Выводы по третьей главе
1. Практическое применение технологий формирования профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики базируется на реализации обобщенных видов инженерно-технической деятельности в учебном процессе освоения физико-технического материала. В настоящей главе на основе применения интеграции указанных педагогических подходов к формированию профессиональной компетентности будущих инженеров, общедидактических и эмпирических принципов формирования профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики представлена системная трактовка сущности формирующего процесса качественной трансформации личности студента в профессионально зрелую личность компетентного специалиста. Выбор методик указанных технологий в формирующем процессе осуществляется с учетом когнитивных стилей студентов, результатов их рефлексивного самоанализа ранее приобретенного ими опыта выполнения функций и действий специалистов, а так же направленной целевой регуляции процесса освоения физических знаний. Накопление практических навыков освоения курса физики на основе конкретизации представлений студентов об инженерных объектах и способах реализации профессиональной деятельности охватывает все описанные методики представленных технологий формирования профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики. Применение указанных технологий качественно изменяет процесс изучения физики за счет освоения студентами необходимых физических основ производственно-технологических процессов, приобретения ими опыта осуществления функций и действий инженера в целях достижения оптимального уровня сформированности профессиональной компетентности будущих инженеров. Необратимость процесса формирования профессиональных компетенций будущих инженеров в ходе изучения физики проявляется в фиксации последующих итогов личностно-профессионального роста студентов в их профессиональной подготовке в условиях изучения физики в вузе.
2. Центральная концепция проведенного научно-педагогического исследования – комплексное системное формирование профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики реализуется через интеграцию вспомогательных идей: усвоение в процессе учебной деятельности отдельных инженерных действий и операций, освоение функций специалиста, приобретение опыта учебно-профессиональной деятельности в процессе изучения физики, испытание приемов работы в дифференцированной в соответствии направлением подготовки информационной среде, использование специфического профессионально ориентированного материала курса физики. Реализация экспериментальной системы формирования профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики связано с модернизацией требований к содержанию и структуре методики обучения курсу физики, а так же к организации деятельности студентов по освоению профессиональных компетенций в модернизированной среде обучения с помощью указанных технологий формирования профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики. Совокупность рассматриваемых педагогических технологий определяет содержание модифицированного дидактического оснащения процесса обучения физике, методически обеспечивающего его ориентацию на формирование необходимого качества личности студентов.
3. Центральным звеном описываемых технологий формирования профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики является освоение обязательного материала по указанной дисциплине, и дальнейшее его дополнение многообразным физико-техническим содержанием прикладного обеспечения соответствующих видов инженерной деятельности и функций специалиста. Основной задачей реализации указанных технологий является комплексное внедрение в процессе изучения физики экспериментальной системы на методическом и практическом уровнях с использованием конкретных проектировочных конструкционных операций, в том числе основанных на адаптированных к проектной деятельности конструкционно-аналитических компьютеризированных учебных действий. Рассматриваемые технологии обеспечивают работоспособность указанной методической системы на ее функциональном уровне, а так же раскрывают потенциал взаимодействия с внешней средой: профессионально-технической сферой деятельности будущих инженеров. Таким образом, экспериментальная методическая система может быть успешно реализована в учебном процессе по освоению физики на трех ступенях: на теоретической, методической и технологической. Теоретический уровень обеспечивает функциональное описание обобщенной концепции построения системы, ее научное обоснование, вкрапление модели профессиональной компетентности будущих инженеров в проектировочную среду дальнейшей разработки педагогических технологий (движущего, формирующего и преобразующего методического аппарата). Методический уровень обеспечивает описание способов и форм реализации организационной педагогической деятельности, обозначение этапов и характера деятельности преподавателя и студентов, использования различных методических аспектов в проектном и продуктивном взаимодействии студентов в процессе изучения курса физики. Технологический уровень представляет собой обобщение дидактических приёмов, способов, операций, материалов реализации формирования профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики в соответствии с выбранным направлением профессиональной подготовки. Система формирования профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики структурно наполняется содержанием соответствующих педагогических технологий и полностью оптимально поддерживается их функциональностью.
