Шести-этапная переконтекстуализация
© Пусть часть, отвечающая за поведение, возьмет на себя ответственность за реализацию альтернативных моделей поведения, и пусть тот человек испытает это поведение как измененное.
© Проверка конгруэнтности: Есть ли части, которые возражают?
© Пусть творческая часть, совместно с той частью, которая отвечает за формы поведения, найдет три других способа получить преимущества.
® Найдите ПРЕИМУЩЕСТВА (которые могут быть недоступны сознанию).
© Установите сигнальную систему.
© Войдите в контакт с той частью личности, которая отвечала за поведение.
и т. д. В течение первых недель или месяцев он будет очень рад, что у нее больше нет этой проблемы. Однако спустя некоторое время, поскольку у нее уже не немеют ноги, он может снова взвалить на нее мытье посуды, перестанет массировать ноги и вообще обращать на нее внимание. И вот у нее снова начинают отказывать ноги. Причем она не делает этого сознательно. Но для ее подсознания те прошлые выгоды оказались гораздо значительнее того, что она приобрела в результате новой формы поведения. И однажды она обнаруживает, что ноги снова начинают неметь.
В этом случае она должна найти для себя новые формы поведения, которые дадут ей такие же ощущения, как общение с мужем. Она должна получать от нового поведения больше, чем получала от старого. На одном из моих семинаров была женщина, которая в течение восьми лет была слепой, но, тем не менее, казалась необычайно приспособленной к своему состоянию и даже счастливой. Позднее я узнал, что она вовсе не была слепой, а только прикидывалась. Почему? Дело в том, что когда-то с ней произошел несчастный случай, в результате которого у нее сильно ухудшилось зрение. И она заметила, что окружающие ее люди стали отдавать ей столько любви, внимания и тепла, сколько она не испытывала никогда в жизни. И она сделала вид, что и в самом деле ослепла. Люди же вокруг нее, думая, что она ничего не видит, обращались с ней совершенно особым образом, что стимулировало в ней поддержание такого поведения. Она и сама порой начинала верить в свою слепоту. Дело в том, что она не могла найти другого способа заставить людей относиться к ней с таким уважением и любовью. Она могла бы перестать притворяться, если бы нашла другой стиль поведения, который приносил бы ей больше пользы, чем ее теперешняя «слепота».
«Неправда, что весь мир против тевя... Есть миллиарды людей на земле, кому ты абсолютно ло лампочки!* |
«ЗИГТИ», © 1985 Компания «Юниверсал пресс синдикат». Перепечатка разрешена. Все права защищены.
Итак, до сих пор наше внимание было сосредоточено на способах переконтекстуализации негативных восприятий в позитивные. Но я не хочу, чтобы вы думали о переконтекстуализации как о какой-то терапии, как о способе перехода от плохих ситуаций к более благоприятным. Переконтекстуализация — это способ реализации потенциальных возможностей, заложенных в ситуации. Существует совсем немного вещей в вашей жизни, которые невозможно переконтекстуализировать из хороших в лучшие.
Одним из наиболее важных контекстов, который следует рассмотреть, являются благоприятные возможности. Мы очень часто погрязаем в рутине. Мы можем получать достаточно хорошие результаты, но можем достигнуть и фантастического успеха. Проделайте следующее упражнение. Составьте список дел, которыми
вы занимаетесь в настоящее время и которыми очень довольны. Это могут быть отношения с другими людьми, которые хорошо развиваются, какие-то дела на работе, возможно что-то, что имеет отношение к детям, или состояние финансов.
А теперь представьте, что дела пошли еще лучше. Уделите всего несколько минут размышлению об этом. Скорее всего, вы сами будете удивлены той легкостью, с которой нашли возможности для их радикального улучшения. Переконтекстуализация возможностей — это такое занятие, которое доступно всем. Для этого нужна только гибкость ума, внимательность, чтобы не упустить возможность, и решительность, чтобы предпринимать действия.
Ив заключение позвольте мне высказать одну мысль, которая касается всего изложенного в этой книге. Переконтекстуализация — еще один эффективный прием, который вы можете извлекать из своего умственного инструментального набора всякий раз, когда вам нужны более значительные результаты. Подумайте об этом приеме в более широком аспекте как о беспрерывном процессе — процессе исследования возможностей и отыскания необходимого контекста, чтобы действовать все лучше и лучше.
