Краткое теоретическое введение

1. Индуктивность контура. Явление самоиндукции

Вокруг любого проводника с током I существует магнитное поле.

Собственное магнитное поле контура с током создает собственный магнитный поток Краткое теоретическое введение - student2.ru через воображаемую поверхность S, ограниченную этим контуром,

Краткое теоретическое введение - student2.ru , (15.1)

где Краткое теоретическое введение - student2.ru – проекция вектора индукции Краткое теоретическое введение - student2.ru магнитного поля тока I на нормаль к элементу поверхности dS.

Из закона Био–Савара–Лапласа и принципа суперпозиции следует, что эта проекция при постоянном значении магнитной проницаемос-
ти m равна

Краткое теоретическое введение - student2.ru

где Краткое теоретическое введение - student2.ru – вектор индукции магнитного поля, созданного элементом Краткое теоретическое введение - student2.ru замкнутого контура Гс током I в точке, местоположение которой относительно Краткое теоретическое введение - student2.ru определяется радиус – вектором Краткое теоретическое введение - student2.ru .

Подставляя выражение для Краткое теоретическое введение - student2.ru в формулу (15.1) и вынося из-под знака интеграла постоянные, получаем

Краткое теоретическое введение - student2.ru (15.2)

или

Краткое теоретическое введение - student2.ru .

Коэффициент пропорциональности Краткое теоретическое введение - student2.ru между собственным потоком вектора магнитной индукции Краткое теоретическое введение - student2.ru через поверхность, ограниченную контуром, и силой тока Краткое теоретическое введение - student2.ru в этом контуре называется индуктивностью контура (коэффициентом самоиндукции).

Из формулы (15.2) следует, что индуктивность контура зависит только от геометрических размеров, формы контура и магнитной проницаемости Краткое теоретическое введение - student2.ru той среды, в которой он находится.

Единица индуктивности в СИ называется Генри (Г): Краткое теоретическое введение - student2.ru

Для достаточно длинного соленоида, витки которого плотно прилегают друг к другу и сделаны из проводника с очень малым поперечным сечением, индуктивность выражается следующей формулой:

Краткое теоретическое введение - student2.ru , (15.3)

где Краткое теоретическое введение - student2.ru – плотность намотки витков соленоида; Краткое теоретическое введение - student2.ru – объем соленоида;
Краткое теоретическое введение - student2.ru – магнитная проницаемость вещества сердечника.

Если сила тока, протекающего по контуру, изменяется со временем, то в соответствии с законом Фарадея в контуре наводится ЭДС самоиндукции Краткое теоретическое введение - student2.ru

Краткое теоретическое введение - student2.ru

Если контур с током не деформируется и магнитная проницаемость среды Краткое теоретическое введение - student2.ru не изменяется (нет ферромагнетиков в магнитном поле контура), то Краткое теоретическое введение - student2.ru и

Краткое теоретическое введение - student2.ru . (15.4)

По правилу Ленца, ЭДС самоиндукции противодействует изменению тока в контуре, замедляя как его возрастание, так и убывание.

2. Закон изменения тока в цепи при подключении

и отключении источника.

Применение закона для определения индуктивности

Найдем изменение тока в цепи, состоящей из последовательно соединенных соленоида, индуктивность которой равна Краткое теоретическое введение - student2.ru , и резистора, активное сопротивление которого Краткое теоретическое введение - student2.ru .

Если внешнее магнитное поле отсутствует или постоянно, а контур неподвижен, то индукционные явления обусловлены только самоиндукцией.

Из закона Ома для замкнутой цепи, в которой действует источник ЭДС Краткое теоретическое введение - student2.ru , а общее активное сопротивление Краткое теоретическое введение - student2.ru , сила тока равна

Краткое теоретическое введение - student2.ru

Для нахождения зависимости силы тока от времени разделим переменные

Краткое теоретическое введение - student2.ru .

Полагая Краткое теоретическое введение - student2.ru постоянными и интегрируя, получаем

Краткое теоретическое введение - student2.ru

где Краткое теоретическое введение - student2.ru – постоянная интегрирования, значение которой определяется начальными условиями решаемой задачи.