4. Применение технологий формирования профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики (проектной и продуктивной) существенным образом увеличивает упорядоченность и организованность указанного формирующего процесса. Постепенное присвоение студентами опыта преобразующей проектной и продуктивной деятельности имеет конструктивное значение не только для профессионального саморазвития студента, но и в последующем влечет за собой потенциальное усиление творческих способностей трудовых коллективов и инженерно-технического сообщества в целом. Тенденции расширения профессиональных и социальных границ творческих профессий (ранее включавших в себя представителей искусства, науки, литературы, изобретательства) в перспективе позволяет трактовать инженерный труд как особый вид творческой деятельности. Применение разработанных формирующих технологий (проектной и продуктивной) в процессе изучения физики может стать средством творческого самоосуществления личности, новаторского производства научно-технических проектов и продуктов на основе инновационного применения физических знаний к модификации и усовершенствованию объектов и процессов, связанных с профессиональной деятельностью инженеров.
5. Применение проектной технологии формирования профессиональной деятельности будущих инженеров в процессе изучения физики, прежде всего, основано на приобретении студентами опыта особого рода творческой деятельности, в основе которой положена созидающая практика проектирования, воплощения, преобразования, модернизации и усовершенствования объектов профессиональной деятельности, имеющих проблемную ключевую значимость на современном этапе в системе технологического производства. Цели и характер указанной деятельности подразумевают так же техническое описание и физическое моделирование технологических объектов с заданными функционально-эргономическими свойствами. Выполнение проекта определяет этапы и способы получения заданного результата, решения творческой инженерной задачи или создания модели, макета, действующего образца, исполнения конструкторских операций, связанных с аналитическим подбором и оптимизацией параметров и характеристик изучаемого объекта или физического процесса и проведения их логической интерпретации, выраженной в способе получения конечного продукта проектной деятельности.
6. Проектная технология формирования профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики связана с фактическим переносом полученных знаний в профессионально востребованную проектную деятельность, связанную с подбором фактического и учебного материала, постановкой, формулировкой и творческим решением задач по инженерному конструированию и проектированию объектов профессиональной деятельности, осознанным выбором и рефлексией целей, задач, способов, методов и приемов выполнения последовательности действий по реализации физико-технического проекта. Развивая умение видеть и выражать техническую проблему абстрактно-логическим способом, искать и подбирать различные способы творческого решения поставленной задачи, выдвигать гипотезы, осуществлять мысленный эксперимент, студенты учатся соотносить со своими проектными решениями имеющиеся технические возможности, технологическую и экономическую обоснованность выбранного способа (плана) их реализации, оценивать преимущества модифицированных объектов профессиональной деятельности по сравнению с существующими аналогами.
7. Выполнение будущими инженерами технологически и личностно значимых проектов в процессе профессиональной подготовки на основе изучаемого материала курса физики позволяет развивать стратегическое мышление относительно способов достижения целей, умение планировать, прогнозировать и корректировать результаты новаторского труда. Студенты овладевают умениями выражать программу действий в конкретном исполнении проектов, имеющих мотивирующее индивидуальное значение не только для личностного саморазвития студентов, как будущих профессионалов, но и для группы студентов, задействованной в конкретный период обучения в творческом производстве уникальных проектов и инновационных решений. Приобретают практический опыт обсуждения их результатов, публикаций в крупных технических изданиях, на форумах, конференциях, представлении своих проектов в качестве действующих моделей и экспонатов на смотрах, конкурсах, выставках технического творчества студенческой молодежи.
8. Реализация продуктивной технологии формирования профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики за счет оптимального использования элементов традиционной обучающей воспроизводящей деятельности позволяет осуществить качественный синтетический комбинированный переход к творческой форме обучения, результатом которого становится инновационный продукт, основанный на новом способе применения физических знаний. Использование продуктивной технологии не гарантирует отказ от традиционной репродуктивной учебной деятельности по физике в пользу воплощения фантазийных инновационных идей или ожидаемого творческого озарения. Репродуктивная форма учебной деятельности сохраняет свой приоритет, при этом она адекватно учебному предмету и профессиональной специфике выбранного направления подготовки трансформируется и органически связывается с продуктивной. Диалектическое единство репродуктивной и продуктивной деятельности полностью реализуется в указанной технологии: оптимальное использование репродуктивной деятельности позволяет использовать ее в качестве отдельных элементов, операций, действий, шагов в деятельности активного творческого процесса, таким образом, придавая ей в целом творческий продуктивный характер. Эффективность продуктивной формирующей технологии обеспечивается реализацией как репродуктивно-воспроизводящих, так и продуктивно-изменяющих функций учебно-профессиональной деятельности студентов по изучению курса физики.
