Классификация по источнику получения знаний
Такое деление позволяет более систематически подходить к изучению методов обучения. Этой классификацией наиболее часто пользуются методисты физики.
| ||||
Словесные методы. Словесные методы занимают ведущее место в системе методов обучения. Были периоды, когда они являлись почти единственным способом передачи знаний. Прогрессивные педагоги - Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский и др. - выступали против абсолютизации их значения, доказывали необходимость дополнения их наглядными и практическими методами. В настоящее время нередко называют их устаревшими, «неактивными». И возможно, такая точка зрения имеет право на жизнь. И все-таки, к оценке этой группы методов, на мой взгляд, надо подходить объективно. Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед обучаемыми (учащимися) проблемы и указать пути их решения. С помощью слова учитель может вызвать в сознании детей яркие картины прошлого, настоящего и будущего человечества. Слово активизирует воображение, память, чувства учащихся. На память здесь сразу приходит: «Вначале было слово…»
Словесные методы подразделяются на следующие виды: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой.
Рассказ. Метод рассказа предполагает устное повествовательное изложение содержания учебного материала. Этот метод применяется на всех этапах школьного обучения. Меняется лишь характер рассказа, его объем, продолжительность.
К рассказу, как методу изложения новых знаний, обычно предъявляется ряд педагогических требований:
ü рассказ должен обеспечивать идейно-нравственную направленность преподавания;
ü содержать только достоверные и научно проверенные факты;
ü включать достаточное количество ярких и убедительных примеров, фактов, доказывающих правильность выдвигаемых положений;
ü иметь четкую логику изложения;
ü быть эмоциональным;
ü излагаться простым и доступным языком;
ü отражать элементы личной оценки и отношения учителя к излагаемым фактам, событиям.
Объяснение. Под объяснением следует понимать словесное истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений.
Объяснение - это монологическая форма изложения. К объяснению чаще всего прибегают при изучении теоретического материала различных наук, решении химических, физических, математических задач, теорем; при раскрытии коренных причин и следствий в явлениях природы и общественной жизни.
Использование метода объяснения требует:
ü точного и четкого формулирования задачи, сути проблемы, вопроса;
ü последовательного раскрытия причинно-следственных связей, аргументации и доказательств;
ü использования сравнения, сопоставления, аналогии;
ü привлечения ярких примеров;
ü безукоризненной логики изложения.
Объяснение как метод обучения широко используется в работе с детьми разных возрастных групп. Однако в среднем и старшем школьном возрасте, в связи с усложнением учебного материала и возрастающими интеллектуальными возможностями учащихся, использование этого метода становится более необходимым, чем в работе с младшими школьниками.
Беседа. Беседа - диалогический метод обучения, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного.
Беседа относится к наиболее старым методам дидактической работы. Ее мастерски использовал Сократ, от имени которого и произошло понятие «сократическая беседа».
В зависимости от конкретных задач, содержание учебного материала, уровня творческой познавательной деятельности учащихся, места беседы в дидактическом процессе выделяют различные виды бесед.
· Широкое распространение имеет эвристическая беседа (от слова “эврика” - нахожу, открываю). В ходе эвристической беседы учитель, опираясь на имеющиеся у учащихся знания и практический опыт, подводит их к пониманию и усвоению новых знаний, формулированию правил и выводов.
· Для сообщения новых знаний используются сообщающие беседы. Если беседа предшествует изучению нового материала, ее называют вводной или вступительной. Цель такой беседы состоит в том, чтобы вызвать у учащихся состояние готовности к познанию нового. Закрепляющие беседы применяются после изучения нового материала.
· В ходе беседы вопросы могут быть адресованы одному ученику (индивидуальная беседа) или учащимися всего класса (фронтальная беседа).
· Одной из разновидностей беседы является собеседование. Оно может проводиться как с классом в целом, так и с отдельными группами учеников. Особенно полезно организовывать собеседование в старших классах, когда ученики проявляют больше самостоятельности в суждениях, могут ставить проблемные вопросы, высказывать свое мнение по тем или иным темам, поставленным учителем на обсуждение.
