Формирование у учащихся обобщенных умений
Деятельностный подход к организации учебного процесса позволяет не только успешно решать проблему эффективного усвоения знаний всеми учащимися, но и формировать у учащихся умение самостоятельно, осознанно, грамотно планировать свою деятельность при решении различных задач. Достигается это формированием у учащихся обобщенных умений.
В программе любого учебного предмета, и в частности физики, обязательно перечисляются умения, которыми должны овладеть учащиеся при изучении данного предмета: пользоваться мензуркой, амперметром, термометром и т.п., решать задачи с использованием формул, строить изображение предмета в линзе и т.п. Эти умения (действия, виды деятельности) являются частными, так как относятся к одной формуле, измерительным приборам одного типа, одному оптическому прибору.
Но так как измерительных приборов, используемых в физическом эксперименте, много, формул тоже много, то возникает вопрос: где взять время для специального формирования всех этих частных видов деятельности? Этот вопрос может быть успешно решен через выделение действий, которые являются общими для всех частных видов деятельности. Так, каждый измерительный прибор используется для определения значения конкретной физической величины в заданной ситуации.
Процедура снятия показаний любого измерительного прибора со шкалой и указателем одинаковая:
1) устанавливают, какую физическую величину и в каких единицах измеряет данный прибор;
2) находят цену деления шкалы прибора;
3) находят значение физической величины, соответствующее положению указателя на шкале прибора.
Эти три действия в указанной последовательности представляют собой содержание общего приема (способа, метода), который можно назвать «Снятие показаний измерительного прибора, имеющего шкалу». Формирование такого обобщенного приема (обобщенного умения) занимает значительно меньше времени, чем формирование частных приемов деятельности. Если учащиеся владеют этим обобщенным приемом, то они легко и правильно будут снимать показание любого измерительного прибора.
Решение проблемы формирования обобщенных умений требует поиска ответа на следующие вопросы:
1) обобщенные приемы деятельности каких видов следует формировать у учащихся при обучении физике;
2) каково должно быть содержание обобщенных приемов (из каких действий они должны состоять и в какой последовательности выполняться);
3) какова должна быть методика формирования обобщенных приемов деятельности?
При обучении школьному курсу физики (независимо от программы этого курса) можно обучать учащихся:
- обобщенным приемам всех видов деятельности, адекватных физическим знаниям;
- общему методу поиска решения физических и технических (прикладных) задач;
- методам работы с готовой информацией (классификация; систематизация; обобщение; составление обзора);
- методам научного общения (подготовка доклада, сообщения, реферата, статьи; выступление с докладом, сообщением; построение ответа на заданную тему; участие в научной дискуссии).
Содержание многих из названных видов деятельности смоделировано, т.е. установлено, из каких действий они состоят, в какой последовательности эти действия должны выполняться и каков способ выполнения каждого действия. При выделении этого содержания учитывалось, что конечный продукт каждого предыдущего действия должен быть использован в следующем действии в качестве предмета или средства действия, анализировались оригинальные работы ученых-физиков, изучалась логика - наука. Пример обобщенного содержания деятельности приведен на схеме 30 (стр.317, Каменецкий. Общие вопросы).
Формирование обобщенных приемов деятельности осуществляется в три этапа.
На первом этапе главным действующим лицом является учитель: он, зная обобщенное содержание деятельности, задает учащимся серию вопросов, побуждающих их к выполнению тех или иных (а по возможности, и всех) действий, но в конкретной ситуации. Получается, что учащиеся участвуют в создании понятия конкретного физического явления (теплопроводности, фотоэффекта, дисперсии света и т.п.), в решении конкретных задач, в распознавании конкретных ситуаций, соответствующих научному знанию, и т.д. Обязательным элементом этого этапа являются домашние задания типа: выделить систему действий, выполнявшуюся на данном уроке при ... (решении задач, создании понятия, распознавании ситуации, соответствующей тому или иному знанию, и т.п.). Такие задания побуждают учащихся рефлектировать действия, которые они выполняли на уроке. Результаты выполнения этого задания обсуждаются на следующем уроке, и отредактированная система действий выписывается каждым учеником на отдельный лист бумаги. Так у учащихся накапливается рабочий материал для второго этапа в виде нескольких планов действий по выполнению однотипных заданий.