9. Использование продуктивной технологии формирования профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики позволяет освободить учебный процесс от замкнутых на себе элементов репродуктивной учебной деятельности, являющейся антиподом творчества. Репродуктивная деятельность при этом входит в продуктивную как ее основа, ее необходимый компонент, позволяя получить ожидаемые результаты. Инженерное творчество в процессе изучения физики может оцениваться как единство оптимального воспроизведения учебных результатов, так и качественное преобразование и созидательное изменение достигнутых итогов. Прогрессивное наращивание профессиональной компетентности будущих инженеров, отражающееся на их социально-личностном развитии в целом, задает вектор свободного поиска в творческом саморазвитии и нормированного в рамках учебного процесса организованного поведения. Развивая продуктивные умения, студенты приобретают способности самостоятельно применять полученные знания по физике в учебно-профессиональной деятельности, выполнять как рефлексию своей деятельности, так и качеств собственной личности, как развивающегося будущего специалиста в формирующей учебной ситуации, осваивать новые принципы действий, ориентировать познавательные процедуры на получение уникальных инновационных достижений и результатов.
10. Реализация продуктивной технологии формирования профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики позволяет не только рационально использовать профессионально значимые физические знания, но и изменить традиционный характер решения учебных задач и выполнения заданий. Это выражается в оценке рациональности выбора применяемых методов, самостоятельной разработке творческого метода, методики, алгоритма решения поставленной технической проблемы. Другими словами, получение физических знаний в процессе реализации продуктивной технологии формирования профессиональной компетентности будущих инженеров ориентировано на генерирование и закрепление новых способов добывания, передачи и применения инженерных умений и навыков, необходимых для разработки или усовершенствования технологических процессов и объектов профессиональной деятельности. Продуктом инновационной инженерной деятельности в формирующем профессиональную компетентность будущих инженеров процессе можно назвать специально разрабатываемый студентами образовательный (в том числе и вспомогательный) методический материал, создаваемые физико-технические макеты, модели, действующие образцы усовершенствованных профессиональных объектов, опыт рефлексии, осмысления и переживания самого себя как развивающегося специалиста, соответствующий не только конкретным обучающим эпизодам из курса физики, но и несущий на себе отпечаток современности, соответствующий перманентно меняющимся задачам инженерного творчества, а так же развивающимся в процессе изучения физики индивидуальным, дифференцированным личностным интересам и взглядам, личным мотивам студентов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
К основным результатам проведенного педагогического исследования, отражающим его новизну, теоретическую и практическую значимость, относятся следующие положения.
1. По итогам оценки пригодности и результативности традиционной массовой практики обучения студентов физике в технических вузах в плане формирования профессиональной компетентности будущих инженеров были выявлены основные противоречия, связанные с недостатками методической организации и технологического обеспечения формирующего педагогического процесса. Осмыслена концепция качественного управляемого формирования профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики, рассмотрены преимущественные направления компетентностной модификации традиционной методики обучения указанной учебной дисциплине.
2. Произведенный анализ трудностей процесса формирования профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики позволил определить приоритетные методические и теоретические подходы к конструированию методической системы: системный, компетеностный, функционально-деятельностный и дифференцированный, а так же выделить структурирующую роль в модернизированном процессе изучения физики общедидактических принципов. Кроме того, были сформулированы и положены в основу методической системы эмпирические принципы формирования профессиональной компетентности будущих инженеров: 1) коммуникативной профессиональной направленности учебно-профессионального освоения курса физики; 2) информатизации процесса изучения физики в соответствии с направлением кадровой подготовки; 3) освоения физических знаний в творческом проектировании объектов предстоящей инженерной деятельности, 4) создания в процессе изучения физики материальных и интеллектуальных продуктов учебно-профессиональной деятельности. Указанные принципы были сформулированы по результатам анализа выявленных в проведенном исследовании закономерностей, указывающих на взаимосвязь между уровнем сформированности профессиональной компетентности будущих инженеров и достижениями студентов по итогам экспериментального обучения физике. В результате было обозначено комплексное интегрированное направление научно-теоретического поиска системной организации процесса изучения курса физики в соответствии с фиксированными целями качественной профессиональной подготовки будущих инженеров, обеспечивающей необходимый уровень сформированности профессиональной компетентности будущих инженеров.