Успех проведения бесед во многом зависит от правильности постановки вопросов. Вопросы задаются учителем всему классу, чтобы все учащиеся готовились к ответу.
Вопросы должны быть краткими, четкими, содержательными, сформулированными так, чтобы будили мысль ученика. Не следует ставить двойных, подсказывающих вопросов или наталкивающих на угадывание ответа. Не следует формулировать альтернативных вопросов, требующих однозначных ответов типа «да» или «нет».
В целом, метод беседы имеет следующее преимущество:
ü активизирует учащихся;
ü развивает их память и речь;
ü делает открытыми знания учащихся;
ü имеет большую воспитательную силу;
ü является хорошим диагностическим средством.
Недостатки метода беседы:
ü требует много времени;
ü содержит элемент риска (школьник может дать неправильный ответ, который воспринимается другими учащимися и фиксируется в их памяти);
ü необходим запас знаний.
Дискуссия. Дискуссия как метод обучения основан на обмене взглядами по определенной проблеме, причем эти взгляды отражают собственное мнение участников или опираются на мнения других лиц. Этот метод целесообразно использовать в том случае, когда учащиеся обладают значительной степенью зрелости и самостоятельности мышления, умеют аргументировать, доказывать и обосновывать свою точку зрения. Хорошо проведенная дискуссия имеет большую обучающую и воспитательную ценность: учит более глубокому пониманию проблемы, умению защищать свою позицию, считаться с мнениями других.
Лекция. Лекция - монологический способ изложения объемного материала. Используется, как правило, в старших классах и в высших учебных заведениях (ВУЗ) и занимает весь или почти весь урок. Преимущество лекции заключается в возможности обеспечить законченность и целостность восприятия школьниками (студентами) учебного материала в его логических опосредованиях и взаимосвязях по теме в целом. Актуальность использования лекции в современных условиях возрастает в связи с применением блочного изучения нового учебного материала по темам или крупным разделам.
Школьная или институтская лекция может применяться также при повторении пройденного материала. Такие лекции называются обзорными или семинарами. Проводятся они по одной или нескольким темам для обобщения и систематизации изученного материала и помогают более четко прийти к конкретному закреплению материала и, подчас, выводу собственного мнения.
Применение лекции как метода обучения в условиях современной школы и ВУЗа позволяет значительно активизировать познавательную деятельность учащихся, вовлекать их в самостоятельные поиски дополнительной научной информации для решения проблемных учебно-познавательных задач, выполнения тематических заданий, проведения самостоятельных опытов и экспериментов, граничащих с исследовательской деятельностью, собственному анализу и выводу собственного мнения. Именно этим объясняется тот факт, что в старших классах удельный вес и целесообразность лекции, в отличии от предыдущих методов обучения, в последнее время стал возрастать.
Работа с учебником и книгой - важнейший метод обучения. Вспомним, как в начальных классах работа с книгой осуществляется главным образом на уроках под руководством учителя. А уже в дальнейшем учащиеся все больше учатся работать с книгой самостоятельно. Таким образом, именно на начальных стадиях этот вид словесного метода обучения закладывает основы и навыки для будущего самостоятельного развития учащегося.
Существует ряд приемов самостоятельной работы с печатными источникам, такие как:
Конспектирование - краткое изложение, краткая запись содержания прочитанного. Конспектирование ведется от первого (от себя) или от третьего лица. Конспектирование от первого лица лучше развивает самостоятельность мышления.
Составление плана текста. План может быть простой и сложный. Для составления плана необходимо после прочтения текста разбить его на части и озаглавить каждую часть.
Тезирование - краткое изложение основных мыслей прочитанного.
Цитирование - дословная выдержка из текста. Обязательно указываются выходные данные (автор, название работы, место издания, издательство, год издания, страница).
Аннотирование - краткое свернутое изложение содержания, прочитанного без потери существенного смысла.
