В реализации продуктивной технологии в процессе изучения физики

Этапы деятельности преподавателя Этапы деятельности студентов Виды профес-сиональной деятельности Содержание действий студентов по овладению профессиональными компетенциями, сгруппированными по обобщенным видам профессиональной деятельности будущих инженеров
1 2 3 4
Стадия творческого процесса: период интеллектуальной готовности
Подготовительный этап. Организация интеллектуально-технической продуктивной творческой деятельности студентов, связанной применением известного студентам учебного материала в процессе постановки задания: создать программу исследования профессионально значимого объекта с использованием физического оборудования и компьютерного оснащения. Подготовительный этап. Ознакомление с предлагаемым заданием, расстановка приоритетов в процессе выбора нескольких сюжетных линий развития интеллектуального поиска. Определение способов самоорганизации деятельности студентов, творческий поиск решения предложенного задания с применением знаний по изучаемому курсу физики. Научно-исследовательская. Актуализация знаний по физическим разделам, тематически связанным с предлагаемым заданием, повторение известных законов, формул, следствий и выводов. Ознакомление с методическими рекомендациями к выполнению компьютерной обработки полученных исследовательских данных, способам представления отчетов, форм.
Проектно-конструкторская. Постановка интеллектуальной задачи, осмысления и определения способов компьютерного моделирования и конструирования схем электрической цепи с дальнейшим анализом ее физических параметров, получаемых при ее тестовых испытаниях. Определение способов конструкционного объединения элементов электрической цепи на экспериментально создаваемом лабораторном стенде.
Организационно-управленческая. Осмысление поставленной перед группой студентов задачи: «оптимально организовать самостоятельную работу по выполнению творческого задания по физике». Определение цели, этапов и способов реализации продуктивной деятельности. Выяснение сроков выполнения предложенного задания, определение критериев качества его представления к оценке.
Производ- ственно-технологическая. Изучение применения функциональных модулей, использующихся в производственно-технологической деятельности инженеров (к примеру: модуль питания, пульт управления, модуль автономного инвертора, датчик положения ротора (ДПР), модуль «Алгоритм работы ДПР», модуль измерительный). Изучение основ
1 2 3 4
      электробезопасности на предприятиях.
Сервисно-эксплуатационная. Ознакомление с нормативными документами, соответствующими изучаемой предметной области профессиональных занятий. Изучение сведений о государственных эталонах использующихся физических величин, изучение техники безопасной эксплуатации электрических схем и устройств.
Стадия творческого процесса: усмотрение проблемы и формулировка задачи
Проблемно-постановочный этап. Постановка конкретной физической задачи по каждому этапу продуктивной деятельности. Предоставление студентам методических материалов и доступа к лабораторному и компьютерному оборудованию. Проблемно-постановочный этап. Знакомство с первичной постановкой задачи освоения продуктивного способа деятельности, связанного с анализом и оценкой физических данных с помощью способов компьютерной инженерной обработки. Научно-исследовательская. Определение набора физических данных и способов их измерения на лабораторном стенде, необходимых для их анализа различными методами, позволяющими получить новые сведения об изучаемом объекте профессиональной деятельности.
Проектно-конструкторская. Определение оптимального способа выделения имеющихся электронных узлов системы и сборка их в отдельные модули на лабораторном стенде из нескольких возможных вариантов, мысленный эксперимент по конструированию обобщенной схемы.
Организационно-управленческая. Рефлексия и самоанализ вероятных способов организации продуктивной деятельности группы студентов по выполнению предложенного задания, оценка эффективности, эргономики и безопасности выбранного способа действий.
Производ- ственно-технологическая. Лабораторное исследование физических процессов, лежащих в основе соответствующих производственно-технических технологий. Изучение способов инженерного анализа и технических характеристик приведенных в задании физических процессов.
Сервисно-эксплуатационная. Оценка эргономичности и безопасности способов выполнения работы на создаваемом экспериментальном лабораторном оборудовании, работоспособности функциональных блоков, точности показаний используемых приборов и установок.
Стадия творческого процесса: поиск решения и реализация продуктивной деятельности
Эвристическо-исполнительный Эвристическо-исполнительный Научно- Критическая оценка эффективности возможных способов выполнения предложенного задания по физике различными аналитическими
1 2 3 4
этап. Наблюдение за деятельностью студентов, обсуждающих способы выполнения задания, выбирающих стратегию оптимального поведения, распределяющих функциональные роли и обязанности в группе при выполнении задания. Оказание методической, консультационной, практической помощи в реализации продуктивной деятельности студентов. этап. Поиск способов выполнения предложенного творческого задания, коллективное обсуждение, распределение функций и ролей в группе, появление лидера, организующего и координирующего работу группы. Поиск способов оптимизации продуктивной деятельности студентов. Обращение за консультациями к преподавателю. исследовательская. методами. Самостоятельное изучение известных алгоритмов управления сложными техническими системами. Определение способов согласования эмпирических, аналитических и теоретических результатов поиска решения. Выполнение задания при помощи выбранного метода инженерного анализа, взаимоконтроль.