Выдающиеся лидеры в любой области и самые талантливые специалисты по общению являются великолепными мастерами в искусстве переконтекстуализа-ции. Они прекрасно знают, как мотивировать и вдохновлять людей, взяв любое происходящее событие и представив его в виде модели благоприятных возможностей.
Есть замечательная история про Тома Уотсона, основателя компании «Ай-би-эм». Один из его подчиненных совершил грубейшую ошибку, которая обошлась компании в десять миллионов долларов. В кабинете
Уотсона, куда провинившийся был немедленно вызван, он спросил: «Наверное, вы хотите меня уволить?» Уот-сон посмотрел на него и ответил: «Вы что, с ума сошли? Мы только что потратили десять миллионов долларов на ваше образование».
Из всего можно извлекать ценные и поучительные
уроки. Самые популярные лидеры — это такие люди,
которые извлекают уроки и умеют любое событие поставить в самый вдохновляющий контекст. Этот принцип работает и в политике, и в бизнесе, и в образовании и в семейной жизни.
Мы все прекрасно знаем людей, которых можно назвать «переконтекстуализаторами наоборот». На самом ясном небе они ухитряются увидеть тучу. Однако любое непродуктивное поведение может быть эффективно преобразовано. Вам что-то не нравится? Измените это. Вы сознаете, что делаете что-то не то? Займитесь чем-нибудь другим. Есть масса способов не только создавать эффективные формы поведения, но и иметь их под рукой, когда мы в них нуждаемся. Из следующей главы мы узнаем, как вызвать в себе нужное поведение в тот самый момент, когда оно нам необходимо. Для этого мы рассмотрим способы...
Как
Зацепиться за успех
Делайте все, что можете, всем тем, что у вас есть, и там, где вы есть.
Теодор Рузвельт
Есть люди — к ним принадлежу и я, а может быть, и вы тоже, — у которых мурашки бегут по спине всякий раз, когда они видят американский флаг. Если вдуматься, то это довольно странная реакция. В конце концов, флаг — это просто кусок материи, на котором изображен цветной, чисто декоративный узор. В нем изначально нет ничего магического. Но такое объяснение, конечно, не принимает во внимание самого главного. Да, это просто кусок материи. Но в то же время он символизирует все достоинства и лучшие качества нашего народа. Поэтому всякий раз, когда мы видим национальный флаг, мы воспринимаем его как мощный символ всех тех идеалов, за которые борется наш народ.
Флаг, как и множество других окружающих нас вещей, является своеобразной зацепкой, сенсорным стимулятором определенного психологического состояния. Такой зацепкой могут быть слово или фраза, предмет, прикосновение, запах. Это может быть что-то, что мы ви-
дим, слышим, ощущаем, пробуем на вкус или запах. Такие зацепки имеют чрезвычайно большое значение, потому что могут мгновенно вызвать энергетически продуктивные состояния. Что, например, происходит, когда вы видите флаг своей страны? Вы немедленно начинаете испытывать сильные чувства, которые отражают ваше отношение к своему народу и к своей стране, поскольку эти чувства неразрывно связаны в вашем сознании с конкретными цветами и символами национального флага.
Окружающий нас мир полон таких сенсорных зацепок. Некоторые из них имеют очень глубокий смысл, другие являются чисто символическими. Если я спрошу американца о вкусе сигарет «Уинстон»* он, скорее всего, ответит, что он «истинно американский». Такой автоматический ответ можно слышать довольно часто. Нередко приходится наблюдать, как люди мгновенно Приходят в то или иное состояние в зависимости от тех ощущений, которые в них вызывает зацепка. Вы можете услышать определенную песню и немедленно ощутить в себе смену настроения. Все это является результатом работы сильных зацепок.