Рецензирование - написание краткого отзыва с выражением своего отношения о прочитанном.
Составление справки - сведений о чем-нибудь, полученных после поисков. Справки бывают статические, биографические, терминологические, географические и т.д.
Составление формально-логической модели - словесно-схематического изображения прочитанного.
Составление тематического тезауруса - упорядоченного комплекса базовых понятий по разделу, теме.
Составление матрицы идей - сравнительных характеристик однородных предметов, явлений в трудах разных авторов.
Таковы краткие характеристики основных видов словесных методов обучения.
Попробуем подвести некий итог. Именно с помощью выше перечисленных приемов учащийся может развить самостоятельность мышления, систематический подход к изучению необходимого объема материала. Ему легче с помощью сравнивания других идей и мыслей на примерах цитат составить свое собственное мнение без потери существующего смысла. Таким образом, это заметно помогает развивать личностные качества каждого учащегося.
И в итоге, образуется некая словесно-схематическая картина прочитанного – «скелет», на который потом уже с легкостью можно «нанести» дополнительные детали и выводы.
Вот почему, наверное, следует сделать акцент именно на эти приемы самостоятельной работы учащегося.
Вторую группу по этой классификации составляют наглядные методы обучения.
Наглядные методы. Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения.
Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы.
метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий: плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске и пр.
Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов и др.
Такое подразделение средств наглядности на иллюстративные и демонстрационные является условным. Оно не исключает возможности отнесения отдельных средств наглядности как к группе иллюстративных, так и демонстрационных. (Например, показ видеофильмов через видеомагнитофон).
И именно такое внедрение новых технических средств в учебный процесс (телевидения, видеомагнитофонов, компьютеров) заметно расширяет возможности наглядных методов обучения.
При использовании наглядных методов обучения необходимо соблюдать ряд условий:
ü применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся;
ü наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент урока;
ü наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый предмет;
ü необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций;
ü детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений;
ü демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала;
ü привлекать самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве.
Практические методы обучения основаны на практической деятельности учащихся. Этими методами формируют практические умения и навыки.
| ||||||
Упражнения. Под упражнениями понимают повторное (многократное) выполнение умственного или практического действия с целью овладения им или повышения его качества. Упражнения применяются при изучении всех предметов и на различных этапах учебного процесса. Характер и методика упражнений зависят от особенностей учебного предмета, конкретного материала, изучаемого вопроса и возраста учащихся.
Упражнения по своему характеру подразделяются на устные, письменные, графические и учебно-трудовые. При выполнении каждого из них учащиеся совершают умственную и практическую работу.
По степени самостоятельности учащихся при выполнении упражнений выделяют:
ü воспроизводящие упражнения - упражнения по воспроизведению известного с целью закрепления;
ü тренировочные упражнения - упражнения по применению знаний в новых условиях;
ü комментированные упражнения - если при выполнении действий ученик про себя или вслух проговаривает, комментирует предстоящие операции. Комментирование действий помогает учителю обнаруживать типичные ошибки, вносить коррективы в действия учеников.
Рассмотрим особенности применения упражнений.
Устные упражнения способствуют развитию логического мышления, памяти, речи и внимания учащихся. Они отличаются динамичностью, не требуют затрат времени на ведение записей.
Письменные упражнения используются для закрепления знаний и выработки умений в их применении. Использование их способствует развитию логического мышления, культуры письменной речи, самостоятельности в работе. Письменные упражнения могут сочетаться с устными и графическими.
К графическим упражнениям относятся работы учащихся по составлению схем, чертежей, графиков, технологических карт, изготовление плакатов, стендов, выполнение зарисовок при проведении лабораторно-практических работ, экскурсий и т.д.
Графические упражнения выполняются обычно одновременно с письменными и решают единые учебные задачи. Применение их помогает учащимся лучше воспринимать, осмысливать и запоминать учебный материал, способствует развитию пространственного воображения. Графические работы в зависимости от степени самостоятельности учащихся при их выполнении могут носить воспроизводящий, тренировочный или творческий характер.
