В реализации интерактивно-коммуникационной технологии в процессе изучения физики

Этапы деятельности преподавателя Этапы деятельности студентов Виды профес-сиональной деятельности Содержание действий студентов по овладению профессиональными компетенциями, сгруппированными по обобщенным видам профессиональной деятельности будущих инженеров
1 2 3 4
Стадия творческого процесса: период интеллектуальной готовности
Подготовительный этап. Подготовка студентов к восприятию физико-технических оснований интерактивной деятельности, имитирующей выполнение в коммуникативном процессе функций специалиста. Обучение студентов теоретическим знаниям и практическим навыкам выполнения заданий по физике в соответствии с инвариантной программой ее изучения, и подготовка Подготовительный этап. Изучение теоретико-практической области физических знаний, необходимых для реализации интерактивно-коммуни-кативного освоения видов деятельности и профессиональных функций специалиста. Отработка навыков владения физическим и математическим аппаратом, применяемых в коллективной творческой деятельности по Научно-исследовательская. Приобретение исследовательского потенциала, связанного с освоением теоретических знаний по физике и приобретением практики их использования в выполнении традиционной программы изучения курса физики. Освоение этики, норм и способов поведения в процессе коллективного решения задач по физике различных типов. Совершенствование навыков ведения групповой исследовательской работы, направленной на выполнение научно-исследовательских заданий в профессионально востребованной области приложения физических знаний.
Проектно-конструкторская. Изучение конструкторских характеристик моделей и объектов, выбираемых в качестве примеров в лекционно-практическом оснащении процесса изучения курса физики. Ознакомление с методикой проведения конструкторской оценки физико-технических данных объектов профессиональной деятельности инженеров. Пополнение лексического запаса проектно-конструкторской терминологией (обозначения физико-технических деталей изучаемых объектов и операций с ними), необходимого для последующей реализации коллективной дисскуссионно-аналитической деятельности.
Организационно-управленческая. Освоение коллективных и групповых способов организации деятельности в процессе изучения физики. Отработка навыков грамотной инженерной речи, практики публичного выступления перед аудиторией в процессе выполнения заданий, решения задач,
1 2 3 4
студентов к восприятию дифференцированной информации с выраженным профессиональным значением. освоению инженерной технической сферы приложения физических знаний. Усвоение основных физических законов.   представления подготовленных докладов по физике. Отработка навыков самоорганизации учебного труда, четкого выполнения поставленных задач в поставленные сроки согласно выдвинутым критериям качества.
Производс-твенно-технологическая. Расширение технического кругозора в процессе изучения применения физики в производственно-технологической практике инженерного труда. Приобретение знаний и умений по физике, необходимых для конкретизации представлений о способах проведения производственно-технологической деятельности и применяющихся в ней физических процессов и явлений. Ознакомление со способами описания и характеристиками физических основ производственно-технологических процессов. Приобретение опыта инженерного обсуждения физических процессов в современной инновационной производственно-технологической деятельности инженеров.
Сервисно-эксплуатационная. Приобретение коммуникативно-речевых навыков инженерного обсуждения физико-технических основ сервисно-эксплуатацонной деятельности инженеров. Приобретение навыка выполнения коллективных творческих заданий, связанных с разбором физических основ функционирования элементов сервисного, монтажного и эксплуатационного оборудования предприятий. Освоение способов грамотного представления аудитории полученных физических знаний по эксплуатации профессиональных объектов, физических законов и принципов работы изучаемых профессиональных объектов.
Стадия творческого процесса: усмотрение проблемы и формулировка задачи
Проблемно-поисковый этап. Определение цели коммуникативной деятельности Проблемно-поисковый этап. Постановка личностно-значимой задачи освоения Научно-исследовательская. Получение целевой установочной мотивации на получение общественно-значимых результатов научно-исследовательских изысканий. Определение целей, задач интеллектуальной оценочной деятельности, интерактивных способов групповой, коллективной или индивидуальной инженерной аналитической работы.
1 2 3 4
