Понятие о двигательном навыке. Двигательный навык как функциональная система. Физиологический механизм двигательного навыка.
У человека различают непроизвольные и произвольные движения. Непроизвольные движения являются врожденными, выполняются они бессознательно, в их основе лежат безусловные двигательные рефлексы. К ним относятся сосание, глотание, мигание, сгибание и разгибание конечностей в ответ на действие раздражителей.
Произвольные движения – это целенаправленные движения, осуществляемые под контролем сознания и воли. Они приобретаются при специальном обучение на протяжении индивидуальной жизни человека, в их основе лежат условные рефлексы. Их выполнение происходит в начале с обязательным участием сознания, а в дальнейшем – при снижении его контроля. Высшими центрами для этих движений служат интегративные области коры больших полушарий (третичные поля, расположенные в лобных долях). Произвольные движения формируются на основе непроизвольных, поэтому двигательная активность взрослого человека – сплав врожденных и приобретенных движений.
Освоение и совершенствование спортивных движений связано с формированием двигательных навыков. Двигательный навык – выработанное в процессе онтогенеза движение, компоненты которого вследствие тренировки автоматизированы. К простейшим двигательным навыкам относятся умение передвигаться шагом, бежать, плыть, бросать и ловить, но вначале формируются вертикальная поза и сохранение равновесия.
Возможность формирования двигательных навыков связано с важным свойством нервной системы – пластичностью, обеспечивающей высокую степень тренируемости, то есть способностью в процессе обучения овладевать новыми, сложными по координации формами двигательных актов, адекватным изменившимся условиям жизнедеятельности. Тренируемость передается по наследству, но имеются индивидуальные различия в степени ее проявления в разных видах умственной и мышечной деятельности и в различные возрастные периоды.
Физиологическим механизмом образования двигательных навыков являются условные рефлексы. Формирование новых двигательных навыков происходит на базе ранее приобретенных. Чем больше у человека запас выработанных ранее движений, тем легче и быстрее он способен разучить новые. Успешнее всего новые формы движений усваивают спортсмены, владеющие большим комплексом уже закрепленных сложных двигательных актов (гимнасты, акробаты, фигуристы).
Двигательный навык представляет собой цепочку движений, то есть отдельные компоненты движений и сами движения выстраиваются в систему последовательных актов в виде двигательного динамического стереотипа(И.П. Павлов). То есть имеется внешняя стереотипность (стандартность) двигательного навыка.
Внутренняя структура движения (состав сокращающихся мышц и количество активных двигательных единиц) может непрерывно меняться, следовательно, имеется внутренняя вариативность двигательного навыка. Создание двигательного динамического стереотипа обеспечивает высокую эффективность двигательного навыка (точность и быстрота выполнения движения, энергетическая экономичность).
Формирование двигательного навыка при занятиях спортом проходит через несколько фаз. В первой (фазе генерализации) происходит объединение отдельных элементов движений в целостное действие на основе иррадиации возбуждения в двигательной зоне коры головного мозга, вовлечение в работу «лишних» мышц и чрезмерное напряжением некоторых мышц. От спортсмена требуется сосредоточенность внимания на выполняемом движении, так как под контролем сознания должны находиться все компоненты движения. При этом очень быстро наступает утомление. Во второй (фазе концентрации) благодаря постепенной концентрации возбуждения и развитию дифференцировочного торможения происходит улучшение координации движений усиление стереотипности двигательных актов, устранение излишнего мышечного напряжения. В третьей (фазе стабилизации) навык закрепляется, стабилизируется, достигается высокая степень координации и стереотипности движений.
Под автоматизациейдействий спортсмена понимается их выполнение без текущего контроля сознания, что основано, прежде всего на формировании двигательного динамического стереотипа. Изменение регуляции движений при автоматизации снижает уровень рабочего напряжения организма, отдаляет наступление утомления и обеспечивает совершенство техники спортивных движений. Спортсмен может сосредоточить внимание только на важнейших моментах движения или направить все внимание на решение тактических задач.
Формирование двигательных навыков в процессе обучения спортивной технике происходит с помощью показа (обучение через первую сигнальную систему) и объяснения (через вторую сигнальную систему). При повторном выполнении движений происходит их постоянное исправление, так как формирование двигательного навыка всегда является творческим процессом, поэтому дополнительная и особенно срочная информация играют значительную роль.