Этот раздел книги заканчивается настоящей главой о зацепках с совершенно определенной целью. Использование зацепок — способ, который позволяет придать определенному жизненному опыту постоянство. Мы можем изменить систему своих внутренних представлений или физиологию за считанные секунды, создавая новые результаты, но такие действия требуют сознательной работы. Ас помощью таких зацепок мы можем создать в своем сознании устойчивый механизм, который будет автоматически переводить нас в состояние, наиболее соответствующее определенной ситуации. При этом нам даже не нужно будет думать об этом, и напрягаться каким-то образом. Как только мы что-то зацепили, это уже от нас не уйдет и будет всегда под рукой в нужный момент. Вы
уже освоили целый набор полезных методик, читая эту книгу, но создание зацепок в сознании — наиболее эффективная из всех известных мне методик, потому что с ее помощью мы можем продуктивно подключать наши мощные подсознательные реакции так, чтобы они всегда были к нашим услугам. Перечитайте эпиграф к этой главе. Мы все стараемся извлечь максимум пользы из того, что имеем. Мы все пытаемся использовать наши ресурсы наилучшим образом. Создание зацепок — способ, который всегда обеспечивает доступ к самым мощным из имеющихся в нашем распоряжении ресурсов. Это способ быть уверенным, что у нас есть все, что мы хотим. Мы постоянно создаем такие зацепки. По сути, без них вообще нельзя обойтись. Одна мысль будит другую, одна идея следует за другой, одно чувство цепляет другое — так создаются состояния, которые вызываются определенным стимулом. Помните опыты академика И. П. Павлова? Он ставил перед голодными собаками пищу на таком расстоянии, что они могли видеть ее, ощущать запах, но не могли достать. Еда становилась для них мощным стимулом, возбуждавшим чувство голода. У собак начинала интенсивно выделяться слюна. Поддерживая их в таком состоянии, Павлов постоянно включал звонок. И совсем скоро ему уже не надо было ставить перед собаками пищу — достаточно было включить звонок, и у собак немедленно начинала интенсивно выделяться слюна, как будто перед ними был кусок мяса. Таким образом, академик создал устойчивые ассоциаций между звуком звонка и рефлексом слюноотделения.
Мы, люди, также живем в мире стимулов и реакций, где поведение человека во многом состоит из бессознательных запрограммированных реакций на окружающие раздражители. Например, многие люди в стрессовых ситуациях немедленно хватаются за сигарету,
спиртные напитки, или им хотя бы нужно крякнуть с досады. Они даже не осознают, что делают, действуя точно так же, как собаки Павлова. И, конечно, многим из этих людей хотелось бы изменить свое поведение, но они не могут, потому что оно подсознательно и неконтролируемо. Главная задача в таких случаях — осознать этот процесс, чтобы появилась возможность заменить его на другой комплекс стимулов и реакций, если вы считаете, что зацепка вызывает не то состояние, которое вы одобряете на сознательном уровне.
Итак, как создавать новые зацепки? Если всякий раз, когда человек находится в духовном и физическом напряжении, на него постоянно воздействует какой-нибудь специфический стимул в пик этого состояния, то стимул и состояние оказываются ассоциативно связанными. И впоследствии, когда на человека воздействует этот стимул, он автоматически напрягается. В Америке каждое утро в каждом государственном учреждении люди присягают на верность стране, глядя на национальный флаг. При этом они испытывают определенные чувства. Поэтому очень скоро бывает достаточно одного взгляда на флаг, чтобы вызвать эти чувства.
Тем не менее, далеко не все зацепки вызывают положительные ассоциации. После того как вас оштрафо- вали за превышение скорости, у вас будет появляться устойчивое чувство настороженности всякий раз, когда вы будете проезжать по этому участку автотрассы. Что вы чувствуете, когда в зеркале заднего вида у вас появляется тревожно мигающий красный маячок дорожной полиции? Разве он не вызывает мгновенное и автоматическое изменение вашего состояния?
Одним из факторов, влияющих на силу «зацепки», является интенсивность исходного состояния. Иногда у людей бывает столь интенсивный неприятный опыт — вроде стычки с супругом или начальником, — что вся-
«Позовикошку. Хэрри»
© 1981
Воспроизводится с разрешения Билла Хеста.
кий раз, когда они видят лицо этого человека, у них немедленно внутри возникает злость и с этого момента отношения в семье или на работе теряют всякую прелесть. Если у вас появились такие негативные зацепки, то именно эта глава книги научит вас, как заменить их на приятные. Причем вам не надо будет постоянно напоминать себе об этом: они будут включаться автоматически.