К учебно-трудовым упражнениям относятся практические работы учащихся, имеющие производственно-трудовую направленность. Целью этих упражнений является применение теоретических знаний учащихся в трудовой деятельности. Такие упражнения способствуют трудовому воспитанию учащихся.
Упражнения являются эффективными только при соблюдении ряда требований к ним:
ü сознательный подход учащихся к их выполнению;
ü соблюдение дидактической последовательности в выполнении упражнений - сначала упражнения по заучиванию и запоминанию учебного материала, затем - на воспроизведение - применение ранее усвоенного - на самостоятельный перенос изученного в нестандартные ситуации - на творческое применение, с помощью которого обеспечивается включение нового материала в систему уже усвоенных знаний, умений и навыков;
ü крайне необходимы и проблемно-поисковые упражнения, которые формируют у учащихся способность к догадке, интуицию.
Лабораторные работы - это проведение учащимися по заданию учителя опытов с использованием приборов, применением инструментов и других технических приспособлений, т.е. это изучение учащимися каких-либо явлений с помощью специального оборудования.
Проводятся лабораторные работы в иллюстративном или исследовательском плане.
Разновидностью исследовательских лабораторных работ могут быть длительные наблюдения учащихся за отдельными явлениями. В некоторых учебных заведениях и ВУЗах практикуются в порядке лабораторной работы задания, где бы учащиеся смогли не только провести какую-то наблюдательно-исследовательскую работу, но также подойти творчески к изучению нового материала. В любом случае учитель составляет инструкцию, а ученики записывают результаты работы в виде отчетов, числовых показателей, графиков, схем, таблиц. Лабораторная работа часто может выделаться в единый и достаточно большой промежуток времени, так как и сам учебный процесс требует серьезного и детального подхода.
Практические работы проводятся после изучения крупных разделов, тем и носят обобщающий характер. Они могут проводиться не только в учебном заведении или ВУЗе, но и за их пределами школы.
Именно такого рода работы помогают, освежив в памяти уже существующий «скелет», о котором мы уже говорили, «нарастить» туда новые детали и дополнения, которые смогли в буквальном смысле «проявить себя».
Именно с помощью таких работ, что немаловажно, учащийся может не только применить исследовательски-аналитическую функцию мозга, но также и эмоционально-ассоциативную. Что в заметно облегчает процесс обучения и полностью развивает личностные качества учащегося.
Особый вид практических методов обучения составляют занятия с обучающими машинам и репетиторами. Легко вспомнить практические занятия в ВУЗах и «репетиторство» на более раннем периоде.
Лекция 9
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
В литературе по педагогике часто путают понятия метода и формы обучения. Дадим следующие определения:
Форма - характер ориентации деятельности. В основе формы лежит ведущий метод.
Метод- способ совместной деятельности учителя и обучаемого с целью решения задач.
Формы обучения бывают конкретными (урок, домашняя работа, факультативные занятия, консультации, дополнительны занятия) и общими.
В основе организации процесса обучения в современной школе лежит классно-урочная система.
Возникла классно-урочная система на рубеже 16-17 веков благодаря трудам великого педагога Я.А. Коменского. Данной форме обучения исторически предшествовали: индивидуальная и индивидуально-групповая, которая впоследствии переросла в групповую и далее в классно-урочную.
Классно-урочная система постоянно совершенствуется и развивается. Ее характерные признаки сегодня:
- постоянный состав учебных групп;
- учебные планы и программы, определяющие содержание образования в каждом классе;
- строго определенное расписание учебных занятий;
- сочетание индивидуальной и коллективной форм работы учащихся;
- ведущая роль учителя, организующего учебно-воспитательный процесс;
- систематическая проверка и оценка знаний учащихся.
