Методика проверки достижения учащимися целей обучения физике
Проверка знаний и умений учащихся наиболее полно выполняет свои функции в том случае, если она проводится в определенной системе, в связи со всем учебным процессом, поскольку только применение различных методов проверки, их разумное сочетание позволяет всесторонне проверить знания и умения учащихся и дать им объективную оценку. Поэтому проверка знаний и умений учащихся должна планироваться и представлять собой определенную систему.
Составляя календарно-тематические планы, учитель предусматривает в них место и метод проверки, определяет, какие знания и умения должны быть проверены. Для этого:
- проводится структурный и содержательный анализ темы,
- выделяются элементы знаний (явления, понятия, величины, зависимости, законы, приборы и т.д.), которые на том или ином этапе обучения должны быть усвоены учащимися,
- выделяются умения (конкретные предметные и общеучебные), которые у них должны быть сформированы.
Затем определяется требуемый уровень усвоения того или иного элемента знаний и сформированности того или иного умения. Так, в некоторых случаях учащиеся должны уметь воспроизводить элементы знаний, в других - применять их к объяснению известных явлений, в третьих - переносить изученное на область новых неизвестных пока явлений.
То же относится и к умениям: в одних случаях учащиеся должны уметь выполнять деятельность по образцу под руководством учителя, в других случаях - выполнять деятельность по образцу самостоятельно, в третьих - переносить умения в знакомую ситуацию, в четвертых - переносить умения в незнакомую ситуацию.
Например, учащиеся VIII класса изучают понятие напряжения. На первом этапе они должны знать определение этого понятия, его буквенное обозначение, его единицы. Для проверки усвоения понятия на этом уровне достаточно ставить перед учащимися вопросы, ответы на которые требуют воспроизведения знаний.
Например: «Какая физическая величина называется напряжением?»; «Что такое 1 В?» Однако понятие напряжения можно считать усвоенным, если учащиеся понимают его физический смысл и умеют применять понятие к решению задач. Это уже следующий этап усвоения понятия, и здесь недостаточно заданий только на воспроизведение знаний, необходимо использовать задания, проверяющие умения учащихся пользоваться понятием.
Например: «Что означает выражение: напряжение на участке цепи 40 В?»; «В каком случае при перемещении по участку цепи заряда 10 Кл совершается большая работа: при напряжении на этом участке 127 В или 220 В?» Далее учитель решает, где, на каком уроке и с помощью какого метода следует проверять знания и умения учащихся.
Проверка и оценка знаний и умений учащихся могут проводиться на различных этапах учебного процесса. В дидактике различают предварительную, текущую, периодическую и итоговую проверки.
Предварительная проверка проводится с целью выявления исходного уровня знаний учащихся перед объяснением нового материала.
Текущая проверка осуществляется на всех этапах усвоения учебного материала.
Периодическая проверка проводится после изучения темы, раздела курса физики или в конце учебной четверти.
Итоговая проверка имеет место в конце изучения курса (в конце учебного года).
В дальнейшем мы будем выделять текущую и итоговую проверки, понимая под текущей проверкой систематический учет знаний учащихся, а под итоговой - учет знаний учащихся после изучения темы, раздела, в конце четверти или учебного года.
Для текущей проверки знаний и умений целесообразно использовать устный опрос (индивидуальный у доски или фронтальный), физические диктанты, кратковременные контрольные работы, тесты, индивидуальные или фронтальные лабораторные работы и опыты.
При итоговой проверке наиболее эффективны индивидуальный устный опрос, часовые контрольные работы, сочинения и рефераты, фронтальные и индивидуальные лабораторные работы, физический практикум. К организационным формам итоговой проверки знаний и умений относятся также зачет (обычно тематический) и экзамен.
Для устной проверки выделяются наиболее важные и существенные вопросы; их число определяется временем, которым располагает учитель на уроке. Поставив перед учащимися вопрос, учитель отмечает, какие положения необходимо раскрыть при ответе.