Многие наши зацепки достаточно приятные. Вы ассоциируете конкретную песню группы «Битлз» с одним прекрасным летом, и каждый раз, как только услышите эту песню, вы будете с удовольствием вспоминать то лето. Вы заканчиваете какой-то прекрасно проведенный день вкуснейшим яблочным пирогом с шоколадным мороженым, и, начиная с этого момента, это становится вашим самым любимым десертом. Вы думали
об этих приятных переживаниях не больше, чем собаки г
Павлова думали о пище, когда определенные зацепки;
вызывали в вас реакцию определенного типа.
Многие из зацепок формируются случайно. Нас буквально бомбардируют радио, телевидение, повседневная жизнь. Часть этих сигналов становится зацепками другая — нет. Часто все зависит от случайного стечения обстоятельств. Если вы находитесь в продуктивном состоянии, то всякий раз, когда вы вступаете в контакт с конкретным стимулом, скорее всего, он станет вашей зацепкой. Постоянство стимула — тоже важный фактор. Если вы что-то слышите достаточно часто (например, рекламный ролик), скорее всего, это укоренится в глубине вашей нервной системы. К счастью, вы можете взять под контроль этот процесс внедрения, сознательно допуская в себя положительные зацепки и ставя заслон отрицательным.
На всем протяжении истории политические лидеры широко пользуются распространенными в их национальной культуре зацепками. Когда политик заворачивается в национальный флаг, он стремится использовать всю магическую силу этой мощной зацепки, пытаясь связать себя со всеми теми положительными эмоциями, которые вызывает в людях национальный флаг. Ни один уважающий себя кандидат на высокий выборный пост в Америке никогда не упустит возможности появиться на параде 4 июля, в День Независимости. Это неслучайно. Вспомните сами, какое здоровое чувство единения со своим народом вы сами испытываете, наблюдая за парадом. Но не надо забывать, что и Гитлер любил военные парады и факельные шествия. Гитлер был гением разбрасывания зацепок. Он связывал конкретные состояния сознания и эмоций со свастикой, марширующими парадным маршем войсками и массовыми скоплениями людей. Он приводил
людей в напряженные состояния и, пока они оставались в них, непрерывно давал им специфические и уникальные стимулы до тех пор, пока они не привыкали к ним настолько, что впоследствии любой такой раздражитель — вроде поднятой в нацистском приветствии правой руки — вызывал к жизни те же самые состояния и те же самые эмоции. Таким образом он манипулировал чувствами людей и общественным мнением и, следовательно, состоянием и поведением целой нации.
В главе, посвященной переконтекстуализации, мы отмечали, что одни и те же стимулы могут иметь разные значения, в зависимости от контекста, в котором они возникают. Зацепки тоже могут использовать положительные и отрицательные эмоции. Например, Гитлер соединил положительные сильные эмоции национальной гордости с нацистскими символами для членов своей партии, но он также соединил эти символы с чувством страха и ненависти для своих противников. Разве свастика имела одинаковое значение для живших в Германии евреев и для гитлеровских эсэсовских штурмовых бригад? Конечно нет. В послевоенные годы члены еврейских общин взяли этот страшный опыт и сделали из него мощную зацепку, которая помогла им создать свою собственную страну. Лозунг «Это не должно повториться!» помимо воли помогает им сплотиться и сделать все для защиты суверенных прав своей нации.
Многие аналитики считают, что ошибкой Джимми Картера была отмена многих ритуалов, традиционно сопровождавших появление президента страны перед лицом сограждан. В начале своего правления он разрушил одну из самых сильных зацепок американского президентства — отменил ряд официальных церемоний, в частности пение гимна «Да здравствует президент». Эта демократическая инициатива поначалу вызвала восхищение, хотя с тактической точки зрения, скорее
всего, она оказалась неверной. Лидеры страны наиболее эффективны тогда, когда могут использовать свои мощные зацепки для мобилизации общественной поддержки. Немногие президенты могли с такой непринужденностью заворачиваться в национальный флаг, как это делал Рональд Рейган. Вне зависимости от того, нравилась вам его политика или нет, трудно удержаться от восхищения его умением (или умением его советников)использовать столь сильную политическую символику.
