В реализации интерактивно-коммуникационной технологии в процессе изучения физики
Этапы деятельности преподавателя | Этапы деятельности студентов | Виды профес-сиональной деятельности | Содержание действий студентов по овладению профессиональными компетенциями, сгруппированными по обобщенным видам профессиональной деятельности будущих инженеров |
1 | 2 | 3 | 4 |
Стадия творческого процесса: период интеллектуальной готовности | |||
Подготовительный этап. Подготовка студентов к восприятию физико-технических оснований интерактивной деятельности, имитирующей выполнение в коммуникативном процессе функций специалиста. Обучение студентов теоретическим знаниям и практическим навыкам выполнения заданий по физике в соответствии с инвариантной программой ее изучения, и подготовка | Подготовительный этап. Изучение теоретико-практической области физических знаний, необходимых для реализации интерактивно-коммуни-кативного освоения видов деятельности и профессиональных функций специалиста. Отработка навыков владения физическим и математическим аппаратом, применяемых в коллективной творческой деятельности по | Научно-исследовательская. | Приобретение исследовательского потенциала, связанного с освоением теоретических знаний по физике и приобретением практики их использования в выполнении традиционной программы изучения курса физики. Освоение этики, норм и способов поведения в процессе коллективного решения задач по физике различных типов. Совершенствование навыков ведения групповой исследовательской работы, направленной на выполнение научно-исследовательских заданий в профессионально востребованной области приложения физических знаний. |
Проектно-конструкторская. | Изучение конструкторских характеристик моделей и объектов, выбираемых в качестве примеров в лекционно-практическом оснащении процесса изучения курса физики. Ознакомление с методикой проведения конструкторской оценки физико-технических данных объектов профессиональной деятельности инженеров. Пополнение лексического запаса проектно-конструкторской терминологией (обозначения физико-технических деталей изучаемых объектов и операций с ними), необходимого для последующей реализации коллективной дисскуссионно-аналитической деятельности. | ||
Организационно-управленческая. | Освоение коллективных и групповых способов организации деятельности в процессе изучения физики. Отработка навыков грамотной инженерной речи, практики публичного выступления перед аудиторией в процессе выполнения заданий, решения задач, | ||
1 | 2 | 3 | 4 |
студентов к восприятию дифференцированной информации с выраженным профессиональным значением. | освоению инженерной технической сферы приложения физических знаний. Усвоение основных физических законов. | представления подготовленных докладов по физике. Отработка навыков самоорганизации учебного труда, четкого выполнения поставленных задач в поставленные сроки согласно выдвинутым критериям качества. | |
Производс-твенно-технологическая. | Расширение технического кругозора в процессе изучения применения физики в производственно-технологической практике инженерного труда. Приобретение знаний и умений по физике, необходимых для конкретизации представлений о способах проведения производственно-технологической деятельности и применяющихся в ней физических процессов и явлений. Ознакомление со способами описания и характеристиками физических основ производственно-технологических процессов. Приобретение опыта инженерного обсуждения физических процессов в современной инновационной производственно-технологической деятельности инженеров. | ||
Сервисно-эксплуатационная. | Приобретение коммуникативно-речевых навыков инженерного обсуждения физико-технических основ сервисно-эксплуатацонной деятельности инженеров. Приобретение навыка выполнения коллективных творческих заданий, связанных с разбором физических основ функционирования элементов сервисного, монтажного и эксплуатационного оборудования предприятий. Освоение способов грамотного представления аудитории полученных физических знаний по эксплуатации профессиональных объектов, физических законов и принципов работы изучаемых профессиональных объектов. | ||
Стадия творческого процесса: усмотрение проблемы и формулировка задачи | |||
Проблемно-поисковый этап. Определение цели коммуникативной деятельности | Проблемно-поисковый этап. Постановка личностно-значимой задачи освоения | Научно-исследовательская. | Получение целевой установочной мотивации на получение общественно-значимых результатов научно-исследовательских изысканий. Определение целей, задач интеллектуальной оценочной деятельности, интерактивных способов групповой, коллективной или индивидуальной инженерной аналитической работы. |
1 | 2 | 3 | 4 |