Например, рассказывая о законе Гей-Люссака, ученик должен:
а) дать определение изобарного процесса, б) сформулировать условия, при которых он протекает,
в) сформулировать закон Гей-Люссака,
г) записать формулу закона и пояснить ее,
д) начертить график зависимости объема данной массы газа от температуры при постоянном давлении,
е) пояснить зависимость с точки зрения молекулярно-кинетических представлений,
ж) определить границы применимости закона.
Составление такого плана позволяет обучать учащихся умению строить ответ; четко, правильно и лаконично выражать свои мысли. Это очень важная задача, так как если учащийся не умеет четко отвечать, то на уроке учителю приходится тратить время на постановку дополнительных вопросов, на выделение главных положений в ответе. Кроме того, отсутствие у учащихся умения строить ответ не позволяет им активно участвовать в беседе, в обсуждении и решении определенных задач. Чтобы обучать учащихся' умению отвечать, полезно, объясняя новый материал, выделять Равное, основное в нем. Можно предлагать учащимся при подготовке домашнего задания составлять план ответа. Выполняя такое эадание, они не только учатся выделять главные мысли, но и определять последовательность их изложения. Такие планы помогут Учащимся в дальнейшем при повторении соответствующего учебного материала.
Загрузка...
Устные ответы у доски должны сопровождаться рисунками, чертежами, графиками, демонстрацией опытов. Ученику, отвечающему у доски, необходимо предоставить время для обдумывания ответа. В это время можно провести с классом фронтальный опрос, проверить выполнение домашнего задания или решить задачу вместе с учеником, вызванным для этой цели к доске.
Следует отметить, что при устной проверке, особенно индивидуальной, существует опасность снижения активности класса, так как во время опроса большая часть учащихся выступает в роды пассивных слушателей. Поэтому при проведении устной проверки учитель должен активизировать познавательную деятельность учащихся. С этой целью полезно предлагать им рецензировать ответы своих товарищей, исправлять и дополнять их. За правильные и существенные дополнения следует выставлять оценки.
При фронтальном опросе учащиеся обычно отвечают с места вопросы в этом случае должны требовать краткого ответа. В качестве примера рассмотрим построение фронтального опроса на уроке, посвященном уравнению Менделеева-Клапейрона. Цель проверки - обобщить и актуализировать имеющиеся у учащихся знания, необходимые для изучения нового материала. В связи с этим могут быть поставлены следующие вопросы:
1. Какой газ называется идеальным?
2. Какие параметры характеризуют состояние газа?
3. Как читается и записывается уравнение состояния идеального газа?
4. Как называется константа «А:» в уравнении состояния идеального газа?
5. Каковы ее значение и физический смысл?
6. Что называется концентрацией газа?
7. Чему равна постоянная Авогадро и как она связана с числом молекул?
8. Что называется количеством вещества, какова его единица?
Набор вопросов представляет собой некую систему, так как вопросы взаимосвязаны и расположены в той последовательности, в какой ответы на них будут использованы при объяснении нового материала. Этот опрос позволяет логично перейти к объяснению темы урока, поставить перед учащимися познавательную задачу и установить связь между изученным и новым материалом.
Успех и эффективность проверки знаний во многом определяются качеством задаваемых вопросов. Все вопросы должны быть строго целенаправленными и требовать однозначного ответа. Наряду с вопросами, предполагающими простое воспроизведение знаний, перед учащимися необходимо ставить вопросы, развивающие их мышление. В этом отношении весьма эффективными являются вопросы, требующие объяснения сущности и причины того или иного явления, сравнения явлений с целью определения существенных признаков, а также сходства или различия.
Для проверки знания учащимися определений, смысла физических величин, их единиц, умения читать графики и т.д. используются физические диктанты. Проводятся они следующим образом: учитель читает начало предложения, а учащиеся записывают его и заканчивают. Чтобы индивидуализировать работу учащихся и уменьшить вероятность списывания, целесообразно проводить многовариантные физические диктанты. Например, чертят на доске или проецируют на экран графики зависимости проекции скорости от времени (разные для каждого варианта)
К этим графикам даются одинаковые задания, и их читает учитель:
1. Данные графики выражают зависимость между ... .