Зацеплять можно не только глубокие и сильные чувства, но и нечто более легкомысленное. Комедианты — большие мастера использования зацепок. Хороший комик прекрасно знает, как использовать определенную тональность голоса, слова, выражения лица, чтобы мгновенно вызвать смех у публики. Как это им удается? Они делают или говорят что-то, что заставляет вас смеяться, и, пока вы находитесь в этом интенсивном состоянии, вводят в действие специфические и уникальные стимулы, вроде особой улыбки, гримасы или специфического тона голоса. Они делают это настойчиво, до тех пор, пока ваше смешливое настроение не окажется накрепко связанным с этим специфическим стимулом. И очень скоро, стоит ему только сделать эту гримасу или улыбнуться, вы уже не сможете удержаться от смеха. Ричард Прайор — большой мастер в этом деле. А Джонни Карсон создал на этой основе целую культуру. Стоило Джонни Карсону скорчить свою классическую лукавую мину, как аудитория уже начинала смеяться в предвкушении его очередной хохмы. А почему все смеются, когда Родней Дангерфильд говорит: «Возьмите мою жену»? В этих словах нет ничего забавного. Но эта фраза связана с настолько известным анекдотом, что достаточно кому-нибудь сказать ее, как собеседник разражается хохотом.
Позвольте мне привести вам один пример из того времени, когда я сумел в максимальной степени исполь-
зовать имеющиеся в моем распоряжении зацепки. Джон Грайндер и я вели переговоры с руководством Вооруженных сил США о разработке целого комплекса новых тренировочных моделей, направленных на повышение эффективности различных родов войск. Генерал, который отвечал за эти переговоры, назначил нам встречу с заинтересованными командирами с целью выработки расписаний, расценок, мест проведения занятий и т. д. Мы встретились с ними в большом конференц-зале, значительную часть которого занимал огромный стол в форме подковы. Во главе стола было кресло, предназначенное для генерала. Оно в тот день пустовало, но было совершенно ясно, что даже в отсутствие генерала это кресло вызывало почтительный трепет у всех собравшихся в комнате. Именно из этого кресла исходили беспрекословные команды. И Джон, и я намеренно несколько раз прошли за этим креслом и даже немного посидели в нем. Мы делали это до тех пор, пока на нас не перешла часть уважения, которое офицеры испытывали и к генералу, и к его символу. Поэтому, когда мы подошли к вопросу о стоимости контракта, которая нас устраивала, я стал позади генеральского кресла и своим самым решительным, командным голосом, вызвав в себе соответствующее физиологическое состояние, объявил им сумму контракта в случае удачи эксперимента. Ранее у нас были ожесточенные дискуссии вокруг этой цифры, но на этот раз никто не задал ни одного вопроса. Поскольку мы использовали зацепку в виде генеральского кресла, мы смогли «выбить» нужную сумму без всяких обсуждений и возражений. Переговоры закончились так, как будто я специально заказывал их результат. В большинстве важных переговоров на самом высоком уровне стороны активно пользуются подобными приемами.
Эта же методика используется многими профессиональными спортсменами. Они могут и не осознавать,
что и как они делают, тем не менее они используют именно этот принцип. Спортсмены, известные как «бойцы насмерть» или «заводные», для которых ситуация «победить или умереть» является смыслом жизни, активно используют зацепки для получения самых выдающихся результатов. Теннисисты вызывают в себе свое самое продуктивное состояние, ударяя мячом о землю в определенном ритме или устанавливая соответствующий ритм дыхания перед исполнением подачи.
Я использовал аналогичный прием и переконтекстуа-лизацию, работая с Майклом О'Брайеном, победителем Олимпийских игр 1984 года в плавании на 1500 метров. В качестве зацепки, которая должна была вызвать в нем прилив сил, я использовал звук выстрела стартового пистолета (вспомнив, что он мне ранее рассказывал о музыкальных стимулах, которые он использовал в успешном поединке со своим противником) с видом черной линии, нанесенной на дно бассейна и позволяющей пловцам ориентироваться. Результаты, которые он показал в этом своем пиковом состоянии, превзошли все его ожидания.
Давайте теперь посмотрим, каким образом надо создавать такие зацепки для себя или других. По сути, в этой процедуре всего два основных этапа. Сначала надо перевести себя или другого человека в специфическое состояние, в котором вы хотите зацепиться или зацепить другого. Затем вы должны постоянно и настойчиво подавать специфический стимул в тот момент, когда это состояние достигает пика. Например, когда кто-то смеется, он находится в особо конгруэнтном состоянии — в этом процессе задействован весь его организм. Если в этот момент вы с определенной силой сожмете мочку его уха и одновременно подадите какой-нибудь звуковой сигнал несколько раз, то позднее вы сможете с помощью этого стимула (сжатие мочки и звуки) легко его рассмешить.
