Этапы деятельности преподавателя | Этапы деятельности студентов | Виды профес-сиональной деятельности | Содержание действий студентов по овладению профессиональными компетенциями, сгруппированными по обобщенным видам профессиональной деятельности будущих инженеров |
1 | 2 | 3 | 4 |
Стадия творческого процесса: период интеллектуальной готовности |
Подготовительный этап. Организация учебной деятельности по физике, связанной с освоением теоретического материала, получением студентами практических навыков в решении физических задач и выполнении заданий физического лабораторного практикума. Определение установки учебной деятельности на интеллектуально-техническое развитие личности | Подготовительный этап. Изучение физических основ инженерной деятельности, освоение основных физических законов. Получение практического опыта решения физико-технических задач. Развитие аналитического инженерного мышления, позволяющего решать поставленные задачи с помощью различных физических, технических, | Научно-исследовательская. | Накопление глубоких и прочных знаний по курсу физики, развитие и совершенствование умений и навыков ведения научно-исследовательской деятельности, связанной с постановкой исследовательских задач в области профессиональных интересов будущих инженеров, и творческим поиском их физико-технического решения. Ознакомление с современными методами ведения научных исследований. Изучение способов постановки и решения технических задач в области профессиональной деятельности соответствующего направления подготовки. |
Проектно-конструкторская. | Освоение практико-ориентированных проектно-конструкторских методов, позволяющих проводить решение физических задач чертежно-графическими способами. Изучение способов анализа и конструирования объектов профессиональной деятельности с учетом их физического основания. Ознакомление с методами конструкторской обработки физико-технических данных в компьютерных системах автоматизированного проектирования (САПР). |
Организационно-управленческая. | Получение знаний о современном развитии производственной инженерной отрасли и методах организации физико-технических процессов на производстве. Ознакомление с методами мониторинга качества и экономической эффективности производственных физических процессов. Освоение практической обработки полученных |
1 | 2 | 3 | 4 |
студентов в процессе освоения инженерного компьютеризированного инструментария. | статистических методов анализа. Развитие самостоятельности в выборе методов решения поставленных задач. | | данных с использованием средств и методов современного компьютерного программного обеспечения. |
Производ- ственно-технологическая. | Изучение технического опыта применения физических знаний в организации, управлении и оптимизации производственно технологических процессов. Получение аналитического вооружения методами физико-технического анализа в рационализаторской деятельности инженеров. Ознакомление с практикой применения аналитических методов к описанию и оценке физико-технологических характеристик, позволяющих оценить эффективность и качество применяемых инженерных технологий на производстве. |
Сервисно-эксплуатационная. | Изучение аналитических методов исследования физико-технических процессов, положенных в основу сервисно-эксплуатацонной деятельности инженеров. Изучение современной практики применения физических знаний и методов их анализа к совершенствованию сферы сервиса и эксплуатации объектов профессиональной деятельности. Мониторинг технических новинок и изучение физических основ их конструирования, позволяющих оптимизировать сервисно-эксплуатационные процессы. |
Стадия творческого процесса: усмотрение проблемы |
Поисковый этап. В процессе проведения лекционных и практических занятий по физике освещение перспектив использования современного компьютерного инструментария в профессиональной | Поисковый этап. Знакомство с современными методами компьютерной обработки инженерных данных. Постановка личностно востребованной задачи освоения различных аналитико- | Научно-исследовательская. | Выбор объектов профессиональной деятельности в качестве исследовательского тренажера, позволяющего осуществлять информационно-аналитические операции. Постановка научно-исследовательской проблемы с последующей ее конкретизацией в качестве интеллектуальной задачи. Выбор компьютерных систем инженерного анализа, средств и методов реализации оценочных операций, относительно физических законов, явлений, процессов, параметров и характеристик изучаемых объектов профессиональной деятельности инженера. Нахождение аналитических зависимостей рассматриваемых физико-технических параметров, и их оценка. |
1 | 2 | 3 | 4 |
деятельности инженеров соответствующего профиля подготовки. Проведение обзора современных компьютерных аналитических средств и способов реализации инженерной деятельности, а так же использующихся компьютерных программ. Постановка задачи освоения студентами методов инженерного анализа, адекватных разбору изучаемых физических ситуаций. | оценочных способов анализа профессионально значимой физико-технической информации. Знакомство с различными инженерными системами комплексной обработки физико-технических данных, изучение особенностей различных версий использующегося программного обеспечения. Выбор объектов и процессов профессиональной инженерной деятельности в качестве моделей компьютерного анализа. | Проектно-конструкторская. | Получение установки на определение сферы проектно-конструкторских задач профессиональной деятельности инженеров, имеющих физическое содержание и предполагающих компьютерное решение с помощью систем автоматизированного проектирования. Выбор способов конструкторского анализа и определение итоговой формы чертежно-графического представления результатов. Изучение образцов чертежей, схем, технологических описаний изучаемых объектов профессиональной деятельности с целью обнаружения перспектив их дальнейшей творческой конструкторской модификации. |
