоды».

4-я неделя – «Игрушки».

Ноябрь

1-я неделя – «Одежда».

2-я неделя – «Обувь».

3-я неделя – «Квартира», «Мебель».

4-я неделя – «Кухня», «Посуда».

1. Обобщить первичное представление детей об осени по существенным признакам сезона: состоянию погоды и основным осеним погодным явлениям. Ввести в речь наречия, обозначающие состояния погоды: солнечно, пасмурно, дождливо, ветрено. Ввести в речь прилагательные хмурый, дождливый.

2. Учить детей узнавать деревья по листьям, плодам, семенам, характерным особенностям стволов.

Ввести в словарь существительные – названия деревьев: береза, рябина, дуб, клен, ель.

3. Расширить представления детей об овощах и фруктах (цвет, размер, запах, вкус).

Ввести в словарь существительные – названия овощей и фруктов: помидор, огурец, лук, морковь, капуста, яблоко, груша, слива, лимон, апельсин.

4. Конкретизировать представления детей о диких животных осенью, о подготовке зверей к зимовке (изменение цвета и характера шерсти, утепление жилища).

Ввести в словарь существительные – названия животных: медведь, лиса, еж, заяц, белка; корова, кошка, лошадь, собака.

5. Закрепить в речи детей существительные с обозначающим значением: игрушки, обувь, одежда, посуда, мебель.

Ввести в словарь следующие существительные: мяч, машинка, кубики, кукла, мишка; тапки, туфли, ботинки, кроссовки, сапожки; платье, брюки, рубашка, кофта, шорты; чайник, кастрюля, чашка, тарелка, ложка; шкаф, стол, стул, кровать, диван.

6. Ввести в словарь прилагательные – названия цвета: красный, желтый, зеленый.

Подвести детей к пониманию того, что цвет может передавать настроение.

7. Создавать ситуации для обогащения словаря в различных видах деятельности, опираясь на зрительный анализ (связь «образ – слово»).

II КВАРТАЛ

(декабрь, январь, февраль)

Й раздел. Работа над слоговой структурой слова.

1. Упражнять детей в передаче ритмического рисунка слова.

2. Работать над односложными словами из закрытого слога.

Й раздел. Лексика.

Лексические темы

Декабрь

1-я неделя – «Зима».

2-я неделя – «Зимующие птицы».

3-я неделя – «Комнатные растения».

4-я неделя – «Новогодний праздник».

Январь

2-я неделя – «Домашние птицы».

3-я неделя – «Домашние животные и их детеныши».

4-я неделя – «Дикие детеныши и их животные».

Февраль

1-я неделя – «Профессии. Продавец».

2-я неделя – «Профессии. Почтальон».

3-я неделя – «Транспорт».

4-я неделя – «Профессии на транспорте».

1. Обобщить и расширить представления детей о явлениях неживой природы зимой.

Ввести в речь существительные: мороз, метель, снегопад, сугроб.

Ввести в речь прилагательные: белый, снежный, пушистый.

Закрепить знание белого цвета.

2. Расширить представления о разнообразии птиц и об их общих признаках.

Ввести в речь существительные – названия зимующих птиц: сорока, ворона, воробей, снегирь, синица.

Ввести в словарь существительные – названия домашних птиц: петух, курица, цыплята, гусь, гусыня, гусята, утка, утята.

3. Учить различать и называть комнатные растения по признакам внешнего вида (листьям, характеру расположения стеблей, размеру).

Ввести в словарь существительные – названия комнатных растений: толстянка, розан, герань, кактус.

4. Уточнить представления об образе жизни диких и домашних животных зимой. Учить устанавливать простейшие связи между зимними условиями и особенностями поведения зверей. Ввести в речь детей глаголы, обозначающие способы передвижения животных: ходят, бегают, прыгают, скачут.

5. Расширить представления детей о новогоднем празднике. Закрепить в речи существительные: карнавал, хоровод, гирлянда, украшения, Снегурочка.

6. Привлечь внимание детей к труду взрослых, его общественному значению. Дать детям представление о профессиях продавца, почтальона, шофера, водителя, летчика, машиниста.

Ввести в словарь глаголы, обозначающие трудовые действия: продает, разносит, водит, управляет.

Й раздел. Грамота.

1. Познакомить детей с гласными буквами А, У, О, И.

2. Упражнять детей в составлении букв из палочек или выкладывании из шнурочка, в лепке букв из пластилина, в вырезании из бумаги, в «рисовании» букв в воздухе.