Пусть в момент времени Краткое теоретическое введение - student2.ru сила тока Краткое теоретическое введение - student2.ru . Тогда

Краткое теоретическое введение - student2.ru

Выразив силу тока, получим

Краткое теоретическое введение - student2.ru (15.5)

Из этой общей формулы можно получить зависимость силы тока от времени при замыкании цепи. В этом случае начальный ток равен нулю Краткое теоретическое введение - student2.ru и выражение (15.5) приобретает вид

Краткое теоретическое введение - student2.ru (15.6)

Из этой формулы видно, что сила тока при замыкании цепи постепенно увеличивается, стремясь к Краткое теоретическое введение - student2.ru , соответствующей величине постоянного тока (рис. 15.1). Нарастание тока происходит тем медленнее, чем меньше отношение Краткое теоретическое введение - student2.ru в показателе степени экспоненты или больше обратное отношение Краткое теоретическое введение - student2.ru , физический смысл которого обсуждается ниже.

Если же в момент времени Краткое теоретическое введение - student2.ru при силе тока Краткое теоретическое введение - student2.ru источник ЭДС отключить ( Краткое теоретическое введение - student2.ru ), сохранив замкнутость цепи, то из формулы (15.5), получим следующую зависимость силы тока от времени:

Краткое теоретическое введение - student2.ru (15.7)

В этом случае сила тока в цепи постепенно уменьшается от начального значения Краткое теоретическое введение - student2.ru , стремясь к нулю. При этом за время Краткое теоретическое введение - student2.ru (время релаксации) сила тока изменяется в Краткое теоретическое введение - student2.ru раза.

Краткое теоретическое введение - student2.ru

Рис. 15.1

Следует заметить, что в опыте удобнее снимать вместо зависимости силы тока в цепи от времени Краткое теоретическое введение - student2.ru зависимость напряжения на некотором известном активном сопротивлении Краткое теоретическое введение - student2.ru , последовательно включенном в цепь, от времени Краткое теоретическое введение - student2.ru . Напряжение в этом случае будет пропорционально силе тока.

Из сказанного ясно, что, измерив силу токов (или напряжения) в некоторые моменты времени Краткое теоретическое введение - student2.ru , Краткое теоретическое введение - student2.ru и зная, кроме того, величину общего активного сопротивления контура Краткое теоретическое введение - student2.ru , можно с помощью зависимостей (15.6) или (15.7) определить индуктивность контура Краткое теоретическое введение - student2.ru .

Особенно просто, зная активное сопротивление цепи Краткое теоретическое введение - student2.ru , определить её индуктивность, измерив время релаксации,

Краткое теоретическое введение - student2.ru (15.8)

3. Вынужденные электромагнитные колебания в контуре,

их применение для измерения индуктивности

Рассмотрим контур, состоящий из последовательно соединенных конденсатора емкостью Краткое теоретическое введение - student2.ru , активного сопротивления Краткое теоретическое введение - student2.ru и соленоида индуктивностью Краткое теоретическое введение - student2.ru .

Для получения незатухающих электромагнитных колебаний необходимо включить в контур источник тока с периодически изменяющейся ЭДС (рис. 15.2).

Краткое теоретическое введение - student2.ru

Рис. 15.2

В этом случае колебания в контуре являются вынужденными.

Пусть внешняя ЭДС изменяется по гармоническому закону

Краткое теоретическое введение - student2.ru .

Тогда, используя закон Ома, можно получить следующее дифференциальное уравнение вынужденных электромагнитных колебаний

Краткое теоретическое введение - student2.ru

и, решив это уравнение, найти для установившихся вынужденных колебаний связь амплитудных значений силы тока и внешней ЭДС

Краткое теоретическое введение - student2.ru (15.9)

где величина Краткое теоретическое введение - student2.ru называется полным сопротивлением электрической цепи переменного тока.

В нее входят активное сопротивление Краткое теоретическое введение - student2.ru контура, емкостное сопротивление Краткое теоретическое введение - student2.ru и индуктивное сопротивление Краткое теоретическое введение - student2.ru .