|
Организационно-управленческая. | Концентрация на способах организации инженерной деятельности и ее физико-технических аспектах применительно к изучаемой области профессионального приложения физических знаний. Выделение физико-технических параметров, влияющих на эффективность организации профессиональной деятельности инженеров. Выбор оптимизационных алгоритмов и поиска решений, связанных с подбором выявленных физических параметров, экологических и эргономических характеристик объектов и процессов профессиональной деятельности инженеров. |
Производ- ственно-технологическая. | Рассмотрение физических процессов и явлений, являющихся основой производственно-технологической деятельности. Выбор физико-технических параметров и характеристик указанных процессов в целях изучения качества реализуемых производственных технологий. Определение динамики найденных параметров в традиционных и инновационных производственно-технологических процессах. Постановка задачи оптимизационного поиска компьютерных методов и подбора физических параметров, влияющих на характеристики указанных процессов. |
1 | 2 | 3 | 4 |
| | Сервисно-эксплуатационная. | Реализация оценочной деятельности, связанной с определением набора параметров и характеристик физических процессов, влияющих на производительность сервисно-эксплуатационной деятельности инженеров. Выбор компьютерных средств и пакетов анализа, позволяющих решить проблему эргономичности оснастки сервисно-эксплуатационного оборудования и оптимизации задействованных физических процессов. Выбор физических параметров, влияющих на трудоемкость процесса сервисно-эксплуатационной деятельности и определение способов их компьютерной аналитической обработки. |
Стадия творческого процесса:формулировка задачи |
Проблемно-постановочный этап. Определение цели аналитической обработки данных, обзор возможных методов достижения поставленной цели. Объяснение преимуществ, особенностей и недостатков возможных методов решения поставленной аналитической задачи. Обращение внимания на эргономичность интеллектуального | Проблемно-постановочный этап. Осмысление поставленной задачи аналитической оценки физико-технических параметров объектов профессиональной инженерной деятельности. Ознакомление с компьютерными методами их решения, освоение выбора программного обеспечения и методов осуществления аналитической | Научно-исследовательская. | Четкое описание научно- исследовательской задачи. Лаконичная запись заданных и исходных параметров, подчиненная научной логике описания физических законов и явлений, применяемых в профессиональной деятельности инженеров. Учет формализма научного нормирования и стандартизации аналитической инженерной деятельности, принятого в реализации научных исследований. |
Проектно-конструкторская. | Фиксация внимания на конструкционно-аналитических особенностях заданий по физике. Определение компьютерной среды проектирования и выбор инженерных методов решения конструкторской задачи. Определение формы представления выполненного профессионально-ориентированного задания (чертежи, макеты, пространственные модели). |
Организационно-управленческая. | Определение способов самоорганизации инженерно-технического труда, согласования техники реализации выполняемого проекта с условиями и критериями оценки его качества. Установка самоконтроля над сроками и способами проведения интеллектуально-аналитической деятельности инженеров. |
1 | 2 | 3 | 4 |
труда и на способы и параметры оценки его качества. | деятельности. Фиксация заданных физических параметров как исходных аналитических показателей. | Производ- ственно-технологическая. | Определение производственно-технологической составляющей поставленной физической задачи, связанной с анализом представленного технологического описания объектов профессиональной деятельности. Определение аналитических способов физического и технологического описания исследуемых аналитических параметров. |
Сервисно-эксплуатационная | Ознакомление с идеей и способами аналитического описания сервисно-эксплуатационных параметров изучаемых объектов профессиональной деятельности. Выбор способов оценки параметров, влияющих на технические, эргономические и экономические качества сервисно-эксплуатационного оборудования, использующегося в профессиональной деятельности инженеров. |
Стадия творческого процесса:поиск решения |
Эвристический этап. Курирование деятельности студентов по освоению методики использования профессионального инженерного программного обеспечения. Подбор списка методической литературы, оказание помощи в выполнении пошаговой | Эвристический этап. Освоение способов и этапов проведения интеллектуальной оценочной деятельности, связанной с анализом физических параметров изучаемых объектов профессиональной деятельности инженеров. Изучение руководства пользователя и методических | Научно-исследовательская. | Поэтапное выполнение (согласно методическому описанию) алгоритмов реализации различных аналитических методик. Освоение операций синтеза, слияния и сравнения информации о параметрических зависимостях физико-технических данных, полученных разными методами. Изучение степени взаимного согласования аналитических и статистических методов анализа, вычислительных и оценочных погрешностей. |