Научить цепляться за какое-нибудь положительное переживание из прошлого и использовать это для создания в человеке большей уверенности в себе в настоящем можно следующим образом. Попросите его мысленно вернуться в то состояние, чтобы ощутить его всем своим существом. Вы сразу же увидите изменения в его физиологии — в выражении лица, осанке, дыхании. Увидев, что это продуктивное состояние достигает своего пика, быстро подключайте специфический и уникальный стимул в течение нескольких раз.
Вы можете ускорить эту процедуру, если поможете человеку быстрее войти в продуктивное состояние. Например, пусть он покажет вам, какую он обычно принимает позу, когда находится в таком состоянии. И в момент изменения его позы подайте свой стимул. После этого можно попросить его показать, как он дышит, когда находится в продуктивном состоянии, и как только он начнет это делать, снова подайте тот же самый стимул. Затем спросите, что он обычно говорит самому себе, когда находится в продуктивном состоянии, причем пусть он скажет вам это именно таким тоном голоса, каким говорит в такие моменты. Когда он будет это делать, снова подайте тот же самый стимул (например, всякий раз нажимайте ему на плечо в одном и том же месте).
Самое важное в зацепках
Интенсивность состояния Момент (пик переживания опыта)
Уникальность стимула Точное воспроизведение стимула
Когда вы убедитесь, что зацепка уже создана, можно ее проверить. Сначала переведите нужного человека в исходное или нейтральное состояние. Самый простой способ — заставить его изменить физиологию или по-
думать о чем-нибудь другом. После этого, чтобы проверить прочность своей зацепки, введите ваш стимул и наблюдайте за результатом. Стала ли его физиология
такой, какой была в то время, когда он вспоминал о
прошлом? Если да, то ваша зацепка работает эффективно, если нет, возможно, вы упустили что-то из следующих четырех моментов, необходимых для успешного выполнения этого процесса:
1. Чтобы зацепка оказалась эффективной, в момент ее ввода человек должен находиться в конгруэнтном ассоциативном состоянии, когда весь его организм задействован. Я называю это состояние интенсивным. Чем выше его интенсивность, тем легче укоренить зацепку и тем дольше она будет действовать. Если же человек в этот момент думает об одном, а ощущает совсем другое, то стимул окажется ассоциативно связанным с несколькими различными сигналами и потеряет свою эффективность. Кроме того, если человек видит эпизод, когда он чувствовал что-то, и вы пытаетесь зацепить его этим состоянием, то впоследствии воздействие на него постороннего стимула будет просто вызывать в его памяти такую же картину, но не переводить его организм и мозг в нужное состояние.
2. Вы должны подавать стимул в момент, когда продуктивное состояние достигнет пика. Если вы сделаете это слишком рано или слишком поздно, вы не захватите состояние в его самый интенсивный момент. Пиковое состояние переживания опыта можно обнаружить, наблюдая за тем, как человек переходит в определенное состояние и потом постепенно выходит из него. Можно также попросить его самого дать вам знать, когда он приближается к пиковому состоянию, чтобы использовать эту подсказку при определении нужного момента подачи стимула.
3. Надо обязательно выбирать уникальный стимул. Важно, чтобы зацепка подавала в мозг четкий и уникальный сигнал, чтобы он его ни с чем не спутал. Если человек переходит в определенное интенсивное состояние, а вы пытаетесь связать его, скажем, с определенным взглядом, которым вы смотрите на него в этот момент, то вряд ли такой стимул будет эффективным, поскольку взгляд — не столь уникальный стимул, и мозгу будет трудно выделить его на фоне других похожих. Рукопожатие тоже может оказаться неэффективным, поскольку мы довольно часто пожимаем друг другу руки, хотя, если выполнять рукопожатие каким-то особым способом (например, с определенной силой), этот стимул также может работать. Лучшие зацепки используют сразу несколько систем представления (визуальную, слуховую, кинестетическую и т. д.) одновременно, формируя уникальный сигнал, который гораздо легче распознается мозгом. Поэтому если ваш стимул состоит из рукопожатия и слова, сказанного особым тоном голоса, то он будет более эффективным, чем только одно рукопожатие.