3. Дать детям представление о том, чем звук отличается от буквы.

4. Упражнять детей в составлении и чтении слияний гласных АУ, УА, ОИ, ИО, ИА, АИ, УО, ОУ, ИУ, УИ.

III КВАРТАЛ

(март, апрель, май)

Й раздел. Лексика.

Лексические темы

Март

1-я неделя – «Весна».

2-я неделя – «Мамин праздник», «Профессии наших мам».

3-я неделя – «Первые весенние цветы».

4-я неделя – «Цветущие комнатные растения».

Апрель

1-я неделя – «Дикие животные весной».

2-я неделя – «Домашние животные весной».

3-я неделя – «Птицы прилетели».

4-я неделя – «Насекомые».

Май

1-я неделя – «Рыбки в аквариуме».

2-я неделя – «Наш город», «Моя улица».

3-я неделя – «Правила дорожного движения».

4-я неделя – «Лето», «Цветы на лугу».

1. Уточнить представления о признаках весны (изменение цвета неба, таяние снега, оттепель, солнечные лучи, проталинки, сосульки, появление травы). Ввести в речь существительные: оттепель, проталинка, сосулька. Ввести в речь прилагательные: синий, голубой, прозрачный.

Закрепить знание синего и голубого цветов, умение различать их.

2. Познакомить детей с первыми весенними цветами: мимозой, подснежниками, мать-и-мачехой. Ввести названия этих цветов в словарь.

3. Дать детям представления о профессиях мам.

Закрепить в речи глаголы, обозначающие трудовые действия.

4. Познакомить детей с цветущими комнатными растениями. На их примере уточнить представления о биологических процессах в природе. Ввести в словарь существительные – названия цветущих комнатных растений: бегония, фиалка.

5. Расширить представления о жизни диких животных весной (выход из нор, появление детенышей, забота о них, воспитание).

Закрепить в речи названия животных и их детенышей.

6. Расширить представления о жизни домашних животных весной, о труде людей по уходу за домашними животными.

Закрепить в речи названия домашних животных и их детенышей; глаголы, обозначающие трудовые действия: кормить, поить, чистить, ухаживать.

7. Расширить представления о птицах, их образе жизни; установить связь между изменением природных условий и прилетом птиц.

Ввести в речь существительные: стая, гнездо, скворец, грач, ласточка.

8. Дать представление о жизни насекомых. Учить различать их.

Ввести в речь существительные: жук, бабочка, пчела, шмель, муравей, оса, божья коровка.

9. Расширить представления детей об аквариумных рыбках, научить узнавать рыбку по характерным признакам.

Ввести в словарь названия рыбок: золотая рыбка, гуппи, меченосец.

10. Закрепить знания детей о правилах дорожного движения.

Ввести в словарь существительные: переход, светофор.

11. Расширить представления детей о родном городе.

Ввести в речь названия родного города и улицы, на которой живет ребенок.

12. Обобщить представления детей о лете и летних явлениях в природе.

Ввести в словарь существительные: гроза, радуга, молния, солнцепек.

13. Расширить представления детей о дикорастущих цветущих растениях.

Ввести в речь существительные: колокольчик, ромашка, мак, василек, лютик.

Закрепить в речи прилагательные, обозначающие цвета: белый, красный, желтый, зеленый, синий, голубой.

Й раздел. Грамота.

1. Закрепить знание детьми гласных букв А, У, О, И; умение читать слияния гласных.

2. Познакомить детей с согласными буквами Т, П, Н, М, К.

3. Упражнять детей в выкладывании данных букв из палочек, в лепке из пластилина, вырезывании, «рисовании» в воздухе.

4. Упражнять детей сначала в чтении закрытых слогов типа: ап, ук, от; потом в чтении открытых слогов типа: пи, ко, та, му, ни.

5. Учить детей читать слова:

кот кит кок ком ток мок мак как мама папа пума мука кума нота

6. Упражнять детей в узнавании пройденных букв, изображенных с недостающим элементом.

7. Упражнять в нахождении правильно изображенных букв в ряду, состоящем из правильно и зеркально написанных букв.

Средняя логопедическая группа (1-й год обучения)

I КВАРТАЛ

(сентябрь, октябрь, ноябрь)

1 – 3 неделя сентября – обследование состояния речи и неречевых психических функций. Выявление структуры и механизма речевых нарушений, заполнение речевых карт.

Наши рекомендации