3. Произведен анализ современной научной трактовки понятия «профессиональная компетентность будущих инженеров» на основе выделения императивов «мочь, уметь» и «быть, стать», соответствующих ведущим положениям компетентностного и функционально-деятельностного подходов. Раскрыто содержание феномена профессиональной компетентности, как личностного новообразования, структурно интегрирующего нескольких групп взаимосвязанных профессиональных компетенций, определенных ФГОС ВПО 2009 г. и сгруппированных в соответствии с обобщенными видами профессиональной деятельности инженеров. Разработана и теоретически обоснована модель профессиональной компетентности будущих инженеров, включающая в себя инвариантную и дифференцированную компоненты, разделяющие физико-техническое содержание выделенных групп профессиональных компетенций будущих инженеров, отобранных в соответствии с обобщенными видами профессиональной деятельности, функциями специалиста и спецификой выбранного направления кадровой инженерной подготовки. Доказана правомочность реализации в качестве интеграционного базиса указанной модели профессиональной компетентности будущих инженеров выбранных педагогических подходов и принципов. Раскрыт способ группировки профессиональных компетенций специалиста (определяемых ФГОС ВПО 2009 г.) в соответствии с обобщенными видами профессиональной деятельности: научно-исследовательской, организационно-управленческой, проектно-конструкторской, производственно-технологической, сервисно-эксплуатационной.
4. Разработаны и описаны показатели, как совокупность профессиональных компетенций, определенных ФГОС ВПО 2009 г. и сгруппированных по обобщенным видам профессиональной деятельности инженеров. Определены четыре уровня сформированности указанных показателей: оптимальный, допустимый, критический, недопустимый. Разработаны критерии (с физико-техническим инвариантно-вариативным содержанием) оценки уровня сформированности сгруппированных профессиональных компетенций будущих инженеров. Дано подробное научно-теоретическое изложение содержания указанных критериев, включающее в себя физико-техническую сегментацию по инвариантной (общей для различных направлений подготовки инженеров) и дифференцированной составляющей (на примере направления подготовки 190600 – «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов»).
5. На основе системного, компетентностного, функционально-деятельностного и дифференцированного подходов, общедидактических и эмпирических принципов сконструирована система формирования профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики, включающая в себя следующие компоненты: цель, содержание, методы, организационные формы, средства формирования профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики, диагностика уровня сформированности профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики, результат формирования профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики, коррекция указанного формирующего процесса. Множественность описания указанной системы предполагает альтернативное определение ее структуры в соответствии с функциями управления: целеполагание, ранжирование, реализация, обобщение и анализ, коррекция. Описано содержание компонентов системы, произведено доказательство наличия необходимых системных признаков. Описано взаимодействие указанной методической системы с внешней средой, которое включает в себя: проектирование и осуществление учебно-профессионального сотрудничества преподавателей и студентов в процессе изучения физики; организация взаимодействия вуза, науки и производства, охватывающего научно-производственное, физико-техническое и образовательно-практическое становление будущего специалиста; повышение уровня методической готовности преподавателей к инновационному обучению физики; сочетание междисциплинарной интеграции с профессиональной дифференциацией содержания курса физики.
6. В педагогическом эксперименте доказана результативность предложенной в монографии системы формирования профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики, подтверждена справедливость основных положений выбранной теоретической концепции исследования. Обоснована необходимость и доказана правомочность и эффективность качественной компетентностной трансформации тактики обучения физике студентов инженерно-технических специальностей. В процессе опытно-экспериментальной работы доказано значимое с точки зрения достигаемого эффекта использование разработанных педагогических технологий формирования профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики.
7. Изданы статьи, монографии, учебные и учебно-методические пособия, компьютерные практикумы для преподавателей физики и студентов, содержащих всестороннее изложение методики и технологий формирования профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики. Разработана компьютерная программа «Диагностика уровня развития профессиональных компетенций студентов», сформирован фонд контрольно-оценочных заданий по физике (позволяющих определить уровень сформированности профессиональной компетентности будущих инженеров), разработаны мультимедийные лекции по курсу физики с дифференцированным по профессиональной специфике функционально-деятельностным содержанием. Составлена рабочая программа учебной дисциплины «Физика», которая включает в себя технологии формирования профессиональной компетентности в процессе изучения физики с указанием количества часов, отводящихся на их применение, изучаемых разделов и тем курса физики, видов занятий, и рекомендованного информационно-аналитического оснащения.
На основе результатов теоретического исследования проблемы и итогов проведения педагогического эксперимента можно сформулировать следующие выводы.