Достоинства классно-урочной системы. Она обеспечивает:
- организационную четкость и упорядоченность всего учебно-воспитательного процесса;
- систематичность и последовательность;
- постоянное эмоционально-нравственное воздействие личности педагога на учащихся;
- взаимодействие между учениками в процессе коллективной работы.
Основной организационной формой обучения в школе является УРОК.
Определение 1. Урок - коллективная форма обучения, которой присущи постоянный состав учащихся, определенные рамки занятий, жесткая регламентация учебной работы над одним и тем же для всех учебным материалом.
Определение 2. Урок – это организационная форма обучения, при которой учитель в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя методы и средства работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладели основами изучаемого предмета, а также для воспитания и развития школьников.
Анализ проводимых уроков показывает, что их структура и методика во многом зависят от тех дидактических целей и задач, решаемых в процессе обучения, а также от тех средств, что имеются в распоряжении учителя. Все это позволяет говорить о методическом разнообразии уроков, которые, однако, могут быть классифицированы по типам:
- уроки-лекции(практически - это монолог учителя на заданную тему, хотя при известном мастерстве учителя такие уроки приобретают характер беседы);
- лабораторные (практические) занятия(такого рода уроки обычно посвящены отработке умений и навыков);
- уроки проверки и оценки знаний (контрольные работы и т.п.);
- комбинированные уроки.
Такие уроки проводятся по схеме:
повторение пройденного - воспроизведение учащимися ранее пройденного материала, проверка домашнего задания, устный и письменный опрос и т.д.
освоение нового материала - на этом этапе новый материал излагается учителем, либо «добывается» в процессе самостоятельной работы учащихся с литературой.
отработка навыков и умений применения знаний на практике (чаще всего решение задач по новому материалу);
выдача домашнего задания.
Факультативные занятиякак форма обучения были введены в конце 60-х - начале 70-х гг. в процессе очередной безуспешной попытки реформировать школьное образование. Эти занятия призваны дать более глубокое изучение предмета всем желающим, хотя на практике, они очень часто используются для работы с отстающими обучаемыми.
Экскурсии - форма организации обучения, при которой учебная работа осуществляется в рамках непосредственного ознакомления с объектами изучения.
Домашняя работа - форма организации обучения, при которой учебная работа характеризуется отсутствием непосредственного руководства учителя.
Внеклассная работа: олимпиады, кружки и т.п., должны способствовать наилучшему развитию индивидуальных способностей учащихся.
Выбор форм занятий определяется главным образом учебно-воспитательными задачами и содержанием учебного материала.
При любой форме проявляются одни и те же закономерности обучения:
- зависимость воспитания от целенаправленного учета учителем потребностей учащихся, уровня их эмоционально-ценностной подготовки, значимости изучаемого материала;
- зависимость характера активности учащихся от вида деятельности, организуемой учителем в соответствии с содержанием образования и способом его усвоения
Современный урок физики
Понятие современный урок в педагогической и методической литературе появилось совсем недавно.
До этого наиболее распространенным был традиционный урок, состоящий из: опроса, объяснения нового материала, закрепления учебного материала и домашнего задания.
Выделим характерные черты современного урока.
Прежде всего, современный урок рассматривается как система, все элементы которой направлены на формирование активно мыслящей, самостоятельной личности, обладающей развитыми творческими способностями.
Компоненты процесса обучения, а, следовательно, и урока, как части процесса обучения:
- учебный материал (его содержание), учителя, учащиеся (И.Я. Лернер);
- содержание учебного материала, методы обучения, способы деятельности, формы и средства обучения (М.И. Махмутов);
- цель урока, содержание учебного материала, методы и приемы обучения, способы организации (Г.Д. Кириллова).
Несмотря на разные компоненты процесса обучения, все сходятся в одном – эти компоненты должны быть взаимосвязаны.
Чтобы урок был успешным, необходимо:
1) определить конечную цель деятельности учителя – чего он хочет добиться;
2) установить средство – что поможет достижению цели;
3) определить способ – как действовать, чтобы достигнуть цели.
