И направлениях подготовки экспериментальных и контрольных групп (2008-2012 г.г.)
Экспериментальные группы | Контрольные группы | Всего | ||||||||||||
Годы | Код направления подготовки | Аббре-виатура | Количество часов на изучение физики | Количество студентов | Код направления подготовки | Аббре-виа-тура | Количество часов на изучение физики | Количество студентов | ||||||
Курс | Итого | Курс | Итого | Всего | ||||||||||
1 | 2 | 1 | 2 | |||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | |
СПЕЦИАЛИТЕТ (2008-2011 г.г.) | ||||||||||||||
Орский гуманитарно-технологический институт (филиал) ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет» | ||||||||||||||
2008-2009 | 230102/ | ПОВТ | 140604/180400 | ЭП | ||||||||||
230102/ | ПОВТ(у)* | 140211/100400 | ЭС | |||||||||||
190601/ | ААХ | 150501/120800 | ММ | |||||||||||
Итого | ||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
2009-2010 | 230102/ | ПОВТ | 150501/120800 | ММ | |||||||||
190601/ | ААХ | 140106/101600 | ЭОП | ||||||||||
151001/ | ТМ | 140211/100400 | ЭС | ||||||||||
140604/ | ЭП | 140604/180400 | ЭП | ||||||||||
Итого | |||||||||||||
2010-2011 | 190601/ | ААХ | 151001/120100 | ТМ | |||||||||
140211/ | ЭС | 230102/220400 | ПОВТ | ||||||||||
140106/ | ЭОП | 140604/180400 | ЭП | ||||||||||
150501/ | ММ | 140106/101600 | ЭОП | ||||||||||
Итого | |||||||||||||
БАКАЛАВРИАТ (2011-2012 г.г.) | |||||||||||||
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования Национального исследовательского технологического университета «МИСиС» Новотроицкого филиала | |||||||||||||
2011-2012 | ТМ | ЭОП | |||||||||||
ЭС | М | ||||||||||||
Итого |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
Орский гуманитарно-технологический институт (филиал) ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет» | |||||||||||||
2011-2012 | ААХ | ЭОП | |||||||||||
РПИС | ААХ | ||||||||||||
ПОВТ | ТМ | ||||||||||||
ММ | ЭП | ||||||||||||
ЭП | ММ | ||||||||||||
ЭС | ПОВТ | ||||||||||||
Итого | |||||||||||||
Итого (специалитет) | |||||||||||||
Итого (бакалавриат) | |||||||||||||
Общий итог |
*Представленная в Таблице 1.2.7. аббревиатура «ПОВТ(у)» относится к направлению подготовки «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем» для студентов, обучающихся по ускоренной программе обучения.
1. Компьютерная программа «Диагностика уровня развития
профессиональных компетенций студентов» и методика ее использования
Целевое назначение: компьютерная диагностика уровня сформированности профессиональной компетентности будущих инженеров необходима для увеличения управляемости процесса ее формирования, так как она играет не только контрольно-оценочную роль, но и прогностическую, корректирующую и развивающую, не говоря уже о фиксации и формировании целевой установки студентов на формирование профессиональной компетентности будущих инженеров. Оценка полученных диагностических результатов раскрывает текущее состояние уровня сформированности профессиональных компетенций студента. На основании фиксированного набора полученных данных можно прогнозировать тенденции процесса дальнейшего формирования профессиональной компетентности будущих инженеров, давать оценку успешности реализации обратной связи, корректировать и стимулировать формирование профессиональной компетентности будущих инженеров. Назначение компьютерной программы «Диагностика уровня развития профессиональных компетенций студентов» заключается в получении достоверных сведений об исследуемых качествах личности будущих инженеров в процессе изучения физики. Объективность диагностики достигается тем, что в процессе тестирования обследуемые студенты находятся в равных условиях по отношению друг к другу, а для интерпретации полученных результатов используются общие и единые для каждого испытуемого критерии.
Функционально-техническое описание: Подробное описание инсталляции компьютерной программы, создания диагностических баз данных и работы пользователя в компьютерной программе приведено в авторском учебном пособии «Компьютерная диагностика профессиональных компетенций студентов» [77]. Так как количественные параметры (характеризующие уровень сформированности профессиональной компетентности будущих инженеров и определяемые в процессе диагностики) могут изменяться с течением времени в связи с профессионально-личностным ростом студентов, то необходимо определить требования к составлению тестового-диагностического материала. Процесс изучения курса физики имеет протяженность во времени, поэтому при составлении тестов логично ориентироваться не только на профессиональную специфику выбранного направления подготовки, но и на содержание раздела физики, изучаемого в момент тестирования. Дифференцирование содержания диагностических материалов на разных временных этапах позволяет так же избежать заучивания правильных ответов, ставших известными испытуемым студентам в предыдущих тестированиях уровня сформированности профессиональной компетентности будущих инженеров. Использование неизвестной студентам терминологии из других разделов курса физики, или же специфические обозначения из области узкой специализации профессиональной сферы так же не должно вводить в заблуждение студентов на этапе тестирования. Профессиональное и физико-техническое содержание тестов в первую очередь должно быть понятным студентам, обучающимся по соответствующему направлению профессиональной подготовки. Качество полученных результатов и надежность диагностики зависит от количества выполненных тестовых заданий, но во избежание чрезмерного утомления студентов следует выбрать оптимальное соотношение количества вопросов и времени, отводящегося на тестирование.