2. График 1 является графиком зависимости проекции скорости от времени при ... движении.
3. Уравнение этого движения имеет вид ... .
4. График 2 является графиком зависимости проекции скорости от времени при ... движении.
5. Уравнение этого движения имеет вид ... .
6. Точка пересечения графиков означает... .
7. За первые 2 с движения перемещение первого тела равно ....
Иногда используют магнитофон, на котором предварительно записаны вопросы. После каждого вопроса следует пауза, необходимая для того, чтобы учащиеся успели записать ответ.
Для проверки знаний учащихся и их интеллектуальных умений проводят контрольные работы. Они могут быть как кратковременными, рассчитанными на 10-15 мин, так и длительными, рассчитанными на урок. Кратковременные контрольные работы используются, как правило, для текущей проверки и служат цели определения уровня знаний только что изученного материала или умений учащихся решать типичные задачи на применение только ito изученного закона. Обычно кратковременные контрольные работы проводятся без предупреждения.
При завершении изучения определенной темы курса физики проводится контрольная работа, рассчитанная на урок.
Цель такой работы - проверить знание учащимися темы в целом и умения решать не только тренировочные, но и комбинирование задачи по теме; в нее наряду с вычислительными целесообразно включать графические и качественные задачи.
В конце учебного года в каждом классе обычно проводится обобщающая контрольная работа, цель которой - проверить прочность знаний учащихся по основным вопросам, изученным в данном классе, и качество сформированных умений.
Для обеспечения большей самостоятельности учащихся при выполнении контрольной работы составляют несколько вариантов заданий. Эти варианты должны быть равноценными, содержать типичные задачи, соответствующие требованиям стандарта, а также более сложные, комбинированные. Для индивидуализации процесса проверки знаний целесообразно подготовить дополнительные задания для хорошо успевающих учащихся.
Контрольные работы должны быть проверены к следующему уроку, иначе утрачивается обучающая функция проверки. Результаты выполнения работ необходимо тщательно анализировать причем следует обращать внимание учащихся не только на допущенные ошибки, но и на хорошо выполненные и оформленные работы. Это поможет реализации обучающей и воспитывающей функций проверки.
С помощью заданий тестового типа можно оперативно проверить знания.
(ЗАДАНИЕ: составить всевозможные тесты!!!)
Лекция 15
ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ ПО ФИЗИКЕ В ОСНОВНОЙ И СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
При определении метода или формы проверки знаний и умений учитель должен учитывать возрастные особенности учащихся.
Устная проверка приемлема на любом этапе обучения физике. Однако учащиеся средних классов затрудняются построить связный рассказ о физическом явлении, они слабо владеют терминологией, в первый год изучения физики не умеют объяснять явления, поэтому в основной школе, особенно в VII классе, чаще применяется фронтальная устная проверка знаний.
Это не означает, что индивидуальный опрос не надо проводить, напротив, он должен все время практиковаться, и долю его в общей системе проверки следует постоянно увеличивать, обучая учащихся строить связный рассказ о том или ином элементе физического знания. Постепенно следует приучать учащихся пользоваться доской, физическими приборами.
При устном индивидуальном опросе в основной школе тему обычно разбивают на более мелкие части, чем в старших классах.
В основной школе шире, чем в старшей, следует практиковать физические диктанты и тесты. При этих формах проверки знаний учащимся приходится мало писать, что важно для учащихся VII-VIII классов. Кроме того, диктанты и тесты дают возможность проверить знания на том уровне усвоения, который характерен для многих понятий, изучаемых в основной школе. Помимо этого, в VII и VIII классах есть ряд тем («Введение», «Первоначальные сведения о строении вещества», «Электромагнитные явления»), по которым не предполагается решение задач, запись ответов на качественные вопросы занимает у учащихся много времени, поэтому тесты и физические диктанты оказываются в этом случае весьма удобными формами проверки знаний.
