Велоцираптор — небольшой динозавр, обитавший в позднюю меловую эпоху. Его остатки были найдены в Монголии. Крупные глазницы велоцираптора и его острые кривые зубы типичны для активного хищника.

Тираннозавриды, такие, кактираннозавр реке (тираннозавр-царь), в изобилии водились в Северной Америке и Центральной Азии в позднем мелу. На этой фотографии черепа тираннозавра хорошо видны кривые пилообразные зубы - острые, как бритва.

На суше по-прежнему господствовали динозавры. Они становились все разнообразнее. К теро-подам среднего и позднего мела относятся такие не похожие друг на друга существа, как гигантский тираннозавр реке, более мелкие хищники дейноних и велоцираптор и напоминающие страусов орнитомимозавры. Появились также утконосые гадрозавры с широким клювом, анкилозавры и цератопсы — например, трицератопс. В парниковом климате среднего мела происходил взрывной рост числа разнообразных видов, определяющих облик современных наземных экосистем - цветковых растений, птиц и млекопитающих. Млекопитающие варьировали в размерах от землеройки до кошки. Самыми первыми покрытосеменными (цветковыми) растениями были, вероятно, колючие кустарники. Флора позднего мела уже включала в себя смоковницы, ивы, тополя, магнолии и платаны. Параллельно с широким распространением покрытосеменных на всем земном шаре росло разнообразие насекомых.

В воде самыми грозными хищниками были огромные ящеры с большими ластами — мозазавры. Воды океана бороздили плезиозавры, гигантская черепаха архелон и первые телеосты (костистые рыбы, господствующая в наши дни группа рыб). Широко распространились аммониты, двустворчатые и брюхоногие моллюски. Процветали морские планктонные микроорганизмы, их отложения на морском дне заложили основу почти всех современных нефтяных месторождений.

Эти остатки гадрозавра, вылупляющегося из яйца, были найдены в Монтане. Этот динозаврик так мал, что не мог бы выжить самостоятельно. Скорее всего, родителям приходилось ухаживать за ним, как птицам за своими птенцами. Такая родительская забота отражена в названии динозавра, которое переводится как «хорошая мать».

Двустворчатые раковины тригонииды были широко распространены в океане Тетис в мезозойскую эру. Крепкие ребристые раковины защищали их от самых жестоких волн. Одна из тропических групп тригониид сохранилась до наших дней.

Вулканическая активность в середине мелового периода выбросила в океан и атмосферу огромные количества углекислого газа. Это вызвало потепление вследствие парникового эффекта. Климат среднего мела был, возможно, самым теплым за всю историю Земли. Когда глобальное потепление достигло высшей точки, растительность умеренного пояса распространилась в высокие широты, продвинувшись к полюсам на 2000 км.

В отдаленных пустынях монголии, в самом сердце центральной азии,были сделаны одни из самых впечатляющих находок XX века. В меловом периоде над Монголией часто проносились песчаные бури, хоронившие под тоннами песка тела сотен ящеров, млекопитающих и динозавров. Их остатки находят в холмах из песчаника. Ископаемые скелеты нередко бывают сохранившимися полностью, вплоть до самых тонких косточек. Эти находки снабжают нас ценными, хотя иногда и противоречивыми сведениями о том, какой была жизнь 90 млн. лет назад.

В течение поздней эпохи мелового периода по всему земному шару распространились новые виды двух групп птицетазовых динозавров (орнитиший) — гадрозавров и цератопсов. Это отражается в огромном количестве ископаемых остатков, найденных в Монголии. Там же находят скелеты многих ящеротазовых динозавров (зауриший) — теро-подов, дромеозавров и овирапторов.

Самый крупный из найденных в Монголии ящеротазовых динозавров получил название овираптор филоцератопс. Его обнаружил и описал в 1920-х годах Рой Чепмен Эндрюс. Вначале ученые полагали, что этот двуногий динозавр с тонким телосложением питается яйцами динозавра из группы цератопсов — протоцератопса. Отсюда и название — овираптор, то есть «похититель яиц». Поскольку остатки овираптора филоцератопса были найдены посреди, как предполагалось, гнезда с яичной кладкой протоцератопса, Эндрюс пришел к заключению, что этот хищник погиб, закусывая яйцами. Однако дальнейшие исследования показали, что овираптор не заслужил своего имени. Исследовав с помощью новейшей техники окаменелые эмбрионы внутри яиц, ученые обнаружили, что эти яйца принадлежат овираптору. Другими словами, овираптор погиб, высиживая свое потомство.