Итак, современный урок физики – это такая форма организации процесса обучения, при которой компоненты системы урока (содержание учебного материала, методы обучения и формы организации учебного процесса) существуют в строгой взаимосвязи и определяются целью урока.
Говоря о содержании учебного материала, выделяют два требования, которые позволяют сделать урок физики истинно современным: 1) соответствие содержания образования уровню современной науки – физики; 2) соответствующее структурирование учебного материала.
Говоря о методах обучения, надо помнить, что только знание о системе методов, методических приемов, средств обучения, их достоинствах и недостатках, целесообразности использования тех или иных методов поможет сделать урок физики современным.
Говоря о формах организации учебного процесса, мы имеем в виду структуру урока и его этапов.
Классификации уроков.
Выше мы рассмотрели классификацию уроков по типам. Наиболее эффективной и логически стройной является классификация уроков по цели организации занятий:
- изучение нового материала;
- совершенствования знаний;
- обобщения и систематизации;
- комбинированные;
- контроля и коррекции знаний, умений и навыков.
Урок изучения нового материала заключается в том, чтобы добиться овладения учащимися новым материалом. Процесс достижения этой цели представляет собой последовательное решение таких задач, как усвоение новых знаний и способов действия, самостоятельной поисковой деятельности, формирование системы ценностных отношений.
Виды уроков: урок-лекция; урок-беседа; урок выполнения практических работ поискового типа; урок выполнения теоретических исследований; смешанный урок, сочетающий различные виды на одном уроке.
Урок совершенствования знаний, умений и навыков заключается в применении учащимися знаний на практике, их расширение и углубление, формирование умений и навыков, проверка знаний учащихся и т.д., все то, что способствует совершенствованию знаний школьников.
Виды уроков: урок решения задач; урок выполнения самостоятельных работ (устных или письменных упражнений); урок – лабораторная работа; урок-экскурсия; семинар.
Урок обобщения и систематизации знаний совсем недавно введен в классификацию как самостоятельный тип и в настоящее время является чрезвычайно актуальным в связи с новыми целями образования. Развитие учащихся, формирование их умственных и творческих способностей невозможно без предъявления структуры знания и отражения в ней этапов процесса познания.
Урок комбинированный организуется с целью решения в комплексе задач первых трех типов уроков.
Виды уроков: сюда входят основные виды всех пяти типов уроков.
Урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков служит для оценки процесса учения и его результатов, уровня усвоения знаний и сформированности умений и навыков. На таких уроках частично реализуются функции других типов уроков.
Виды уроков: устный опрос (фронтальный, индивидуальный, групповой); письменный опрос (индивидуальный); зачет; зачетная практическая (лабораторная) работа; контрольная работа; смешанный урок (сочетание первых трех видов уроков).
Основываясь на логике процесса обучения, дидактических и методических принципах обучения физике и закономерностях преподавания, можно определить основные правила организации современного урока физики.
Первое правило – определить цель урока, т.е. определить образовательную, воспитательную и развивающую функции учебно-воспитательного процесса.
Образовательная цель – усвоение новых физических знаний, формирование умений.
Загрузка...
Воспитательная цель – формирование мировоззрения, политехническое, эстетическое и нравственное воспитание.
Развивающая цель – формирование приемов умственной деятельности, умения самостоятельно решать проблемы.
Второе правило – подготовить содержание учебного материала:
- определить его объем и сложность в соответствии с поставленными целями и возможностями учащихся;
- установить связь с ранее изученным материалом и способами умственных и практических действий;
- определить систему задач, практических и самостоятельных заданий;
- подготовить оборудование для урока (демонстрационный эксперимент, раздаточный материал и т.д.).
Третье правило – уточнить тип и вид урока, т.е. последовательность решения дидактических задач должна приводить к достижению всех целей урока.
Четвертое правило – выбрать наиболее эффективное содержание методов и приемов обучения в соответствии с поставленными целями, содержанием учебного материала и уровнем подготовленности учащихся.
Пятое правило – определить структуру урока, соответствующую целям, содержанию и методам обучения.