В VII и VIII классах целесообразно применять различные занимательные формы проверки знаний: чайнворды, кроссворды и т.д. Применение игровых форм проверки повышает интерес учащихся к этому этапу учебного процесса, активизирует их работу.
Итоговая проверка знаний в основной школе обычно проводится в форме устного опроса по теме, письменных или практических контрольных работ. В старших классах иногда практикуется такая форма итогового контроля, как зачет.
Зачет проводится по наиболее крупным темам в урочное время. При этом часть учащихся пишет контрольную работу, другие отвечают устно, третья группа работает по специальным дидактическим материалам. Учитель заранее планирует для каждого ученика содержание и метод проверки.
Итоговой проверкой знаний и умений учащихся по физике является экзамен, который может проводиться после окончания основной и полной средней школы. Экзамен по физике не входит в число обязательных, однако он может предлагаться как региональный, тогда его сдают все учащиеся. Если этот экзамен в число региональных не входит, то он сдается учащимися по выбору. При этом для учащихся классов физико-математического профиля он обязателен.
Экзамены дают возможность проверить глубину, осознанность и прочность знаний учащихся, понимание ими основных идей и принципов физики, применений знаний на практике.
Конкретные требования к знаниям учащихся при итоговой проверке определяются Государственными образовательными стандартами и получают отражение в экзаменационных билетах. Каждый билет включает один или два теоретических вопроса и задачу или лабораторную работу.
Таким образом, появляется возможность проверить знания учащихся и их теоретические или практические умения. Если экзамен по физике проводится как региональный, то билеты составляются Департаментом образования. Школа может расширить содержание билетов (но не сузить) и утвердить их в Департаменте образования. Если проводится экзамен по физике по выбору учащихся, то билеты составляются в школе и утверждаются администрацией. Содержание билетов доводится до сведения учащихся за несколько недель до экзамена.
При этом указывается не сама задача, которая будет на экзамене, а подобная ей или тип задачи. Тексты задач учитель либо подбирает из задачников, либо составляет сам. Обычно учитель составляет несколько вариантов задач, так как в параллели, как правило, несколько классов. Обычно для двух-трех параллельных классов составляют два варианта задач, для четырех-пяти - три.
При ответе на теоретические вопросы билета учащиеся должны показать знание и понимание основных физических идей, теорий, принципов и законов, умение применять их для анализа и объяснения физических явлений. Учащиеся должны знать определение изучаемых в школе физических величин и понимать их смысл.
Свой ответ ученик иллюстрирует графиками, чертежами, записями. Желательно, чтобы ответ сопровождался демонстрацией опытов. С этой целью учитель заранее готовит необходимые приборы и выставляет их на демонстрационный стол.
При решении задачи от учащихся требуется умение правильно объяснить физический процесс, описываемый в условии задачи, проанализировать задачную ситуацию, применить необходимые закономерности и законы, правильно выполнить математические вычисления, проанализировать ответ. Решение задачи проводится в общем виде и при необходимости сопровождается рисунками, чертежами и графиками.
Выполняя лабораторную работу, учащийся демонстрирует Уровень сформированных у него практических умений. С этой Целью он собирает экспериментальную установку, выполняет эксперимент, производя необходимые измерения, вычисляет результат и оценивает погрешность измерений.
Члены экзаменационной комиссии выслушивают ответ учащееся по билету, без необходимости не прерывая его. Экзаменующемуся могут быть предложены дополнительные вопросы, как правило, в пределах материала, предусмотренного билетом. Если, отвечая по билету, учащийся не обнаружил удовлетворительного знания материала, ему могут быть заданы дополнительные вопросы по другим разделам программы.
Подготовку к экзамену учитель начинает заранее. Помимо того, что она осуществляется в специальное время, отведенное программой для повторения материала, целесообразно отводить для этой цели в четвертой четверти время на каждом уроке. Учащимся следует завести специальную тетрадь для подготовки к экзаменам и записывать в ней планы ответов на вопросы билета и основные тезисы, а также решение задач.