1. Постоянное изменение запросов производственно-технической инфраструктуры, предъявляющей качественно новые требования к уровню профессиональной компетентности будущих инженеров, меняет традиционные представления о цели обучения курсу физики и сущности субъектной самореализации студентов в процессе профессиональной подготовки. Обновленное содержание процесса изучения физики и реализуемой в нем учебной деятельности студентов включает в себя интерактивное взаимодействие субъектов процесса формирования профессиональной компетентности будущих инженеров, реализацию информационно-аналитической, проектной и продуктивной технологий формирования профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики, в основе которых лежит реализация функций и обобщенных видов деятельности специалиста, предусмотренных ФГОС ВПО 2009 г.
2. В условиях целевых корректур процесса изучения курса физики необходима стандартизирующая и целеориентирующая процесс профессиональной подготовки теоретически обоснованная модель профессиональной компетентности будущих инженеров, позволяющая выразить основные целевые направления образовательной подготовки студентов по предмету «Физика». Реализация методического планирования достижения необходимых результатов, мониторинга и оценки управляемого формирования выделенных групп профессиональных компетенций будущих инженеров фокусирует весь спектр профессиональных компетенций в интеграционной политике комплексной реализации в процессе изучения физики в разработанной модели профессиональной компетентности будущих инженеров.
3. Реализация организованного процесса изучения физики по своим характеристическим признакам должна соответствовать модели профессиональной компетентности будущих инженеров и обеспечивать качественную подготовку квалифицированных специалистов, способных осуществить бесконфликтный переход субъекта педагогического формирующего процесса в профессиональную сферу инженерной деятельности. Адаптация функций специалиста к способам реализации учебной деятельности студентов в процессе изучения физики, имитация способов реализации основных видов инженерной деятельности с учетом специфики профессиональной подготовки консолидирует процессы выбора индивидуального стиля и маршрута освоения учебного материала по физике и существенно обогащает методику процесса ее преподавания.
4. Строгая дифференциация в соответствии с профессиональной спецификой выбора содержания перманентно обновляющегося информационного обучающего контента по курсу физики должна производиться в соответствии с ранговыми задачами формирующего процесса. Использование критериев определения уровня сформированности профессиональной компетентности будущих инженеров позволяет оценить первостепенные направления и потребности методической организации учебной деятельности студентов, принадлежащих к группам с оптимальным, допустимым, критическим и недопустимым уровнем сформированности указанного качества личности. Активное использование обновляющегося информационно-аналитического инструментария в технологиях формирования профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе обучения физике, так и в диагностике, мониторинге и оценке результатов процесса формирования профессиональной компетентности является основой современной методической системы формирования профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики.
5. Переосмысление и преобразование методики обучения физике в высшей школе требует содержательного и структурного преобразования традиционной практики организации учебной деятельности студентов, включая все ее элементы: предметный материал обучения физики, через наполнение его содержания востребованными в выбранной профессиональной области физико-техническими нюансами и приложениями; планомерное применение технологий формирования профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики, воспитывающих инженерную культуру личности будущего специалиста. Объективизация и конкретизация содержания изучаемого материала физики позволяет сделать понятным целевую направленность процесса обучения для субъектов профессиональной подготовки, а синхронизация выбранных методов с целевой ориентацией изучения курса физики позволяет успешно реализовать технологическую составляющую педагогического формирующего процесса. Эволюционная дифференцированная адаптация организационных форм, использующихся в процессе изучения физики должна быть адекватной цели и задачам процесса формирования профессиональной компетентности будущих инженеров. Использование компьютеризированного диагностического инструментария позволяет оценить результат формирующего процесса. Полученный результат – достигнутый уровень сформированности профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики является основанием для выполнения коррекции процесса формирования профессиональной компетентности будущих инженеров: подбора содержания физического мтариала, методов, организационных форм, средств формирования указанной компетентности, использование новых фондов контрольно-диагностической базы, адекватно соответствующих корректировочным задачам.
6. Альтернативным направлением в конструировании системы формирования профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики является использование в качестве базисного основания ее структуры следующих функций управления: целеполагание, ранжирование, реализация, обобщение и анализ, коррекция. Произведено доказательство наличия необходимых системных признаков: компонентный состав, структурность и наличие системообразующего фактора, целостность и развитие, иерархичность, множественность описания, взаимосвязь и взаимодействие со средой, наличие управления. Разработка педагогических технологий формирования профессиональных компетенций будущих инженеров в процессе изучения физики позволяет выгодно использовать системный комплексный интеграционный характер методической реализации процесса формирующей педагогической деятельности в обучении физике с точки зрения перспектив целенаправленного обучения.