студентов в процессе изучения физики. Осуществление дидактического подбора ситуативно-практических элементов организации учебно-познавательной деятельности будущих инженеров. | навыков делового общения и этикета в процессе трансляции учебно-профессионального опыта в коллективной творческой деятельности. Изучение предложенных методических материалов. | Проектно-конструкторская. | Постановка задачи: «приобрести опыт проведения обоснованных конструкционно-аналитических дискуссий по физике с профессионально-ориентированным содержанием». Определение целевой задачи: «научится читать инженерные чертежи, схемы, истолковывать физико-техническое содержание конструкторских обозначений». |
Организационно-управленческая. | Определение целевого направления коммуникативной учебной деятельности, направленной на развитие организационно-управленческой компетенции специалиста: получение навыков организации групповой работы, выполнения функций лидера в практической инженерной деятельности. | ||
Производс-твенно-технологическая. | Постановка задачи интерактивного изучения сферы производственно-технологической отрасти и соответствующих ей способов инженерной деятельности выбранного направления подготовки в экскурсионной, познавательной коммуникативной деятельности будущих инженеров в процессе изучения курса физики. | ||
Сервисно-эксплуатационная. | Постановка целевого освоения способов организации интерактивно-коммуникативного взаимодействия студентов в процессе изучения физики, связанного с обоснованным физическим анализом сервисно-эксплуатацонной сферы деятельности инженеров. | ||
Стадия творческого процесса: получение и закрепление опыта интерактивной коммуникационной деятельности | |||
Исполнительно- практический этап. Оказание тактической и организационной поддержки студентам в подготовке и | Исполнительно- практический этап. Реализация творческого взаимодействия, в котором успешно происходит освоение | Научно-исследовательская. | Реализация групповой научно-исследовательской работы с физико-техническим изложением принципов устройства и функционирования объектов профессиональной деятельности инженеров. Коллективное аргументированное обсуждение ее результатов. Освоение методов и стандартов проведения научно-исследовательской деятельности. |
Проектно-конструкторская. | Проведение интерактивной общественно-значимой оценочной деятельности конструкционно-практического освоения области | ||
1 | 2 | 3 | 4 |
проведении интерактивно-коммуникационных мероприятий и занятий по физике в игровой форме. Оказание помощи студентам в оформлении запланированного коммуникационного взаимодействия. | профессионально-важной информации, основанной на применении известных физических законов, закономерностей, явлений, и процессов. | физико-технических знаний. Представление в форме доклада с последующим обсуждением результатов чертежно-графической деятельности инженеров. | |
Организационно-управленческая. | Реализация профессионально-значимых организационно-управленческих действий и мероприятий, связанных с физико-техническим освоением профессиональной инженерной деятельности. Приобретение опыта фиксации интерактивно-коммуникационного взаимодействия в виде физико-технических отчетов и протоколов. | ||
Производ- ственно-технологическая. | Освоение практики реализации коммуникационного взаимодействия в целях имитационного освоения производственных функций специалиста. Освоение производственных технологических способов создания и использования материалов, инструментов, профессиональных объектов и их оснащения, требований техники безопасности в их производстве и эксплуатации. | ||
Сервисно-эксплуатационная. | Характеристика сервисно-эксплуатационых преимуществ использования опытно-экспериментального продукта, сравнение физико-технических параметров известного и нового или модернизированного оборудования. |
Аналогичным образом можно произвести компетентностное описание стадий и этапов формирующего влияния на будущих инженеров информационно-аналитической технологии в процессе изучения физики. Интеллектуальное преобразование физико-технического данных в процессе выполнения профессионально значимых заданий по физике с использованием современных компьютерных средств так же является творческим процессом, формирующим профессиональную компетентность будущих инженеров. Описание влияния применяемых в обучении физике методик (составляющих информационно-аналитическую технологию) на формирование групп профессиональных компетенций, выделенных в соответствии с обобщенными видами профессиональной деятельности, произведено в Таблице 2.5.2. Конкретное влияние каждой из применяемых методик подходит под произведенное изложение формирующего воздействия, сделанного в соответствии со стадиями творческого процесса [193, С. 147], которые адаптированы к информационно-аналитической работе по преобразованию физико-технических данных с использованием компьютерных технологий.
Таблица 2.5.2.