ПРОВЕРКА ПРАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ ПО ФИЗИКЕ
Проверка сформированности мировоззрения.Мировоззрение человека - столь сложное личностное образование, что получение однозначных и тем более количественно выраженных данных о состоянии мировоззрения вряд ли вообще возможно. На уроках физики можно лишь попытаться получить некие суждения о сформированности фундамента мировоззрения в рамках естественнонаучного и некоторых элементов гносеологического аспекта мировоззрения, о наличии определенных взглядов и убеждений учащихся (касающихся понимания природы и процесса ее познания), а также о сформированности отдельных черт мышления учащихся.
Следует иметь в виду, что знания человека очень мало говорят о решении человеком принципиальных мировоззренческих проблем и о том, как человек будет действовать в реальной ситуации мировоззренческого выбора, т.е. о том, каково в действительности мировоззрение человека. Применительно к процессу обучения физике взгляды и убеждения можно рассматривать лишь как наличие эмоциональной окраски мировоззренческого знания, готовности и умения отстаивать свою точку зрения. Мировоззренческий аспект работы учителя физики по развитию мышления учащихся, как было показано в 2.4, во многом определяется формированием умения оперировать диалектическим противоречием.
С этих позиций рассмотрим упрощенный подход к проблеме проверки сформированности мировоззрения учащихся, а именно применение специальных заданий. Эти задания могут быть предложены в устной и письменной формах, они должны органично вписываться в урок физики, и по результатам их выполнения можно сделать некоторые выводы о знаниях, взглядах и убеждениях учащихся.
Такие задания должны образовывать систему, соответствующую системе работы по формированию мировоззрения, и удовлетворять следующим требованиям:
1) система заданий должна включать подсистемы, соответствующие трем компонентам формирования мировоззрения (см. таблицу);
2) система заданий может ограничиться рассмотрением вопросов в рамках естественнонаучного и отдельных элементов гносеологического аспектов мировоззрения;
3) в систему должны войти задания, охватывающие три группы философских обобщений о материальности, диалектичности познаваемости мира;
4) подсистемы в рамках различных компонентов формирования мировоззрения должны быть многоуровневыми.
Таблица
Компонент (уровни мировоззрения) сформированности | I | III | |
Знания | Воспроизведение | Применение без философской терминологии | Применение с формулировкой философского положения |
Взгляды и убеждения | Уверенность в истинности знаний | Готовность отстаивать свои взгляды | Применение знаний при наличии препятствий |
Диалектическое мышление | Работа с противоречием «и-и» | Работа с противоречиями «и-и», «ни-ни» | Работа с противоречиями «и-и», «ни-ни» одновременно |
Последнее требование означает, что целесообразно выделить уровни, на которых могут быть сформированы знания, взгляды и убеждения, диалектическое мышление. Условимся о выделении трех уровней для каждого компонента мировоззрения. Эти уровни представлены в таблице.
Рассмотрим примеры заданий разных типов.
1. Какие два фактора обеспечивают существование земной атмосферы? Что произойдет, если одна из причин «исчезнет»?
Это задание предназначено для изучения сформированности обобщенных знаний на уровне применения без использования философской терминологии и проверяет понимание таких обобщений, как причинно-следственные связи явлений и единство и борьба противоположностей.
2. Верно ли утверждение «Частицы газов и жидкостей движутся, а частицы твердого тела - нет»?
Этот вопрос можно отнести к заданиям, выявляющим взгляды и убеждения на уровне уверенности в истинности знаний о движении как неотъемлемом атрибуте материи и о разнообразии форм Движения материальных объектов. Эти обобщения относятся к группе обобщений о материальности мира.
3. Почему мы уверены в том, что тела состоят из частиц, непрерывно и хаотически движущихся, и взаимодействующих, ведь мы их никогда не видим невооруженным глазом?