7. Формирование профессиональной компетентности будущих инженеров в составе ее компонентов (профессиональных компетенций, сгруппированных по видам деятельности инженеров: научно-иссле-довательской, организационно-управленческой, проектно-конструктор-ской, производственно-технологической, сервисно-эксплуатационной) эффективно при условии комплексной реализации указанной экспериментальной системы. Феномен закономерного повышения уровня сформированности профессиональной компетентности будущих инженеров в экспериментальных группах студентов объясняется реализацией в комплексном сочетании педагогических технологий экспериментальной формирующей методической системы. Это требование определяет содержание теоретической концепции формирования профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики. Методическая организация учебного процесса по изучению физики в соответствии с данной концепцией обеспечивает успешное формирование профессиональной компетентности будущих инженеров и способствует закономерной интеграции результата формирующего процесса в структуру профессиональной подготовки.
8. Отход от традиционной гиперболизации фундаментальности физических знаний в пользу актуализации их прикладного, инженерного назначения, реализация индивидуализированного стиля личностного развития студентов через актуализацию дифференцированной профессиональной направленности обучения физике позволяет избежать не равномерного, деформированного формирования профессиональных компетенций, и дает эффект обобщенного взаимосвязанного гармоничного роста. В результате в экспериментальной группе студентов наблюдается высокая скорость увеличения профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики по сравнению с контрольной группой, при этом существенные изменения личности студентов являются закономерными и необратимыми. Взаимное соотношение уровней развития профессиональных компетенций показывает на наличие и укрепление в процессе эксперимента взаимосвязи между группами профессиональных компетенций. Предложенная система формирования профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики существенно изменяет характер распределения студентов по уровням сформированности профессиональных компетенций в пределах определенных нормативных интервалов.
9. Опыт преодоления трудностей планирования и реализации системы формирования профессиональных компетенций будущих инженеров в процессе изучения физики позволяют сделать вывод об особых устойчивых особенностях модернизации общей методики проведения учебных занятий и особенностей самоподготовки студентов по физике. Затруднения встречаются в концептуальной переориентации курса физики с процессуально-обучающей направленности обучения на его компетентностную, функционально-деятельностную составляющую, ориентированную на специфику профессиональной подготовки. Наличие осведомленности преподавателей в вопросах методики формирования профессиональных компетенций, конкретизация целевых установок и способов достижения результатов в процессе обучения курса физики позволяет достигать успешности в компетентностном построении учебного процесса с использованием различных доступных организационных форм. Информатизация, интерактивность и вовлеченность студентов в творческое проектирование обеспечивает устойчивость и результативность процесса формирования профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики. Устойчивые тенденции целевой направленности, реализационной успешности и достаточной корректируемости обучающей среды включают в себя программный и информационный контент, необходимый для дифференциации используемого материала по физике в соответствии со спецификой профессиональной инженерной подготовки.
10. Проведенное педагогическое исследование позволяет выделить перспективные направления в разработке проблемы формирования профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики. Это проблемы, связанные с дальнейшим уточнением и обновлением (в соответствии с инновационными достижениями в физике и в производственно-технической области) содержания учебного материала курса физики. А так же его дальнейшей адаптацией и дифференциацией в соответствии со спецификой выбранного профиля и направления профессиональной подготовки будущих инженеров. Поиск методов оптимизации и рационализации организационной тактики использования соответствующих технологий, в соответствии с контингентным составом групп студентов и с их индивидуально-личностными особенностями. Совершенствование рефлексивной оценочной практики, позволяющей студентам все больше внимания отдавать самостоятельной подготовке, мотивации и самооценке в формировании профессиональных компетенций в процессе изучения физики, создание и освоение индивидуализированных образовательных маршрутов в обучении физике со структурой, отражающей обязательную, инвариантную компоненту содержания области физических знаний, и дифференцированную в соответствии с индивидуальным стилем обучения. Развитие дидактического обеспечения дальнейшей информатизации процесса обучения физике, осуществление поиска реализации междисциплинарных связей в обучении физики со специальными дисциплинами профессиональной инженерной области, совершенствование способов мотивации и поддержки успехов в профессиональной социализации успешных студентов в процессе изучения физики.