4. Чтобы зацепка сработала, стимул надо воспроизводить абсолютно точно. Если вы переводите человека в определенное состояние путем прикосновения к его плечу в определенном месте с определенной силой, позднее вы не сможете вызвать тот же эффект, если будете прикасаться к другой точке и с другой силой.
Если при использовании метода вы будете следовать этим четырем правилам, эффект вам обеспечен. Один из способов, которому я обучаю моих слушателей перед хождением босиком по раскаленным углям, это как создавать в них такие зацепки, которые мобилизуют наиболее эффективные, положительные энергии. Я провожу их через процесс «кондиционирования», когда они сжимают пальцы в кулак в момент концентрации всех
своих энергетических возможностей. Уже к концу первого занятия они сжимают пальцы в кулак и немедленно начинают чувствовать в себе всплеск продуктивной
энергии.
Давайте сейчас проделаем одно простое упражнение. Встаньте со своего кресла и вспомните какой-нибудь эпизод из своей жизни, когда вы чувствовали абсолютную уверенность в себе, когда вы твердо знали, что сможете добиться всего, чего хотите. Переведите свой организм в те же самые физиологические условия, в которых он находился тогда. Примите точно такую же позу, в какой стояли тогда, когда были полностью уверены в себе. В момент достижения пика этого ощущения плотно сожмите пальцы в кулак и скажите «Да!» с максимальной силой и уверенностью. Старайтесь дышать так, как дышали тогда, когда были полностью уверены в себе. Снова сожмите пальцы в кулак и скажите «Да!» тем же самым тоном. Затем заговорите тоном человека, чувствующего себя необычайно уверенно. Войдя в состояние полностью, снова сожмите кулаки и скажите «Да!» точно таким же тоном. Если вы не можете вспомнить такой эпизод, подумайте, как бы вы себя чувствовали, как бы вы стояли, дышали, разговаривали, если бы находились в состоянии необыкновенной уверенности в себе. Я хочу, чтобы вы проделали упражнение, как и все другие упражнения из этой книги. Одно чтение вам не поможет. А если будете параллельно тренироваться, вы сможете творить настоящие чудеса.
Теперь, стоя именно в той позе, которая соответствует состоянию абсолютной уверенности в себе, в момент пика этого опыта, сожмите кулаки и скажите «Да!» самым уверенным и властным тоном. Вспомните о той энергии, которая имеется в вашем распоряжении, о тех необыкновенных физических и умственных ресурсах, которыми вы владеете, и ощутите полный подъем и кон-
центрацию этой энергии. Повторите это упражнение пять или шесть раз, всякий раз ощущая себя сильнее, создавая ассоциации в своей нервной системе между этим состоянием, сжатыми кулаками и словом «Да!». После этого измените свое состояние и физиологию. А теперь отвлекитесь, измените свое состояние, расслабьтесь. Потом вдруг сожмите кулаки и скажите «Да!» точно таким же тоном, как вы это делали, когда устанавливали в себе зацепку, и обратите внимание на изменение своих ощущений. Это упражнение следует проделывать снова и снова в течение нескольких следующих дней. Приводите себя в состояние наибольшей уверенности в себе и концентрации всех своих жизненных сил и в момент пика этого состояния сжимайте пальцы в кулаки.
Пройдет совсем немного времени, и вы обнаружите, что, выполняя простое физическое упражнение (сжимание пальцев в кулак), вы можете практически мгновенно усилием воли вызвать в себе состояние колоссального энергетического подъема. Возможно, это не произойдет с вами после одной-двух тренировок, но у вас обязательно получится, если будете настойчивы. Иногда удается прочно зацепить себя такой зацепкой уже после одного-двух дней, но это в том случае, если ваше состояние было достаточно интенсивным, а применяемые стимулы достаточно уникальными.
После того как вы зацепили себя подобным образом, попробуйте использовать этот прием во всех трудных ситуациях. Метод зацепок оказывается столь эффективным, потому что мгновенно вызывает к действию нервную систему. Традиционная медитация требует, чтобы вы остановились и сосредоточились. Даже сам перевод себя в мощную физиологию занимает определенное время и требует осознанных усилий. Зацепки же срабатывают мгновенно, позволяя мобилизовать все самые мощные ресурсы человека.