Формулировка этого задания моделирует ситуацию спора, включает «возражение». Поэтому можно считать, что данный вопрос проверяет сформированность взглядов и убеждений на уровне готовности отстаивать свою точку зрения, в данном случае по вопросу об опыте как источнике знаний и критерии истинности.
4. Какой из законов Ньютона является самым главным? Это задание сформулировано так, будто действительно можно назвать «главный» закон, и, следовательно, можно отнести задание к тем, которые требуют применения знаний о неразрывной связи, равноправии законов Ньютона, составляющих систему законов, при наличии преграды, препятствия, определенной «провокационности». Знания при этом относятся к группе обобщений о познаваемости мира.
Загрузка...
5. Что такое электрический заряд - свойство или физический объект?
Этот вопрос позволяет вскрыть наименее диалектичное из возможных противоречий вида «и то, и другое» на примере рассмотрения разнообразия материальных объектов. В то же время можно отнести это задание и к заданиям о группе обобщений о познаваемости мира, поскольку для его выполнения необходимо понимание закономерностей процесса познания, а именно того, что в системе понятий отражаются объективные стороны материального мира и что в ряде случаев один и тот же термин обозначает разные понятия.
6. Что такое электромагнитная волна - физический объект или процесс?
Это задание одновременно требует применения знаний с формулировкой философского обобщения, в данном случае о единстве материи и движения, и работы с противоречием «и-и», т.е. выявляет как обобщенные знания так и диалектичность мышления.
7. Какая из формул для напряженности электрического поля верна:
Е = kq/r2; F = U/d
Выполнение задания предполагает умение «видеть» противоречия «и-и», «ни-ни», поскольку каждая из формул верна соответственно для поля точечного заряда и для однородного поля и в то же время неверна для других видов полей. По содержанию этот вопрос относится к группе обобщений о познаваемости мира, поскольку он отражает проблему конкретности истины.
8. Выберите верный вариант ответа на вопрос«Что такое свет?».
Варианты ответов: А. Электромагнитные волны; Б. Поток частиц - фотонов; В. И то, и другое; Г. Ни то, ни другое; Д. Ни один из ответов не подходит.
При выполнении этого задания учащиеся должны показать понимание единства и борьбы противоположностей и владение диалектическим противоречием на самом высоком уровне - «и то, другое, ни то, ни другое одновременно».
Из анализа приведенных примеров хорошо видно, что сложно разделить задания на воспроизведение и применение знаний, поскольку это зависит от того, что и в каком плане обсуждалось учителем и учениками на уроке. Сложно также четко определить, к какой группе обобщений относится идея, положенная в основу того или иного задания, поскольку все группы обобщений переплетаются и проникают друг в друга. Сложно разграничить разные уровни сформированности убеждений и диалектического мышления.
Все приведенные выше характеристики заданий являются весьма условными.
Очень важен вопрос о том, как такие задания проверять и оценивать. В качестве одного из возможных вариантов может выступать метод поэлементного анализа ответа для сравнения с эталонным.
Учитель, читая письменный ответ учащегося или слушая его устный ответ, мысленно представляет себе «идеальный» с его точки зрения ответ, который можно назвать эталонным. Этот эталонный ответ включает определенные элементы знаний. Элементы знаний в ответе ученика могут присутствовать в иной последовательности, нежели предполагает учитель, каждый элемент знаний может быть раскрыт с разной степенью полноты, глубины и правильности.
Учитель может отметить для себя, как отражен в ответе ученика тот или иной элемент знаний, например, оценив наличие этого элемента знаний так - «плюс», «плюс-минус», «минус-плюс», «минус». По общему числу плюсов и минусов может быть выставлена общая отметка за ответ, например, по пятибалльной шкале.
Рассмотрим вариант поэлементного анализа эталонного ответа на вопрос «Существуют ли силы и массы действительно, или это мы придумали такие величины? Ответ поясните».
Элементы знаний:
1. Масса - характеристика свойства тел - инертности.
2. Сила - характеристика действия одного тела на другое при взаимодействии.