студентов в процессе изучения физики. Осуществление дидактического подбора ситуативно-практических элементов организации учебно-познавательной деятельности будущих инженеров. навыков делового общения и этикета в процессе трансляции учебно-профессионального опыта в коллективной творческой деятельности. Изучение предложенных методических материалов. Проектно-конструкторская. Постановка задачи: «приобрести опыт проведения обоснованных конструкционно-аналитических дискуссий по физике с профессионально-ориентированным содержанием». Определение целевой задачи: «научится читать инженерные чертежи, схемы, истолковывать физико-техническое содержание конструкторских обозначений».
Организационно-управленческая. Определение целевого направления коммуникативной учебной деятельности, направленной на развитие организационно-управленческой компетенции специалиста: получение навыков организации групповой работы, выполнения функций лидера в практической инженерной деятельности.
Производс-твенно-технологическая. Постановка задачи интерактивного изучения сферы производственно-технологической отрасти и соответствующих ей способов инженерной деятельности выбранного направления подготовки в экскурсионной, познавательной коммуникативной деятельности будущих инженеров в процессе изучения курса физики.
Сервисно-эксплуатационная. Постановка целевого освоения способов организации интерактивно-коммуникативного взаимодействия студентов в процессе изучения физики, связанного с обоснованным физическим анализом сервисно-эксплуатацонной сферы деятельности инженеров.
Стадия творческого процесса: получение и закрепление опыта интерактивной коммуникационной деятельности
Исполнительно- практический этап. Оказание тактической и организационной поддержки студентам в подготовке и Исполнительно- практический этап. Реализация творческого взаимодействия, в котором успешно происходит освоение Научно-исследовательская. Реализация групповой научно-исследовательской работы с физико-техническим изложением принципов устройства и функционирования объектов профессиональной деятельности инженеров. Коллективное аргументированное обсуждение ее результатов. Освоение методов и стандартов проведения научно-исследовательской деятельности.
Проектно-конструкторская. Проведение интерактивной общественно-значимой оценочной деятельности конструкционно-практического освоения области
1 2 3 4
проведении интерактивно-коммуникационных мероприятий и занятий по физике в игровой форме. Оказание помощи студентам в оформлении запланированного коммуникационного взаимодействия. профессионально-важной информации, основанной на применении известных физических законов, закономерностей, явлений, и процессов. физико-технических знаний. Представление в форме доклада с последующим обсуждением результатов чертежно-графической деятельности инженеров.
Организационно-управленческая. Реализация профессионально-значимых организационно-управленческих действий и мероприятий, связанных с физико-техническим освоением профессиональной инженерной деятельности. Приобретение опыта фиксации интерактивно-коммуникационного взаимодействия в виде физико-технических отчетов и протоколов.
Производ- ственно-технологическая. Освоение практики реализации коммуникационного взаимодействия в целях имитационного освоения производственных функций специалиста. Освоение производственных технологических способов создания и использования материалов, инструментов, профессиональных объектов и их оснащения, требований техники безопасности в их производстве и эксплуатации.
Сервисно-эксплуатационная. Характеристика сервисно-эксплуатационых преимуществ использования опытно-экспериментального продукта, сравнение физико-технических параметров известного и нового или модернизированного оборудования.

Аналогичным образом можно произвести компетентностное описание стадий и этапов формирующего влияния на будущих инженеров информационно-аналитической технологии в процессе изучения физики. Интеллектуальное преобразование физико-технического данных в процессе выполнения профессионально значимых заданий по физике с использованием современных компьютерных средств так же является творческим процессом, формирующим профессиональную компетентность будущих инженеров. Описание влияния применяемых в обучении физике методик (составляющих информационно-аналитическую технологию) на формирование групп профессиональных компетенций, выделенных в соответствии с обобщенными видами профессиональной деятельности, произведено в Таблице 2.5.2. Конкретное влияние каждой из применяемых методик подходит под произведенное изложение формирующего воздействия, сделанного в соответствии со стадиями творческого процесса [193, С. 147], которые адаптированы к информационно-аналитической работе по преобразованию физико-технических данных с использованием компьютерных технологий.

Таблица 2.5.2.

Наши рекомендации