Применение компьютерной программы «Диагностика уровня развития профессиональных компетенций студентов» разумеется, имеет свои плюсы – это качество и быстрота тестирования, возможность использования авторских тестовых материалов, непосредственно отражающих учебную ситуацию. В качестве примера в Приложении приводятся по два варианта диагностических материалов по каждому разделу курса физики: механика, термодинамика, электричество и магнетизм, оптика, физика твердого тела, а так же четыре варианта итоговых контрольных тестов.
Не смотря на имеющиеся преимущества (корректность составления тестовых материалов, их адекватность соответствующей учебно-методической ситуации, эффективность их применения в процессе обучения физике), компьютерная программа «Диагностика уровня развития профессиональных компетенций студентов» не является единственно возможным средством мониторинга и контроля. Процесс диагностики должен представлять собой комплексное сочетание рассматриваемой компьютерной программы с различными формами, видами и методами систематичной оценочной практики.
Компьютерная программа «Диагностика уровня развития профессиональных компетенций студентов» представляет собой аналитический инструмент, предназначенный для реализации в процессе формирования профессиональных компетенций будущих инженеров контрольно-оценочной функции. Программа сконструирована таким образом, что в ней предусмотрено не только использование готовых, заранее разработанных авторских тестовых материалов, но и заложена возможность их модификации. Кроме того, существенным плюсом этой программы является возможность создания и применения в диагностической практике собственных тестов, дифференцирования их тематики и содержания, а так же их уровня сложности. Для создания, а так же для небольших изменений и кардинальных модификаций тестовых заданий предусмотрен специальный раздел данной программы, запуск которого производится не зависимо от запуска диагностического программного модуля. Отдельное создание, модификация и обновление диагностических баз данных предусмотрено для того, чтобы в процессе тестирования у студентов не было возможности случайно изменить или отредактировать предложенные им тестовые задания.
На этапе диагностики студент может выбрать и загрузить в программный модуль заранее подготовленные тестовые задания, хранящиеся в специальных базах данных. Список доступных баз данных отображается диагностической программой при ее запуске, кроме того в ней так же предусмотрена удобная навигация для поиска нужной тестовой базы данных, если она не находится в каталоге, заданном по умолчанию. На первоначальном этапе диагностики компьютерная программа производит идентификацию пользователя, предлагая внести имя испытуемого. Диагностика завершается выводом результатов тестирования в форме, в которой отображаются имя испытуемого, время, затраченное на тестирование и количество правильных/неправильных ответов.
Компьютерная программа «Диагностика уровня развития профессиональных компетенций студентов» предусматривает наличие следующих возможностей. Сохранение созданных баз данных возможно на русском языке с произвольным количеством символов в названии теста. По умолчанию, каждый вопрос теста может иметь до четырех вариантов ответа, причем количество возможных вариантов ответа может задаваться пользователем при создании теста. В процессе создания теста пользователь программы может задать как общее время, необходимое для выполнения всего теста полностью, а так же время, отведенное тестируемому для ответа на каждый вопрос. Причем время, отводящееся для ответа на каждый из вопросов, создателем теста может быть задано разным и зависеть от сложности поставленного вопроса. Для сложных вопросов иногда требуются комментарии, что предусмотрено при создании тестовой базы данных. При составлении теста для каждого вопроса пользователь может дополнительно добавить возможность активации дополнительного поля, в которое можно внести текст, способный обратить внимание студента на важные детали или подробнее разъяснить требования, изложенные в тексте вопроса. Процесс тестирования предусматривает возможность отображения в окне программы общего количества вопросов теста и текущий номер вопроса, а так же количество правильных/неправильных ответов, время, отведенное и затраченное на тестирование и другие параметры. Выбор правильных вариантов из предложенных возможных вариантов ответа на поставленные вопросы осуществляется с помощью диалогового окна взаимодействия пользователя с программой.
Программа «Диагностика уровня развития профессиональных компетенций студентов» была составлена под руководством автора студентами Д. В. Окуневым и Н. В. Колесниковым на языке Visual Basic и зарегистрирована в 2010 году в Институтским фондом алгоритмов и программ Орского гуманитарно-технологического института (филиала) ФБГОУ ВПО «Оренбургский государственный университет» под номером № П – 012. Сканированная копия свидетельства о регистрации программного средства представлена в Приложении 1.
Методика использования: Диагностическому процессу с помощью программы «Диагностика уровня развития профессиональных компетенций студентов» должна предшествовать ее инсталляция, создание тестовых баз данных и настройка параметров тестирования. Контрольно-диагностический этап работы пользователя с программным модулем разделены на следующие организационно-методические элементы педагогического планирования оценочной деятельности в Таблице 1.3.5.
Таблица 1.3.5.