3. Физические величины количественно характеризуют объективно существующие свойства объектов и явлений.
4. Названия величин могли бы быть и другими.
5. Единицы величин можно выбирать разные. Приведенный поэлементный анализ не является единственно возможным.
Воспитательное значение использования заданий мировоззренческого характера очень велико, поскольку, выполняя их, Учащиеся получают возможность размышлять над противоречиями и неоднозначными проблемами.
Любое задание мировоззренческого характера, предъявляемое учащемуся, может выполнять как контролирующую, так и обучающую функцию. Преобладание одной из них часто очень спорно. Поэтому проверка результатов работы по формированию мировоззрения учащихся при обучении физике лишь весьма условно может быть выделена в самостоятельный компонент деятельность учителя физики.
Лекция 16
В Государственном образовательном стандарте и в учебных программах по физике определены практические умения, которыми должны овладеть учащиеся на каждом году обучения. Поэтому проверка качества сформированных у учащихся практических умений является составной частью всей системы проверки. Осуществить ее можно в форме индивидуальных и фронтальных опытов и лабораторных работ, а также в форме работ физического практикума.
При индивидуальной проверке вызванный к доске ученик выполняет экспериментальное задание, а все учащиеся класса внимательно следят за ответом и комментируют его. Задания могут быть самыми разнообразными: от определения цены деления шкалы приборов и их показаний до выбора приборов для проведения того или иного опыта, планирования его и выполнения. Характер задания зависит от того, какое умение и на каком уровне должно быть сформировано и проверено.
Фронтальную проверку практических умений можно осуществлять в процессе выполнения обычных лабораторных работ либо при выполнении контрольных лабораторных работ. Например, к моменту выполнения в VIII классе лабораторной работы «Определение удельной теплоемкости твердого вещества» учащиеся должны уметь пользоваться весами, мензуркой, термометром - эти умения могут контролироваться. При выполнении лабораторной работы «Измерение сопротивления проводника» (VIII класс) учащиеся должны уметь собирать электрическую цепь, включать в нее амперметр и вольтметр, соблюдая полярность, пользоваться этими измерительными приборами. Все эти умения могут здесь контролироваться.
Если учащиеся выполняют контрольную лабораторную работу, то они получают специальные карточки с заданиями, которые могут заключаться в выполнении одного опыта или целой лабораторной работы. Чтобы обеспечить самостоятельность учащихся при выполнении контрольной лабораторной работы, им предлагают разные варианты заданий либо одинаковые задания, но с различными приборами и материалами.
Наблюдая за работой учащихся, проверяя их письменные отчеты, учитель получает представление о том, насколько полно сформированы у них практические умения.
Чтобы провести целенаправленное наблюдение за работой, учащихся и четко фиксировать их достижения, необходимо выделить те умения, которые подлежат контролю в данной работе, и направить все внимание на фиксацию характера выполнения действий, связанных именно с этими умениями.
Например, при выполнении практических заданий, связанных с измерением ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока, могут быть проверены такие умения, как: обращение с источником тока, сборка электрической цепи, включение в цепь амперметра и снятие его показаний, включение в цепь вольтметра и снятие его показаний, вычерчивание схем электрических цепей, вычисление погрешности измерений.
Помимо этого, если соответствующим образом было построено обучение, можно проверить умение учащихся планировать данную экспериментальную работу, умение отобрать приборы для ее выполнения и обосновать свой выбор.
Во время выполнения работы учитель наблюдает за учащимися и на листе с их фамилиями делает соответствующие пометки, например: «перепутал полярность при включении амперметра или вольтметра в цепь», «неправильно включил амперметр», «неправильно определил цену деления шкалы вольтметра» и т.п.
Большие возможности для проверки практических умений учащихся дает физический практикум. Практикум решает свои, отличные от фронтальных лабораторных работ, задачи. Поэтому он позволяет проверять и иные умения. Например, при выполнении задания по определению индуктивности катушки можно контролировать умения учащихся пользоваться авометром, собирать цепь с источником переменного тока, включать амперметр и вольтметр в цепь переменного тока и снимать их показания.