Загрузка...
На втором этапе учащиеся самостоятельно выделяют обобщенное содержание деятельности данного вида: сравнивают содержание деятельностей, выполненных на первом этапе, и находят в них общие действия. Эти общие действия называются общими словами, безотносительно к конкретной ситуации. Такая работа необходима для того, чтобы содержание обобщенного приема было осмыслено учащимися. После этого проводится специальная работа по усвоению этого содержания: учащимся выдается «россыпь текста» (карточки с названием действий, составляющих содержание обобщенного приема) и предлагается «выложить» обобщенное содержание данной деятельности, т.е. расположить названия действий в последовательности, позволяющей получить заданный результат. Затем учащиеся должны получить несколько заданий (с указанием конкретной ситуации) и снова «выложить» общую систему действий по их выполнению. Обобщенный план деятельности по выполнению одного из заданий каждый ученик проговаривает вслух своему соседу по парте. Такая работа позволяет добиться того, что каждый учащийся осмыслит и присвоит себе обобщенный прием.
На третьем этапе учащиеся должны научиться самостоятельно планировать и выполнять аналогичную деятельность в конкретных различных ситуациях. Для этого учитель сначала показывает, как, руководствуясь общей системой действий, можно спланировать свои действия по выполнению данного конкретного задания. Этот образец деятельности учащиеся сначала самостоятельно повторяют для той же самой конкретной ситуации, затем еще на 3-4 заданиях. В случае затруднения ученик может обратиться к учителю.
Для применения такой методики необходимо проанализировать содержание школьного курса физики с тем, чтобы подобрать место и время проведения каждого этапа. При этом нужно учесть, что для проведения первого этапа необходимо не менее двух уроков, на которых учащиеся участвовали бы в выполнении деятельности данного вида, причем эти уроки должны следовать друг за другом с небольшим промежутком. Для тренировки в применении обобщенного приема (третий этап) необходимо, чтобы соответствующие задания могли появиться не менее пяти раз и тоже с небольшими промежутками. Второй этап не связан с учебным материалом и должен проводиться после самостоятельного выделения учащимися содержания деятельности в конкретной ситуации (после завершения первого этапа). Так, анализ содержания базового курса физики показывает, что обучение обобщенному приему выявления устойчивых связей и отношений между физическими величинами без изменения этого содержания целесообразно провести в VIII классе, выделив для каждого этапа уроки, указанные в таблице.
Таблица
N | Тема урока | Деятельность учащихся |
1 | 1. Зависимость изменения температуры тела при нагревании от количества теплоты, необходимого для этого нагревания 2. Энергия топлива | 1. Участие в «открытии» законов совместно с учителем 2. Выполнение домашних заданий: выделить действия, которые мы выполняли при «открытии» данного закона |
2 | 1, 2. Общая логическая схема деятельности по выявлению устойчивых связей и отношений между физическими величинами эмпирическим путем | Составление общей логической схемы деятельности по «открытию» эмпирических законов и выполнение деятельности по ее усвоению |
3 | 1. Плавление и отвердевание кристаллических тел 2. Испарение 3. Кипение. Удельная теплота парообразования 4. Взаимодействие заряженных тел 5. Закон Ома для участка цепи 6. Зависимость сопротивления проводника от его длины и площади поперечного сечения | Тренировка в самостоятельном планировании деятельности по «открытию» эмпирических законов Освоение способов выполнения действий: формулирование задания проектирование учебного эксперимента составление программы проведения экспериментов формулирование единичных и общих выводов обработка результатов экспериментов |
Такое обучение обобщенным приемам деятельности формирует у учеников совершенно новые качества: они начинают с повышенным интересом относиться к урокам физики; свободно могут выражать свои мысли, не боясь сказать неправильно; хорошо понимают, какие действия и в какой последовательности нужно выполнить, чтобы получить ответ на поставленный вопрос, приобретают прочные знания.
[1] См.: ПениерД.И., Худайбердиев А.Физика: Программированные задания для VI-VI1 классов. -М., 1973.