Если электрическая емкость контура стремится к бесконечности Краткое теоретическое введение - student2.ru , то есть емкостное сопротивление к нулю, то формула (15.9) упрощается

Краткое теоретическое введение - student2.ru (15.10)

Используя это выражение, получаем рабочую формулу для экспериментального определения индуктивности соленоида. При этом учтем, что амплитуда падения напряжения на активном сопротивлении R связана с амплитудой силы тока в цепи формулой

Краткое теоретическое введение - student2.ru (15.11)

Из выражений (15.10) и (15.11) получим

Краткое теоретическое введение - student2.ru (15.12)

Схемы измерений

Краткое теоретическое введение - student2.ru

Рис. 15.3

Краткое теоретическое введение - student2.ru

Рис. 15.4

Вариант 1. Оценка индуктивности соленоида

Задание к работе

1. Подключите последовательно соединенные резистор Краткое теоретическое введение - student2.ru и катушку индуктивности Краткое теоретическое введение - student2.ru без ферромагнитного сердечника к генератору прямоугольных импульсов (рис. 15.3).

2. Подключите Y-вход осциллографа к резистору Краткое теоретическое введение - student2.ru . На генераторе установите частоту 1200 Гц. Получите на экране устойчивую картину изменения со временем, напряжения на этом сопротивлении, подобную изображенной на рис. 15.1 (см. Приложение).

3. Зная время развертки осциллографа, определите время релаксации Краткое теоретическое введение - student2.ru , а затем по формуле (15.8) вычислите величину индуктивности Краткое теоретическое введение - student2.ru . При этом общее сопротивление цепи R можно приближенно заменить значением Краткое теоретическое введение - student2.ru , пренебрегая внутренним сопротивлением генератора и активным сопротивлением катушки. Поэтому полученное численное значение индуктивности следует рассматривать как оце-
ночное.

4. Повторите измерения Краткое теоретическое введение - student2.ru , подключая другие резисторы. Проверьте, зависят ли получаемые значения индуктивности от сопротивления.

5. Приступите к измерению индуктивности вторым способом. Для этого подключите последовательно соединенные резистор Краткое теоретическое введение - student2.ru и катушку индуктивности Краткое теоретическое введение - student2.ru к звуковому генератору (рис. 15.4), установив на нем некоторые значения частоты в диапазоне 5...15 кГц и амплитуды сигнала. (При таких частотах ток в цепи определяется в основном индуктивным сопротивлением катушки, что повышает точность измерения индуктивности.)

6. С помощью осциллографа измерьте амплитудное значение падения напряжения на резисторе Краткое теоретическое введение - student2.ru .

7. Отключите Y-вход осциллографа от резистора, а звуковой генератор от RL-контура и, не изменяя величину сигнала ЗГ, измерьте с помощью осциллографа амплитудное значение ЭДС генератора Краткое теоретическое введение - student2.ru (см. схему рис. 12.5).

8. Вычислите индуктивность по формуле (15.12).

9. Определите индуктивность, установив другие значения вели-
чин Краткое теоретическое введение - student2.ru . Проверьте, влияют ли эти параметры на результаты изме-рения.

10. Сравните результаты измерения индуктивности Краткое теоретическое введение - student2.ru двумя способами. Объясните различие этих результатов.

Вариант 2. Измерение индуктивности соленоида

Методика измерений

Рассмотрим более подробно первый способ определения индуктивности, основанный на измерении времени релаксации.

Учтем, что общее активное сопротивление контура R равно сумме известного сопротивления R1 и неизвестного заранее сопротивления R*, обусловленного внутренним сопротивлением генератора, сопротивлением соединительных проводов, сопротивлением провода катушки соленоида:

Краткое теоретическое введение - student2.ru .

С учетом этого перепишем формулу (15.7) в виде

Краткое теоретическое введение - student2.ru (15.13)

Тогда время релаксации при подключении сопротивления R1 можно записать как

Краткое теоретическое введение - student2.ru . (15.14)

Это время можно измерить с помощью осциллографа и схемы, изображенной на рис. 15.3.

Если заменить сопротивление R1 другим сопротивлением R2, то время релаксации станет равным

Краткое теоретическое введение - student2.ru . (15.15)

Рассматривая (15.14) и (15.15) как систему двух уравнений с двумя неизвестными R* и L, находим

Краткое теоретическое введение - student2.ru , (15.16)

Краткое теоретическое введение - student2.ru или Краткое теоретическое введение - student2.ru . (15.17)

Формулы (15.17) позволяют, измерив Краткое теоретическое введение - student2.ru и Краткое теоретическое введение - student2.ru , определить индуктивность соленоида с учетом Краткое теоретическое введение - student2.ru , т. е. существенно повысить точность измерения.

Теперь рассмотрим второй способ определения индуктивности L соленоида с помощью вынужденных электромагнитных колебаний в контуре.