При изучении второго закона Ньютона с помощью прибора по кинематике и динамике можно проверить умения компенсировать силу трения, измерять время с помощью секундомера или метронома, измерять расстояние с помощью линейки, синхронизировать начало отсчета времени и начало движения тела, оценить погрешность прямых измерений и полученного результата.
Оценка практических умений проводится в этом случае так же, как и при выполнении фронтальных лабораторных работ.
Лекция 18
Методика проведения зачета по физике. Зачет является одной из форм итогового контроля и оценки знаний и умений учащихся. Урок, организованный в форме зачета, становится, как показала практика работы учителей физики, все более популярным видом урока контроля и коррекции знаний. В чем же состоит отличие зачета от традиционно принятых форм контроля? Чем объясняется интерес учителей к этому новому виду урока?
Прежде всего, привлекает в зачете возможность массовой проверки знаний и умений учащихся. Контролируются и оцениваются на таком уроке все ученики класса. Если раньше считалось, что на зачет приглашаются только школьники, не оцененные по каким-то темам или отдельным вопросам темы, не написавшие письменную контрольную работу, не выполнившие какие-либо практические работы, или же ученики, желающие пересдать ранее оцененный учителем материал, то сегодня это урок, на котором работают и оцениваются все ученики.
При этом зачет - именно урок, нашедший свое место в системе других видов уроков. Вынесение зачета на внеурочное время (как это часто практиковалось раньше) нецелесообразно, так как приводит к перегрузке и учителей и учеников, нарушает ритм работы и учащихся и школы в целом.
Достаточно высокая степень объективности оценок учащихся также является существенным положительным моментом зачета. Объясняется это тем, что, во-первых, при массовой проверке знаний учитель, как правило, использует помощников: это могут быть наиболее успевающие школьники класса, ЭВМ или же «безлидерные» внутригрупповые обсуждения с коллективной оценкой каждого. В итоге зачетного урока у учителя чаще всего в руках оказывается по нескольку оценок каждого ученика, поставленных разными помощниками;
во-вторых, на зачет обычно выносится учебный материал целой темы, нескольких тем или же достаточно большого числа вопросов логически замкнутого учебного цикла. Учащиеся готовят и повторяют всю тему, а опрашиваются - в зависимости от формы организации зачетного урока - либо по всей теме (что предпочтительнее), либо по узловым вопросам, выбор которых случаен. В итоге оценка, полученная каждым школьником, в наибольшей степени соответствует его истинным знаниям. Доля случайности, типичная для эпизодических ответов в период изучения темы, практически сводится к нулю или же становится минимальной.
Достоинством зачета является также и то обстоятельство, что на таком уроке происходит комплексная проверка достижений учащихся: оцениваться могут не только теоретические знания, но и умения, как практические, так и общеучебные (умение решать задачи, различные экспериментальные умения, умение составить план ответа или практической работы, умение работать с книгой, справочником как на занятии, так и дома и многое другое в зависимости от целей урока и требований программы).
Опыт работы учителей и появившиеся за последнее время публикации показывают, что существует очень много форм организации зачетных уроков. Большая вариативность зачетов позволяет учителю организовать урок, учитывая особенности класса, уровень его подготовки и обучаемости, способность школьников участвовать в коллективном обсуждении, их умение взаимодействовать с лидером или «экзаменатором» и т.д. Кроме того, удачно организованные зачетные уроки всегда вносят элемент новизны учебный процесс, чем повышают интерес школьников к предмету, увеличивают их ответственность при подготовке к итоговому зачету, т.е. в целом оказывают благоприятное воспитательное воздействие на учащихся.
И, наконец, следует еще отметить, что зачет - как почти все другие формы проверки знаний и умений учащихся - выполняет не только контролирующую, но и обучающую функцию. Особенно ярко бывают выражены обучающие функции зачетного занятия в тех случаях, когда в него привносятся элементы обобщающего урока.