Как укоренять зацепку
1. Определите конкретный результат, ради которого вы хотите установить зацепку, и то конкретное состояние, которое окажет наибольшую поддержку в достижении нужного результата для вас и (или) других.
2. Выделите базовый опыт.
3. Выявите суть и введите собеседника в требуемое состояние посредством вербальных и невербальных моделей общения.
4. Используйте свою чувственную остроту для выявления того момента, когда собеседник достигнет пика этого состояния, и на этом пике введите стимул, зацепку.
5. Проверьте прочность укоренения зацепки посредством:
а) изменения физиологии, чтобы разрушить состояние;
б) приведения в действие стимула (зацепки) и фиксации того, является ли нужное состояние реакцией на него.
Важно знать, что эффективность зацепок может легко повыситься, если их штабелировать — укладывать одну поверх другой, — добавляя один опыт использования высокоэнергетических состояний к другому, как бы накапливая общий багаж. Например, я включаюсь в одно из моих наиболее мощных и концентрированных состояний, переходя в физиологию и приняв позу, характерную для каратэ. В таком состоянии я уже совершил сотни прогулок по раскаленным углям, прыгал с высоких скал в горные реки и проделывал другие трюки, требующие смелости и выдержки. В каждой из этих ситуаций, чтобы собрать воедино все
свои ресурсы, в пиковый момент своего опыта я начинал по-особому сжимать кулак. Поэтому и сейчас, стоит мне только сжать кулак таким образом, все мощные ощущения и продуктивные физиологические состояния мгновенно вызываются к жизни моей нервной системой. Это сильнее всякого допинга. В одно состояние вмещались ощущения, которые я испытывал, прыгая ночью со скалы на Гавайях, когда спал в Великих египетских пирамидах, плавал с дельфинами, ходил по раскаленным углям, дышал в условиях недостатка кислорода и выигрывал спортивные соревнования, — все сразу. Поэтому чем чаще я перехожу в это состояние и набираю новый, мощный, положительный опыт в нем, тем мощнее и сильнее укореняется во мне эта зацепка. Успех порождает новый успех. Сила и находчивость порождают еще более мощную силу и еще большую находчивость.
У меня к вам есть замечательное предложение: научите трех разных людей цепляться за их самые продуктивные состояния. Пусть они вспомнят время, когда чувствовали, что их переполняют силы. Убедитесь, что они полностью погрузились в те ощущения, и в этом их состоянии попробуйте несколько раз забросить придуманную вами зацепку. После этого отвлеките их внимание каким-нибудь разговором и, застав врасплох, проверьте прочность зацепки. Вернулись ли они в то состояние? Если нет, проверьте все четыре указания о том, как правильно это делать.
Если ваша зацепка не вызвала необходимое вам состояние, значит, вы что-то упустили из приведенных выше четырех пунктов. Возможно, вы или кто-то другой не вошли полностью в достаточно конгруэнтное ассоциативное состояние. Возможно, вы попытались ввести стимул в неподходящее время, уже после того, как прошел пик этого состояния. Возможно, стимул не был до-
статочно четким или вы не точно его воспроизводили, когда пытались вызвать снова нужное состояние. Во всех этих случаях вам просто необходимы определенные навыки и сообразительность для выявления этих нюансов. Найдя погрешности, повторяйте все снова до тех пор, пока методика не начнет работать.
А вот еще одно задание: выберите для себя от трех до пяти различных состояний чувств, которые вы хотели бы всегда иметь наготове. Затем свяжите их зацепками с определенными частями своего тела, чтобы к ним всегда был прямой доступ. Допустим, вы испытываете постоянные трудности с принятием решений и хотите изменить себя в этом плане, то есть хотите стать более решительным. В качестве зацепки, с помощью которой вы сможете легко и быстро принимать решения, можете взять первую фалангу вашего указательного пальца. Вспомните такое время в своей жизни, когда вы были настроены чрезвычайно решительно, войдите мысленно в ту ситуацию и полностью ассоциируйтесь с ней, чтобы почувствовать все, что вы чувствовали тогда. Прежде всего примите то решение, которое вы приняли тогда. В момент пика этого опыта, когда вы будете чувствовать себя наиболее решительным, сожмите крепко первую фалангу указательного пальца и произнесите про себя какое-нибудь слово, например, «Да!». Теперь, вспомните какой-нибудь друго