Проектно-конструкторская. | Последовательная реализация программы исследовательского конструкторского анализа объектов профессиональной деятельности инженеров. Поэтапное освоение моделирования, конструкционной аналитики и методов чертежно-графического анализа объектов инженерной деятельности. Освоение отдельных элементов анализа физических данных с помощью компьютерного инженерного конструкторского программного обеспечения. |
1 | 2 | 3 | 4 |
алгоритмической деятельности. Комментирование и формулировка рекомендаций относительно эффективности прохождения этапов обработки физико-технической информации. | рекомендаций по использованию систем инженерного анализа данных. Поиск дополнительной информации в Интернете о практических способах работы в использующихся программных продуктах. | Организационно-управленческая. | Освоение организационно-управленческой компетенции будущих инженеров в процессе рефлексивного самоанализа и аналитико-оценочной практики результатов проводящейся информационно -аналитической деятельности. Фиксация способов аналитико-синтетической деятельности, связанной с поиском аналитических связей между исследуемыми физико-техническими данными. Освоение рациональных способов проведения аналитических инженерных операций. |
Производ- ственно-технологическая. | Аналитический поиск, учет и фиксация производственно-практических условий и физических процессов, происходящих в ходе функционирования объектов профессиональной деятельности будущих инженеров. Проекция характеристик полученной модели физико-технологических процессов на реальную производственную ситуацию. Освоение практики применения аналитического инструментария к изучению физических основ производственно-технологических процессов. |
Сервисно-эксплуатационная | Поиск алгоритмов компьютерного анализа физико-технических характеристик качества организационных процессов сервиса и эксплуатации объектов профессиональной деятельности инженеров. Изучение различных методов компьютерной оценки физико-технических, эргономических, экологических характеристик качества режимов сервисно- эксплуатационной деятельности инженеров. |
Стадия творческого процесса: реализация информационно-аналитической деятельности и техническое оформление ее результатов |
Исполнительно- практический этап. Оказание необходимого консультирования | Исполнительно- практический этап. Оформление результатов аналитической | Научно-исследовательская. | По итогам реализации инженерно-технологической деятельности производится освоение норм представления научно-технических отчетов с теоретико-экспериментальным подтверждением выводов проведенного информационно-аналитического анализа физико-технических данных. Дается развернутое обоснование выбора мето- |
1 | 2 | 3 | 4 |
студентов относительно подведения итогов аналитической практики и оценки физических параметров объектов профессиональной деятельности инженеров. Указание требований аналитических стандартов и шаблонов к оформлению результатов физико-технического анализа. | инженерной деятельности в соответствии с нормативами и стандартами предъявления полученных результатов. Подготовка физико-технического отчета по аналитико-оценочной практике. Изучение возможностей используемых пакетов анализа к представлению конечного продукта инженерного анализа физических данных. | | дики исследования, характеристика полученных теоретических зависимостей и их соответствия поставленным целям и задачам исследования. |
Проектно-конструкторская. | Оформление в соответствии с техническими нормативами по итогам выполнения конструкторских аналитических операций чертежей, схем, моделей, макетов объектов профессиональной инженерной деятельности. Получение опыта двух и трехмерного проектирования объектов профессиональной деятельности с использованием компьютерных систем автоматизированного проектирования. Оформление сопроводительной проектно-чертежной документации. |
Организационно-управленческая. | Решение координационных вопросов относительно сроков и формы исполнения и информационно-аналитических заданий по физике. Подготовка и оформление доклада и оформление электронного проектно-конструкторского портфолио, содержащего все основные параметры и физико-технические характеристики исследуемого объекта профессиональной деятельности инженеров. |
Производ- ственно-технологическая. | Создание оптимизационных моделей реализации производственно-технологической деятельности будущих инженеров. Изучение технологической документации с чертежно-графическим описанием инженерно-технических объектов. Подготовка и совершенствование отчетов о проведенной аналитической деятельности с указанием физических параметров изучаемых производственных процессов. |
Сервисно-эксплуатационная | Подготовка электронных документов в программах инженерного проектирования по итогам информационно-аналитической обработки физических данных, относящихся к описанию сервисно-эксплуатационных процессов на производстве. Создание сопроводительной аналитико-технической документации, разъясняющей физические основы сервисно-эксплуатационной деятельности инженеров. |