Учтем, что в формулу (15.10) входит общее сопротивление кон-
тура

Краткое теоретическое введение - student2.ru ,

а в формулу (15.11) – напряжение на сопротивлении R1.

С учетом этого приравняем правые части формул (15.10) и (15.11)

Краткое теоретическое введение - student2.ru (15.18)

Выражая из (15.18) индуктивность, получаем

Краткое теоретическое введение - student2.ru . (15.19)

Формула (15.19) переходит в (15.12) при Краткое теоретическое введение - student2.ru , т. е. при условии Краткое теоретическое введение - student2.ru . Кроме того, из (15.19) видно, что точность определения L растет с ростом отношения Краткое теоретическое введение - student2.ru . А это отношение велико, если падение напряжения происходит в основном на индуктивном сопротивлении: Краткое теоретическое введение - student2.ru . Поэтому, как отмечалось выше, если проводить измерения при достаточно больших частотах Краткое теоретическое введение - student2.ru , можно получить хорошую точность, используя упрощенную формулу (15.12).

Задание к работе

1. Подключите последовательно соединенные резистор Краткое теоретическое введение - student2.ru и катушку индуктивности Краткое теоретическое введение - student2.ru без ферромагнитного сердечника к генератору прямоугольных импульсов (рис. 15.3).

2. Подключите Y-вход осциллографа к резистору Краткое теоретическое введение - student2.ru . На генераторе установите частоту 1200 Гц. Получите на экране устойчивую картину изменения напряжения на этом сопротивлении со временем, подобную изображенной на рис. 15.1. Зная время развертки осциллографа, определите время релаксации Краткое теоретическое введение - student2.ru (см. Приложение).

3. Отключите сопротивление Краткое теоретическое введение - student2.ru и замените его сопротивлением Краткое теоретическое введение - student2.ru .

4. Определите с помощью осциллографа время релаксации Краткое теоретическое введение - student2.ru .

5. Пользуясь формулами (15.16) и (15.17), определите величины
R* и L1.

6. Приступите к измерению индуктивности вторым способом. Для этого подключите последовательно соединенные резистор Краткое теоретическое введение - student2.ru и катушку индуктивности Краткое теоретическое введение - student2.ru к звуковому генератору (рис. 15.4), установив на нем значение частоты ~15 кГц и некоторое значение амплитуды сигнала.

7. С помощью осциллографа измерьте амплитудное значение падения напряжения на резисторе Краткое теоретическое введение - student2.ru .

8. Повторите измерения амплитуды при частотах ~6 и ~2 кГц.

9. Отключите осциллограф от концов резистора, а звуковой генератор от RL-контура и, не изменяя величину его сигнала, измерьте с помощью осциллографа амплитудное значение ЭДС генератора Краткое теоретическое введение - student2.ru .

11. Вычислите индуктивность по формуле (15.12) для всех трех частот.

12. Сравните результаты измерения, объясните различия.

Контрольные вопросы

1. В чем состоит явление электромагнитной индукции?

2. Сформулируйте закон Фарадея и правило Ленца для электромагнитной индукции.

3. Объясните физическую причину появления индукционного тока в неподвижном контуре, помещенном в переменное магнитное поле.

4. Найдите выражение для ЭДС индукции и индукционного тока в плоском витке, равномерно вращающемся в однородном, стационарном магнитном поле.

5. В чем состоит явление самоиндукции? Напишите выражение для ЭДС самоиндукции.

6. Что называется индуктивностью контура? От чего она зависит?

7. Как определить индуктивность контура путем подключения и отключения внешнего источника ЭДС (т.е. первым способом)?

8. Объясните физический смысл времени релаксации. Как, измерив это время, определить индуктивность соленоида?

9. Как повысить точность этих измерений? Получите соответствующие рабочие формулы.

10. Как, используя вынужденные электромагнитные колебания, осуществить измерение индуктивности соленоида вторым способом? Получите соответствующую формулу.

11. Что влияет на точность измерения индуктивности вторым способом и как её повысить?

Список литературы

1. Яворский Б.М., Детлаф А.А., Милковская Л.Б. Курс физики: Учебник. – М.: Высш. шк., 1964. – Т. 2: Электричество и магнетизм.

2. Савельев И.В. Курс общей физики. – М.: Наука, 1978. – Т. 2
(и последующие издания этого курса).

Лабораторная работа № 16

Наши рекомендации