Проектно-конструкторская. Эмпирический поиск и логико-аналитическое обоснование оптимального алгоритма управления объектом, масштабного преобразования профессионального объекта в модель, воплощенную в лабораторном стенде; подбор программного обеспечения объектного уровня; макетирование объекта на основе модульной технологии. Приобретение опыта продуктивной конструкционно-аналитической деятельности, связанной с чтением, объяснением, конструированием и сбором электронных и электрических схем.
Организационно-управленческая. Коллективное обсуждение и освоение рациональных способов проведения инженерной деятельности. Распределение и выполнение функциональных ролей между участниками группы в соответствии с их личностно-индивидуальными особенностями. Сплочение группы лидерами в целях достижения поставленной цели.
Производ- ственно-технологическая. Практическое освоение правил электротехнической безопасности при работе с физическими приборами и профессиональными объектами, применяемых в инженерной технологической деятельности на производственных предприятиях в процессе измерений, настройки, калибровки, отладки работы электрических приборов, схем и цепей, исследования динамики физических параметров при осуществлении их эксплуатации.
Сервисно-эксплуатационная. Изучение принципа действия и приобретение опыта функционального обеспечения элементов изучаемой технической системы, физических приборов, применяемых для измерения параметров профессионального объекта на лабораторном стенде. Получение практических навыков использования оборудования, необходимого для
1 2 3 4
оценки физико-технических показателей эксплуатационной деятельности инженеров.
Стадия творческого процесса: представление и обсуждение результата продуктивной деятельности
Итогово-практический этап. Оказание необходимого консультирования студентов относительно подведения итогов аналитической практики. Характеристика способов оценки физических параметров объектов профессиональной деятельности инженеров. Указание требований стандартов и шаблонов к оформлению результатов физико-технического анализа по предложенным студентам заданиям. Итогово-практический этап. Оформление результатов аналитической инженерной деятельности в соответствии с нормативами и стандартами предъявления полученных результатов. Подготовка физико-техни-ческого отчета по аналитико-оценочной практике. Изучение возможностей используемых пакетов компьютерного анализа к представлению конечного продукта инженерной деятельности. Научно-исследовательская. По итогам реализации инженерно-технологической деятельности производится освоение норм представления научно-технических отчетов с теоретико-экспериментальным подтверждением выводов проведенного информационного анализа физико-технических данных. Дается развернутое обоснование выбора методики исследования, характеристики полученных теоретических зависимостей и их соответствия поставленным целям и задачам исследования.
Проектно-конструкторская. Оформление в соответствии с нормативами по итогам выполнения конструкторских аналитических операций чертежей, схем, моделей объектов профессиональной инженерной деятельности. Получение опыта двух и трехмерного проектирования объектов профессиональной деятельности с использованием компьютерных систем автоматизированного проектирования. Оформление сопроводительной чертежной документации.
Организационно-управленческая. Коллегиальное координирование коллективной деятельности группы студентов, распределение функциональных обязанностей ее членов. Взаимоконтроль и самоконтроль качества, формы и срока выполнения предложенного задания по физике. Подготовка резюме совместной деятельности, составление вывода по результатам лабораторных испытаний, измерений, вычислений и оценки физико-технических характеристик изучаемого объекта.
Производ- ственно-технологическая. Приобретение опыта производственно-технологической деятельности будущих инженеров в процессе изучения физических основ инженерных объектов и способов лабораторного исследования параметров и характеристик их работы. Приобретение опыта командного решения нестандартно поставленных задач в сжатые сроки, составления инженерно-теоретического описания результатов ана-
1 2 3 4
      литической и технической практики по параметрическому синтезу физических характеристик изучаемого профессионального объекта.
Сервисно-эксплуатационная. Создание сопроводительной аналитико-технической документации (в том числе отчетов в электронном виде) по итогам освоения физико-технических основ сервисно-эксплуатационной деятельности инженеров. Приобретение практики оценочной деятельности с использованием критериев эргономичности и качества реализации монтажной и сервисно-эксплуатационной деятельности будущих инженеров.

Наши рекомендации