Урок должен характеризоваться: четкостью организации отдельных этапов и целостностью. Обязательно должна быть определена единая логика развертывания деятельности учителя и учащихся, что обеспечит эффективное управление учителем учебно-познавательной деятельностью школьников.
(ТАК НАДО БУДЕТ АНАЛИЗИРОВАТЬ ЗАЧЕТНЫЙ УРОК НА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ!!!)
Лекция 10
СТРУКТУРА УРОКА ФИЗИКИ РАЗНЫХ ТИПОВ
Урок как педагогическая система состоит из разных частей, компонентов и элементов: вводной части, оргмомента, опроса, объяснения, средств, приемов и способов решения задач урока и т.п. Все они связаны и взаимодействуют в определенной последовательности (это отражается в ПЛАНАХ-КОНСПЕКТАХ УРОКА!!!). Состав урока, его отдельные элементы могут рассматриваться по-разному: как этапы урока, учебные ситуации, звенья учебного процесса и т.д.
Самое существенное и общее для всех составных элементов требование – их взаимосвязь, обусловливающая целостность единой системы урока.
Структура урока рассматривается на трех уровнях: дидактическом, логико-психологическом и методическом. В рамках методики преподавания физики ограничимся рассмотрением структуры урока на методическом уровне. Уроки разных типов и видов имеют различную структуру. Это связано с различными причинами: уровень подготовки учащихся, психологическое состояние класса, место урока физики в школьном расписании и т.д. Таким образом, дать рекомендации на все случаи жизни невозможно. Иначе говоря, при подготовке урока должно проявляться педагогическое мастерство учителя, его творчество, его искусство организации урока.
Урок подготовки нового материала
Основные компоненты общей структуры такого урока (они же одновременно и основные этапы урока) следующие:
АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРЕЖНИХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ –> ФОРМИРОВАНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ –> ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ (ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ) –> ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Рассмотрим подробнее:
Актуализация прежних знаний и умений учащихся предполагает воспроизведение и применение ранее усвоенных знаний (в любой форме), стимулирование познавательной деятельности, их мотивацию и контроль со стороны учителя.
Формирование новых знаний и умений – центральный этап урока изучения нового материала предполагает отбор и структурирование учебного материала (определение логики и последовательности введения новых элементов знания), определение средств и методов обучения, форм организации учебного процесса.
Применение новых знаний (формирование умений) включает повторение и закрепление вновь изученного материала, организуется учителем в любой целесообразной для данного урока форме, с использованием любых дидактических средств обучения. Одновременно на этом этапе урока происходит формирование умений по применению знаний либо практических умений.
Домашнее задание –обязательный компонент урока физики. Изучение физики невозможно без самостоятельной домашней работы.
Важно!!!Данная последовательность необязательна. Этапы урока учитель организует сам, сообразно с самыми разными факторами, которые в итоге определяют последовательность учебных ситуаций.
Работа учителя физики в процессе подготовки и проведения урока изучения нового материала. Остановимся на каждом этапе урока.
Первый этап – актуализация – это не то же самое, что опрос, типичный для старой структуры урока. Актуализация означает: а) освежить прежние знания и способы деятельности в памяти учащихся; б) возбудить интерес к изучаемой теме; в) создать эмоциональный настрой.
Учитель на этом этапе оценивает степень готовности класса и отдельных учеников к восприятию нового материала.
Методические приемы организации актуализации.
По-старому, учитель организовывал опрос, как правило, в течение 15-20 минут, при этом самая продуктивная часть урока (первые 20 минут) тратится на проверку домашнего задания, а изучение нового материала (оставшиеся 20 минут) происходит в период спада умственной активности. Изучение нового материала комкается, а времени на закрепление не остается. Как показывает практика, многие учителя, к сожалению, до сих пор идут по этому пути.
Чтобы избежать подобного на практике, рекомендуется ограничить период актуализации знаний 5-10 минутами и проводить ее в форме фронтального опроса.